Открытый урок "Административная ответственность"
методическая разработка по праву (11 класс) по теме

Семёнова Наталья Александровна

Материалы открытого урока для специальности 180403 Судовождение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия
«Административная ответственность»

  1. Цель занятия:

Ознакомление с понятием «административная ответственность»; применение знаний о видах и принципах административной ответственности в решении ситуационных задач.

  1. Задачи занятия:

Образовательная – разъяснить основные понятия темы, структуру, признаки, принципы и виды административной ответственности.

Развивающая – продолжить формирование правовой культуры, навыков работы с нормативно-правовыми актами, умения делать выводы, анализировать правовые ситуации, планировать коллективную деятельность.

Воспитательная - содействовать воспитанию правовой культуры обучающихся, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

В результате освоения данной темы у студента должна формироваться следующая общая компетенция:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  1. Тип урока:

комбинированный.

  1. Методы урока:

словесный, проблемно-поисковой, практический.

  1. Основные понятия:

правовое поведение, административное правонарушение, административная ответственность.

  1. Оборудование:

раздаточный материал, компьютер, проектор.

  1. Литература:
  1. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ В.В.  Румынина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.
  2. Основы правовых знаний [Текст]: Учебное пособие для студентов сред. проф .учебн. звена/ В.И.Шкатулла, В.В.Надвинова, М.В.Сытинская; под ред. В.И.Шкатуллы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
  3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: Учебник/ Д.О.Тузов, В.С.Аракчеев – М.: ИД Форум, 2010. – 384 с.

Нормативные правовые акты:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30.12.2001 года № 195-ФЗ  (в ред. от 04.11.2014 г.). – 398 с.
  2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 04.11.2014). – 11 с.

Интернет-источники:

  1. www.garant.ru
  2. www.consultantplus.ru
  3. www.medinfopravo.ru

План проведения занятия

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время (мин.)

1

Организационный этап

Преподаватель отмечает присутствующих, подводит обучающихся к формулированию темы, объявляет цель занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы

Сформировать мотив для необходимости изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность обучающихся

5

2

Контроль и коррекция исходного уровня знаний

Актуализация знаний обучающихся по предыдущей теме с применением  мультимедийной презентации

Проверить и скорректировать уровень знаний обучающихся

10

3

Изучение нового материала

Изучение нового материала с применением  мультимедийной презентации. Работа в группах. Ответы на вопросы. Записи в тетради

Введение знаний, обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

30

4

Первичное закрепление полученных знаний

Ответы на вопросы по теме. Решение ситуационных задач

Применение полученных знаний в практической деятельности

25

5

Контроль конечного уровня знаний

Выполнение заданий в тестовой форме. Работа над ошибками. Взаимный контроль результатов тестирования

Определение степени усвоения полученных знаний и умений, оценка и коррекция собственной деятельности, проявление ответственности за результат своей работы

10

6

Подведение итогов, выводы и обобщения по теме

Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого обучающегося, обсуждаются ошибки и трудности в работе

Выяснить степень достижения цели занятия, закрепить приобретенные знания

5

7

Задание на дом

Преподаватель даёт задание на дом и пояснения к его выполнению

Закрепить мотив к осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на обучающихся задач

2

8

Резерв времени преподавателя

3

Эпиграф: Каково твоё деяние, таково и воздаяние.

Организационный этап

  1. Приветствие.
  2. Тема занятия: Административная ответственность. Записать в тетради (слайд 1)
  3. Цель занятия: Ознакомление с понятием «административная ответственность»; применение знаний о видах и принципах административной ответственности в решении ситуационных задач. Назвать (слайд 2)
  4. Актуальность темы: в большинстве случаев граждане ведут себя в соответствии с существующими нормами права, то есть правомерно. Однако нормы права не всегда и не всеми соблюдаются. Юридическая ответственность - важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Юридическая ответственность всегда связана с государственным применением к правонарушителю  установленных законом санкций.  Это есть реакция государства на совершенное правонарушение. Она выступает как государственное принуждение к выполнению требований правовых норм. Цель юридической ответственности состоит в защите правопорядка, в воспитании у граждан уважения к закону.

