Борьба с коррупцией и антикоррупционное законодательство в России
план-конспект урока по праву (10 класс)

Чудецкий Александр Николаевич

Урок права для 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор разработки

Чудецкий А.Н., учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга.

Тема урока

Борьба с коррупцией и антикоррупционное законодательство в России, 10 класс (урок права).

Тип урока

Урок освоения нового знания.

Цель урока

Сформировать представление обучающихся о системе антикоррупционного законодательства в России.

Образовательные
ресурсы

1.Баранов П.А. Право: 10-11 классы : учебник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, К.С.Романов. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2.ФЗ «О противодействии коррупции»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/.

3.Специальная линия «Нет коррупции». https://zakon.gov.spb.ru/hot_line/ .

План урока

1. Что такое коррупция?

2. Как осуществляется борьба с коррупцией в России?

3. Какие законы и организации предназначены для борьбы с коррупцией в России?

Личностно значимая проблема

Через год предстоит выбор высшего учебного заведения. Как не оказаться жертвой коррупции при поступлении в высшее учебное заведение и во время учебы в нем?

Используемые материалы

Презентация, раздаточный материал.

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

Коррупция, антикоррупционное законодательство, полиция, ФСБ, гражданское общество, преступление, ответственность.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: знают понятия; понимают, что такое коррупция и в каких ситуациях можно столкнуться с ней; узнают основные механизмы борьбы с коррупцией; знают законы и организации в РФ, которые предназначены для борьбы с коррупцией.

Получат возможность научиться: работать с раздаточным материалом; решать правовые вопросы; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: дополняют терминологический аппарат

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, вопросами слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; соотносят различные точки зрения, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют индивидуальную и групповую работу, оценивают эффективность учебной деятельности, осознают потребность в изучении законодательства и обучению его практическому применению.

научатся применять полученные знания в реальной жизненной ситуации.

получат возможность  повысить уровень правовой культуры и правового сознания.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

Подготовка к уроку

перед уроком

Учитель организует пространство для групповой работы обучающихся. Расставляются парты таким образом, чтобы обучающиеся распределились по группам по 5-6 человек. Столы сдвигаются соответствующим образом.

На каждый стол выкладывается конверт с карточками (смотри приложение).

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

4

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

1. Учитель спрашивает у обучающихся:

 - кто уже определился с выбором будущей профессии (просит поднять руки)?

 - ктовообще планирует получать высшее образование (просит поднять руки)?

 - с какими трудностями обучающиеся могут столкнуться при поступлении и обучении в высших учебных заведениях?

Приблизительные ответы: трудности с прохождением ЕГЭ, бюрократические сложности, вопросы выбора, конкуренция с другими абитуриентами

2. Учитель создает условия, при которых обучающиеся отмечают в качестве одной из возможных трудностей столкновение с коррупционными действиями недобросовестных сотрудников (как правило, обучающиеся указывают данную проблему без специальных подсказок со стороны учителя). Учитель при необходимости вводит в речевой оборот слово «коррупция».

Способствует формулировке темы: «Борьба с коррупцией и антикоррупционное законодательство в России» (допустимы схожие не меняющие смысл формулировки)

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Отвечают на вопросы .учителя, обсуждают тему урока и пытаются самостоятельно ее формулировать.

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в работе класса; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: при помощи учителя формулируют тему урока.

Устные вопросы, фиксация обучающимися темы урока.

II. Акту-ализация знаний и постановка цели

5

Беседа

1. Задает беседу: «что может пониматься под коррупционными действиями?»

Приблизительные ответы: взятки, воровство, «откаты» и т.д.

Учитель отмечает, что под коррупцией понимается целый комплекс незаконных действий лиц.

2. Учитель просит взять в руки конверты с карточками и найти карточку со статьей, в которой оговаривается определение понятию «коррупция» (статья 1 закона «О противодействии коррупции »).

Отмечает, что данное понятие необходимо  будет записать в тетради и запомнить.

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

2. Работают в группе, осуществляют поиск информации, знакомятся с ней.

Фронтальная работа, элементы групповой работы.

Познавательные: самостоятельно формулируют суждения о проявлениях коррупции.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для поиска информации.

Устные ответы.

III. Изучение нового материала

25

Групповая работа, учебная игра

1.  Учитель отмечает, что, к сожалению, с коррупцией можно столкнуться в разных странах и в разных ситуациях. В ближайшее время обучающимся предстоит выбор дальнейшего образовательного пути и важно, чтобы на этом пути они были готовы защитить себя от коррупционных действий недобросовестных лиц.

Учитель предлагает обучающимся сыграть в игру и помочь абитуриенту Василию решить проблему, с которой он столкнулся при поступлении в ВУЗ.

