«Конституционное право» программа элективного курса профильного обучения для 10 - 11-х классов общеобразовательных школ
рабочая программа по праву (10, 11 класс) по теме

Терешина Татьяна Михайловна

Элективный курс  «Конституционное право» - это краткосрочный тематический курс (модуль), разработанный для учащихся  10- 11 классов профильного уровня. Содержание программы направлено на углубление и расширение знаний старшеклассников о нормах конституционного права, регулирующих общественную деятельность людей в условиях развития правового государства и гражданского общества, обеспечивает возможности для практического применения полученных  знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsionnoe_pravo.docx102.33 КБ

Предварительный просмотр:

Терешина Т.М.

«Конституционное право»

программа

элективного курса профильного обучения

для 10 - 11-х классов

общеобразовательных школ

Описание: http://i29.fastpic.ru/big/2011/1212/3f/e4d45352d71205346cc19aa8eacba63f.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс  «Конституционное право» - это краткосрочный тематический курс (модуль), разработанный для учащихся  10- 11 классов профильного уровня. Содержание программы направлено на углубление и расширение знаний старшеклассников о нормах конституционного права, регулирующих общественную деятельность людей в условиях развития правового государства и гражданского общества, обеспечивает возможности для практического применения полученных  знаний.

Изучение данного курса позволит учащимся овладеть комплексом правовых знаний по конституционному праву, соблюдая преемственность на имеющиеся у старшеклассников знания, полученные в промежутке между основной и средней школы в рамках базового курса и решать практические задачи,   не вошедшие в программу общеобразовательного предмета профильного уровня «Обществознание».

Знания и умения, полученные учащимися при изучении элективного курса «Конституционное право» , помогут выпускникам успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию, что отражает запросы учащихся и их родителей.  

Программа рассчитана на 34 часа годовых (1 час в неделю ) и реализуется за счет часов школьного компонента.

Программа обучения состоит из 4 модулей:

  • Модуль 1.  Конституционное право РФ.
  • Модуль 2. Основы конституционного строя РФ.
  • Модуль 3. Власть в Российской Федерации.
  • Модуль 4.   Конституция о правах и обязанностях граждан России.        

Тематическое планирование курса

Тема модуля

Кол-во часов

1.

Конституционное право Российской Федерации.

8

2.

Основы конституционного строя Российской Федерации.

6

3.

Власть в Российской Федерации.

14

4.

Конституция о правах и обязанностях граждан России.

6

Содержание тем элективного курса

Конституционное право Российской Федерации. (8часов)

Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Зарождение конституционного строя в России. Россия на пути к конституционализму в дореволюционный период. Советские конституции. Конституции 1993г. Исторические условия принятия Конституции 1993г. Конституция - основной закон государства. Характеристика Конституции 1993г. Законные интересы. Эффективность законов.

Основы конституционного строя Российской Федерации. (6часов)

Федеративное устройство Российской Федерации. Республиканская форма правления.  Россия - демократическое  правовое государство. Гражданское общество. 

Власть в Российской Федерации. (14 часов)

Президент Российской Федерации и его полномочия. Федеральное Собрание Российской Федерации. Законодательный процесс в РФ. Правительство Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Исполнительная власть на местах. Избирательная система Российской Федерации.

Конституция о правах и обязанностях граждан России. (6 часов)

Правовой статус личности в РФ. Гражданство в РФ. Права и свободы в РФ. Основные обязанности граждан РФ. Система органов защиты прав человека в РФ. Международная защита прав человека.

Практические задачи для промежуточного контроля.

Задание 1 (для модуля №4).

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.
Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?
В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?

Ответ

Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения, и будет нести за это административную ответственность. В случае, если водитель при нарушении правил дорожного движения (в т.ч. проезд на красный сигнал светофора), причинит кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет нести уголовную ответственность.

А) разница в наступивших последствиях, в первом случае вред никому не причинен, либо причинен до средней тяжести вреда здоровью включительно. Т.е. изменился объект правовой охраны (правонарушения), в первом случае это общественные отношения по охране установленных правил дорожного движения, во втором случае это общественные отношения по охране жизни и здоровья.

Б) определять вид ответственности будут органы внутренних дел (в первом случае работники ГИБДД в порядке административного разбирательства, во втором случае следователи ОВД в уголовно-процессуальном порядке)

В) в обоих случаях возможна гражданско-правовая ответственность, так как вред причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), должен быть возмещен владельцем источника повышенной опасности.

Задание 2(для модуля №4).

Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?

Ответ

Районный (городской) суд – Суд субъекта РФ – Верховный суд РФ – Европейский суд по правам человека.

Такой порядок прохождения жалобы обусловлен спецификой работы Европейского суда по правам человека, так его задачей является именно защита прав человека от незаконных притеснений внутригосударственным правом и действиями различных государственных органов, а не рассмотрение дел по существу. Поэтому только после прохождения всех внутригосударственных процедур защиты своего права, гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека, так как вышестоящий суд может отменить или изменить решение нижестоящего суда, чем восстановить нарушенное право.

Задание 3(для модуля №3).

Заполните таблицу: “Стадии уголовного процесса”

Название стадии

Содержание деятельности

Участники

Проверка поступившего сообщения

 

 

Оформление постановления возбуждении уголовного дела

 

 

Предварительное расследование

 

 

.Судебное следствие

 

 

Ответ

Название стадии

Содержание деятельности

Участники

Проверка поступившего сообщения

Истребование объяснений, справок, проведение ревизий, исследований

Участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь, помощник прокурора.

Оформление постановления возбуждении уголовного дела

Изучение материалов проверки, составление постановления

Следователь, дознаватель, прокурор

Предварительное расследование

Проведение различных следственных действий и сбор доказательств

Дознаватель, следователь, потерпевший, обвиняемый, защитник, свидетели и др.