Одним из видов юридической ответственности является ответственность административная. Административные правонарушения - явление, затрагивающее практически каждого в повседневной жизни. Прояснение вопросов, связанных с понятиями административных правонарушений и административной ответственности за их совершение представляется мне весьма актуальным.

Контроль и коррекция исходного уровня знаний

  1. Беседа по вопросам, работа с Памяткой (раздаточный материал 1):
  1. Что такое противоправное поведение?

Поведение, направленное на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству.

  1. Что такое административное правонарушение?

Противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушения или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

  1. Приведите примеры виновного действия.

Активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение запрета. Например, проезд автомобиля на красный свет.

  1. Как вы понимаете слова «виновное бездействие»?

Пассивное невыполнение обязанности (бездействие). Например, невыполнение правил охраны труда.

  1. Назовите признаки административного правонарушения (слайд 3)
  1. представляет собой деяние (действие или бездействие);
  2. представляет собой виновное деяние, т. е. совершается умышленно либо по неосторожности;
  3. представляет собой противоправное деяние, т.е. противоречит нормам права;
  4. представляет собой деяние, за которое законом установлена административная ответственность.
  1. Задачи законодательства об административных правонарушениях (слайд 4)
  1. защита личности,
  2. охрана прав и свобод человека и гражданина,
  3. охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  4. защита общественной нравственности,
  5. охрана окружающей среды,
  6. охрана установленного порядка осуществления государственной власти,
  7. охрана общественного порядка и общественной безопасности,
  8. охрана собственности,
  9. защита законных экономических интересов физических и юридических лиц,
  10. защита общества и государства от административных правонарушений,
  11. предупреждение административных правонарушений.
  1. Исходя из знания задач законодательства об административных правонарушениях, назовите виды административных правонарушений. Приведите примеры, связанные с вашей будущей профессией.
  1. Посягающие на права граждан: нарушение конституционных прав.
  2. Посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: нарушение правил поведения граждан на водном транспорте.
  3. В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка, нарушение правил содержания или ремонта жилых помещений, мелкое хищение чужого имущества.
  4. В области охраны окружающей среды и природопользования: нарушение правил охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области охраны лесов, правил пожарной безопасности, сброс мусора за борт.
  5. В промышленности, строительстве и энергетике: повреждение электросетей, тепловых сетей, топливопроводов, совершенным по неосторожности.
  6. На транспорте: действия, угрожающие безопасности на железнодорожном, воздушном, водном транспорте: управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
  7. В области дорожного движения: управление незарегистрированным транспортным средством, нарушение правил дорожного движения пешеходом, водителями.
  8. Посягающие на общественный порядок и общественную безопасность:
  • мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
  • распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах;
  • потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах;
  • появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
  1. Классификация данных. Выделите среди указанных противоправных деяний административные правонарушения (слайд 5):
  • грабеж,
  • несоблюдение требований навигационных знаков (АП),
  • кража,
  • невыполнение коммерческого договора,
  • неоплаченный проезд на транспорте (АП),
  • вымогательство,
  • нарушение правил пожарной безопасности (АП),
  • нанесение тяжких телесных повреждений.

Изучение нового материала

  1. Вопросы.
  1. «Каково твоё деяние, таково и воздаяние», - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду? (Ответственность за совершённое правонарушение) (слайд 6)
  2. В чьих интересах определение меры ответственности за различные правонарушения? (Всего общества)
  3. Кто уполномочен определять меру ответственности? (Государство)
  1. Запись определения. Одна из разновидностей юридической ответственности – административная ответственность. Запись определения в тетрадь (слайд 7):

Административная ответственность - применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания.

  1. Работа в группах.

Задание: прочитать выдержки из «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Ответить на вопрос (слайд 8) (раздаточный материал 2)

Группа № 1: Кто подлежит административной ответственности?

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

Статья 2.6.2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Группа № 2: Какие виды наказаний предусмотрены за административные правонарушения?

Статья 3.1. Цели административного наказания

1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Группа № 3: Каковы правила назначения административного наказания?

Статья 2.2. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Группа № 4: При каких условиях лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от ответственности?

Статья 2.7. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 2.8. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Группа № 5: Какие органы уполномочены привлекать к административной ответственности?

