Урок-игра "Избирательное право"
план-конспект занятия по праву (9 класс)

Косован Светлана Вячеславовна

Урок-игра "Избирательное право" для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_igra.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Избирательное право»

Цели: 

Обучающая: Закрепление и повторение полученных знаний  по теме «Избирательное право»; формирование у учащихся понимания необходимости сознательного участия в выборах; повышение интереса к предмету через игру.

Развивающая цель: Развивать творческие способности учащихся, повысить интерес к предмету; развивать их познавательную активность и творческое мышление, совершенствовать навыки групповой работы.

Воспитательная цель: Воспитание гражданской ответственности, активной жизненной  позиции будущих избирателей, чувства патриотизма; воспитание умения работать в команде, чувства ответственности за коллектив.

Задачи:

·           активизировать учащихся;

·           сформировать положительное отношение друг к другу;

·           способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.

·            сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;

·            привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам).

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал, музыка. ватман, планшеты с терминами, Конституция РФ, сборник законов по избирательному праву, избирателная  урна.

Домашнее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему и плакат, призывавший граждан прийти на выборы. Проведите презентацию своего плаката.

Жюри: замдиректора по учебной работе, замдиректора по воспитательной работе, учителя.

Избирательная комиссия (3 уч-ся)

План проведения мероприятия:

  1. Оформление плакатами с крылатыми выражениями, посвященными избирательному праву.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Представление команд.
  4. Конкурс - Разминка.  
  5. Конкурс «Брейн-Ринг». 
  6. Конкурс «Весёлый ребус». 
  7. Конкурс болельщиков «Событие» 
  8. Конкурс «Продолжи фразу»: “ Я буду голосовать на выборах, потому что …”
  9. Конкурс плаката.
  10. Конкурс «Прочти высказывание».
  11. Конкурс «Проголосуй».
  12. Подведение итогов.

Ход игры

     Сегодня мы с вами вспомним содержание избирательного права. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь - необходимо формировать гражданское самосознание в области избирательного права. Эта тема важна еще и тем, что сегодня мы будем говорить не только об избирательном  праве человека, но и о гражданском долге, личной ответственности каждого за сделанный выбор.

      Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти. Это от вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны. Здесь имеется в виду ваш собственный выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем.

    Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.

     Пока возраст не дает вам права принять участие в таких выборах, но   сегодня вам предлагается проверить свои знания по вопросам избирательного права.

Учитель:  А знаете ли вы принципы проведения выборов и референдума? Давайте спросим у присутствующих здесь болельщиков.

(Болельщики должны назвать принципы проведения выборов и референдума).

Граждане участвуют в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и волеизъявления при тайном голосовании.
Участие в выборах добровольное и свободное.
Граждане, проживающие за границей, находящиеся во время проведения выборов или референдума за пределами избирательного округа, к которому прикреплены, имеют все  избирательные права. 
Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется открыто и гласно. 
Все кандидаты равны в правах. Всем кандидатам предоставляются равные права и возможности для предвыборной агитации.
Государственные органы должны быть нейтральными и не использовать свое служебное, должностное положение для продвижения своего кандидата или во вред другому кандидату в период проведения выборов или референдума.

И так мы начинаем в игре участвуют 2 команды. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов.

       Жюри конкурса.

Эпиграф: “ Мир может спасти только один человек и этот человек – ТЫ.”  А.Адамович

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем все удачи –

За работу, в добрый час!

II. Основная часть

Конкурс 1. Представление команд. Название, эмблема, девиз.

Команда «Избиратели». 
Девиз:

 Избиратель, избиратель! Ты своей судьбы создатель,

Кандидатов изучай,  По заслугам выбирай!

Команда: «Депутаты». 
Девиз:

Дорогой наш избиратель! Мне осталось пожелать

 Десять раз подумать надо, А потом голосовать.

Спасибо командам. Жюри попрошу огласить свои оценки.

Конкурс 2 - Разминка. Знаешь ли ты законодательство по теме «Избирательное право»?

(1 балл за каждый правильный ответ).

