Тема урока «Преступление и наказание».
план-конспект урока по праву (11 класс)

Купеева Аза Савлоховна

Цель урока: познакомить учащихся с видами правонарушений  и наказаниями , определить отличительные признаки преступления

Задачи урока:

Обучающие: - формирование понятий «правонарушение», «преступление»; - способствовать выработке умений и навыков правового анализа видов правонарушений, отличия преступления от иных правонарушений.

 Развивающие: - развитие умений и навыков сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные задания, работа в группе, выступать публично; - развитие критического мышления.

 Воспитательные; - формирование уважительного отношения к законам; - способствовать повышению правовой грамотности и правовой культуры школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aza_prestuplenie_i_nakazanie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по курсу Право  в 11 классе на тему:    «Преступление и наказание».

                               Тема урока «Преступление и наказание».

Цель урока: познакомить учащихся с видами правонарушений  и наказаниями , определить отличительные признаки преступления

Задачи урока:

Обучающие: - формирование понятий «правонарушение», «преступление»; - способствовать выработке умений и навыков правового анализа видов правонарушений, отличия преступления от иных правонарушений.

 Развивающие: - развитие умений и навыков сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные задания, работа в группе, выступать публично; - развитие критического мышления.

 Воспитательные; - формирование уважительного отношения к законам; - способствовать повышению правовой грамотности и правовой культуры школьников.

. Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание

Тип урока: учебно-практический.

Форма урока: лабораторное занятие, работа в малых ролевых группах

Методы обучения:Объяснительно-разъяснительные, стимулирующий.

Методы учения: репродуктивный, частично поисковый.

Формы побуждения познавательного интереса: дополнительный материал, приведение примеров, логические задания.

Источники: Уголовный кодекс и фрагмент по названием «Случай в тайге» из книги СС.Алексеева «Право, законы, правосудие. Юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения».

На доске написана поговорка, а так же терминологический словарь

СЛОВАРЬ: преступление: ст.15 УК РФ, уголовное право, Уголовный кодекс РФ, уголовное наказание, вердикт.

                                              Ход урока.

Организационный момент.

I.Этап мотивации, самоопределения в учебной деятельности .

Ребята,на доске  народная поговорка   «НЕ СУДА БОЙСЯ,БОЙСЯ СУДЬИ!»

Как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема урока?  Какие ассоциации у вас возникают в связи с упоминанием этого термина – уголовная ответственность?

Правильно, о преступлении и наказаниях, которые они влекут

 II. Актуализация знаний.  

-Какие ассоциации у вас возникают в связи с упоминанием этого термина – уголовная ответственность?

- Является ли тема сегодняшнего урока важной?

Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как история человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не всегда может устоять перед различного рода соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. В целом нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

III. Постановка учебной задачи.

Заполните, пожалуйста, столбцы «Знаю» и «Хочу узнать» по данной теме.Думаю к концу урока, эта таблица будет более полная.

(Работа индивидуальная )

знаю

хочу

узнать

узнал

 

 

 

Сегодня на уроке, мы попробуем наши знания закрепить на практике, но прежде вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. Заодно проверяйте ваши таблицы.

Проверка домашнего задания

     1.Кто является участником уголовных правоотношений? (Уголовно- правовые отношения – это отношения между государством и лицом, совершившим уголовно-наказуемое деяние, возникающее с момента совершения деяния и оканчивающееся снятием судимости или освобождением виновного от наказания.)

2.Что является основанием уголовной ответственности? (согласно ст.8 УК РФ, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом.)

3. Что такое преступление? Каковы его признаки? (Согласно ст.14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.)

4. Что такое состав преступления? (Это совокупность объективных и субъективных признаков. Объективная сторона – то, на что направлено преступление, на что посягают, чему причинен ущерб. Субъективная сторона – субъект преступления, его вменяемость, его возраст и виновность.)

5.В каких формах существует вина? (Согласно ст.24 и 26 УК РФ, вина возможна в форме умысла или неосторожности.)

6. Назовите   Принципы судопроизводства: гласность, устность, непосредственность, непрерывность, состязательность (обвинитель- прокурор и защитник – адвокат).

Судья, суд присяжных.

-Приступим непосредственно к выполнению нашей задачи.

Ребята, сейчас я опишу вам один трагический случай в тайге. По происшедшим фактам было возбуждено уголовное дело и вынесено судебное решение. Наша задача- проанализировать ситуацию, опираясь на имеющиеся у нас знания из уголовного права, определить был ли состав преступления участников этих событий, к какой группе преступлений относится этот факт.

На доске термины, которые вам помогут грамотно отвечать.

Ситуация напечатанная  на каждой парте.

СЛУЧАЙ В ТАЙГЕ.

Фрагмент 1.

   Это произошло более 2-х десятков лет тому назад в глубокой тайге, у быстрой речки, где по соседству работали две геологические партии.

Участник одной из экспедиций – Петров (фамилия и некоторые детали изменены). Умываясь утром у речки, услышал на противоположном берегу треск кустов, а затем сквозь дымку тумана различил неясный черный силуэт. Медведь, наверняка медведь! Кто же еще? Медведи в последние дни стали часто наведываться к геологам.

  Петров бросился за своим товарищем Широковым, оба схватили ружья (ружья у них были одинаковые, купленные в одном магазине) и, прибежав на берег, не раздумывая, выстрелили одновременно в темное пятно, видневшееся в тумане.

