тема самообразования «Воспитание правовой грамотности учащихся на уроках обществознания».
статья по праву (9 класс)

Мусина Илюса Фаиловна

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx241.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Воспитание правовой грамотности учащихся на уроках обществознания».

Учитель обществознания и истории: Мусина И.Ф.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в правовое обучение и воспитание учащихся на уроках обществознания.

Задачи:

-изучать нормативно-правовые документы с целью повышения своей правовой культуры;

-изучать методическую литературу и передовой опыт педагогов по правовому воспитанию подростков;

-внедрять в педагогический процесс инновационные технологии, новые методики;

-повышать свой педагогический, методический и общекультурный уровень;

-применять в работе разнообразные формы работы, особенно нетрадиционные;

-обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня правовых знаний воспитанников;

-разработка рабочей программы;

-разработка  дидактических материалов, тестов и наглядностей

-разработка и проведение открытых занятий, обобщение опыта по исследуемой теме;

-доклады, выступления на заседаниях МО

Формы самообразования: индивидуальная – индивидуальный план,

Начало и период работы над темой: 2018 -2019 учебный год, в течение трех лет.

Основные направления образования

Задачи самообразования

Пути, средства и методы

Профессиональное

Повышать квалификацию.

Курсы повышения квалификации.

Семинары, научно-практические конференции.

Психолого-педагогическое

Изучать общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования педагогических методов и приемов воспитания детей.

Изучение психолого-педагогической литературы.

Методическое

Совершенствовать знания современного содержания образования и воспитания детей.

Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания.

Организовать групповую и индивидуальную работу с детьми.

Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

Проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Проводить открытые занятия.

Выступать с докладами, отчетами по самообразованию.

Ознакомление с методической литературой, нормативно-правовыми документами.

Изучение прогрессивного педагогического опыта по правовому воспитанию учащихся.

Накопление материала по теме, создание материально-технической и дидактической базы.

Разработка занятий и бесед с учащимися.

Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

Обобщение собственной практической деятельности.

Участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой, формулирование выводов и предложений.

Информационно-технологическое

Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

Осуществлять обзор информации в Интернете по правовому воспитанию детей.

Система разработок мероприятий, занятий, отчетов, материалов в печатном и электронном виде.

Сбор информации для занятий через Интернет.

Создание презентаций.

Участие во Всероссийских и Международных конкурсах, викторинах.

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Тренинг мышечного расслабления, снятия эмоционального напряжения.

Коррегирующая гимнастика.

Упражнения по профилактике близорукости и сколиоза.

Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с

собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

На уроках обществознания и  истории  я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.

Правовое воспитание направлено на достижение следующих целей:

-   формирование правосознания и правовой культуры,

-  социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

-  осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

 Правовое воспитание на уроках обществознания и истории  направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет,  и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников,  родителей.

Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

1. Изучение основного закона государства – Конституции;

2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Несомненно, не меньшей важностью является психологический климат в семье, а также правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.

На уроках обществознания мы работаем по учебникам  Л.Н. Боголюбова  6-11-х  классов с использованием дополнительной литературы правовой направленности. Модуль по курсу обществознания содержит несколько изучаемых на уроках тем. В каждой теме предлагается творческое задание-эссе или практикум, в которых обучающие должны не только вспомнить изученный материал, но и проанализировать предложенные варианты ситуаций и предложить свои решения выхода из проблемы. Здесь каждому ученику предоставляется возможность проявить себя, свои творческие способности, оптимизировать воспитательные моменты, правовую ответственность и активную жизненную позицию. Каждый модуль заканчивается уроком- практикумом, где работа может быть организована в разных формах: деловая игра, диспут, социально-значимый проект и др. С первых уроков обществознания мы договариваемся, что ребята, получая оценки за ответы или деятельность, несут ответственность за свое поведение в школе, на улице, в обществе, чтобы их «дела» не расходились со знаниями норм и правил поведения в обществе. Любое чрезвычайное происшествие, нарушение Устава школы и т.п. обязательно будет рассмотрено на уроках обществознания с точки зрения правовых основ. Так на уроках идет формирование правовой культуры школьников.

Таким образом, формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии»

Содержание 1.        Принципы и методы активизации познавательной деятельностиучащихся………………………………………………………….. Стр. 3 2....

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...