Сказочная викторина «Права сказочных героев»
план-конспект по праву
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дорогобужский Дом детского творчества»
Сказочная викторина
«Права сказочных героев»
Составила педагог дополнительного образования
Березовская Ирина Васильевна
г. Дорогобуж
2025 г.
Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о правах детей, отражённых в Конвенции о правах ребёнка (в интересной и занимательной форме);
- обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;
- закрепить информацию через практические задания.
Развивающие:
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- развить способность анализировать поступки сказочных героев;
- развивать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Воспитательные:
воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Форма занятия: викторина
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Методы проведения:
Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа).
Практический (выполнение заданий, работа над презентацией)
Наглядный (наблюдение)
Игровой (викторина)
Технологии: здоровьесберегающие, игровые.
Технические средства обучения: компьютер.
Ход викторины:
- Организационный момент.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас с вами необычное занятие, на котором присутствовать могут только люди с хорошим настроением и добрым сердцем.
-Ребята, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук»… А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и светлый его свет разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в вас. Давайте пошлём друг другу и гостям немного света и тепла своего сердца (руки вперёд, ладони вертикально).
- Основная часть
Педагог: Я думаю, что теперь с хорошим настроением и добрым сердцем мы можем начать наше занятие.
У нас сегодня встреча не простая
Мы вместе эту книгу пролистаем,
И каждую страницу, что откроем
Увидим с вами сказочных героев.
Узнаем, мы, о чём идёт молва.
Ведь в книге этой детские записаны…(права) (отвечают дети).
-Всё верно! У всех детей на нашей планете, как и у взрослых, есть различные права и обязанности.
- Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети). Конечно же, взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, педагоги, директор и многие др.
- Но о вас также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка" и с тех пор в этот день, 20 ноября, ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.
ООН - Международная организация, объединяющая государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии". В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.
- Как он называется? (паспорт)– Что означает, иметь право на имя?
– Как следует обращаться друг к другу?
– Как следует обращаться к взрослому?
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
Статья 18 "Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье" - это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.
Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование". Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно.
Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг". Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом.
Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь». Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.
А сейчас, чтобы проверить ваши знания, увидеть какие вы дружные, умные, сообразительные, что же именно вы знаете о своих правах, мы проведём викторину, которая называется «Права сказочных героев».
Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?
- Как называется сказка? («Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен)
- Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
- Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
- Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? ( Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах, и никто не должен их нарушать.)
- Как вы думаете, поступят ли ребята Вашего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)
- Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская
народная сказка).
- Какое право нарушила ведьма в этой сказке? ( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)
- Чьи еще права были нарушены в этой сказке? (Нарушены права братца на защиту и право на семью)
О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? (русская народная сказка «Заюшкина избушка») (Право на неприкосновенность жилища)
- Кто нарушил это право? (Лисица)
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)
- Название сказки…(«Лягушка-путешественница» Всеволод Михайлович Гаршин)
- Каким правом воспользовалась лягушка в этой сказке? ( Правом на свободное передвижение)
- Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)
- Эта сказка называется («Гуси-лебеди», русская народная сказка)
- Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца? (Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу).
- Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь, Яблонька).
- Итог занятия
Педагог: А теперь давайте повторим, что мы с вами узнали на нашем занятии:
- В каком международном документе записаны права детей?
- Какие основные права вы запомнили?
- Наше государство провозглашает равенство всех людей перед законом. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но человек должен не только пользоваться правами, но и с достоинством нести обязанности. Конвенция – не волшебная палочка, а посох, на который в трудную минуту можно опереться в пути. Этот посох тяжел. И держать его надо крепко и мужественно и не роптать на тяжесть.
В Библии есть сказание о том, как на посохе вдруг раскрылись почки, появились цветы, а затем плоды миндаля.
- Кажется, все люди мира вложили в Конвенцию свою доброту, мудрость и любовь к детям, что превращает ее в великую книгу жизни.
Есть в мире много прав,
Простых и очень сложных.
А есть права ребенка -
Без них нам невозможно.
Имеет право карапуз
На чистый, светлый дом,
Чтоб взрослые в его семье
Заботились о нем.
Ну, а когда придет пора
За парту в школе сесть,
Права учиться, познавать –
Такие тоже есть!
Так, может быть, все взрослые
Не станут допускать,
Чтоб о правах своих детей
Мог кто-то забывать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочная викторина
Подборка вопросов по сказкам....

Сказочная викторина "Ваши права"
Сказочная викторина "Ваши права" для 3-4 классов в рамках недели правовой помощи детям....

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")
Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...

Презентация "Права детей". Сказочная викторина.
Презентация на тему "Права детей" составлена в форме сказочной викторины и предназначена для детей младшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида....

НОД «Права сказочных героев»
Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка»....

Конспект занятия-игры для детей младшего школьного возраста «Права сказочных героев».
Конспект занятия-игрыдля детей младшего школьного возраста«Права сказочных героев»....
Сказочный калейдоскоп «В мире героев А.С. Пушкина»
Сказочный калейдоскоп «В мире героев А.С.Пушкина»Цель: продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина, прививать интерес к чтению, согласно проекту.Задачи:...
