Главные вкладки

    тема самообразования «Воспитание правовой грамотности учащихся на уроках обществознания».
    статья по праву (9 класс)

    Мусина Илюса Фаиловна

    Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_samoobrazovaniya.docx241.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема самообразования: «Воспитание правовой грамотности учащихся на уроках обществознания».

    Учитель обществознания и истории: Мусина И.Ф.

    Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в правовое обучение и воспитание учащихся на уроках обществознания.

    Задачи:

    -изучать нормативно-правовые документы с целью повышения своей правовой культуры;

    -изучать методическую литературу и передовой опыт педагогов по правовому воспитанию подростков;

    -внедрять в педагогический процесс инновационные технологии, новые методики;

    -повышать свой педагогический, методический и общекультурный уровень;

    -применять в работе разнообразные формы работы, особенно нетрадиционные;

    -обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

    Ожидаемые результаты:

    -повышение уровня правовых знаний воспитанников;

    -разработка рабочей программы;

    -разработка  дидактических материалов, тестов и наглядностей

    -разработка и проведение открытых занятий, обобщение опыта по исследуемой теме;

    -доклады, выступления на заседаниях МО

    Формы самообразования: индивидуальная – индивидуальный план,

    Начало и период работы над темой: 2018 -2019 учебный год, в течение трех лет.

    Основные направления образования

    Задачи самообразования

    Пути, средства и методы

    Профессиональное

    Повышать квалификацию.

    Курсы повышения квалификации.

    Семинары, научно-практические конференции.

    Психолого-педагогическое

    Изучать общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования педагогических методов и приемов воспитания детей.

    Изучение психолого-педагогической литературы.

    Методическое

    Совершенствовать знания современного содержания образования и воспитания детей.

    Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания.

    Организовать групповую и индивидуальную работу с детьми.

    Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

    Проводить самоанализ профессиональной деятельности.

    Проводить открытые занятия.

    Выступать с докладами, отчетами по самообразованию.

    Ознакомление с методической литературой, нормативно-правовыми документами.

    Изучение прогрессивного педагогического опыта по правовому воспитанию учащихся.

    Накопление материала по теме, создание материально-технической и дидактической базы.

    Разработка занятий и бесед с учащимися.

    Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

    Обобщение собственной практической деятельности.

    Участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

    Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой, формулирование выводов и предложений.

    Информационно-технологическое

    Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

    Осуществлять обзор информации в Интернете по правовому воспитанию детей.

    Система разработок мероприятий, занятий, отчетов, материалов в печатном и электронном виде.

    Сбор информации для занятий через Интернет.

    Создание презентаций.

    Участие во Всероссийских и Международных конкурсах, викторинах.

    Охрана здоровья

    Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

    Тренинг мышечного расслабления, снятия эмоционального напряжения.

    Коррегирующая гимнастика.

    Упражнения по профилактике близорукости и сколиоза.

    Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

    Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

    Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с

    собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

    На уроках обществознания и  истории  я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.

    Правовое воспитание направлено на достижение следующих целей:

    -   формирование правосознания и правовой культуры,

    -  социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

    -  осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

     Правовое воспитание на уроках обществознания и истории  направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет,  и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников,  родителей.

    Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

    1. Изучение основного закона государства – Конституции;

    2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

    3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

    4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

    Несомненно, не меньшей важностью является психологический климат в семье, а также правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

    Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

    Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.

    Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

    Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.

    На уроках обществознания мы работаем по учебникам  Л.Н. Боголюбова  6-11-х  классов с использованием дополнительной литературы правовой направленности. Модуль по курсу обществознания содержит несколько изучаемых на уроках тем. В каждой теме предлагается творческое задание-эссе или практикум, в которых обучающие должны не только вспомнить изученный материал, но и проанализировать предложенные варианты ситуаций и предложить свои решения выхода из проблемы. Здесь каждому ученику предоставляется возможность проявить себя, свои творческие способности, оптимизировать воспитательные моменты, правовую ответственность и активную жизненную позицию. Каждый модуль заканчивается уроком- практикумом, где работа может быть организована в разных формах: деловая игра, диспут, социально-значимый проект и др. С первых уроков обществознания мы договариваемся, что ребята, получая оценки за ответы или деятельность, несут ответственность за свое поведение в школе, на улице, в обществе, чтобы их «дела» не расходились со знаниями норм и правил поведения в обществе. Любое чрезвычайное происшествие, нарушение Устава школы и т.п. обязательно будет рассмотрено на уроках обществознания с точки зрения правовых основ. Так на уроках идет формирование правовой культуры школьников.

    Таким образом, формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

    Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

    тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

    Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии»

    Содержание 1.        Принципы и методы активизации познавательной деятельностиучащихся………………………………………………………….. Стр. 3 2....

    Анализ работы по теме самообразования “Воспитание экологической культуры учащихся общеобразовательной школы в рамках основного образования”

    Цель:  Организовать систему работы по воспитанию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной работе по биологии.      Задачи: 1...

    тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

    История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...