  1. Основной закон государства (Конституция РФ).
  2. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум)
  3. Кто имеет избирательное право? (Избирательное право имеют граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, места жительства).
  4. Кто не имеет избирательное право? (Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, иностранные граждане, проживающие на территории России и лица без гражданства).
  5. Почему участвовать в выборах можно с 18 лет, хотя паспорт человек получает в 14 лет? (До 18 лет по Конституции РФ они еще дети).  
  6. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
  7. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
  8. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (10 лет).
  9. Когда была принята Конституция Российской Федерации?

( 12 декабря 1993г.)

     10.Кому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации?

(Правительству).

Конкурс 3. Брейн-ринг 

  1. Парламент этой страны до сих пор голосует, “выходя в двери”: если “за” – выходят в одну дверь, “против” – в другую. Назовите страну. (Англия.)
  2. В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишится паспорта. О чем речь? (Неявка на выборы.)
  3. Этот распространенный в наши дни документ дословно переводится с французского как “выход в порт”. Что это? (Паспорт, passer –выходить и port - порт. Первоначально это было ”удостоверение на право судна пройти в гавань и отплыть из нее”. Паспорта в Западной Европе выдавали капитанам дальнего плавания как свидетельство  того, что корабль не пиратский).
  4. Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так вместо валета появилась карта “равенство”, вместо дамы – “Свобода”,  вместо короля “Гений”, а вместо туза - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? (”Закон”.)

Конкурс 4. «Весёлый ребус». 

Ответы на ребусы

  • Ребус. Бюллетень
  • Ребус. Избиратель
  • Ребус. Референдум
  • Ребус. Голосование

Конкурс болельщиков. «Узнай событие» 

     “Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия в 1893 г. Ее примеру последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., а Россия только после революции в 1927 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Подписи занимали 546 листов, склеенных в свиток длиной 274 метра, но соответствующий закон прошел большинством лишь в 2 голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., Швейцария 1971 г. Так что же произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?” (Женщины получили равные права с мужчинами).

Конкурс 5.  Продолжи фразу “ Я буду голосовать на выборах, потому что …”

     Команды по очереди произносят свою фразу: «Я буду голосовать на выборах, потому что …

  1. Имею на это право
  2. Отношусь к этому с большой ответственностью
  3. Мой голос может стать решающим
  4. Мне предоставлено право выбора
  5. Считаю это своей обязанностью.
  6. Мне не безразлично будущее своей страны
  7. Подаю пример другим
  8. Если не я, то кто же?
  9. Приходи голосовать,
    Если восемнадцать.
    Ну, а если не придёшь,
    Всю страну ты подведёшь.

      Это интересно. Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»

Конкурс 6. Проверка домашнего задания. Вам было предложено домашнее задание: подготовить плакат, призывавший граждан прийти на выборы. Проведите презентацию своего плаката.

Конкурс 7. Прочти высказывание

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание. Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание.

17

16

12

1

8

10

20

6

14

15

6

                               

3

1

26

21

14

16

13

16

5

7

8

30

,

10

                       

33

                       

19

12

1

8

21

3

1

26

6

2

21

5

21

27

6

6

Насир Аль – Фараби сказал когда-то: “Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее”

Конкурс 8. «Проголосуй».

На столе стоит избирательная урна. У одной команды на столе бюллетени в виде листьев рябины, а у другой – листьев березы.                                                                                                           Задание: напишите на каждом листочке термины по теме «Избирательное право» и проголосуйте ими.
За каждое слово по 1 баллу.

     Все проголосовали. Сейчас избирательная комиссия вскроет урну, подсчитает ваши голоса и передаст  данные в жюри.

     Высказывания «Мир может спасти только один человек и этот человек – ты».  А.Адамович «Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех». Джон Кеннеди

Подведение итогов.

    Ребята, сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах, сами, я надеюсь, что это мероприятие не прошло даром. Вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других. Это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашего региона, потому что только так можно воспитать в себе подлинно свободную личность, способную, когда придет время совершеннолетия, сделать осознанный правовой выбор.

     Наш урок закончим прослушиванием  притчи. (Рассказ ученика).

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

    И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

    Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

      И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее. Вы – будущие молодые избиратели и я вручаю вам две памятки:  «Твои избирательные права», «Порядок голосования», «Я голосую» и «Что может делать избиратель».

Слово жюри.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...