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

  1. Запись в тетрадь ответа на вопрос № 2. Преподаватель демонстрирует обучающимся ответ-образец. Запись в тетрадь (слайд 9)
  2. Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности на водном транспорте. Запись в тетрадь (слайд 10)
  • Росморречнадзор (крупные суда, Обь-Иртышское управление, распространяется на сферу обслуживания судоходной обстановки).
  • Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (суда длиной до 20 м, пассажировместимость до 12 человек).
  • Центр гигиены и эпидемиологии (соблюдение СанПиНа).
  • Росприроднадзор (соблюдение природоохранного законодательства).
  • Инспекция по охране труда.
  • Пожарная инспекция
  • Инспекция государственного портового контроля (только составляет протоколы о нарушениях и отправляет их в Росморречнадзор).
  1. Процедура привлечения к административной ответственности:
  • Составление протокола (немедленно по обнаружении правонарушения, содержание: наименование, описание нарушения со ссылкой на федеральные законы – КоАП РФ и другие нормативно-правовые акты, перечисление смягчающих и отягчающих обстоятельств).

Например: КоАП РФ. Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления. 1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке.

КВВП. Глава IV. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА СУДА,

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ И ПРАВ НА НИХ.

Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него. Статья 17. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов. Статья 18. Основания государственной регистрации судна и прав на него и т.п.

  • Назначение наказания (в момент написания протокола или после передачи его в соответствующие государственные органы).
  • Исполнение наказания.
  1. Вопросы:
  1. Какие обстоятельства, смягчающие административную ответственность, вы можете назвать?

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1) раскаяние;

2) добровольное прекращение противоправного поведения;

3) добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;

4) оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

  1. А какие обстоятельства отягчают административную ответственность?

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

  1. Теоретический материал. Особенности административной ответственности на водном транспорте. Работа с главой 11 КоАП РФ (раздаточный материал 3)

Административная ответственность за правонарушения в сфере транспорта установлена главой 11 КоАП РФ «Административные правонарушения на транспорте».

Для административных правонарушений на водном транспорте характерны общие признаки объективной и субъективной сторон; все они являются результатом взаимодействия человека и транспортного средства (водного транспорта).

Транспортным правонарушением признается общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического

лица, посягающее на установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядок движения или эксплуатации транспортных средств, за

которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Объектом административных правонарушений на водном транспорте являются

общественные отношения в сфере безопасной работы водного транспорта (общественная безопасность). Общественная безопасность объединяет общественные отношения, обеспечивающие:

  • охрану жизни и здоровья людей,
  • собственности,
  • окружающей природной среды,
  • безопасную работу водного транспорта.

Общественная вредность правонарушений на водном транспорте состоит в том,

что созданная ими опасность может причинить вред жизни и здоровью граждан, материальный ущерб, нарушить безопасное функционирование механического водного

транспорта.

Особенность транспортного правонарушения заключается в том, что вред физическим или юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий, несчастных случаев с людьми и т.д.

        Глава 11 КоАП РФ раскрывает группу составов административных нарушений на

транспорте. Водный транспорт сегодня – это, как и прежде, неотъемлемая часть всего

транспортного обеспечения страны. В главе 11 КоАП РФ закреплено несколько составов административных правонарушений на водном транспорте (морском и внутреннем водном, включая смешанное (река – море) плавание), далее мы поговорим именно о них.

Статья 11.6 КоАП РФ носит название «Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте». Она состоит, из трех частей, содержащих самостоятельные составы правонарушений, но имеющих единый объект, – безопасность движения на водном транспорте.

Предусмотренные наказания – ответы обучающихся.

Статья 11.13 КоАП РФ носит название «Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения».

Предусмотренные наказания – ответы обучающихся.

За нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте ответственность предусмотрена частью 2 статьи 11.14 КоАП РФ.

Еще одной общей статьей является статья 11.17 КоАП РФ «Нарушение правил

поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте». Применительно к водному транспорту объективная сторона этой статьи КоАП РФ может

быть выражена:

  • в выбрасывании мусора или иных предметов за борт судна морского или внутреннего водного транспорта;
  • в курении в не установленных для курения местах на судне морского или внутреннего водного транспорта;
  • в невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

Предусмотренные наказания – ответы обучающихся.

