Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Право» для обучающихся 7 классов
рабочая программа по праву (7 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Право» для 7 класса по структуре и содержанию соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В программу курса включены мероприятия и проекты Движения Первых, которые помогут применить полученные детьми знания на практике и в проектной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 138 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 12»
630545, Новосибирская область, Новосибирский район, п. Березовка, ул. Кирова, д. 14
Телефон/факс 252-42-38, email – class="c15 c25">
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО гуманитарных наук Протокол № 1 от «29» августа 2025 года | ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2025 года | УТВЕРЖДАЮ Директор Н.М.Дедюшко Приказ №110/1 от «29» августа 2025 года |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Право»
для обучающихся 7 классов
Составитель: Головач Алина Николаевна,
учитель истории и обществознания
2025 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Право» для 7 класса по структуре и содержанию соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В программу курса включены мероприятия и проекты Движения Первых, которые помогут применить полученные детьми знания на практике и в проектной деятельности.
Целью курса является: развитие и воспитание личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Курс реализуется через решение следующих задач:
1. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
2. освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
3. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
4. формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Программа курса внеурочной деятельности предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Данная программа имеет свою структуру: пояснительная записка; цели и задачи курса; общая характеристика программы; место, содержание и результаты усвоения учебного предмета.
Программа внеурочной деятельности «Право» основана на следующем учебно-методическом материале:
– Основы права: учебное пособие. Под ред. В. В. Блажеева. М.: Проспект, 2024.
– Володина С. И., Полиевктова А. М., Спасская В. В. Основы правовых знаний: 6 – 9 классы: в 2 ч. М.: Академкнига, 2023.
– Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2021.
Знание норм права способствует воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, предполагает формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего развитым правосознанием и правовой культурой, умением использовать правовые знания в своей жизни.
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Право» в 7 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию, программы С.И.Володиной, В.В. Спасской и др. «Основы правовых знаний (Беседы о праве)». Программа включает: пояснительную записку и основное содержание с примерным разделением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, требуемые результаты и тематическое планирование.
Происходящие изменения в современном обществе пробуждают практический интерес к праву и правовым институтам. В обществе укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих прав и интересов, право приобретает конкретные черты и значение.
Поэтому Стратегией развития воспитания в Российской Федерации 2015 – 2025 (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) обозначены условия воспитания и формирования «ценностно-нравственного единства страны» на основе «уважения и равных прав каждого народа России».
Знание норм права способствует воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, предполагает формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего развитым правосознанием и правовой культурой, умением использовать правовые знания в своей жизни.
В основной школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения.
Формирование правовой культуры у школьников достигается не только в рамках одного предмета. Право – не изолированное понятие, оно тесно связано со всеми сторонами жизни общества, поэтому его изучение органично связано с обществознанием и другими социально-гуманитарными предметами.
2. Цель и задачи курса внеурочной деятельности
Целью курса является: развитие и воспитание личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Курс реализуется через решение следующих задач:
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
3. Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности «Право»
В настоящие время в школе «Право», будучи важным компонентом, социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 7 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Курс «Право» изучается в 7 классе в общем объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
5. Содержание курса внеурочной деятельности «Право»
Весь курс внеурочной деятельности «Право» состоит из:
Модуль 1. Что такое право?
История возникновения права. Понятие, принципы и функции права. Основная характеристика понятия «Право».
Теории происхождения права. Общая характеристика теорий происхождения права.
Модуль 2. Нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт. Общая характеристика нормативно-правового акта: понятие, признаки и виды.
Модуль 3. Правоотношения и правонарушения.
Правоотношения. Структура правоотношения. Общая характеристика правоотношения: понятия, признаки. Основания возникновения правоотношений. Основные составляющие правоотношения. Содержание и виды правоотношения.
Правонарушение. Основная характеристика правонарушения: понятие признаки и виды. Ответственность за правонарушение.
Модуль 4. Государство и его основные признаки
Государство и его основные признаки. Понятие, признаки и функции государства. Теории происхождения государства.
Форма государства, как основная характеристика государства. Государственно-территориальное устройство: понятие и виды. Основная характеристика форм правления.
Политический режим, как основная характеристика государства. Понятие и виды политических режимов. Признаки политических режимов. Влияние политического режима на государство.
Антидемократическое политические режимы. Понятие и признаки тоталитарного режима. Насколько действующим является такой политический режим. Основная характеристика авторитарного политического режима.
Демократический политический режим. Характеристика демократического политического режима, как политического режима в Российской Федерации.
Модуль 5. Демократическое государство.
Демократическое государство. Понятие демократического государства. Характеристика основных принципов демократического государства.
Формы демократии. Выявление основных форм демократии, которые существуют в настоящее время.
Референдум и выборы. Понятие референдума. Основания для проведения референдума. Понятие выборов. Выборы на различных уровнях власти.
Модуль 6. Правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство. Понятие правового государства. Инструменты, задачи и принципы правового государства.
Принципы правового государства. Характеристика основных принципов правового государства.
Гражданское общество. Что такое гражданское общество? Понятие гражданского общества.
Структура гражданского общества. Основные элементы и структура, функции гражданского общества. Связь гражданского общества и государства.
Модуль 7. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
Правоотношения. Понятие, признаки правоотношения. Основания возникновения правоотношений.
Структура правоотношения. Характер и степень участия субъектов в правоотношениях: правосубъектность. Виды правоотношений.
Что такое правомерное поведение. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.
Правонарушение, как основная категория. Что такое правонарушение: понятие, признаки и виды.
Юридическая ответственность. Основная характеристика юридической ответственности: понятие, признаки, цели и виды.
Модуль 8. Конституция РФ. Основы конституционного строя.
