Правовой клуб
элективный курс по праву (8 класс) на тему

Программа внеурочных занятий «Правовой клуб» предназначена для учащихся 8-11 классов, мотивированных на поступление  вузы на юридические  специальности . Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми  информационно-коммуникативными  и социальными компетенциями. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,  правовыми источниками.

          Цель курса: формирование  более глубоких представлений о  конституции РФ, истории государства и права, отраслях права, подготовка к олимпиадам.

 

Задачи  курса

Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий  по праву

Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами правовых источников.

 Стимулирование  познавательной  активности и интереса учеников к предмету, в том числе в контексте выбора   ими  профессионального гуманитарного   обучения;

    Содействовать воспитанию свободной и ответственной личности выпускника, её социализации в современных  условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_klub_programma.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 3г.Мамадыш»

Мамадышского муниципального района РТ

«Правовой клуб»

Программа  курса

Учитель истории и обществознания

Ахметова Р.И.

Мамадыш 2013

Программа     внеурочных занятий   «Правовой клуб»

Пояснительная записка

 Программа внеурочных занятий «Правовой клуб» предназначена для учащихся 8-11 классов, мотивированных на поступление  вузы на юридические  специальности . Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми  информационно-коммуникативными  и социальными компетенциями. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,  правовыми источниками.

          Цель курса: формирование  более глубоких представлений о  конституции РФ, истории государства и права, отраслях права, подготовка к олимпиадам.

Задачи  курса

Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий  по праву

Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами правовых источников.

 Стимулирование  познавательной  активности и интереса учеников к предмету, в том числе в контексте выбора   ими  профессионального гуманитарного   обучения;

    Содействовать воспитанию свободной и ответственной личности выпускника, её социализации в современных  условиях.

Содержание курса включает

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия  направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов уделяется отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия  ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации из неадаптированных источников.  

 В результате изучения данного курса учащиеся должны:

• Систематизировать  и углубить теоретические знания  по праву

Проявить компетентности, позволяющие использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

             Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить: анализ казусов, моделирование (упрощенные судебные разбирательства), деловые игры.

       Предлагаемый курс занятий  направлен на преодоление правового нигилизма и формирование правовой культуры и правомерного поведения учащихся.

       Программа курса

  1. Введение (2 ч).

         Тип занятия: сообщение новых знаний.

         Основные вопросы: особенности курса и его практическая направленность.

        Форма занятия: рассказ учителя.

  1. Право и мораль. Взаимосвязь государства и права (4 ч).

         Тип занятия: сообщение новых знаний.

         Основные вопросы: появление морали в жизни общества; отличительные признаки норм морали; возникновение государства и права; признаки правовых норм; взаимосвязь права и морали.

          Форма занятия: рассказ учителя, сообщение учащегося по теме» Решение казусных вопросов  древности», дискуссия «Можно ли жить без норм права и морали?».

  1. Отрасли современного права (4 ч).

Тип занятия: сообщение новых знаний.

         Основные вопросы: понятие отрасли права, характеристика основных отраслей права.

          Форма занятия: рассказ учителя, анализ фрагментов Кодекса РФ об административных правонарушениях, Гражданского, Трудового, Семейного и Уголовного кодексов РФ.

  1. Конституционное право (4 ч).

          Тип занятия: сообщение новых знаний.

          Основные вопросы: Конституция – основной закон; роль Конституции в жизни страны; Конституция РФ 1993 г.; конституционные права и обязанности; основы конституционного строя РФ.

           Форма занятия: урок-конференция по заранее подготовленным учащимися основным вопросам занятия; дискуссия «Конституционный закон: стал ли он нормой нашей жизни?»; выполнение учащимися практических заданий.

  1. Административное право (4 ч).

Тип занятия: сообщение новых знаний.

         Основные вопросы: понятие правонарушения; структура и значение Кодекса РФ об административных правонарушениях; виды наказаний за административные правонарушения.

         Форма занятия: рассказ учителя. Работа учащихся со статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  1. Гражданское право (4 ч).

         Тип занятия: сообщение новых знаний.

         Основные вопросы: понятие гражданского права; структура и содержание Гражданского кодекса РФ; понятия правоспособности и дееспособности.

         Форма занятия: рассказ учителя, анализ учащимися содержания глав и первого раздела ГК РФ, выполнение практических заданий.

  1. Понятие и виды договоров в гражданском праве (4ч).

Тип занятия: сообщение новых знаний.

         Основные вопросы: понятие договора; виды договоров; недействительность договоров, значение договорных обязательств.

        Форма занятия: рассказ учителя, анализ учащимися статей ГК РФ, выполнение практических заданий.

