"Достоинства демократии могут быть сомнительны, но пороки диктатуры самоочевидны» (К.С. Гаджиев).
творческая работа учащихся по праву (11 класс) на тему

Эссе ученика 11 класса Вязанкина Владислава на олимпиаду по избирателтному праву.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Олимпиада – 2016»

Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия

Муниципальное образовательное учреждение  «Гимназия №29»

Республиканская олимпиада

по граждановедческим дисциплинам

и избирательному праву

                                            Автор: Вязанкин Владислав Сергеевич,

                                            ученик  11 «Б» класса, МОУ «Гимназия №29»

                                            Домашний адрес: Проспект 60 лет Октября, 137-57

                                            Адрес школы: ул. Есенина, д.14 а

                                            Руководитель: Ивлюшкина Юлия Александровна

                                            учитель истории и обществознания

Саранск, 2016 г.

    «Достоинства демократии могут быть сомнительны, но пороки диктатуры самоочевидны» (К.С. Гаджиев).

    Данное высказывание К.С. Гаджиева свидетельствует о его политических взглядах.      Этим высказыванием автор говорит о преимуществе демократии перед диктатурой. Эта тема сегодня очень актуальна. В современном мире уже многие государства выбрали демократический путь развития. Но существуют и управляемые диктаторами страны.

    Однако автор считает, что и достоинства демократии могут быть сомнительны. Конечно, эта форма правления  не является идеалом, у неё есть некоторые недостатки. Однако демократия в любом случае предпочтительнее диктатуры, главный порок которой – это единоличное управление.

    Из курса обществознания мне известно, что демократия – это форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником государственной, политической власти. Её важнейшими  чертами являются: юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа, именно народ выступает источником власти; периодичная  выборность основных органов государства; равенство прав граждан на участие в управлении государством, принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении; подконтрольность и ответственность органов государства перед выборными  учреждениями; построение государственного аппарата по принципу разделения властей; равенство всех граждан перед законом.

    А диктатура – это форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота власти принадлежит одному человеку или правящей группе лиц. Обычно диктатура включает в себя некоторые признаки тоталитарного или авторитарного режима. Эти режимы отличают следующие черты: монистическая структура политической власти; применение властью жестких мер принуждения; отчужденность народа от власти, недопущение реальной оппозиции; отсутствие гражданского общества; неразделённость властей в обществе. Из этих характеристик, очевидно, что демократия предпочтительнее диктатуры. Это же подчеркивают и примеры из истории и отечественной публицистики.

    Например, с 1924 по 1953 годы СССР был тоталитарным государством, которым управлял Иосиф Виссарионович Сталин. Это был очень сложный период  для нашей страны. Практически вся власть была сосредоточена в руках одного человека. Правление Сталина характеризовалось наличием автократического режима личной власти, господством авторитарно-бюрократических методов управления, жестким контролем государства за всеми сторонами жизни общества. К отрицательным сторонам его правления  можно отнести:  уничтожение интеллигенции, руководства армии, а также усиление разрыва в уровне жизни между рабочими и крестьянами с одной стороны,   творческой и правящей «элитой» - с другой, принудительную коллективизацию,  в результате которой  миллионы людей умерли от  голода, изменение психологии населения (доносы на соседей и сослуживцев), нарушение  фундаментальных прав и свобод человека. Также в годы правления Сталина были характерны массовые репрессии, начавшиеся в 1934 году с убийства С. Кирова и достигшие своего пика в 1937 – 1939 годах. Количество жертв террора исчисляется миллионами. Главная роль в организации репрессий принадлежит лично  И.В.Сталину. Никто не мог ни ограничить его власть, ни возразить ему. В этом, пожалуй, и состоит главный самоочевидный порок диктатуры.

    Теперь что касается демократии. В статье «Проблемы  современной демократии в России»  Илья Тихонов пишет о становлении и проблемах демократии в нашей стране. Автор пишет, что демократия – это один из наиболее универсальных режимов правления. Страны с демократическим режимом, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что демократия создаёт наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство. Также правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. В нашей стране проблема демократии стоит особенно остро, так как страна переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм управления. Автор также указывает и на некоторые несовершенства в демократии на сегодняшний день. Это, например, отсутствие видимой альтернативы нынешней власти. В стране так и не сформировалась сильная оппозиция, существуют лишь отдельные лидеры со своими партиями. В конце статьи Тихонов пишет, что демократическое развитие возможно только в том случае, когда народ будет занимать активную гражданскую позицию, будет влиять на власть, быть истинным источником власти. И для современного общества это вполне возможно. Если ликвидировать те недостатки, которые политическая система нашей страны имеет сейчас, это обеспечит её успешное развитие в будущем. Я полностью разделяю его точку зрения.

    Демократия берёт своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, а в российской истории примером демократического правления было Новгородское вече в  XII-XV веках. В своём развитии она претерпевала массу изменений. Для ранних демократических режимов характерна прямая демократия – прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения. Сегодня широко распространена представительная демократия – граждане избирают депутатов и других должностных лиц. При этом выбранные руководители принимают решения с учётом мнения избирателей и отвечают перед ними за свои действия. Демократия –  это, прежде всего выражение воли большинства.   Но иногда и оно ошибается. Например, самая страшная ошибка большинства в истории человечества – это избрание Адольфа Гитлера канцлером на демократических выборах в Германии в 1933 году. А через шесть лет он развязал самую страшную в истории войну.

