Рабочая программа по праву
рабочая программа по праву (10 класс)

Борозненко Надежда Васильевна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП СОО БОУ «Екатерининская СОШ»,  рабочей программы курса «Право. Основы правовой культуры.» 10-11 классы. Автор-составитель Е.А. Певцова, Москва, «Русское слово» 2015

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pravu_10_klass._boroznenko_n.v._2.docx518.05 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.925\Image (24).jpg

Планируемые личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

–  ориентация  обучающихся  на  достижение  личного  счастья,  реализацию  позитивных  жизненных  перспектив,  инициативность,  креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

–  готовность  и  способность  обеспечить  себе  и  своим  близким  достойную  жизнь  в  процессе  самостоятельной,  творческой  и  ответственной деятельности;

–  готовность  и  способность  обучающихся  к  отстаиванию  личного  достоинства,  собственного  мнения,  готовность  и  способность  вырабатывать собственную  позицию  по  отношению  к  общественно-политическим  событиям  прошлого  и  настоящего  на  основе  осознания  и  осмысления  истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

–  готовность  и  способность  обучающихся  к  саморазвитию  и  самовоспитанию  в  соответствии  с  общечеловеческими  ценностями  и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

–  принятие  и  реализация  ценностей  здорового  и  безопасного  образа  жизни,  бережное,  ответственное  и  компетентное  отношение  к  собственному физическому и психологическому здоровью;

–  неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

–  российская  идентичность,  способность  к  осознанию  российской  идентичности  в  поликультурном  социуме,  чувство  причастности  к  историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

–  уважение  к  своему  народу,  чувство  ответственности  перед  Родиной,  гордости  за  свой  край,  свою  Родину,  прошлое  и  настоящее

многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

–  формирование  уважения  к  русскому  языку  как  государственному  языку  Российской  Федерации,  являющемуся  основой  российской

идентичности и главным фактором национального самоопределения;

–  воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

–  гражданственность,  гражданская  позиция  активного  и  ответственного  члена  российского  общества,  осознающего  свои  конституционные  права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

–  признание  неотчуждаемости  основных  прав  и  свобод  человека,  которые  принадлежат  каждому  от  рождения,  готовность  к  осуществлению собственных  прав  и  свобод  без  нарушения  прав  и  свобод  других  лиц,  готовность  отстаивать  собственные  права  и  свободы  человека  и  гражданина согласно  общепризнанным  принципам  и  нормам  международного  права  и  в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  правовая  и политическая грамотность;

–  мировоззрение,  соответствующее  современному  уровню  развития  науки  и  общественной  практики,  основанное  на  диалоге  культур,  а  также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

–  интериоризация  ценностей  демократии  и  социальной  солидарности,  готовность  к  договорному  регулированию  отношений  в  группе  или социальной организации;

–  готовность  обучающихся  к  конструктивному  участию  в  принятии  решений,  затрагивающих  их  права  и  интересы,  в  том  числе  в  различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

–  приверженность  идеям  интернационализма,  дружбы,  равенства,  взаимопомощи  народов;  воспитание  уважительного  отношения  к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

–  готовность  обучающихся  противостоять  идеологии  экстремизма,  национализма,  ксенофобии;  коррупции;  дискриминации  по  социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

–  нравственное  сознание  и  поведение  на  основе  усвоения  общечеловеческих  ценностей,  толерантного  сознания  и  поведения  в  поликультурном

мире,  готовности  и  способности  вести  диалог  с  другими  людьми,  достигать  в  нем  взаимопонимания,  находить  общие  цели  и  сотрудничать  для  их

достижения;

–  принятие  гуманистических  ценностей,  осознанное,  уважительное  и  доброжелательное  отношение  к  другому  человеку,  его  мнению,

мировоззрению;

–  способность  к  сопереживанию  и  формирование  позитивного  отношения  к  людям,  в  том  числе  к  лицам  с  ограниченными  возможностями здоровья  и  инвалидам;  бережное,  ответственное  и  компетентное  отношение  к  физическому  и  психологическому  здоровью  других  людей,  умение оказывать первую помощь;

–  формирование  выраженной  в  поведении  нравственной  позиции,  в  том  числе  способности  к  сознательному  выбору  добра,  нравственного сознания  и  поведения  на  основе  усвоения  общечеловеческих  ценностей  и  нравственных  чувств  (чести,  долга,  справедливости,  милосердия  и дружелюбия);

–  развитие  компетенций  сотрудничества  со  сверстниками,  детьми  младшего  возраста,  взрослыми  в  образовательной,  общественно  полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

–  мировоззрение,  соответствующее  современному  уровню  развития  науки,  значимости  науки,  готовность  к  научно-техническому  творчеству, владение  достоверной  информацией  о  передовых  достижениях  и  открытиях  мировой  и  отечественной  науки,  заинтересованность  в  научных знаниях об устройстве мира и общества;

–  готовность  и  способность  к  образованию,  в  том  числе  самообразованию,  на  протяжении  всей  жизни;  сознательное  отношение  к  непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

–  экологическая  культура,  бережное  отношения  к  родной  земле,  природным  богатствам  России  и  мира;  понимание  влияния  социально-экономических  процессов  на  состояние  природной  и  социальной  среды,  ответственность  за  состояние  природных  ресурсов;  умения  и  навыки разумного  природопользования,  нетерпимое  отношение  к  действиям,  приносящим  вред  экологии;  приобретение  опыта  эколого-направленной деятельности;

–  эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

–  ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

–  положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

–  уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

–  осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

–  готовность  обучающихся  к  трудовой  профессиональной  деятельности  как  к  возможности  участия  в  решении  личных,  общественных, государственных, общенациональных проблем;

–  потребность  трудиться,  уважение  к  труду  и  людям  труда,  трудовым  достижениям,  добросовестное,  ответственное  и  творческое  отношение  к разным видам трудовой деятельности;

–  готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

–  физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в  жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 Планируемые метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной  программы представлены тремя группами универсальных учебных действий

(УУД).

