рабочая программа по праву
рабочая программа по праву (10, 11 класс)

Ондар Дан-Хаяа Эресовна

Основы права. 10-11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pravo_10-11_kl_avtosohranennyy.docx54.54 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Федеральным перечнем учебников,   рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  3. Авторской программой А.Ф. Никитина  «Право», базовый уровень. М. Дрофа, 2007
  4. Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  5. Обязательным  минимумом содержания учебных программ;
  6. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Хадынской средней общеобразовательной школы;
  7. Учебного плана МБОУ Хадынской СОШ на 2019-2020 учебный год.

          Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Никитин А.Ф.  Правоведение. 10-11 класс. Базовый уровень – М.; Просвещение, 2007.

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Срок реализации программы: 2 года  (10 - 11 классы).

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Право» в 10 - 11 классе отведено 68 часов (из расчета 1 час в неделю):

  • 10 класс -  34 часа;
  • 11 класс -  34 часа.

Формы организации учебного процесса: классно-урочная, семинары, учебные экскурсии.  Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися.

Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение.

Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

        Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений;
  •  законотворческий процесс в стране;
  • гражданство, основные права и обязанности граждан;
  • участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
  • вопросы семейного и образовательного права;
  •  имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты;
  • правовые основы предпринимательской деятельности;
  • основы трудового права и права социального обеспечения;
  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
  • особенности конституционного судопроизводства;
  • международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

     III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

           

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего общего образования.

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Право» в 10 - 11 классе отведено 68 часов (из расчета 1 час в неделю): 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные результаты освоения  должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

12) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

13) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

             Метапредметные результаты освоения обществознания должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты изучения права учащимися должны отражать:

  1. сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
  2. владение знаниями о понятии права, источниках и нормах прав, законности, правоотношениях;
  3. владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
  4. сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в РФ;
  5. сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
  6. сформированность основ правового мышления;
  7. сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
  8. понимание юридической деятельности;
  9. ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
  10. сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ;
  11. сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

п/п

Наименование разделов

Количество

Часов

в том числе

контрольные

работы

проектные

работы

1

История государства и права

3

2

Вопросы теории государства и права

4

1

3

Конституционное право

11

1

4

Права человека

12

1

1

5

Избирательное право

2

Контроль и обобщение

2

1

Всего

34

4

1

11 класс

п/п

Наименование разделов

Количество

Часов

в том числе

контрольные

работы

проектные

работы

1

Гражданское право

6

2

Налоговое право

5

3

Семейное право

5

1

4

Трудовое право

5

5

Административное право

3

6

Уголовное право

6

7

Правовая культура

2

Итоговый контроль

2

1

Всего

34

2

        

VI. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-методический комплекс:

  1. Никитин А.Ф. Правоведение: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Азаров А. Я., Болотина  Т. В. Права человека:  Пособие для учителя.— М.,2002.
  2. Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;
  3. Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.
  4. Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007.
  5. Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2000.
  6. Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2003.
  7. Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2004.
  8. Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2003.
  9. Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.— М., 2002.
  10. Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.
  11. Никитин А. Ф. Обществознание:  10—11 кл.— М., 2003.
  12. Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.— М., 2002.
  13. Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2002.
  14. Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.
  15. Основы российского права.— М., 2007.
  16. Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М.,2002.
  17. Права человека. История, теория, практика.— М.,  2005.
  18. Сборник кодексов РФ.— М., 2008.
  19. Человек  и   общество.   Обществознание:   11   кл./Под  ред.   Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,— Ч. 2.— М., 2006.
  20. Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право:  10 —11 кл.— М., 2005:
  21. Юридическая энциклопедия.— М., 2004.

Литература для обучающегося:

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Семейный кодекс РФ
  3. Трудовой кодекс РФ
  4. Конституция РФ
  5. Закон «О защите прав потребителей»
  6. Закон «О гражданстве в РФ»
  7. Конвенция о правах ребёнка
  8.  «Экономика. Электронный учебник.», http://www.economy-bases.ru/t1.html

Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

VII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

           Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.

Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы по праву предполагает оценивание письменных работ (контрольных, самостоятельных), устных ответов, а также проверку тестовых заданий в соответствии со следующими критериями:

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа

            При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.  Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.  Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Использование и оценивание тестов

         На уроках предполагается использовать тестовые материалы для проверки домашнего задания и как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником и другими источниками для получения нужной информации.

Тест используется с целью проверки домашнего задания, а так же ранее изученного материала. Тестирование проводится в начале урока и занимает не более ¼ части урока. Иногда работа с тестом даётся на весь урок.

         В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с информацией (различными источниками).

Тесты даются каждому ученику в письменном виде. Задача учащихся – найти правильный ответ.

Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.

Отметка «5»  выставляется за 100% – 85%  выполнения работы,

Отметка «4»  выставляется за 84% – 68%  выполнения работы,

Отметка «3»  выставляется за 67% – 51%  выполнения работы,

Отметка «2»  выставляется за 50% и менее.

VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Тема урока
(страницы учебника, тетради)

Дата проведения

Примечание

план

факт

История государства и права

1

Происхождение государства и права

2

Из истории российского права

 

 

3

Реформа российского права после 1991 г.

Вопросы теории государства и права

  4

Что такое государство?

 

 

  5

Что такое право?

  6

Правовое государство

  7

Самостоятельная работа

Конституционное право

  8

Понятие конституции

  9

Общая характеристика Конституции РФ

 10

Основы конституционного строя

 11

Гражданство в РФ

 12

Федеративное устройство

 13

Президент Российской Федерации

 14

Федеральное Собрание

 15

Правительство РФ

 16

Контрольная работа

 17

Судебная власть. Прокуратура

 18

Местное самоуправление

Права человека

 19

Права и свободы человека и гражданина

 20

Международные договоры о правах человека

 21

Гражданские права

 22

Политические права

 23

Экономические, социальные и культурные права

 24

Право на благоприятную окружающую среду

 25

Права ребенка

 26

Нарушение прав человека

 27

Защита прав человека в мирное время

 28

Международная защита прав человека в условиях военного времени

 29

Защита проектов

 30

Самостоятельная работа

Избирательное право

 31

Избирательное право

 32

Избирательный процесс

 33

Годовая контрольная работа

 34

Итоговое повторение

11 класс

Тема урока
(страницы учебника, тетради)

Дата проведения

Примечание

план

факт

Гражданское право

1

Понятие и источники гражданского права

2

Обязательственное право

 

 

3

Право собственности

  4

Гражданская правоспособность и дееспособность

 

 

  5

Предпринимательство

  6

Защита нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда

Налоговое право

  7

Налоговое право. Налоговые органы

  8

Аудит. Виды налогов

  9

Налогообложение юридических лиц

 10

Налоги с физических лиц

 11

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Семейное право

 12

Понятие и источники семейного права

 13

Брак, условия его заключения

 14

Права и обязанности супругов

 15

Права и обязанности родителей и детей.  Усыновление, опека (попечительство)

 16

Контрольная работа

Трудовое право

 17

Понятие и источники трудового права

 18

Коллективный договор. Трудовой договор

 19

Рабочее время и время отдыха

 20

Оплата труда. Охрана труда

 21

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

Административное право

 22

Понятие и источники административного права

 23

Административные правонарушения

 24

Административные наказания

Уголовное право

 25

Понятие и источники уголовного права

 26

Преступление

 27

«Новые» преступления

 28

Уголовная ответственность

 29

Обстоятельства, смягчающие отягощающие наказание

 30

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Правовая культура

 31

Содержание правовой культуры

 32

Совершенствование правовой культуры

 33

Годовая контрольная работа

 34

Итоговое повторение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву в 10 классе

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....

Примерная рабочая программа по праву 10 кл

Примерная рабочая программа по праву для 10 класса. расчитана на 17 часов....

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

Рабочая программа по праву для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...

Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....