Рабочая программа правового воспитания детей с интеллектуальными нарушениями "Я - гражданин своей странны!
методическая разработка по праву
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В учреждениях для детей с интеллектуальными нарушениями к правовому воспитанию должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
«Я - ГРАЖДАНИН СВОЕЙ СТРАНЫ!»
(В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
Разработала: учитель-логопед А.Н. Лунева
г. Йошкар-Ола, 2025г.
Пояснительная записка.
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В учреждениях для детей с интеллектуальными нарушениями к правовому воспитанию должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации.
В содержание рабочей программы «Я – гражданин своей страны!» включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с интеллектуальными нарушениями нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении программы реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Основная цель:
Формирование устойчивого позитивного отношения воспитанников к основному закону Российской Федерации и другим законам страны, в овладении правовыми ценностями, в приобретении способности соблюдать законы страны, права и обязанности граждан.
Задачи:
1. Повышать правовую культуру и грамотность воспитанников для их безболезненной интеграции в современное общество;
2. Развивать и корректировать умение анализировать и оценивать факты, явления и события, иметь собственное суждение о действиях и роли граждан, государства, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из текста Конституции РФ и, в последующем, из других источников права, использовать их для иллюстрации фактов, для доказательств.
3. Приобщить к правовому опыту, гражданственно-нравственным ценностям современного российского общества, к правовой культуре и правым идеалам, способствовать формированию уважения к законам Отечества, активной гражданской позиции, обогащения собственного внутреннего мира.
Необходимым условием реализации этих задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных форм работы наряду с традиционными.
Принципы:
- принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Материал должен соответствовать гуманистическим идеалам отношения к человеку и личности, воспитывать в духе общечеловеческих ценностей;
- отбираемый материал должен быть актуальным по отношению к субъективному опыту воспитанников, способствовать созданию на занятиях благоприятного психологического климата для делового общения;
- материал должен быть интересным и доступным для изучения воспитанниками, стимулировать их к познавательной деятельности;
- материал должен быть достаточно сложным, чтобы в ходе его изучения происходила коррекция высших психических функций (памяти, мышления, речи и т. п.), т. е. он должен способствовать развитию и коррекции личности воспитанника;
- принцип связи с жизнью, личным опытом воспитанника. Данный принцип предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний воспитанника.
В центре понятие — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом. Поэтому последовательность тем в программе построена логически четко, с учетом психолого-педагогических особенностей воспитанника с умеренной умственной отсталостью.
Данная программа дает воспитанникам сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании рассматриваются некоторые житейские проблемы, касающиеся широких слоев населения и, в частности, самих воспитанников. Рассмотрение этих проблем позволяет воспитанникам увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Формы организации деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии.
Настоящая программа рассчитана на воспитанников 13 - 18 лет. Срок реализации программы 5 лет. Занятия по данной программе проводятся 40 мин, 34 занятия в год.
Воспитанники с умеренной умственной отсталости по достижении 18 лет должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Я – гражданин своей страны!» основана на следующих принципах:
Принцип индивидуализации и дифференциации.
Данный принцип состоит в использовании различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов. В работе учитываются интересы, способности, возможности каждого ребёнка.
Принцип коррекционной направленности.
Этот принцип направлен на коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческих сфер воспитанников с нарушением интеллекта средствами обучения.
Принцип научности и доступности.
Этот принцип предполагает учёт возрастных и психофизических особенностей воспитанников в процессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Осуществляется с помощью различных видов деятельности: общения и отношений, которые складываются в ходе занятия. В работе используются методы направленные на формирование у воспитанников основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого ребёнка.
Принцип связи обучения с жизнью.
Этот принцип способствует формированию мировоззрения воспитанников, повышает значимость для них деятельности, придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей для учения, способствует формированию у них умения применять полученные знания на практике.
Принцип наглядности обучения.
Этот принцип является важнейшим в обучении детей с нарушением интеллекта. Абстрактное мышление у таких детей развито слабо и как следствие им необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме.
Принцип систематичности и последовательности.