1.  Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–  самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–  оценивать  возможные  последствия  достижения  поставленной  цели  в  деятельности,  собственной  жизни  и  жизни  окружающих  людей, основываясь на соображениях этики и морали;

–  ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–  оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

–  выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

–  организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

–  сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–  искать  и  находить  обобщенные  способы  решения  задач,  в  том  числе,  осуществлять  развернутый  информационный  поиск  и  ставить  на  его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

–  критически  оценивать  и  интерпретировать  информацию  с  разных  позиций,  распознавать  и  фиксировать  противоречия  в  информационных источниках;

–  использовать  различные  модельно-схематические  средства  для  представления  существенных  связей  и  отношений,  а  также  противоречий, выявленных в информационных источниках;

–  находить  и  приводить  критические  аргументы  в  отношении  действий  и  суждений  другого;  спокойно  и  разумно  относиться  к  критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–  выходить  за  рамки  учебного  предмета  и  осуществлять  целенаправленный  поиск  возможностей  для  широкого  переноса  средств  и  способов действия;

–  выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–  менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3.  Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–  осуществлять  деловую  коммуникацию  как  со  сверстниками,  так  и  со  взрослыми  (как  внутри  образовательной  организации,  так  и  за  ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–  при  осуществлении  групповой  работы  быть  как  руководителем,  так  и  членом  команды  в  разных  ролях  (генератор  идей,  критик,  исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–  координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

–  развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

–  распознавать  конфликтогенные  ситуации  и  предотвращать  конфликты  до  их  активной  фазы,  выстраивать  деловую  и  образовательную  коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

–  опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;

–  выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;

–  характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;

–  различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;

–  различать субъекты и объекты правоотношений;

–  дифференцировать правоспособность, дееспособность;

–  оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;

–  оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

–  характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;

–  осознанно  содействовать  соблюдению  Конституции  Российской  Федерации,  уважению  прав  и  свобод  другого  человека,  демократических ценностей и правопорядка;

–  формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;

–  устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;

–  называть  элементы  системы  органов  государственной  власти  в  Российской  Федерации;  различать  функции  Президента,  Правительства  и Федерального Собрания Российской Федерации;

–  выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;

–  описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;

–  характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;

–  объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;

–  характеризовать и классифицировать права человека;

–  объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;

–  характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;

–  характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

–  иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;

–  иллюстрировать  примерами  особенности  реализации  права  собственности,  различать  виды  гражданско-правовых  сделок  и  раскрывать особенности гражданско-правового договора;

–  иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;

–  характеризовать права и обязанности членов семьи;

–  объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;

–  характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;

–  раскрывать содержание трудового договора;

–  разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

–  иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;

–  различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;

–  дифференцировать виды административных наказаний;

–  дифференцировать виды преступлений и наказания за них;

–  выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

–  различать права и обязанности налогоплательщика;

–  анализировать  практические  ситуации,  связанные  с  гражданскими,  семейными,  трудовыми,  уголовными  и  налоговыми  правоотношениями;  в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;

–  различать  гражданское,  арбитражное,  уголовное  судопроизводство,  грамотно  применять  правовые  нормы  для  разрешения  конфликтов правовыми способами;

–  высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;

–  различать виды юридических профессий.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–  различать предмет и метод правового регулирования;

–  выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

–  различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;

–  выявлять особенности референдума;

–  различать основные принципы международного гуманитарного права;

–  характеризовать основные категории обязательственного права;

–  целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

–  выявлять способы защиты гражданских прав;

–  определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;

–  различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

–  описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;

–  соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

–  применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Содержание учебного  курса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, ООП СОО БОУ «Екатерининская СОШ»,  рабочей программы курса «Право. Основы правовой культуры.» 10-11 классы. Автор-составитель Е.А. Певцова, Москва, «Русское слово» 2015

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса

                                                                                                       

Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Значение правовых   знаний и умений для человека. Система юридических  наук. Информация и право. Право  и основные теории его понимания. Нормы   права. Система  регулирования  общественных отношений. Механизм правового  регулирования.

Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально- правового характера. Неофициальная правовая информация. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.

Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс.

Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Понятия. Система  права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное

право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учёт.

Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ  И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность  деяния.

Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Правопорядок. Необходимая оборона. Крайняя необходимость.

Промежуточный контроль (1 ч)

Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Понятие государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства  и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Принципы  местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия

«гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Личные права. Политические права и свободы. Социальные, экономические и культурные права. Обязанности граждан. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

Понятия. Государство. Глава государства. Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентарная республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Парламент. Правительство. Конституция. Гражданское общество. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Ценз. Референдум.

Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом нар- котиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о преступлении.  Контрразведывательная деятельность.

Промежуточный контроль

Резерв свободного учебного времени

Тематическое планирование

Наименование темы

Количество часов

1

Роль права в жизни человека и общества

4

2

Теоретические основы права как системы

6

3

Правоотношения и правовая культура

4

Промежуточный контроль

1

4

Государство и право

12

5

Правосудие и правоохранительные органы

6

Промежуточный контроль

1

Итоговый тест за курс 10 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву в 10 классе

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....

Примерная рабочая программа по праву 10 кл

Примерная рабочая программа по праву для 10 класса. расчитана на 17 часов....

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

Рабочая программа по праву для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...

Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....