Рабочая программа по праву.
рабочая программа по праву (10 класс)

Рабочая  программа по правоведению ориентирована на учащихся 10 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pravo_2019_god.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

________________________________________________________________

671610, РБ, с.Баргузин, ул.Калинина 51А; тел: 8(30131) 41540, 41454,

факс 8(30131) 41540

barguzinschool@gmail.ru

«Рассмотрено»

Руководитель кафедры гуманитарных  наук МБОУ «Баргузинская СОШ»

Шумкова Т.К. /__________/

Протокол №_____ от

«____»__________20___ г.

«Согласовано»

 Заместитель директора по  

НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»  

Л.М. Жалсанова /___________/

«____»____________20___г.

                                                       

«Утверждаю»

Директор МБОУ Баргузинская

СОШ»

А.И.Молчанов /____________/

Приказ № _____ от

«____»____________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по

правоведению

для обучающихся  10  класса

                       

на     2019/2020     учебный  год

 

                                                                                 Составлено

учителем  обществознания

                                                                                        Зарубиной Г.А.

                                                                                                   Принято на заседании

                                                                                                     педагогического совета

протокол №______ от

«____»_____________ 20___ г.

                                                                                                           

с.Баргузин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая  программа по правоведению ориентирована на учащихся 10 классов и разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки  РФ от 17.12.2010 г. №1897);

2.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. №1/15);

3.Программа по правоведению для 10 классов А.Ф.Никитин (Правоведение. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Ф.Никитина – М.: Просвещение, 2018 г.

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 с изменениями от 08.06.2015 г. №576, от 28.12.2015 г. №1529, от 26.01.2016 г. №38, 21.04.2016 г. №459, от 29ю12ю2016 г. №1677, от 08.06.2017 г. №535, от 20.06.2017 г. №581, от 05.07.2017 г. №329:

Основы государства и права А.Ф.Никитин (10 класс). – М.: Просвещение, 2018.

Программой отводится на изучение обществознания 34 часа, которые распределены следующим образом:

10 класс – 34 часа в год (1 раз в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Выпускник научится:

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности

Выпускник получит возможность научиться:

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Содержание учебного курса правоведения.

История государства и права

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.

Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Вопросы теории государства и права

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Конституционное право

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы  конституционного  строя.   Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.   Социальное  государство.   Светское  государство.  Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации.  Целостность  и  неприкосновенность территории  Российской Федерации.  Виды  субъектов  РФ.   Федеральное  законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Права человека

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Избирательное право и избирательный процесс.

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.      

Гражданское право

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.

Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.

Налоговое право

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.

Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.

Семейное право

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.

Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.

Трудовое право

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.

Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.

Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.

Административное право

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.

Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Уголовное право

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.

Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Правовая культура

Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.

 

Тематическое планирование 10 класс (34 ч.)

Раздел

Всего часов

Из них:

Теоретические

Практические

1

Из истории государства и права

5

3

2

2

Вопросы теории государства и права

2

2

-

3

Конституционное право

7

5

2

4

Права человека

3

1

2

5

Избирательное право

1

1

-

6

Гражданское право

2

2

-

7

Налоговое право

2

1

1

8

Семейное право

2

1

1

9

Трудовое право

3

2

1

10

Административное право

2

1

1

11

Уголовное право

3

2

1

12

Правовая культура

1

-

1

13

Итоговое повторение

1

-

1

Календарно-тематическое планирование 10 класс.

Раздел

Темы

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

Примечания

план

факт

1

Из истории государства и права

Происхождение государства и права. Право Древнего мира.

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос.

2

Право средневековой Европы

1

3

Становление права Нового времени

1

4

Развитие права в России. IX-начало ХIХ в.

1

5

Российское права в ХIХ – начале ХХ в.

1

6

Вопросы теории государства и права

Понятие права. Правовая норма. Источники права.

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос.

7

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.

1

8

Конституционное право

Понятие конституции, ее виды.

1

Работа с докумен-том

9

Общая характеристика Конституции РФ

1

10

Федеративное устройство

1

11

Президент Российской Федерации

1

12

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

1

13

Исполнительная и судебная власть в РФ

1

14

Местное самоуправление

1

15

Права человека

Права и свободы человека и гражданина

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

16

Политические права Экономические, социальные и культурные права.

