Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Право» для обучающихся 7 классов
рабочая программа по праву (7 класс)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Право»  для 7 класса по структуре и содержанию соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В программу курса включены мероприятия и проекты Движения Первых, которые помогут применить полученные детьми знания на практике и в проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_pravo.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 12»

630545, Новосибирская область, Новосибирский район, п. Березовка, ул. Кирова, д. 14

Телефон/факс 252-42-38, email – class="c15 c25">

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО гуманитарных наук Протокол № 1

от «29» августа 2025 года

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол № 1

от «29» августа 2025 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Н.М.Дедюшко Приказ №110/1

от «29» августа 2025 года

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Право»

для обучающихся 7 классов

Составитель: Головач Алина Николаевна,

учитель истории и обществознания

2025 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Право» для 7 класса по структуре и содержанию соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В программу курса включены мероприятия и проекты Движения Первых, которые помогут применить полученные детьми знания на практике и в проектной деятельности.

Целью курса является: развитие и воспитание личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Курс реализуется через решение следующих задач:

1. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

2. освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

3. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

4. формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Программа курса внеурочной деятельности предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

Данная программа имеет свою структуру: пояснительная записка; цели и задачи курса; общая характеристика программы; место, содержание и результаты усвоения учебного предмета.

Программа внеурочной деятельности «Право» основана на следующем учебно-методическом материале:

– Основы права: учебное пособие. Под ред. В. В. Блажеева. М.: Проспект, 2024.

– Володина С. И., Полиевктова А. М., Спасская В. В. Основы правовых знаний: 6 – 9 классы: в 2 ч. М.: Академкнига, 2023.

– Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2021.

Знание норм права способствует воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, предполагает формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего развитым правосознанием и правовой культурой, умением использовать правовые знания в своей жизни.

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Право» в 7 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию, программы С.И.Володиной, В.В. Спасской и др. «Основы правовых знаний (Беседы о праве)». Программа включает: пояснительную записку и основное содержание с примерным разделением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, требуемые результаты и тематическое планирование.

Происходящие изменения в современном обществе пробуждают практический интерес к праву и правовым институтам. В обществе укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих прав и интересов, право приобретает конкретные черты и значение.

Поэтому Стратегией развития воспитания в Российской Федерации 2015 – 2025 (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) обозначены условия воспитания и формирования «ценностно-нравственного единства страны» на основе «уважения и равных прав каждого народа России».

Знание норм права способствует воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, предполагает формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего развитым правосознанием и правовой культурой, умением использовать правовые знания в своей жизни.

В основной школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения.

Формирование правовой культуры у школьников достигается не только в рамках одного предмета. Право – не изолированное понятие, оно тесно связано со всеми сторонами жизни общества, поэтому его изучение органично связано с обществознанием и другими социально-гуманитарными предметами.

2. Цель и задачи курса внеурочной деятельности

Целью курса является: развитие и воспитание личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Курс реализуется через решение следующих задач:

  1. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  2. освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  3. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  4. формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

3. Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности «Право»

В настоящие время в школе «Право», будучи важным компонентом, социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 7 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
  • вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Курс «Право» изучается в 7 классе в общем объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

5. Содержание курса внеурочной деятельности «Право»

Весь курс внеурочной деятельности «Право» состоит из:

Модуль 1. Что такое право?

История возникновения права. Понятие, принципы и функции права. Основная характеристика понятия «Право».

Теории происхождения права. Общая характеристика теорий происхождения права.

Модуль 2. Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт. Общая характеристика нормативно-правового акта: понятие, признаки и виды.

Модуль 3. Правоотношения и правонарушения.

Правоотношения. Структура правоотношения. Общая характеристика правоотношения: понятия, признаки. Основания возникновения правоотношений. Основные составляющие правоотношения. Содержание и виды правоотношения.

Правонарушение. Основная характеристика правонарушения: понятие признаки и виды. Ответственность за правонарушение.

Модуль 4. Государство и его основные признаки

Государство и его основные признаки. Понятие, признаки и функции государства. Теории происхождения государства.

Форма государства, как основная характеристика государства. Государственно-территориальное устройство: понятие и виды. Основная характеристика форм правления.

Политический режим, как основная характеристика государства. Понятие и виды политических режимов. Признаки политических режимов. Влияние политического режима на государство.

Антидемократическое политические режимы. Понятие и признаки тоталитарного режима. Насколько действующим является такой политический режим. Основная характеристика авторитарного политического режима.

Демократический политический режим. Характеристика демократического политического режима, как политического режима в Российской Федерации.

Модуль 5. Демократическое государство.

Демократическое государство. Понятие демократического государства. Характеристика основных принципов демократического государства.

Формы демократии. Выявление основных форм демократии, которые существуют в настоящее время.

Референдум и выборы. Понятие референдума. Основания для проведения референдума. Понятие выборов. Выборы на различных уровнях власти.

Модуль 6. Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство. Понятие правового государства. Инструменты, задачи и принципы правового государства.

Принципы правового государства. Характеристика основных принципов правового государства.

Гражданское общество. Что такое гражданское общество? Понятие гражданского общества.

Структура гражданского общества. Основные элементы и структура, функции гражданского общества. Связь гражданского общества и государства.

Модуль 7. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Правоотношения. Понятие, признаки правоотношения. Основания возникновения правоотношений.

Структура правоотношения. Характер и степень участия субъектов в правоотношениях: правосубъектность. Виды правоотношений.