   Финал этого происшествия трагичен. На другом берегу был не медведь, а человек – начальник соседней геологической разведочной партии Копылов, возившийся в кустах с рыбачьей «мордой».

 ВОПРОСЫ.

  1. Имеет ли место в этой ситуации юридический факт, который порождает уголовно- правовые отношения?
  2. Что за юридический факт?
  3. Между кем возникли уголовно-правовые отношения? Назовите участников или субъектов этих отношений.
  4. С какого момента возникли эти уголовно-правовые отношения?
  5. Почему вы решили, что совершено преступление? Какие признаки преступления налицо? При ответе воспользуйтесь ст.14 УК РФ.
  6. 6.К какой группе преступлений может относиться то, что описано в данном отрывке?
  7. Попробуем разобраться: есть ли в данном случае состав преступления?
  8. Каков ваш вердикт? Есть ли основание для уголовной ответственности?

Далее знакомимся с дальнейшим развитием событий.

Фрагмент 2.

Налицо преступление, подпадающее под признаки за НЕОСТОРОЖНОЕ убийство. При этом в суде на основании тщательного расследования было  установлено, что смерть Копылова наступила только от одной пули. Другая же пуля, ударившись о патрон для ракетницы, лежащей в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля – Петрова или Широкова- была смертельной, установить оказалось невозможным.

    Суд, рассматривавший это дело, признал виновным в убийстве обих. Стреляли они оба одновременно, они проявили грубую НЕОСТОРОЖНОСТЬ . И уж чистейшая случайность, что одна из пуль ударилась в паторон для ракетницы. И Петров и Широков были осуждены к лишению свободы.

ВОПРОСЫ:

  1. Если бы вы были прокурором, государственным обвинителем, то на каком аргументе вы построили бы обвинение?
  2. 2. Если бы вы были адвокатом Широкова (он-то вообще доверился товарищу), то на каком аргументе вы построили бы защиту?
  3. Согласны ли вы с решением суда?
  4. Кто за это решение суда? Кто против?  (Класс делится на тех,  кто «за» и тех, кто «против». Возможна организация  небольшой дискуссии, в ходе  которой учащиеся будут отстаивать свои точки зрения). Представьте, что вы участвуете в этом процессе. Все поддержавшие решение суда строят обвинения. Все. Кто против, строят защиту.

После знакомимся с дальнейшим развитием ситуации.

ФРАГМЕНТ 3.

Можно ли признать правильным такой приговор суда? Как будто бы – да. С точки зрения закона все логично. Но Верховный суд с ним все же не согласился. Не согласился потому, что смерть потерпевшего наступила только от одной пули и, следовательно. Приговором возложена ответственность на лицо, которое не причиняло смерти потерпевшему, а значит, заведомо является невиновным. И потому… Верховный суд освободил от уголовной ответственности и Петрова. И Широкова. Как же так? Почему обоих?

    ВОПРОС.

Какой конституционный принцип был применен судьями Верховного суда? (Согласно ст. 49  УК РФ, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.)

Давайте сделаем вывод из данной ситуации

   Именно здесь дало о себе знать глубокое понимание судьями самой сути права. С точки зрения права следует считать вполне справедливым, обоснованным освобождение от ответственности обоих участников драмы, а не осуждение обоих, причем одного заведомо невиновного человека. Хотя, надо заметить, описанная жизненная ситуация требует того, чтобы была введена особая ответственность за действия лиц, грубо нарушающих общественные правила ОСТОРОЖНОСТИ. Но ответственность такого рода законом не предусмотрена.

      Юрист должен хорошо знать законы, уметь их применять к конкретным жизненным случаям.

   Но при всем этом решающее значение имеет главная для юриста качество. Это – глубокое понимание права, заложенным в нем начал, принципов, связанных с нравственной сутью права, и, прежде всего с правами и свободами человека ( и вытекающей из них безусловной, не знающей изъятий НЕДОПУСТИМОСТИ ОСУЖДЕНИЯ НЕВИНОВНОГО ЧЕЛОВЕКА).

   Мы убедились, что ЗАКОН – не цель, а средство для облегчения жизни. Дай бог, чтобы никто и никогда не притеснил ваших прав, и вам никогда не пришлось нарушить закон. И пусть порукой вам будут ваша правовая культура, высокие нравственные нормы и представления о естественной справедливости.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вернемся к нашей таблице, и закончим ее

1) Закончить высказывания.

  1. Вина человека может быть выражена в форме… (умысла или неосторожности)
  2. За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с …. ( 16 лет)
  3. За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет)
  4. Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается… (10 годами)

V.Домашнее задание. Параграф    и напишите эссе на тему: «Преступление редко остаётся скрытым: тот, кто совершает его, рискует потерять больше, чем выиграть»

-Спасибо всем за работу(оценки)

VI.Рефлексия

Ребята, на ваших партах  красный и желтый стикеры. Если вам понравился наш урок, при выходе из кабинета на доске закрепите красный, если нет желтый..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Урок "Преступление и наказание"

1. Технологическая карта для обучающихся2. Презентация...

Конспект открытого урока "Преступление и наказание Родиона Раскольникова"

Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе...

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ для уроков «Преступление и наказание»

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ для уроков «Преступление и наказание» (10 КЛАСС)...