Учитель просит каждую группу выбрать председателя, который будет руководить работой группы и предоставлять слово отвечающему. Объявляются правила игры: один ответ – один балл.

Включается проектор. На экран выводятся ситуации (см. презентацию в приложении), которые обучающиеся должны решить путем поиска правовой информации в конверте с соответствующими карточками.

Решение задач осуществляется в форме игры: за каждый правильный ответ команде начисляются баллы.

Слайд 1. Обучающиеся должны найти отрывок из статьи 43 Конституции РФ и отметить, что действия сотрудника неправомерны, так как гражданин может получать высшее образование бесплатно на конкурсной основе.

Слайд 2. Обучающиеся должны найти отрывок из статьи 575 Гражданского кодекса РФ и объяснить, что подарок стоимостью более 3 тысяч рублей сотрудниками образовательных учреждений незаконен. Обучающиеся также могут найти отрывок из статьи 290 Уголовного кодекса, которая дополняет указанную выше статью ГК РФ.

Слайд 3. Обучающиеся должны найти отрывок из статьи 291 УК РФ и объяснить, что Василию не стоит делать «подарки» или «взносы», т.к. дача взятки карается законом.

Слайд 4. Обучающиеся должны найти отрывок из статьи 12 закона «О полиции» и объяснить, что Василию следует обратиться с заявлением в полицию.

Слайд 5. Обучающиеся должны найти отрывок из статьи 291 УК РФ и объяснить, что Василию не стоит бояться, поскольку он содействует следствию в раскрытии преступления.

Слайд 6. Обучающиеся должны найти отрывок из статьи 10 закона «О федеральной службе безопасности» и объяснить, что ФСБ занимается расследованием вопросов коррупции.

Слайд 7. Обучающиеся должны найти отрывок из статьи 3 закона «О противодействии коррупции» и объяснить, что структуры гражданского общества могут участвовать в борьбе с коррупцией.

Слайд 8. Обучающиеся должны найти отрывок из статьи 13 закона «О противодействии коррупции» и объяснить, что сотрудник может быть лишен права занимать свою должность за коррупционные действия.

Учитель подводит итог игры: Василию удалось поступить в университет и успешно в нем учиться, а сотрудник осознал свою вину и больше никогда не совершал коррупционные действия.

Презентация выключается. При необходимости в презентацию могут быть добавлены черные слайды, чтобы во время решения детьми задач иллюстрация пропадала. В данной презентации они не добавлялись, чтобы не «перегружать» электронный документ

Выбирают председателя группы.

Принимают правила игры.

Обсуждают в группах и формулируют ответы.

Представители группы дают ответы на поставленные вопросы.

Групповая работа, элементы фронтальной работы.

Познавательные: изучают антикоррупционное законодательство России, учатся решению правовых задач.

Регулятивные: анализируют информацию, излагают решение.

Коммуникативные: излагают свое решение, выслушивают партнера, оценивают результаты работы, получают навыки подготовки ответа .

Устные ответы.

IV. Первичная рефлексия и первичное осмысление и закрепление изученного

5

Письменная работа

Пока учитель подводит итог игры и подсчет баллов, он предлагает обучающимся сформулировать письменно предложения, начала которых размещено на карточке «Самая загадочная карточка» (см. приложение):

«В основе борьбы с коррупцией лежат следующие законы...» (УК РФ, ГК РФ, закон «О противодействии коррупции» и  т.д.),

«Если я столкнулся с коррупцией, мне могут помочь...» (полиция, ФСБ, институты гражданского общества),

«За совершение коррупционных действий человек может быть...» (оштрафован, уволен, лишен свободы).

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно с помощью одноклассников ведут записи.

Фронтальная работа.

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: отвечают на вопросы учителя в письменной форме.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; пополняют объем знаний за счет анализа изученного материала.

Коммуникативные: работают в коллективе, осуществляют межгрупповое взаимодействие; высказывают предположения и выслушивают другие точки зрения.

Записи в тетради.

V. Итоги урока.

Рефлексия

4

Подведение итогов работы на уроке

Учитель подводит итог игры.

Определяется команда-победитель.

Учитель спрашивает обучающихся: что они могли узнать из игры? Приблизительные ответы: что такое коррупция, какие существуют законы для борьбы с коррупцией, как вести себя в случае столкновения с вымогательство взятки и т.д.

Учитель дополняет обучающихся и сообщает, что в Санкт-Петербурге существует специальная линия «Нет коррупции!», куда может обратиться за помощью любой добросовестный житель города.

Оценивают результативность работы на уроке.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают результативность работы в процессе решения правовых задач.

Познавательные: понимают значение правовых знаний в жизни.

Регулятивные: оценивают эффективность познавательной деятельности.