Этот принцип является необходимым для формирования у воспитанников с нарушением интеллекта целостной картины мира.
При проведении занятий используются следующие методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные - наблюдение, демонстрация.
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний.
Методы повторения, закрепления знаний.
Методы применения знаний
Методы контроля.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В конце изучения программы «Я – гражданин своей страны» воспитанники должны знать:
- основные понятия;
- виды правовой ответственности;
- права и обязанности граждан РФ;
Должны уметь:
- написать просьбу, жалобу, ходатайство;
- оформлять стандартные бланки;
- ориентироваться в окружающей действительности,
- отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
- соблюдать общепринятые нормы поведения и общения;
- владеть навыками устной разговорной речи.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ
Возраст 13-14 лет (1 час в неделю) – 34 часа
Введение – 2 час
Что такое общество? Сущность и структура общества.
Наедине с собой – 7 часов
Являюсь ли я личностью? Какой у меня характер? Сила привычки. Способен ли я на поступок? «Один дома…». Умею ли я общаться? Кто меня окружает?
Я и моя семья – 12 часов
Как возникли семья и брак? Зачем нужна семья? (Функции семьи). Что такое детство. Я и мои родители. Я и близкие родственники. Семейная экономика. Труд и семья сточки зрения закона. Трудовое воспитание детей в разные эпохи. Семейная генеалогия и история семьи. Семейные традиции и обычаи. Дом, в котором мы живём. Мой дом-моя крепость?
Я и моя группа – 9 часов
Как я учусь? С кем я дружу? Кто в группе лидер? Одногруппники – похожие и разные … Моя группа – самая лучшая. Друзья и ровесники.
Достоинства и недостатки человека – 3 часа
Совесть. Доброта и гуманность. Злобность и жестокость.
Повторение – 1 час
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВОСПИТАННИКОВ
Воспитанники должны знать:
- правила общения.
Воспитанник должны уметь:
-пользоваться «правилом поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ
14-15 лет (1 час в неделю) – 34 часа
Введение – 1 час
Человек среди людей.
Я и мой край – 9
Моя малая родина. Порядок в доме зависит от хозяев. Наши соотечественники. Ордена для героев родного края. Родной край: вчера, сегодня, завтра.
Я и моя группа – 8 часов
Группа в моей жизни. Мой друг из другой группы. Старшие и младшие. Воспитатели и воспитанники. Братство в группе.
Я уже гражданин – 7 часов
Что значит «быть гражданином»? Я и закон. Мои права. Мои обязанности. Кто защищает мои права. К кому обратиться в трудную минуту. Настоящий гражданин.
Человек и закон – 8 часов
Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан. Почему важно соблюдать законы. Защита Отечества. Что такое дисциплина. Виновен – отвечай. Кто стоит на страже закона.
Повторение – 1 час
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВОСПИТАННИКОВ
Воспитанники должны знать:
- основные права: право на жизнь, на имя, на воспитание в семье, на получение образования.
Воспитанники должны уметь:
- работать в группе с целью принятия общего решения.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ
15-16 лет (1 час в неделю) – 34 часа
Введение - 2 часа
Страна, в которой мы живём. Кто такой гражданин.
Обычай. Мораль. Право - 5 часов
Как появились обычаи. Как зародилось государство и право. Что такое право. Право и мораль. Повторение.
Право и справедливость - 5 часов
Права человека. Право на жизнь. Свобода и закон. Когда государство становится правовым. Повторение.
Основной закон государства - 6 часов
О чем говорит Конституция. Как устроено наше государство. Гражданство и гражданин. Зачем изучать закон. Повторение.
Права детей - 5 часов
Какие права детей закреплены в международных документах. Права детей по Гражданскому кодексу. Права детей по Семейному кодексу. Права детей по трудовому законодательству. Повторение.
«Ловушка» для подростка - 5 часов
Вовлечение детей и подростков в преступную деятельность. Осторожно: наркотики! Когда подросток преступает закон. Если вы попали в милицию. Повторение.
Кто охраняет закон - 5 часов
Суд. Адвокат. Прокурор. Полиция. Нотариус. Повторение.