1

17

Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время.

1

18

Избирательное право

Избирательная система и избирательный процесс

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

19

Гражданское право

Понятие и источники гражданского права.

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

20

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

1

21

Налоговое право

Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков.  Налоговые органы. Аудит.

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

22

Виды налогов Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц.

1

23

Семейное право

Понятие и источники семейного права. Брак.  Порядок и условия заключения и расторжения брака.

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

24

Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

1

25

Трудовое право

Понятие и источники трудового права

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

26

Рабочее время и время отдыха

1

27

Оплата труда. Охрана труда

1

28

Административное право

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

29

Административные наказания.

1

30

Уголовное право

Понятие и источники уголовного права

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

31

Преступление. Уголовная ответственность. Наказание

1

32

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

33

Правовая культура

Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

34

Итоговое тестирование

1

Текущий контроль.

Фронталь-ный опрос

Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Азаров А. Я., Болотина  Т. В. Права человека:  Пособие для учителя.— М.,2017.

Алексеев С. С. Философия права.— М., 2016;

Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2018.

Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2017.

Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2016.

Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2017.

Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2016.

Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2017.

Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.— М., 2018.

Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2017

Никитин А. Ф. Обществознание:  10—11 кл.— М., 2018.

Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.— М., 2017.

Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2017.

Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2016.

Основы российского права.— М., 2018.

Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М.,2018.

Права человека. История, теория, практика.— М.,  2018.

Сборник кодексов РФ.— М., 2018.

Человек  и   общество.   Обществознание:   11   кл./Под  ред.   Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,— Ч. 2.— М., 2018.

Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право:  10 —11 кл.— М., 2016:

Юридическая энциклопедия.— М., 2015.

Интернет-ресурсы

• Права человека в России – http://www.hro.org /

• Социальные и экономические права в России – www.seprava.ru

 • Гарант. Информационно-правовой портал – http://www.garant.ru /

• Европейский суд по правам человека – http://www.espch.ru /

• Права ребенка – твои права. Информационно-правовой ресурс для детей – http://www.pravadetey.ru

• Современное право. Научная сеть – http://www.nauka-pravo.com

• Образование и право – http://education.law-books.ru /

• Direction Law. Ваша библиотека в мире правовой науки – http://www.directionlaw.com /

• Все о праве – http://www.allpravo.ru /

• Сам себе юрист – http://www.samsebeyurist.ru /


Фонд оценочных средств.

Контрольная работа по правоведению 10 класс за 1 полугодие. Вариант 1.

1. Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

а) Теологическая.   

б) Патриархальная.   

в) Органическая.

2. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

а) Органической.  

б) Естественно-правовой.  

в) Психологической.

3. Теория насилия происхождения государства и права…

а)  рассматривает государство как результат божественного творения;

б) рассматривает государство как образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

в) рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

г) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе

4. Дайте определение понятию «государство», перечислите признаки государства.

5. Составьте таблицу: «Формы государства»

6. Правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила – это ______________ .

7. Конституция  - это

8. Дайте определение «гражданство». Раскройте принцип приобретения гражданства «принцип почвы».

9. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию, санкцию. Найдите их в следующей норме уголовного права:

«Оставление в опасности. 1. (____________)

Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасной для себя и других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи 2. (___________) наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или общественным порицанием либо влечет применение мер общественного воздействия». 3. (_______)

10. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».

1) установлена государством,

2) имеет письменную форму,

3) содержит нормативно-правовые акты,

4) общеобязательна,

5) исполняется в силу привычки,

6) регулятор общественных отношений,

7) соответствует пониманию добра.

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определённую

правовую форму. Это происходит в результате ___________(А) государства. С её помощью воля законодателя находит своё выражение в нормативном правовом акте и становится обязательной для исполнения. Под источниками (формами) права в юридической науке обычно понимают ___________(Б) выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты ___________(В) государственных органов, устанавливающих нормы права. К таким органам относятся, например, ___________(Г),правительство и др.

К источникам права относят не только нормативные правовые акты, но и правовые обычаи, судебные и административные прецеденты, нормативные договоры. Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества ___________(Д). Юридический прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признаётся, что решение по конкретному делу может стать ___________(Е) для разрешения всех подобных случаев на будущее время.»