Закон высшей юридической силы. Этапы развития Конституции в РФ. Основные задачи Конституции РФ.
Основы конституционного строя в РФ. Что такое конституционный строй. Основные принципы конституционного строя.
Модуль 9. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.
Правовой статус человека и гражданина. Понятие правового статуса человека и гражданина. Понятие гражданства Российской Федерации. Способы утраты гражданства Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека. Характеристика основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. Характеристика основных гарантий человека.
Модуль 10. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Понятие, функции, признаки и структура правоохранительных органов. Иерархия правоохранительных органов в РФ.
Повторение. Повторение изученного материала.
6. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса:
1. выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
2. определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
3. поиск способов и порядка разрешения споров;
4. знание порядка обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
5. обеспечение понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
6. объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
7. владение навыками организации и участия в коллективной деятельности;
8. постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей;
9. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
10. осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса:
1. поиск, анализ, интерпретация и использование правовой информации в повседневной жизни;
2. изложение и аргументация собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
3. применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон;
4. осуществление учебных исследований и проектов;
5. умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
6. выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
7. развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Предметные результаты освоения курса:
1. характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности;
2. объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм, основные условия приобретения гражданства;
3. различать: формы (источники) права, субъектов права, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
4. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.
7. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Право»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
7А | 7Б | |||
Модуль 1. Что такое право? (2 ч) | ||||
Тема: Право | ||||
1 | История возникновения права | 1 | ||
2 | Теории происхождения права | 1 | ||
Модуль 2. Нормативно-правовой акт (1 ч) | ||||
3 | Нормативно-правовой акт | |||
Модуль 3. Правоотношения и правонарушения. (3 ч) | ||||
4 | Правоотношения. Структура правоотношения | 1 | ||
5 | Правонарушение | 1 | ||
6 | Итоговая работа | 1 | ||
Модуль 4. Государство и его основные признаки (6 ч) | ||||
7 | Государство и его основные признаки. | 1 | ||
8 | Форма государства, как основная характеристика государства. | 1 | ||
9 | Политический режим, как основная характеристика государства. | 1 | ||
10 | Антидемократическое политические режимы. | 1 | ||
11 | Демократический политический режим. | 1 | ||
12 | Итоговая работа | 1 | ||
Модуль 5. Демократическое государство. (3 ч) | ||||
13 | Демократическое государство. | 1 | ||
14 | Формы демократии. | 1 | ||
15 | Референдум и выборы. Проект «Территория самоуправления» | 1 | ||
Модуль 6. Правовое государство и гражданское общество. (5 ч) | ||||
16 | Правовое государство. | 1 | ||
17 | Принципы правового государства | 1 | ||
18 | Гражданское общество. | 1 | ||
19 | Структура гражданского общества. Проект «Территория самоуправления» | 1 | ||
20 | Итоговая работа | 1 | ||
Модуль 7. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. (6 ч) | ||||
21 | Правоотношения. | 1 | ||
22 | Структура правоотношения. | 1 | ||
23 | Что такое правомерное поведение. | 1 | ||
24 | Правонарушение, как основная категория. | 1 | ||
25 | Юридическая ответственность. | 1 | ||
26 | Итоговая работа | 1 | ||
Модуль 8. Конституция РФ. Основы конституционного строя. ( 3 ч) | ||||
27 | Закон высшей юридической силы. | 1 | ||
28 | Основы конституционного строя в РФ. Дни единых действий, посвященные Дню Конституции РФ. | 1 | ||
29 | Итоговая работа Акция «Конституция в картинках». | 1 | ||
Модуль 9. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. (2 ч) | ||||
30 | Правовой статус человека и гражданина. | 1 | ||
31 | Права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека. | 1 | ||
Модуль 10. Правоохранительные органы в Российской Федерации. (3 ч) | ||||
32 | Правоохранительные органы. | 1 | ||
33 | Повторение | 1 | ||
34 | Итоговая работа по итогам изучения курса в 7 классе | 1 | ||
7. В результате изучения курса обучающийся должен:
знать
– порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
уметь
– правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);
– характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;
– объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;
– различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
– анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
– выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
– формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
– решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).
8. Методическое и материально – техническое обеспечение
1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ) (вступила в силу для СССР )
2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН )
3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ;
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от № 63-ФЗ (ред. от )
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от № 195-ФЗ (ред. от )
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
7. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от № 197-ФЗ (ред. от )
8. Основы права: учебное пособие. Под ред. В. В. Блажеева. М.: Проспект, 2014.
9. Володина С. И., Полиевктова А. М., Спасская В. В. Основы правовых знаний: 6 – 9 классы: в 2 ч. М.: Академкнига, 2013.
10. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2016.
11. Электронный ресурс - - «Право России».
12. Электронный ресурс - – «Юридический портал «Правопорядок»
13. Электронный ресурс - - «Юридический портал «Студенту»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» для обучающихся 5-6 классов
Настоящая программа включает два основных раздела: - Теоретические основы и правила шахматной игры - Практико-соревновательная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Футбол» для обучающихся 8 класса
По итогам освоения программы внеурочной деятельности «мини-футбол» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 9 класса
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности « Баскетбол» для обучающихся 7 класса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, л...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Патриот» для обучающихся основного общего образования
Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки Грамотея" ( 9 класс: подготовка к устному собеседованию обучающихся с ОВЗ)
Программа внеурочной деятельности "Уроки Грамотея" для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) создана в соответствии с требованиями ФГОС ООО по адаптированной основной программе для детей с ОВЗ. Курс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Акварелька» для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе программы Е.И. Коротеева «Смотрю на мир глазами художника» (Сборник Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и ...