Элективный курс "Конвенция о правах ребенка - детям"
элективный курс по праву (8 класс) по теме

Бушуева Ольга Николаевна

Элективный курс "Конвенция о правах ребенка - детям" рассчитан на 17 часов на изучение в 8-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konventsiya_o_pravakh_rebenka.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

       УТВЕРЖДАЮ                                                                СОГЛАСОВАНО

       Директор МОУ «СОШ № 19»                                         На ШМО                                                                                  

       «         »           2012 г.                        «                »                          2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Конвенция о правах ребенка - детям

Класс         8        

Автор программы (учитель)   Бушуева О.Н.

Срок реализации программы  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа составлена на основе курса «Конвенция о правах ребенка - детям», который составлен И. М. Шахтиной, учителем истории и обществознания, опубликованном в журнале «Профильная  школа» (№ 3  2010).

          Программа курса составлена на основе «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденной приказом МО РФ №2783 от 18.07.2002 г.

Программа курса составлена на  основе Конвенции о правах ребенка  1989 года и рассчитана на изучение в 8-9 классах, глее ставится задача профессионально-личностного самоопределения учащихся.

Сегодня в обществе очень много говорится о правах ребенка. Важно научить ребенка пользоваться своими правами, уважать права окружающих и не забывать ответственности за свои поступки.  Ведь человек, наделенный правами, осознающий  их значимость для себя, обязательно  должен  предпринимать  меры для соблюдения этих прав в отношениях с другими людьми.

  Курс «Конвенция о правах ребенка - детям» дает представление об основах правового статуса ребенка, человека, гражданина,  необходимых для дальнейшего цивилизованного участия в общественной жизни.  В курсе  «Конвенция о правах ребенка - детям» особое внимание уделено юридической защищенности несовершеннолетних.

 Цели курса:

-  научить ребенка действовать в конкретной жизненной ситуации, опираясь на конкретные нормы российского и международного законодательства, иметь представление о деятельности правоохранительных органов и общественных организациях, которые занимаются проблемами связанными с несовершеннолетними и защитой их прав;

- сформировать мотивацию выбора юридической специальности для последующего изучения в профильной старшей школе и вузе.

Задачи курса:

-  раскрыть основные понятия, связанные с определением  правового статуса ребенка, человека, гражданина;

- познакомить с основными нормативно-правовыми актами, основными формами судебной и внесудебной защиты прав несовершеннолетних;

- развить представление о необходимости активного использования своего права на защиту от нарушений;

- углубить представления учащихся о сущности и видах юридической ответственности, о правонарушениях и преступлениях;

- познакомить с социальными и юридическими профессиями, оказывающими  помощь несовершеннолетним;

- создать базу для ориентации обучающихся в мире этих профессий через исследовательскую проектную деятельность;

- закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группе, умение вести дискуссию, применять полученные правовые знания к конкретным ситуациям, грамотно излагать свою точку зрения;

- формировать навыки  нравственного законопослушного поведения;

- способствовать воспитанию правовой культуры.

Программа  курса рассчитана на изучение  в 8 классах. Программа рассчитана на 17 часов.  Периодичность занятий – 1ч в неделю.

   Курс реализует компетентностный, деятельностный  и индивидуальный подход к обучению.  При этом предполагается более широкое использование таких методов и форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, научных проектов, подготовка рефератов, использование ИКТ и т.д. Предполагается выполнение учащимися практических работ по теме «Право на выживание и развитие», а  также итоговая практическая работа по курсу  по выбранной теме.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

ТЕМА

Кол-во часов

Кол-во часов на практические работы

Тема 1. Введение. Что такое права и свободы.

Тема 2. Права человека для детей.

Тема3. Конвенция о правах ребенка.

Тема4.Классификация прав ребенка.

Тема 5. Право на выживание и развитие.

Тема 6. Право на участие. Все мы равны.

Тема 7. Право на защиту.

Тема8. Российское законодательство и государственные органы власти в области защиты прав ребенка.

Тема 9. Нет прав без обязанностей.

Тема  10. Комитет по правам ребенка.

Итоговое занятие.

Защита проекта.

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

ИТОГО

17

3

Содержание учебного материала

Тема 1. Введение. Что такое права и свободы человека.

Презентация курса. Определение целей и задач.  Что такое  права и свободы. Мир прав человека. Знание о  правах человека как одна из основ общечеловеческой культуры.

Тема 2. Права человека для детей.

Кто такой ребенок. Зачем нужны права ребенку. Развитие идеи соблюдения  прав ребенка в истории мирового законодательства. Основные международные документы о правах ребенка.

Тема 3. Конвенция о правах ребенка.

Что такое конвенция. История создания Конвенции о правах ребенка. Зачем нужна Конвенция. Структура. Содержание. Принципы Конвенции. Конвенция в действии. Значение Конвенции.