Статья 11.8 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

Предусмотренные наказания – ответы обучающихся.

Субъектом проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Очевидно, что само оно в состав не входит, а состав включает в качестве конструктивных те признаки, которые характеризуют исполнителя неправомерного деяния. Например, субъектами правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 2 статьи 11.6 КоАП РФ, выступают граждане и должностные лица, частью 3 – только должностные лица.

Есть статьи, относящиеся в вопросам административной ответственности, и в «Кодексе внутреннего водного транспорта», но работать с ними мы будем на следующем занятии.

В заключение хотелось бы отметить, что санкции всех рассмотренных нами выше норм не столь велики, однако при этом не следует забывать об уголовной ответственности за преступления на транспорте, которые в большинстве своем граничат с административными нарушениями. Глава 27 УК РФ называется «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» и закрепляет в свою очередь уголовную ответственность за все основные нарушения, которые могут случиться на всех видах транспорта, включая, конечно, водный.

Первичное закрепление полученных знаний

  1. Многие происшествия и аварии на внутреннем водном транспорте начинаются с административных правонарушений. Незначительное, на первый взгляд, отступления от правил или действия в надежде на «авось», приводят к серьёзным последствиям. Подавляющее большинство аварий происходит из-за так называемого человеческого фактора, т.е. из-за невыполнения должностными лицами требований Правил, уставов, наставлений и всевозможных установленных норм, направленных на обеспечение безопасности судоходства. Рассмотрим несколько реально произошедших ситуаций.
  2. Решение ситуационных задач. Работа по группам (раздаточный материал 4)

Задание:

1. Ознакомьтесь, с предложенной  вам ситуацией.

2. Используя извлечения из Кодекса об административных правонарушениях, определите вид правонарушения, его субъект и  предполагаемое наказание.

3.  Заполните таблицу (слайд 11):

Административное правонарушение

Субъект правонарушения

Предполагаемое наказание

4. Представьте результаты проделанной работы аудитории, обоснуйте свою точку зрения.

5. Оцените работу других групп по следующим критериям:

  • точность формулировок,
  • полнота выявленных признаков
  • наличие вывода

Ситуация № 1

Крупные речные и озёрные суда, как правило, имеют большую длину корпуса и при погрузке груза, особенно навалочного, может возникать опасный изгиб корпуса. Поэтому технология погрузки таких судов предусматривает засыпку груза в два слоя. Иногда от нарушения технологии или значительного перегруза корпус судна переламывается. Например, на р. Енисей при строительстве плотины Красноярской ГЭС несколько грузовых судов (самоходок) грузоподъёмностью 1000 тонн были закреплены на перевозке высококачественного гравия для постройки плотины. Эти суда постепенно увеличивали количество груза, и одно из таких судов, взяв гравия 1350 тонн вместо положенных 1000, выйдя из ковша карьера, переломилось. Обломилась кормовая часть с машинным отделением и жилыми надстройками и осталась на плаву. Часть корпуса с грузом гравия затонула.

Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов.

Ситуация № 2

В Красноярском судоремонтном заводе Енисейского пароходства пароход зашёл в затон приварить деталь к буксирной арке. Капитан ушёл к пожарникам за разрешением на сварку. В это время пришёл на судно сварщик и протянул сварочный провод. Рулевой попросил сварщика приварить рым (кольцо) к люку ахтерпика. Сварщик только начал варить, как раздался мощный взрыв в ахтерпике. В нём, оказывается, стояла небольшая ёмкость с бензином для лодочного мотора. Взрывом выбило переборку кормового кубрика, где в своих каютах находились два кочегара. Они погибли, а сварщика и рулевого выбросило на несколько метров за борт с летальным исходом.

Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Ситуация № 3

Перед выходом в водохранилище на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. На пассажирском теплоходе «Булгария» эти требования выполнены не были. По ходу движения   теплохода был осуществлён маневр влево без учета особенностей остойчивости судна, уже имевшего крен в 4 градуса на правый борт.  При этом манёвре иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15 градусов  влево. В результате крен увеличился, и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. Судно быстро затонуло.

Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности.

