"Уголовное право. История возникновения права."
элективный курс по праву (9 класс) на тему

Баскова Наталья Николаевна

Элективный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_ugolovnoe_pravo_rab_pr.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озёрная средняя школа №9.

«Согласовано»:                                                                                 «Утверждаю»:

Зам. директора по УВР                                                                     И. о. директора

МБОУ Озёрной СШ №9                                                                   МБОУ Озёрной СШ №9

Янгулова О.О.                                                                                    Шушеначева Е.Ф.                                                                                          

«___»_________2017г.                                                                      «___»_________2017г.

-----------------------------                                                                       ----------------------------

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Уголовное право

9 класс

(основное общее образование)

2017-2018 учебный год

                                                                      Составитель: Баскова Н.Н.

                                                                                                                  учитель истории  МБОУ

                                                                                                        Озёрной СШ №9.

                                               «Согласовано»

                                                                                          Руководитель ШМО

                                                     гуманитарного цикла

                                                                                           ___________/Баскова Н.Н./

                                                                                          Протокол № ___  от

                                                                                           «   »    08     2017 г.

с. Черное Озеро,

2017г.

Структура:

1.

Пояснительная записка.…………………………………………………

стр.3

2.

Содержание образовательной программы.………………………….

стр.4

3.

Требования к уровню подготовки обучающихся…………………..

стр.6

4.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

стр.7

5.

Источники информации……………………………………………….

стр.8

6.

Средства обучения………………………………..…………………….

Стр.8

7.

Приложение:

1.

Календарно – тематическое планирование ………………………

стр.9

 

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по уголовному праву для 9 класса разработана на основе

1) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.03.2004г. №1089;

2) Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;

3) Образовательная программа МБОУ Озёрной СШ №9 приказ № 27 от 01.06.2016.;

4) Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, предметов, учебных курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Озёрной СШ №9 приказ № 96 от16.06.2015.;    

Цель курса: Сформировать первоначальные знания по уголовному праву, а также умению выйти из сложной житейской ситуации, при этом обезопасив свою жизнь и жизнь окружающих людей.  

Задачи курса:

- познакомить учащихся с уголовным кодексом;

- раскрыть взаимосвязь уголовного права с жизнью человека, общества, страны;

- дать первоначальные сведения о преступлениях; о лицах, подлежащих уголовной ответственности; о вине , степени вины; неоконченных преступлениях; о соучастии в преступлениях;

- воспитывать уважение к законности и правопорядку в стране, к правам других людей.                                                                                          

Общая характеристика учебного предмета

   «Уголовное право»   элективный курс в 9 классе, фундаментом которого являются научные знания Уголовное право - одна из ведущих отраслей российского права, совокупность правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, освобождения от нее, цели систему наказаний.

Уголовное право отнесено к исключительной компетенции РФ. Единственным источником этой отрасли является Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 г. Не подлежат применению никакие иные нормы, регулирующие уголовно-правовые отношения.

Предметом уголовного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, т. е.. деяния, представляющего опасность для человека, общества и государства. Субъекты уголовных правоотношений - физическое лицо, совершившее преступление, и государство в лице правоприменительных органов. Следует заметить, что в курсе "Уголовное право" более полно освещены вопросы уголовного права, чем в курсе "Обществознание" в 9 классе. Ввиду ограниченного количества часов программа ориентирована на занятия в виде лекций.

Логические связи предмета «Обществознания» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана

  Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с обществознанием (параллельное взаимодействие курсов уголовного право и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения), Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и языка. Региональный и этнокультурный компонент включен вкраплениями

Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся  общеобразовательного класса и уровень их  подготовки в соответствии с авторской учебной программой, а так же общую характеристику класса. В 9 классе обучается 16 человек, 6 мальчиков и 10 девочек. Обучающихся  владеют навыком пересказа текстов, нахождением необходимой информации в литературе, имеют опыт работы с подготовкой и представлением рефератов.

2. Содержание образовательной программы.

№ п/п

Название темы (раздела)

                     Содержание темы (раздела)

Количество часов

1

Тема 1. Уголовное право и мы (1 час)

Уголовное право. Принципы уголовного права. Уголовный кодекс РФ.



1

2

Правонарушения и наказания

Тема 2. Правонарушение и преступление (1 час)

Правонарушение, его сущность. Виды правонарушений. Отличие правонарушения от нарушения норм морали.

Тема 3. Причины правонарушений (1 час)

Причины правонарушений: социальные, психологические, биологические. Портрет потенциального правонарушителя.

Тема 4. Преступление. Категории преступлений (1 час)

Преступление, его сущность. Категории преступлений. Соучастники преступлений.

Тема 5. Вина. Формы вины (1 час)

Что такое вина. Условия, при которых возникает вина. Условия, при которых не возникает вина. Формы вины: умысел и неосторожность. Презумпция невиновности.

Тема 6. Уголовная ответственность (1 час)

Юридическая ответственность, ее виды. Причины и условия наступления уголовной ответственности. Виды уголовных наказаний. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Принцип неотвратимости наказания.

5

3

Преступления против собственности

Тема 7. Корыстные преступления. Вымогательство (1 час)

Преступления против собственности. Виды преступлений: кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство. Виды наказаний по УК РФ. Как вести себя, если вы стали жертвой вымогательства.

Тема 8. Некорыстные преступления (1 час)

Некорыстные преступления, направленные против собственности. Виды некорыстных преступлений: вандализм, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности. Ответственность за некорыстные преступления.