1) обязательное значение, 2) правотворческая деятельность, 3) гражданское общество, 4) компетентный, 5) государственный аппарат, 6) правило, 7) парламент, 8) законодательство, 9) внешние формы

12. Почему средства массовой информации (СМИ) называют «четвертой властью»?

Контрольная работа по правоведению 10 класс за 1 полугодие. Вариант 2.

1. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

а) органической        

б) патриархальной          

в) психологической

2. Теория насилия происхождения государства и права…

а)  рассматривает государство как результат божественного творения;

б) рассматривает государство как образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

в) рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

г) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе

3. Теория теологического происхождения права определяет право как….

а) результат деятельности монарха и его приближенных;

б) результат божественного воздействия;

в)  результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

4. Дайте определение понятию «государство», перечислите признаки государства.

5. Составьте таблицу: «Принцип разделения властей»

6. Судебное решение, фактичекски используемое в качестве образца при аналогичных обстоятельствах - _________________ .

7. Референдум – это _____ .

8. Дайте определение «гражданство». Раскройте принцип приобретения гражданства «принцип крови».

9. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию, санкцию. Найдите их в следующей норме уголовного права:

«Оставление в опасности. (____________)

Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасной для себя и других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи (___________) наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или общественным порицанием либо влечет применение мер общественного воздействия». (_______)

10. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма»:

1) установлена государством,

2) имеет письменную форму,

3) совокупность представлений о добре,

4) содержит нормативно-правовые акты,

5) исполняются в силу внутренних побуждений, привычки,

6) охраняется и защищается государством,

7) регулятор общественных отношений.

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе ___________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, ___________ В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную ___________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ___________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие ___________ (Ж)».

1) нормы, 2) суд, 3) право, 4) милиция, 5) жизнь, 6) власть, 7) ценность, 8) культура, 9) закон

12. Почему средства массовой информации (СМИ) называют «четвертой властью»?

Контрольная работа по правоведению 10 класс за 2 полугодие. Вариант 1.

1. Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления:

1.активное избирательное   2. пассивное избирательное

3.классическое избирательное  4. неотъемлемое избирательное  

2. Какой из принципов не относится к основам российского избирательного права?

1. всеобщее  2. Прямое   3. Принципиальное      4. Равное

3. Референдумом называется

1. право гражданина выступать в качестве избирающего

2. право гражданина выступать в качестве избираемого

3. всенародное голосование по важному государственному вопросу

4. процесс выдвижения кандидатов в депутаты и борьба за голоса и симпатии избирателей

4. Закончите следующее определение: “Избирательные права граждан – это ….”

5. Соотнесите принципы избирательного права РФ и их характеристики

1.всеобщее

А) избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидатов непосредственно;

2. равное

Б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;

3. прямое

В) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;

4. с тайным голосованием

Г) какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается

6. Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения:
a) имущественные и личные неимущественные;      б) дисциплинарные;
в) экономические и финансовые;                г) налоговые.
7. Личные неимущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, характеризуются следующими чертами:
a) возникают по поводу неимущественных благ и неразрывно связаны с личностью участвующих в данных правоотношениях;
б) складываются исключительно между физическими лицами;
в) складываются между юридическими лицами по поводу нематериальных благ;
г) возникают по поводу имущественных благ и связаны с личностью участников правоотношения.

8. Эмансипация возможна при выполнении следующих условий:

1. Несовершеннолетний работает по трудовому договору.

2. Несовершеннолетний с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

3. Несовершеннолетний достиг 14 лет.

4. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Участники гражданского процесса – это, в первую очередь,__________(А), без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле,- стороны в споре, т.е.________(Б), предъявивший требования, и ________(В), к которому требования предъявляются, а также лица, по чьей инициативе возбуждаются дела, возникающие из _______(Г) правоотношений и дела особого производства. Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной __________(Д). Для граждан она наступает с 18 лет (в некоторых случаях, например, после регистрации брака, могут лично защищать свои права и несовершеннолетние). Для __________(Е) лиц она возникает с момента регистрации».