Ситуация № 4

На реке Иртыш полностью сгорел почти новый двухпалубный пассажирский теплоход. Сгорел он на стоянке у причала. Пожар возник от брошенного пассажиром окурка сигареты с верхней палубы, который попал в открытое окно каюты этажом ниже на главной палубе. В каюте никого не было, поэтому возникновение огня своевременно не обнаружили. Пожар быстро распространялся по вентиляционной системе и никакими мерами остановить его не удалось.

Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте.

Контроль конечного уровня знаний

  1. Выполнение тестового задания (раздаточный материал 5) Написать на листе с тестовым заданием фамилию и имя. Ответить на вопросы теста, делая пометки непосредственно на листе с заданием. Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты.
  2. Работа над ошибками. Обучающиеся обмениваются тестами друг с другом. Внизу листа с тестом соседа пишут свою фамилию и имя. Обучающимися под руководством преподавателя проговариваются правильные варианты ответов. Параллельно делаются пометки в проверяемых тестах (+, -), выставляют итоговую оценку (1 правильный ответ – 1 балл), сдают тесты преподавателю.

Подведение итогов, выводы и обобщения по теме

  1. Беседа по теме:
  • Понятие административной ответственности, ее характерные черты.
  • Особенности административной ответственности юридических лиц.
  • Понятие административного наказания.
  • Система административных наказаний.
  • Понятие и значение исполнительного производства.
  1. Вопрос: К каким последствиям может привести систематическое уклонение от административной ответственности? (безнаказанность, искушение нарушать правила чаще и в большем объёме, перспектива более сурового наказания)
  2. Цель занятия: Была ли она достигнута? (слайд 12)
  3. Выставление оценок за занятие. Преподаватель выставляет оценки и комментирует их.

Задание на дом

Повторить лекционный материал. Подготовить 1 ситуационную задачу по теме «Административная ответственность»: подробно описать, предложить её решение (слайд 13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Административная ответственность

Слайд 2

Цель занятия Ознакомление с понятием «административная ответственность»; применение знаний о видах и принципах административной ответственности в решении ситуационных задач

Слайд 3

Признаки административного правонарушения Административное правонарушение представляет собой:

Слайд 4

Задачи законодательства об административных правонарушениях защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, охрана установленного порядка осуществления государственной власти, охрана общественного порядка и общественной безопасности, охрана собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений

Слайд 5

Выделите среди указанных противоправных деяний административные правонарушения грабеж несоблюдение требований навигационных знаков кража невыполнение коммерческого договора неоплаченный проезд на транспорте вымогательство нарушение правил пожарной безопасности нанесение тяжких телесных повреждений

Слайд 6

КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ

Слайд 7

Административная ответственность – применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания

Слайд 8

Вопросы: Кто подлежит административной ответственности? Какие виды наказаний предусмотрены за административные правонарушения? Каковы правила назначения административного наказания? При каких условиях лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от ответственности? Какие органы уполномочены привлекать к административной ответственности?

Слайд 9

Виды административных наказаний

Слайд 10

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях на водном транспорте: Росморречнадзор Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России Инспекция государственного портового контроля Центр гигиены и эпидемиологии Росприроднадзор Инспекция по охране труда Пожарная инспекция

Слайд 11

Решение ситуационных задач Административное правонарушение Субъект правонарушения Предполагаемое наказание Задание: 1. Ознакомьтесь, с предложенной вам ситуацией. 2. Используя извлечения из Кодекса об административных правонарушениях, определите вид правонарушения, его субъект и предполагаемое наказание . 3. Заполните таблицу 4. Представьте результаты проделанной работы аудитории, обоснуйте свою точку зрения. 5. Оцените работу других групп по следующим критериям: точность формулировок, полнота выявленных признаков наличие вывода

Слайд 12

Цель занятия Ознакомление с понятием «административная ответственность»; применение знаний о видах и принципах административной ответственности в решении ситуационных задач

Слайд 13

Домашнее задание Повторить лекционный материал. Подготовить 1 ситуационную задачу по теме «Административная ответственность»: подробно описать, предложить её решение.



Предварительный просмотр:

Памятка по теме
«Законодательство об административных правонарушениях»

Административное правонарушение

Административное правонарушение — это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.