Повторение – 1 час
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВОСПИТАННИКОВ
Воспитанники должны знать:
- с какого возраста наступает уголовная ответственность;
- какие меры наказания за совершение преступления применяются к несовершеннолетним;
- с какого возраста наступает административная ответственность;
- документы, удостоверяющие личность;
- в каком возрасте гражданин РФ получает паспорт.
Воспитанники должны уметь:
- называть органы государственной власти РФ;
- написать просьбу.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ
16-17 лет (1 час в неделю) – 34 часа
Повторение - 1 час
Право. Правоотношения - 6 часов
Сущность, признаки и назначение права. Источники права. Правоспособность. Дееспособность. Виды правоотношений. Правонарушения. Понятие. Виды. Юридическая ответственность. Повторение.
Право. Человек. Государство - 9 часов
Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству. Принципы правового государства. Органы государственной власти и местного самоуправления. Какие органы называют правоохранительными. Административное право. Административная и дисциплинарная ответственность. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Повторение.
Семья. Родители. Дети - 4 часов
Понятие брака. Условия заключения брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Повторение.
Гражданские правоотношения - 5 часов
Что такое гражданские правоотношения. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита гражданских прав. Что такое собственность. Повторение.
Отдельные виды гражданских правоотношений - 5 часов
Наследование. Жилищные правоотношения. Страхование. Отношения с банком. Права потребителей. Повторение.
Правовое регулирование трудовых отношений - 4 часов
Трудовой договор. Права несовершеннолетних по трудовому законодательству. Повторение.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВОСПИТАННИКОВ
Воспитанники должны знать:
- основные права человека;
- обязанности человека;
- причины лишения родительских прав или ограничения в правах;
- органы опеки и попечительства;
- права ребёнка в семье.
Воспитанники должны уметь:
- назвать органы государственной власти РФ;
- объяснять что такое местное самоуправление;
- назвать отличия преступления от проступков;
- написать просьбу.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ
17-18 лет (1 час в неделю) – 34 часа
Страна, в которой я живу – 2 часа
Понятие “страна” и “государство”. Возникновение государства. Единство и национальную независимость России. Гражданство и гражданин. Конституция - основной закон Российской Федерации. Верховенство закона. Идеологическое и политическое многообразие, светское государство. Демократическая государственная власть. Закрепление в Конституции России республиканской формы государственной власти.
Символы моей страны – 1 час
Герб, гимн и флаг Российской Федерации. Отношение к символам страны.
Суверенитет и федерация – 3 часа
Что такое суверенитет. Признаки суверенности. Кто обеспечивает суверенитет государства. Суверенитет Российской Федерации. Уровень суверенитета нации, государства. Стремление наций к суверенитету. Закрепление суверенитета в Конституции.
Формы государственного устройства. Федеративное устройство Российской Федерации. Проблемы федеративных государств. Национализм и сепаратизм, их опасность. Причины межнациональных конфликтов в нашей стране, пути их устранения.
Власть в моей стране – 4 часа
Разделение властей. Виды власти: законодательная, исполнительная, судебная. Как принимаются законы. Федеральное собрание и Правительство России: функции и порядок формирования. Правовое государство. Понятие правового государства. Признаки правового государства. Преимущества правового государства. Гарантия равноправия граждан. Надзор за соблюдением закона.
Президент моей страны – 3 часов
Президент - глава государства, главные задачи Президента России, законодательные функции Президента, референдум — форма выборов Президента, сроки президентства, отстранение Президента от должности, присяга Президента России. Личность Президента.
Все на выборы! – 1 час
Участие граждан в управлении страной. Свободные выборы и формирование органов власти. Зависимость избранных от избирателей. Подчиненность власти в демократическом обществе народу. Периодичность выборов. Представительность выборов. Окончательность выборов. Состязательность претендентов на власть. Важность участия граждан в выборах.