2

4

Преступления против личности

Тема 9. Преступления против чести и достоинства (1 час)

Основные виды преступлений против чести и достоинства личности: клевета, оскорбление, похищение человека, хулиганство. Ответственность за преступления против чести и достоинства. Виды наказаний по УК РФ.

Тема 10. Преступления против здоровья и жизни (1 час)

Виды преступлений против здоровья и жизни человека. Ответственность и виды наказаний.

Тема 11. Преступления против личности и собственности. Урок-практикум (1 час)

Основные виды преступлений и ответственность за них. Нормы поведения в критических ситуациях. Анализ правовых ситуаций.

3

5

Групповые преступления

Тема 12. Организованная преступность несовершеннолетних (1 час)

Понятие преступной группы. Причины попадания подростков в преступные группы. Опасности, связанные с попаданием подростков в антисоциальные группы.

Тема 13. Ответственность за групповые преступления (1 час)

Особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних. Основные роли участников групповой преступной деятельности, подпадающие под действие УК РФ. Можно ли выйти из преступной группы?

2

6

О право-

порядке

Тема 14. Что такое правопорядок (1 час)

Понятие правопорядка. От чего зависит правопорядок в стране. Структура и функции правоохранительных органов РФ.

Тема 15. Судебное разбирательство (1 час)

Принципы справедливого демократического судопроизводства. Основные функции суда и прокуратуры в уголовном процессе. Участники судебного разбирательства.

Тема 16. Смертная казнь: "за" и "против" (1 час)

Справедливость возмездия за убийство в виде смертной казни. Сложность и противоречивость проблемы отмены смертной казни в РФ.

3

7

Итоговый урок по курсу

Практическая работа

1

итого

17

3. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения уголовного права ученик должен

            уметь:

  • умение увидеть и сформулировать проблему, составить план её решения;
  • умение выдвинуть гипотезу;
  • умение делать обобщение;
  • умение систематизировать материал;
  • умение составлять доклад (на основе различных источников);
  • умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
  • умение планировать и анализировать свою деятельность.

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:

  • самостоятельно уметь находить информацию по предложенной теме и отбирать необходимые факты;
  • соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
  • называть характерные, существенные черты событий; 
  • излагать суждения. 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

     -полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

     -общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

     -нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

     -реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

     -первичного анализа и использования социальной информации;

     -сознательного неприятия антиобщественного поведения.

4.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

   Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

   Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

   Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

   Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

 Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 8 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 7-8 балов,

оценка«4» - 5-6,

оценка«3» - 3-4,

оценка«2» - менее 3 балов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 15 вопросов.
Время выполнения работы: 35-40 мин.
Оценка «5» - 20-24 бала,

оценка«4» - 15-19,

оценка«3» - 10-14,

оценка«2» - менее 10 балов.

 

5. Источники информации.

  Литература для учащихся

1. Уголовное право в вопросах и ответах: Учеб. пособие/Г.Н.Борзенков, В.С.Комиссаров. - М.: ТК Велби, 2003.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Литература для учителя

1. Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. - М.: Экзамен, 2003.

2. Кодекс об административных правонарушениях. М.: Инфра-М, 2003.

3. Полный сборник кодексов РФ. С изменениями и дополнениями на 1 мая 1999 года - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999. (стр.205 - 263)

4. Уголовное право в вопросах и ответах: Учеб. пособие/Г.Н.Борзенков, В.С.Комиссаров. - М.: ТК Велби, 2003.

5. Уголовный кодекс РФ.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

7. Уголовно-процессуальное право РФ: Учебник/Отв.ред. П.А.Лукинская - М.: Юристъ, 1998.

6.Средства обучения.

1.Компьютер

2.Видеодвойка


   Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Вид практического занятия контроля

Дата проведения

по плану  на весь год

 фактически

1

Уголовное право и мы.

 

Правонарушения и наказания

2

Правонарушение и преступление.

3

Причины правонарушений.

4

Преступление. Категории преступлений.

5

Вина. Формы вины.

6

Уголовная ответственность.

 Практикум

 

Преступления против собственности

 

7

Корыстные преступления.
Вымогательство.

8

Некорыстные преступления.

 

Преступления против личности

 

9

Преступления против чести и достоинства.

10

Преступления против здоровья и жизни.

11

Преступления против личности и собственности.

 Практикум

 

Групповые преступления

12

Организованная преступность несовершеннолетних.

13

Ответственность за групповые преступления.

 

О правопорядке

14

Что такое правопорядок.

15

Судебное разбирательство.

16

Смертная казнь: "за" и "против"

17

Итоговый урок. Зачет по курсу.

Практическая работа  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

История возникновения правил дорожного движения

Краткая история о том, как возникли правила дорожного движения....

Классный час "История возникновения правил дорожного движения"

День рождения светофора.Виды светофоров. Знаки регулировщика. Дорожные знаки и их виды.Презентацию нашла в интренете....

Уголовно-правовые отношения. Урок права в 11 классе.

Данную презентацию можно использовать на уроке права при изучении уголовно-правовых отношений....

Программа по праву "История развития права России"

Курс «Истории права России» построен на материале истории России, содержит интересные сведения о развитии отечественного права. В базовом курсе истории многие нормативно-правовые документы...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...

Индивидуальный проект " История возникновения футбола, правила игры" Синельщиков Иван 8 б класс

Футбол давно является популярнейшим видом спорта во всем мире. Это очень интересная, полная азарта игра....