Задачи законодательства об административных правонарушениях

  • защита личности,
  • охрана прав и свобод человека и гражданина,
  • охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • защита общественной нравственности,
  • охрана окружающей среды,
  • установленного порядка осуществления государственной власти,
  • общественного порядка и общественной безопасности,
  • собственности,
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц,
  • общества и государства от административных правонарушений,
  • предупреждение административных правонарушений.

Виды административных правонарушений

  1. Посягающие на права граждан.
  2. Посягающие на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие население и общественную нравственность.
  3. В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка, нарушение правил содержания или ремонта жилых помещений, мелкое хищение чужого имущества.
  4. В области охраны окружающей среды и природопользования: нарушение правил охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области охраны лесов, правил пожарной безопасности.
  5. В промышленности, строительстве и энергетики: повреждение электросетей, тепловых сетей, топливопроводов, совершенным по неосторожности.
  6. На транспорте: действия, угрожающие безопасности на железнодорожном транспорте, на воздушном, водном транспорте. Например, управление транспортным средством в алкогольном опьянении.
  7. В области дорожного движения: управление незарегистрированным транспортным средством, нарушение правил дорожного движения пешеходом, водителями.
  8. Посягающие на общественный порядок и общественную безопасность:
  • мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
    распитие алкогольных напитков в общественных местах;
  • распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах;
  • потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах;
  • появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.


Предварительный просмотр:

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2014)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 18.11.2014

 

Группа № 1

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

Статья 2.6.2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.


Группа № 5

Раздел III. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ

РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 22. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.


Группа № 4

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 2.7. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 2.8. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.


Группа № 2

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Статья 3.1. Цели административного наказания

1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.


Группа № 3

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 2.2. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Глава 4. НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 5 из 5



Предварительный просмотр:

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2014)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 18.11.2014

 

Выдержки из главы 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте

1. Нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней, устройство заколов и иных приспособлений для добычи (вылова) водных биологических ресурсов в не установленных для этой цели местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений, а равно проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах или несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Уничтожение или повреждение сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений, срыв или установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Нарушение правил содержания и установленного режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 11.7. Нарушение правил плавания

1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишение права управления судном на срок до одного года.

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -

влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

3. Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

4. Необъявление или неправильное объявление капитаном судна лоцману данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна и иных данных о судне, которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Статья 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном

1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

2. Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов

Нарушение правил погрузки и разгрузки судов, в том числе маломерных, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 11.12. Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов

Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов государственной инспекции по маломерным судам либо нарушение норм базирования маломерных судов, условий и технических требований безопасной эксплуатации баз (сооружений), а равно содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения

1. Выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Выпуск в плавание маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, но не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), или имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или не укомплектованного снаряжением, или переоборудованного без соответствующего разрешения, а равно допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов, в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов

2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте

2. Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

5. Невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа

1. Провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном, морском, внутреннем водном или железнодорожном транспорте -

влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

3. Провоз в ручной клади, багаже или грузобагаже веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а равно сдача опасных веществ на хранение в железнодорожные камеры хранения -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Статья 11.31. Несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

1. Осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Непредоставление перевозчиком пассажирам в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, информации о страховщике и о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 4 из 4



Предварительный просмотр:

Ситуация № 1

Крупные речные и озёрные суда, как правило, имеют большую длину корпуса и при погрузке груза, особенно навалочного, может возникать опасный изгиб корпуса. Поэтому технология погрузки таких судов предусматривает засыпку груза в два слоя. Иногда от нарушения технологии или значительного перегруза корпус судна переламывается. Например, на р. Енисей при строительстве плотины Красноярской ГЭС несколько грузовых судов (самоходок) грузоподъёмностью 1000 тонн были закреплены на перевозке высококачественного гравия для постройки плотины. Эти суда постепенно увеличивали количество груза, и одно из таких судов, взяв гравия 1350 тонн вместо положенных 1000, выйдя из ковша карьера, переломилось. Обломилась кормовая часть с машинным отделением и жилыми надстройками и осталась на плаву. Часть корпуса с грузом гравия затонула.