1.Потерпевший   2. Публичный    3.Дееспособность  4. Суд  5. Правоспособность  

 6. Истец 7. Юридический  8. Ответчик   9. прокурор

10. Установите соответствие между юридическими лицами и их видами.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

 

ВИД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

А) товарищество собственников недвижимости

Б) религиозное объединение

В) общество с ограниченной ответственностью

Г) крестьянское (фермерское) хозяйство

Д) потребительский кооператив

 

1) коммерческие организации

2) некоммерческие организации

11. Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

 

ВИД НАЛОГА

А) налог на добавленную стоимость

Б) имущественный налог

В) транспортный налог

Г) налог на прибыль предприятия

Д) таможенные пошлины

 

1) прямой

2) косвенный

12. Найдите в списке права налогоплательщика и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом

2) уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объёме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определённого вида налога)

3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

4) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок

5) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать

6) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

13. Дайте определение понятиям: национализация, налоги, эмансипация несовершеннолетнего.

Контрольная работа по правоведению 10 класс за 2 полугодие. Вариант 2.

1.При какой избирательной системе в каждом округе большинством голосов избирается один депутат

1. при пропорциональной системе   2. при мажоритарной системе

3. при смешанной системе      4. при однопартийной системе

2. Выборы депутатов Государственной Думы РФ осуществляются

1.только на основе пропорционального представительства

2.только на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства

3.на основе смешанной избирательной системы по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам

4.только на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства

3. По Закону “О выборах депутатов Государственной думы РФ” для проведения выборов депутатов Государственной думы по одномандатным округам образуются

1. 250 одномандатных округов    2. 450одномандатных округов

3.одномандатные округа не выделяются    4.225 одномандатных округов

4. Сопоставьте понятия и определения

1.Пропорциональная избирательная система

А) когда для победы на выборах требуется получить большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей

2.Мажоритарная избирательная система

Б) когда места в выборном органе распределяются пропорционально количеству поданных за ту или иную партию (блок) голосов.

5. В приведённой фразе вставьте пропущенное словосочетание

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и чёткая …………….. – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

6. Имущественные отношения представляют собой:
a) отношение человека к имуществу, вещи;
б) связь между вещами;
в) связь между субъектом гражданского права и имуществом;
г) отношения между субъектами по поводу принадлежности и перехода имущественых благ.
7. К личным неимущественным отношениям, регулируемым гражданским правом, относятся:
a) только личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;
б) только личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными;
в) личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, и личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

8. Эмансипация возможна при выполнении следующих условий:

1. Несовершеннолетний работает по трудовому договору.

2. Несовершеннолетний с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

3. Несовершеннолетний достиг 14 лет.

4. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Участники гражданского процесса – это, в первую очередь,__________(А), без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле,- стороны в споре, т.е.________(Б), предъявивший требования, и ________(В), к которому требования предъявляются, а также лица, по чьей инициативе возбуждаются дела, возникающие из _______(Г) правоотношений и дела особого производства. Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной __________(Д). Для граждан она наступает с 18 лет (в некоторых случаях, например, после регистрации брака, могут лично защищать свои права и несовершеннолетние). Для __________(Е) лиц она возникает с момента регистрации».

1.Потерпевший   2. Публичный    3.Дееспособность  4. Суд  5. Правоспособность    

6. Истец 7. Юридический  8. Ответчик   9. прокурор


10. Установите соответствие между юридическими лицами и их видами.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

 

ВИД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

А) товарищество собственников недвижимости

Б) религиозное объединение

В) общество с ограниченной ответственностью

Г) крестьянское (фермерское) хозяйство

Д) потребительский кооператив

 

1) коммерческие организации

2) некоммерческие организации

11. Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

 

ВИД НАЛОГА

А) налог на добавленную стоимость

Б) налог на прибыль

В) налог на имущество физических лиц

Г) земельный налог

Д) акцизы

 

1) прямые налоги

2) косвенные налоги

12. Найдите в списке права налогоплательщика и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом

2) уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объёме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определённого вида налога)

3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

4) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок

5) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать

6) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

13. Дайте определение понятиям: приватизация, акциз, эмансипация несовершеннолетнего.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву в 10 классе

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....

Примерная рабочая программа по праву 10 кл

Примерная рабочая программа по праву для 10 класса. расчитана на 17 часов....

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

Рабочая программа по праву для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...

Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....