  1. Трудовое право (4 ч).

Тип занятия: сообщение новых знаний.

          Основные вопросы: Трудовой кодекс РФ – содержание и структура; права несовершеннолетних по ТК РФ.

         Форма занятия: рассказ учителя, работа учащихся со статьями ТК РФ, решение заданий практической направленности.

  1. Семейное право (4 ч).

Тип занятия: сообщение новых знаний.

         Основные вопросы: содержание и структура Семейного кодекса РФ; порядок и условия заключения брака; личные и имущественные права супругов.

         Форма занятия: рассказ учителя,  работа с учащимися со статьями СК РФ, ролевая игра «Ранние браки: за и против»; решение практических заданий.

  1. Уголовное право (4 ч).

Тип занятия: сообщение новых знаний.

          Основные вопросы: содержание и структура Уголовного кодекса РФ; роль и значение уголовного права в жизни общества; виды и роль уголовных наказаний.

          Форма занятия: рассказ учителя. Работа со статьями УК РФ, выполнение практических заданий.

  1.  Профессия – юрист (4ч).Брейн-ринг

Тип занятия: сообщение новых знаний и развитие практических умений.

         Основные вопросы: направления юридической деятельности  (адвокат, нотариус, прокурор, следователь, криминалист).

          Форма занятия: ролевая игра «Какой вид юридической деятельности я хотел бы выбрать. Чем она мне интересна», диспут «Можно ли сегодня обойтись без юристов узкой специализации».

  1.  Повторительно – обобщающий урок (1 ч).

         Данное занятие предлагается провести в форме игры.

         Основные понятия: право; отрасли права.

         Оснащение занятия: основные законодательные акты РФ.

         Предлагается несколько вариантов проведения такого повторительно-обобщающего урока.

         Вариант 1. На примере сказочных ситуаций ( «Золотой ключик, «Золушка») выявит нарушения прав героев сказок и, если возможно, определить, какие отрасли права были здесь тронуты.

         Вариант 2. Урок – судебное заседание, на котором могут рассматриваться различные судебные дела: иски о восстановлении на работе, о расторжении брака, о разделе имущества и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы курса

Количество

часов

1.

ВведениеПонятие и признаки государства.

2

2.

Право и мораль Понятие права и системы права

2

3.

Понятие и виды источников права

4

4.

Конституционное право. Система органов государственной власти Российской Федерации

4

5.

Суд и судоустройство в Российской Федерации.

4

6.

Основы гражданского права

4

7.

Основы административного права.

4

8.

Основы семейного права.

4

9

Основы трудового права.

4

10

Основы уголовного права.

4

11

Семинар 1

1

12

Повторно-обощающий урок

1

Итого

42

 Литература

1. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.

2. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2010.

3. Арбузкин А.М. Обществознание.- курс лекций.- Зерцао М.-2011.

4.Основы права: учебник / под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2004.

5.Румынина В.В. Основы права: учебник для ССУЗов. – М.: Форум, Инфра-М, 2006.

6.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: Норма, 2001.

7.Матузов М.И. Теория государства и права. – М., 2004.

8.Козлова Е.И., Кутафин О.В. Конституционное право России. –М.: Юристъ, 2005.

9.Гражданское право: в 3-х томах: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

10Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.- 2 изд, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.

11.  Пчелинцева Л.М. Семейное право: Учебник. – М., 2002.

12.Трудовое право России: учебник / Под ред. А.М. Куренного. – М., 2006.

13.Уголовное право России. Часть общая. Учебник / Под ред. Л.Л. Кругликова. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой турнир "Клуб знатоков"

Методическая разработка итогового занятия по организационно-правовой культуре....

Правовой клуб "Мудрая сова"

В МОУ "Гимназия №3" уже два года работает правовой клуб "Мудрая сова",проводятся заседания по правовым вопросам современности,мы принимаем активное участие в работе Президентского проекта "Правовое во...

Программа правового воспитания в рамках клуба «Астрея»

Проблемы повышения правово­го сознания и правовой культуры школьников относятся к разряду актуальных, они существовали всегда и не возникли случайно, особенно в современном обществе,  посколь...

Сценарий открытого заседания правового клуба "Фемида": "20 лет Конституции РФ"

Материалы подготовлены  совместно учащимися и педагогом. В сценарий включена сказка, написанная учеником 5 класса.  Открытое заседание проводилось для учащихся начальной школы и пятикласнико...

Відкрите заняття правового клубу "Ювенал"

Заняття розроблене як судовий розгляд спав....

Правовой клуб "Перекресток"

Правовое просвещение учащихся...

План работы дискуссионного правового клуба «Право знать»

План работы дискуссионного правового клуба «Право знать»...