Судебное следствие

Исследование собранных доказательств в суда

Суд, прокурор, защитник обвиняемый, потерпевший, свидетели.

Задание 4(для модуля №4).

Познакомьтесь с юридическими нормами:

Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.

А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.

Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.

В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае.

Ответ:

А) Статья 7.8 находится в Кодексе об административных правонарушениях РФ, статья 658 в Гражданском кодексе РФ.

Б) Данный вывод сделан по следующим причинам: в ст. 7.8 говорится о правонарушении и предусмотрена незначительная ответственность, что является одним из отличительных признаков административной ответственности от уголовной. Так же здесь говорится об ответственности юридического лица, а к уголовной ответственности можно привлечь лишь физическое лицо. Объектом данного правонарушения будет являться общественное отношение по охране защитной полосы водного объекта, т.е. общественное отношение в сфере управления, ведь именно они охраняются административным законодательством.

В ст. 658 устанавливаются правила поведения при аренде предприятия, т.е. правоотношения по поводу имущества и платы за это имущество, так как предметом гражданского права являются имущественные стоимостные отношения, то данное правоотношение относится к сфере гражданского права и регулируется нормами ГК РФ.

В) В первом случае– органы природоохраны и непосредственный нарушитель. Во втором случае стороны – договора аренды предприятия и государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество.

Задание 5(для модуля №4).

 Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

Ответ:

А) На основании ст. 578 ГК РФ, согласно которой даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.

Б) 1. Обеспечить доказательства возможности утраты прялки (фотографии, свидетели);

2. Обратиться в суд с иском об отмене договора дарения;

3. Получить прялку.(обращение в суд необходимо, только если племянник добровольно не вернет прялку).

В) Гражданского кодекса/

Д) так как предметом гражданского права являются имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения.

Задание 6(для модуля №3).

Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.

"Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц".

Ответ:

Ошибочным является последнее предложение данного текста, так как возмещение убытков будет гражданско-правовой ответственностью, которая в свою очередь является разновидностью юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения (определенных неблагоприятных последствий) за совершенное им правонарушение. (перечислять виды юридической ответственности не стоит). Это определение достаточно полное, так как отражает все признаки юридической ответственности (виновность, наложение ответственности от имени государства, основанием является совершенное правонарушение) и оно универсально подойдет к любому виду (уголовной, административной, налоговой и др.)

Задание 7(для модуля №4).

Приведите примеры гражданских, семейных и административных правоотношений. Какие признаки этих видов правоотношений положены в основу приведенных вами примеров? Какие существуют юридические способы разрешения противоречий, возникающих в данных правоотношениях?Ответ:1. Гражданским правоотношением будет отношение между продавцом и покупателем по поводу купли-продажи книги в магазине. Так как гражданское право регулирует имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения, а книга имеет определенную стоимость, то взаимные права и обязанности продавца и покупателя будут регулироваться гражданским правом (ст. 2 ГК РФ).

2. Семейным будет правоотношение по заключению брака между гр-ном Л. и гр-кой Н. Так как семейное право регулирует вопросы вступления в брак и иные права обязанности супругов, то данное правоотношение будет регулироваться Семейным кодексом РФ (ст. 2 СК РФ)/

3. Административным будет правоотношение по поводу проезда на красный сигнал светофора. Данное правонарушение посягает на установленный порядок управления (нарушение установленных государством правил дорожного движения), и не влечет за собой тяжких последствий, следовательно регулируется нормами КоАП РФ (ст. 12.12)/

Задание 8(для модуля №4).

Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?

Ответ

В силу ст. 90 Семейного кодекса РФ право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

  • бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
  • нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком – инвалидом с детства I группы;
  • нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
  • нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее, чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Участниками правоотношения являются бывшие супруги и суд, рассматривающий дело. Суд изучит материальное положение бывшего супруга Ф., и если признает, что он (супруг) обладает достаточными необходимыми для этого средствами, то дело будет решено в пользу Ф.; размер алиментов определит суд в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Задание 9(для модуля №2).

В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины "Жигули" и "Волга". Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.

А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.

Б) Назовите участников данного правоотношения.

В) Как и по нормам какого кодекса будет разрешаться противоречие между участниками данного правоотношения?

Г) Каков будет состав участников при разрешении правоотношения?

Д) Какую ответственность будет нести виновник ДТП?

Ответ

А) Проблемой явилась невнимательность или умысел одного из участников ДТП/

Б) Владельцы транспортных средств, сотрудники ГИБДД/

В) Противоречие будет устранено по нормам КоАП РФ, путем опроса свидетелей, поиска иных доказательств (видеосъемка, экспертизы и т.д.), а вопрос о размере возмещения вреда будет решать суд.

Г) Владельцы транспортных средств, сотрудники ГИБДД (и, возможно, суд)/

Д) он будет нести административную и гражданско-правовую ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оценивание личностных достижений учащихся при обучении химии в 8 классе общеобразовательной школы"

Выступление на Городском вебинаре для учителей естественнонаучного профиля «Оценка качества школьного естественнонаучного образования в свете требований ФГОС» 30.01.14...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по английскому языку для 7 класса общеобразовательной школы (учебник Ю.А.Комаровой))

Данная программа по английскому языку для 7 класса является логическим продолжением программы, по которой ведется преподавание английского языка со второго класса....

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...

Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»

Элективный курс профильного обучения   в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии  и  генетике»...

Программа курса "Проект" по математике в 10 классе общеобразовательной школы

Программа учебного курса "Проект" по математике в 10 классе...

«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»

Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея...

Рабочая программа по учебному курсу "Математика (алгебра)" для 7-9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень)

Рабочая  программа по математике (алгебре) составлена на основе примерной программы по математике, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образов...