Тема 4. Классификация прав ребенка.

Содержание Конвенции. Типология прав ребенка по Конвенции. Характеристика групп основных прав ребенка.

Тема 5. Право на выживание и развитие.

Основные потребности человека и их связь с правами человека. Главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свобода. Права, необходимые для роста и  развития детей.  Условия жизни детей, влияющие на их право на развитие.

Тема 6. Право на участие. Все мы равны.

Что такое дискриминация. Формы дискриминации. Как  бороться с дискриминацией. Активное участие детей в общественной жизни. Равенство и равноправие.

Тема 7. Право на защиту.

Что такое насилие. Формы насилия. Эксплуатация детского труда.  Пути и формы обеспечения реализации прав и свобод личности.

Тема 8. Российское законодательство и государственные органы власти в области защиты прав ребенка.

Основы государственного механизма защиты прав и свобод в Российской Федерации. Российское законодательство на страже интересов ребенка. Государственные  и общественные организации по защите  прав ребенка. Омбудсмен. Суды.  Прокуратура. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав ребенка. Органы опеки и попечительства. Ювенальная юстиция. Государственная политика по защите прав ребенка.

 Тема 9. Нет прав без обязанностей.

Необходимость законного ограничения прав и обязанностей. Обязанности детей. Конституционные обязанности. Ответственность несовершеннолетних за нарушение закона.

Тема  10. Комитет по правам ребенка.

Международные организации по защите прав детей.  Комитет ООН по правам ребенка.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока с начала года/ № урока в теме

ТЕМА УРОКА

1/1

2/2

        3/3

4/1

5/2

6/3

7/4

8/5

9/6

10/7

11/8

12/1

13/2

14/3

15/1

16/2

17/1

Введение. Что такое права и свободы человека.

Права человека для детей.

Конвенция о правах ребенка.

Классификация прав ребенка.

Право на выживание и развитие.

Право на выживание и развитие (практикум).

Право на участие.

Все мы разные, все мы равны.

Право на защиту.

Право на защиту.

Российское законодательство и государственные органы власти в области защиты прав ребенка.

Российское законодательство и государственные органы власти в области защиты прав ребенка.

Нет прав без обязанностей.

Комитет по правам ребенка.

Итоговое занятие.

Защита проекта (практикум).

Защита проекта (практикум).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии оценивания курса: наличие конспектов, активное участие в беседах, деловых играх; выполнение практических заданий, проектов и рефератов.

Оценка "Зачёт" ставится, если ученик выполнил все практические работы, приготовил и защитил проекты по программе курса.

Критерии оценки проекта:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общее оформление.
  3. Обоснование проекта.
  4. Разработка плана проекта.
  5. Содержание проекта.
  6. Выводы.

Экспертный лист для оценки проектов.

1. Название проекта______________

2. Авторы проекта (Ф.И.О)____________

3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию - 2 балла.

3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.

4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Правоведение. 10-11 классы (элективные курсы) / М.В. Мустафина. – Волгоград: Учитель.- 2006.
  2. Володина, С.И. Основы правовых знаний. 8-9 классы. В 2 кн. / С.И. Володина. – Изд-во «Новый учебник». – 2005.
  3. Володина, С.И. Хрестоматия к учебнику «Основы правовых знаний». 8-9 классы. В 2 кн. /  С.И. Володина. – Изд-во «Новый учебник». – 2005.
  4. Квигли П., Келли К. О нашей Конвенции: метод.пособие по преподаванию прав ребенка: для детей среднего и старшего школьного возраста. – М.: Изд-во «Права человека». -2003.
  5. Первые шаги. Начальный курс обучения правам человека: учебное пособие. – М.: Изд-во «Права человека». – 2003.
  6. Сайт «Детская линия». http: // linia.udm.net.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по теме: «Проблема нарушения прав ребенка в Российской Федерации ».

Цели и задачи данного элективного курса1. Создание ориентационной базы для выбора обучающимися профильного обучения.2. Создание условий для пробы возможностей обучающегося в элективном курсе3. Знакомс...

УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов

курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...

УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов

курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...

УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;

курс прелагается для преподавания в основной школе.он содержит пояснительную записку, программу курса, технологическую карту, методические рекомендации учителю, глоссарий, хрестоматию, рабочую тетрадь...

УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;

элективный курс для 8-9 классов; содержит Программу курса, методические рекомендации учителю, Рабочую тетрадь для учащихся, глоссарий, хрестоматийный материал....

План проведения декады по защите прав детей, посвященной принятию Конвенции ООН «О правах ребенка»

составлен план мероприятий работы социального педагога в коррекционной школе-интернате 8 вида...