Что такое правомерное поведение. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.

Правонарушение, как основная категория. Что такое правонарушение: понятие, признаки и виды.

Юридическая ответственность. Основная характеристика юридической ответственности: понятие, признаки, цели и виды.

Модуль 8. Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Закон высшей юридической силы. Этапы развития Конституции в РФ. Основные задачи Конституции РФ.

Основы конституционного строя в РФ. Что такое конституционный строй. Основные принципы конституционного строя.

Модуль 9. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.

Правовой статус человека и гражданина. Понятие правового статуса человека и гражданина. Понятие гражданства Российской Федерации. Способы утраты гражданства Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека. Характеристика основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. Характеристика основных гарантий человека.

Модуль 10. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

Правоохранительные органы. Понятие, функции, признаки и структура правоохранительных органов. Иерархия правоохранительных органов в РФ.

Повторение. Повторение изученного материала.

6. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения курса:

1. выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;

2. определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

3. поиск способов и порядка разрешения споров;

4. знание порядка обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

5. обеспечение понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

6. объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

7. владение навыками организации и участия в коллективной деятельности;

8. постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей;

9. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

10. осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса:

1. поиск, анализ, интерпретация и использование правовой информации в повседневной жизни;

2. изложение и аргументация собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

3. применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон;

4. осуществление учебных исследований и проектов;

5. умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

6. выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

7. развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Предметные результаты освоения курса:

1. характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности;

2. объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм, основные условия приобретения гражданства;

3. различать: формы (источники) права, субъектов права, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

4. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.

7. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Право»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Модуль 1. Что такое право? (2 ч)

Тема: Право

1

История возникновения права

1

2

Теории происхождения права

1

Модуль 2. Нормативно-правовой акт (1 ч)

3

Нормативно-правовой акт

Модуль 3. Правоотношения и правонарушения. (3 ч)

4

Правоотношения. Структура правоотношения

1

5

Правонарушение

1

6

Итоговая работа

1

Модуль 4. Государство и его основные признаки (6 ч)

7

Государство и его основные признаки.

1

8

Форма государства, как основная характеристика государства.

1

9

Политический режим, как основная характеристика государства.

1

10

Антидемократическое политические режимы.

1

11

Демократический политический режим.

1

12

Итоговая работа

1

Модуль 5. Демократическое государство. (3 ч)

13

Демократическое государство.

1

14

Формы демократии.

1

15

Референдум и выборы. Проект «Территория самоуправления»

1

Модуль 6. Правовое государство и гражданское общество. (5 ч)

16

Правовое государство.

1

17

Принципы правового государства

1

18

Гражданское общество.

1

19

Структура гражданского общества. Проект «Территория самоуправления»

1

20

Итоговая работа

1

Модуль 7. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. (6 ч)

21

Правоотношения.

1

22

Структура правоотношения.

1

23

Что такое правомерное поведение.

1

24

Правонарушение, как основная категория.

1

25

Юридическая ответственность.

1

26

Итоговая работа

1

Модуль 8. Конституция РФ. Основы конституционного строя. ( 3 ч)

27

Закон высшей юридической силы.

1

28

Основы конституционного строя в РФ. Дни единых действий, посвященные Дню Конституции РФ.

1

29

Итоговая работа Акция «Конституция в картинках».

1

Модуль 9. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. (2 ч)

30

Правовой статус человека и гражданина.

1

31

Права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека.

1

Модуль 10. Правоохранительные органы в Российской Федерации. (3 ч)

32

Правоохранительные органы.

1

33

Повторение

1

34

Итоговая работа по итогам изучения курса в 7 классе

1

7. В результате изучения курса обучающийся должен:

знать

– порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;

уметь

– правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);

– характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;

– объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;

– различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

– анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

– выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

– формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

– решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

8. Методическое и материально – техническое обеспечение

1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ) (вступила в силу для СССР )

2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН )

3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ;

4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от № 63-ФЗ (ред. от )

5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от № 195-ФЗ (ред. от )

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

7. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от № 197-ФЗ (ред. от )

8. Основы права: учебное пособие. Под ред. В. В. Блажеева. М.: Проспект, 2014.

9. Володина С. И., Полиевктова А. М., Спасская В. В. Основы правовых знаний: 6 – 9 классы: в 2 ч. М.: Академкнига, 2013.

10. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2016.

11. Электронный ресурс - - «Право России».

12. Электронный ресурс - – «Юридический портал «Правопорядок»

13. Электронный ресурс - - «Юридический портал «Студенту»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» для обучающихся 5-6 классов

Настоящая программа включает два основных раздела: - Теоретические основы и правила шахматной игры - Практико-соревновательная деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Футбол» для обучающихся 8 класса

По итогам освоения программы внеурочной деятельности «мини-футбол» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 9 класса

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и  предметными результатами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности « Баскетбол» для обучающихся 7 класса

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, л...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Патриот» для обучающихся основного общего образования

Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки Грамотея" ( 9 класс: подготовка к устному собеседованию обучающихся с ОВЗ)

Программа внеурочной деятельности "Уроки Грамотея" для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)  создана в соответствии с требованиями ФГОС ООО по адаптированной основной программе для детей с ОВЗ. Курс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Акварелька» для обучающихся 5-7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе программы Е.И. Коротеева «Смотрю на мир глазами художника» (Сборник Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и ...