    Происходят «ошибки» в демократических странах и в настоящее время. Так, совсем недавно в некоторых европейских странах узаконили однополые браки. Но ведь в дальнейшем это может привести к снижению численности населения в этих странах.

   Разумеется, и демократия, как любая другая политическая система, не свободна от серьезных недостатков. Обычно политологи обращают внимание на следующие слабости демократии.

1. Угроза дестабилизации политической системывытекающая из самого принципа выборности.

2. Политическая конкуренция может обернуться  конфронтацией, открытыми столкновениями и, следовательно, дестабилизацией обстановки в обществе.

3. Возможный непрофессионализм должностных лиц, избранных некомпетентным большинством.

    Основным реальным недостатком всех современных демократий является  замедленная скорость принятия политических решений. Демократическая процедура требует бесконечных согласований и договоренностей между различными субъектами политики. Для всего этого необходимо время и иные ресурсы. В этом слабость демократии.

    В свою очередь, общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что политический курс вырабатывается одним человеком или очень ограниченным кругом лиц, неподконтрольных гражданам. Это позволяет наладить достаточно быстрый и оперативный процесс принятия решений, но одновременно резко увеличивает вероятность того, что многие из таких решений будут ошибочными, экономически и социально неэффективными.

    Таким образом, чем меньше субъектов политики участвует в подготовке, обсуждении и принятии решения, тем ниже цена решения и выше риск ошибки; и наоборот, чем больше субъектов политики вовлечено в процесс принятия решения, тем его цена становится более высокой, а риск ошибки – более низким.

    Итак, никакой, даже самый развитый демократический строй не лишен определенных недостатков. Тем не менее, демократия – самая эффективная и гуманная система правления из всех до сих пор известных. У. Черчилль как-то сказал о демократии, что это «ужасная форма правления, но остальные еще хуже». Во всяком случае, ущерб, причиняемый демократией основным правам и интересам граждан, значительно меньше, чем ущерб, причиняемый любым недемократическим режимом.

    Из изложенного следует вывод: возможно реальная демократия далека от идеала, но именно в ней многие видят способ дальнейшего развития людей в политическом пространстве. Хотя достоинства демократии сомнительны, но пороки диктатуры очевидны. Поэтому для большинства людей  выбор демократии является оправданным.  Не забывая о некоторых недостатках демократической системы, перечислим ее безусловные достоинства.

    Во - первых, демократия предоставляет гражданам более широкий диапазон личных прав и свобод, чем любая иная политическая система, например, право на личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, свободное выражение мнений, свобода передвижения и др. Только демократическое правление предоставляет личности максимальную возможность осуществить свободу самоопределения, то есть жить по законам, которые личность выбирает для себя сама посредством сложного процесса согласования своих интересов с интересами других людей. Демократия содействует социализации личности в большей степени, чем всякая иная форма организации общества, например, она обеспечивает условия, при которых наиболее полное развитие получают такие человеческие свойства и качества, как честность, порядочность, ответственность, самостоятельность, гражданственность, терпимость, склонность к диалогу и компромиссу и т. д.

    Только демократия способна обеспечить относительно высокий уровень политического равенства, например, равенства избирательных прав, равенства прав на создание партий и других независимых ассоциаций, на участие в них, на информацию и т.д., без чего невозможна реализация всего комплекса прав и свобод человека.

     Демократия способствует тому, чтобы не допустить правления диктаторов, обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола.

    Гуманизм и социально-экономическая эффективность демократической системы объясняются ее  дополнительными преимуществами.

    Это, прежде всего, свойственный современной демократии политический и идеологический плюрализм. Множественность центров власти и влияния обеспечивает многообразие социальных и духовных альтернатив, что тем самым расширяет диапазон политического выбора и повышает вероятность нахождения оптимальных путей развития общества.

    Наличие политической оппозиции дает возможность всесторонне анализировать проекты политических решений, находить их слабые стороны и предлагать альтернативы.

    Периодическая конкурентная смена парламента и правительства содействует своевременному исправлению допущенных ошибок и гибкой коррекции политического курса в соответствии с изменяющейся ситуацией.

    Вышеперечисленные преимущества дают основания считать, что демократический режим является более справедливым и с большим уважением относится к фундаментальным интересам человека, чем недемократический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Классный час « Лучше гор могут быть только горы »

формирование и пропаганда ЗОЖ, воспитание патриотизма, бережного отношение нравственных качеств: коллективизм, взаимовыручка, отзывчивость ...

Какие человеческие потребности, которые, якобы, удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.

Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если  от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не...

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Открытый урок по английсскому языку во 2 класе на тему " Feelings"...

Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, способом раздаточных карточек и т.д. по усмотрению учителя.

  Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, с...

Выступление на родительском собрании на тему :"Какими могут быть отношения дочери с отчимом?"

Выступление на родительское собрание на тему :"Какими могут быть отношения дочери с отчимом?"...

Презентации на различные темы , могут быть использованы для урока учителем, так и для самостоятельного изучения или повторения учащимися.

Для повышения эффективности обучения необходимо освоение  современных форм организации учебного процесса. Внедрение информационных технологий в образование позволяют  во многом облегчить тру...