Коммуникативные: делятся мнением, высказывают свою позицию и выслушивают одноклассников; строят понятные для партнёров высказывания.

Устные ответы

Домашнее задание

2

Домашнее задание. На выбор: а)найти примеры в истории того, как разные правители боролись с коррупцией б)написать сочинение-рассуждение на тему последствий коррупции и того, как с ней следует бороться

Конкретизирует домашнее задание. Объясняет, что хорошие работы могут быть использованы для участия в районных конкурсах эссе.

При необходимости собирает ранее сделанное домашнее задание.

Учитель рекомендует обучающимся ознакомиться с сайтом линии «Нет коррупции!» (ссылка на сайт https://zakon.gov.spb.ru/hot_line/ . дается в электронном дневнике)

Записывают
домашнее
задание, задают уточняющие вопросы.

Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к предметы, выражают готовность продолжить познавательную деятельность.

Регулятивные: планируют продолжение познавательной деятельности, ставят ее цели и задачи.

Проверка выполнения домашнего задания на следующем уроке.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василию 18 лет. Он успешно закончил школу. Василий всегда мечтал защищать закон, поэтому решил поступать на юридический факультет. Сотрудник приемной комиссии сказал Василию: «гражданин РФ может учиться у нас в университете или платно, или после взноса в фонд приемной комиссии 100 тысяч рублей». Василий засомневался: правомерны ли такие действия сотрудника? Какая статья закона может ему помочь? Правомерны ли действия сотрудника?

Слайд 2

Василий сообщил сотруднику, что подобные взносы незаконны. Сотрудник дружелюбно улыбнулся и сказал Василию: «Вы, вероятно, меня неправильно поняли. Никто не требует деньги, но мы бы хотели получить от будущих студентов небольшой подарок для сотрудников университета (например, новый холодильник или компьютер). В конце концов, Вы же сами буд ете в этом университете учиться...» Сначала Василию его слова показались убедительными. Какая статьи закона поможет развеять сомнения Василия? Правомерен ли будет такой подарок?

Слайд 3

Василий шел домой и сомневался: «Может быть, все-таки стоит сделать этот подарок или заплатить взнос. В конце концов, очень хочется поступить» Какая статья закона может ему помочь решить этот вопрос? Стоит ли Василию делать такой «подарок» или «взнос»?

Слайд 4

Василий понял, что ему следует обратиться в компетентные органы. Куда: сразу в суд, в полицию, к Уполномоченному по правам студентов? Какая статья закона может ему помочь решить этот вопрос? Куда стоит обратиться Василию?

Слайд 5

Полиция предложила Василию участвовать в операции по задержанию вымогателя: он должен был под тайным наблюдением сотрудников полиции вручить вымогателю взятку , чтобы полицейские могли задержать взяточника. Василий немного боится: «а вдруг и меня привлекут к ответственности, поскольку получается , что я дам взятку» Какая статьи закона поможет развеять сомнения Василия? Могут ли привлечь Василия к ответственности за такое действие?

Слайд 6

Спустя некоторое время к расследованию подключились сотрудники федеральной службы безопасности. Полиция не стала этому препятствовать, хотя Василия насторожила такая передача дела. Какая статья закона может ему помочь решить этот вопрос? Может ли ФСБ заниматься этим вопросом?

Слайд 7

Свою готовность содействовать раскрытию преступления выразили студенческие организации города Могут ли они оказывать такое содействие? Какая статья закона дает ответ на этот вопрос?

Слайд 8

Нерадивый сотрудник был осужден за совершение преступления и был оштрафован согласно закону, а из университета он был уволен. Он пытался опротестовать увольнение: мол, за уголовное преступление не может следовать дисциплинарная ответственность. Какая статья поможет решить этот вопрос? Законно ли увольнение сотрудника?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Коррупция и антикоррупционная стратегия в современном мире"

Урок обществознания в 10 классе в рамках модуля. Основа - образно-эмоциональная технология. Работа в группах - анализ социологического материала. Домашнее задание - создание собственного образа корруп...

опыт международной борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в разных странах .Использование этого опыта в РФ....

Презентация "9 декабря - всемирный день борьбы с коррупцией"

Презентация может быть использована для проведения классного часа или беседы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников....

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией

Эту презантацию можно использовать на внеклассном мероприятии, посвященного Международному Дню боьбы с коррупцией.Презентацию  подготовили:Руководитель:заведующая библиотекой Иванова Н.Н....

Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"

Сценарий классного часа в 11 классеКлассный руководитель: Бондаренко Н.Т.Противодействие коррупции и антикоррупционная политикаЦели:Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обуча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

"Противодействие коррупции и антикоррупционная политика РФ"

Цель урока: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.Задачи:Образовательные:Сформировать представление об антикоррупционной политике;Из...