Административное правонарушение

Субъект правонарушения

Предполагаемое наказание

*Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов.

Ситуация № 2

В Красноярском судоремонтном заводе Енисейского пароходства пароход зашёл в затон приварить деталь к буксирной арке. Капитан ушёл к пожарникам за разрешением на сварку. В это время пришёл на судно сварщик и протянул сварочный провод. Рулевой попросил сварщика приварить рым (кольцо) к люку ахтерпика. Сварщик только начал варить, как раздался мощный взрыв в ахтерпике. В нём, оказывается, стояла небольшая ёмкость с бензином для лодочного мотора. Взрывом выбило переборку кормового кубрика, где в своих каютах находились два кочегара. Они погибли, а сварщика и рулевого выбросило на несколько метров за борт с летальным исходом.

Административное правонарушение

Субъект правонарушения

Предполагаемое наказание

*Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.


Ситуация № 3

Перед выходом в водохранилище на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. На пассажирском теплоходе «Булгария» эти требования выполнены не были. По ходу движения   теплохода был осуществлён маневр влево без учета особенностей остойчивости судна, уже имевшего крен в 4 градуса на правый борт.  При этом манёвре иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15 градусов  влево. В результате крен увеличился, и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. Судно быстро затонуло.

Административное правонарушение

Субъект правонарушения

Предполагаемое наказание

*Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности.

Ситуация № 4

На реке Иртыш полностью сгорел почти новый двухпалубный пассажирский теплоход. Сгорел он на стоянке у причала. Пожар возник от брошенного пассажиром окурка сигареты с верхней палубы, который попал в открытое окно каюты этажом ниже на главной палубе. В каюте никого не было, поэтому возникновение огня своевременно не обнаружили. Пожар быстро распространялся по вентиляционной системе и никакими мерами остановить его не удалось.

Административное правонарушение

Субъект правонарушения

Предполагаемое наказание

*Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Административная ответственность»

1. Что из перечисленного не является административным наказанием

  1. Административный арест
  2. Административный штраф
  3. Предупреждение
  4. Исправительные работы

2. В течение какого времени по общему правилу составляется протокол об административном правонарушении

  1. В течение 2 суток с момента выявлении административного правонарушения
  2. Немедленно
  3. В течение 10 суток с момента выявления административного правонарушения
  4. По окончании административного расследования

3. Согласно общему правилу срок давности назначения административного наказания составляет:

  1. 3 месяца
  2. 6 месяцев
  3. 1 год
  4. 2 года

4. На какой срок назначается дисквалификация

  1. От 6 месяцев до 3 лет
  2. До 15 суток
  3. До 1 месяца
  4. До 30 суток

5. Каков порядок назначения административной ответственности

  1. Применение административного наказания к физическому лицу освобождает от ответственности юридическое лицо
  2. Применение административного наказания к физическому лицу не освобождает от ответственности юридическое лицо
  3. В случае привлечения к административной ответственности юридического лица, физическое лицо не привлекается к той же самой ответственности
  4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности

Ответы

Задание

Ответ

1

D

2

B

3

C

4

A

5

B


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."...

Открытый урок "Юридическая ответственность и её виды"

Методическая разработка открытого урока...

Конспект к открытому уроку "Ответственность за нарушение ПДД"

Урок ОБЖ для учащихся 9 класса по теме "Отвественность за нарушение ПДД"...

Проект открытого урока по дисциплине "Обществознание", для обучающихся 7 класса на тему «Человек и его деятельность. Профессии с повышенной ответственностью.»Фаерман Евгения Викторовна.

Проект открытого урока по дисциплине "Обществознание",  для обучающихся  7 класса  на тему  «Человек и его деятельность. Профессии с повышенной ответственностью.»Учитель обществозн...

Открытый классный час "Подросток и ответственность"

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся....

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 11 класса на тему: «Права и ответственность военнослужащих»

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 11 класса на тему: «Права и ответственность военнослужащих» позволяют провести открытый урок с цулью более углубленного и...

Конспект открытого урока по обществознанию "Правонарушения и юридическая ответственность"

Данный урок    разъясняет  учащимся опасность некоторых поступков людей, показывает  неотвратимость ответственности за их совершение, учит анализировать состав преступления; з...