Мои права и свободы – 3 часа
Права и свободы человека и гражданина, равенство перед законом, право на жизнь, личное достоинство, на свободу и неприкосновенность, на информацию, неприкосновенность жилища, на национальную принадлежность, на свободу передвижения и выбора места жительства, и т. п Политические права и свободы. Право принимать участие в управлении своей страной. Право человека на свободу мысли. Свобода совести и религии. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Политическая партия. Экономические права и свободы. Право на собственность. Культурные права. Право на участие в культурной жизни. Обеспечение государством равных прав граждан на пользование достижениями культуры.
Я – ученик – 2 часа
Право на образование. Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер образования. Виды и формы получения образования. Виды образовательных учреждений. Закон “Об образовании”.
Я и моя семья – 3 часа
Защита детей обществом и государством. Основные права ребенка. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Опека и попечительство. Роль мужчины и женщины в семье. Гражданский и церковный браки. Семейный Кодекс РФ.
Право на труд – мое право – 3 часа
Право на труд. Проблема безработицы. Работник и работодатель. Проблема трудоустройства. Трудовое законодательство
Мой дом – моя крепость – 1 час
Жилищные права граждан. Виды сделок с жильем. Ипотечное кредитование. Несовершеннолетние как собственники жилья. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Жилищный Кодекс РФ.
Права потребителя – 1 час
Основные источники информации для потребителя. Информация производителя. Реклама как источник информации. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе? Закон РФ “О защите прав потребителя”. Право на качественный товар или услугу – основное право потребителя. Право на безопасность товаров и услуг. Порядок обмена товара. Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителя.
Молодежь и правонарушения - 3 часа
Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности. Уголовный кодекс РФ.
Мои обязанности – 2 часа
Обязанности гражданина. Причины определения обязанностей гражданина. Обязанность гражданина — соблюдать закон. Другие обязанности граждан: уплата налогов и сборов, охрана природы, защита Отечества.
Права человека в мировом сообществе – 1 час
Общепризнанные принципы и нормы современного международного права. ООН на защите прав человека. Права ребенка – международная Конвенция о правах ребенка.
Повторение – 1 час
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВОСПИТАННИКОВ
Воспитанники должны знать:
- государственную символику Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан РФ;
- права человека в мировом сообществе.
Воспитанники должны уметь:
- Уметь называть органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ;
- Работать с нормативными документами, производить поиск необходимой информации: находить требующуюся статью;
- Применять полученные знания и умения в практической деятельности, прогнозировать события, их последствия, строить общение с окружающим миром на основе понимания самоценности личности, на основе правовых ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Боголюбов Л.Н. Человек и общество. учебное пособие для 10-11 классов. М. Просвещение, 2001
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. Воронковой В.В., - М.1994.
Гражданский кодекс РФ
Декларация прав ребёнка
Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилёва И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
Закон «Об образовании»
Закон «О защите прав потребителей»
Закон «О гражданстве в РФ»
Конвенция о правах ребёнка
Корнева Т.А. Обществознание. Уроки учительского мастерства. 10 -11 классы, Волгоград, Учитель, 2006.
Конституция РФ
Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение, 1996
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики, М., АКАДЕМИЯ, 2006.
Мустафина М.В. Правоведение 10-11 классы, сборник элективных курсов, Волгоград, Учитель, 2006.
Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2004
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Семейный кодекс РФ
Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001
Трудовой кодекс РФ
ЦОР «Обществознание 10-11». электронный курс, издательство «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я гражданин своей страны и края своего!"
Классный час посвящён символам государственности Ульяновской области....

презентация к родительскому собранию "Я - гражданин своей страны"
Вашему вниманию предлагается презентация к родительскому собранию на тему "Я - гражданин своей страны", которая поможет классному руководителю постороить беседу на аданную тему, в презентации представ...
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...

Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса
В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совме...

Программа внеурочной деятельности "Я гражданин своей страны " 9 класс
quot;Я гражданин своей страны " 9 класс...

ИНФОРМАЦИЯ по реализации программы «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе «Я – гражданин своего села, своей страны».
Информация по реализации программы "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе"....
Программа воспитания и социализации обучающихся 7 отделения Орловского СУВУ «Я гражданин своей страны!»
В программе представлена система деятельности отделения на год....
