Сказочная викторина «Права сказочных героев»
план-конспект по праву

Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях обучающихся. Задачи: Образовательные: закреплять знания о правах детей, отражённых в Конвенции о правах ребёнка (в интересной и занимательной форме); обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены; закрепить информацию через практические задания. Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; развить способность анализировать поступки сказочных героев; развивать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе. Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Форма занятия: викторина Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная. Методы проведения: Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа). Практический (выполнение заданий, работа над презентацией) Наглядный (наблюдение) Игровой (викторина) Технологии: здоровьесберегающие, игровые. Технические средства обучения: компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_viktorina_prava_skazochnyh_geroev.docx96.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования

«Дорогобужский Дом детского творчества»

Сказочная викторина  

«Права сказочных героев»

 

http://kladraz.ru/upload/blogs/5831_c3fa4f1e3f96224d6c18522b007c62a1.jpg

Составила педагог дополнительного образования

Березовская Ирина Васильевна

 

г.  Дорогобуж

2025 г.

Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знания о правах детей, отражённых в Конвенции о правах ребёнка (в интересной и занимательной форме);
  • обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;
  • закрепить информацию через практические задания.

Развивающие: 

  • развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • развить способность анализировать поступки сказочных героев;
  • развивать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

 воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

 Форма занятия: викторина

Виды  деятельности:   коммуникативная,  игровая, двигательная.

Методы проведения: 

Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа).

Практический  (выполнение заданий,  работа над презентацией)

Наглядный (наблюдение)

Игровой (викторина)

Технологии: здоровьесберегающие, игровые.

Технические средства обучения: компьютер.

 

 

Ход викторины:

  1. Организационный момент.

Педагог: Добрый день,  дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас с вами необычное занятие, на котором присутствовать могут только люди с хорошим настроением и добрым сердцем.

-Ребята, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук»… А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и светлый его свет разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в вас. Давайте пошлём друг другу и гостям немного света и тепла своего сердца (руки вперёд, ладони вертикально).

  1. Основная часть

Педагог: Я думаю, что теперь с хорошим настроением и добрым сердцем мы  можем начать наше занятие.

У нас сегодня встреча не простая

Мы вместе эту книгу пролистаем,

И каждую страницу, что откроем

Увидим с вами сказочных героев.

Узнаем, мы, о чём идёт молва.

Ведь в книге этой детские записаны…(права) (отвечают дети).

-Всё верно! У всех детей на нашей планете, как и у взрослых, есть различные права и обязанности.  

- Скажите, кто  проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети). Конечно же,  взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это  родители, педагоги, директор  и многие др.

- Но о вас  также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка" и с тех пор в этот день, 20 ноября, ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.

ООН - Международная организация, объединяющая  государства с целью поддержания и укрепления международного мира  и безопасности.

Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".  В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь". 

Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя". 

- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении.  Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

- Как он называется? (паспорт)– Что означает, иметь право на имя?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

Статья 18  "Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье" - это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.

Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование". Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно.

Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг". Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом.

Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь». Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.

А сейчас, чтобы проверить ваши знания, увидеть какие вы дружные, умные, сообразительные, что же именно вы знаете о своих правах, мы проведём викторину, которая называется «Права сказочных героев».

Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?


- Как называется сказка? («Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен)

- Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк) 

- Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)

- Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?  ( Он был не похож на других)

 -Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? 
(Все равны в своих правах, и никто не должен их нарушать.) 

- Как вы думаете, поступят ли ребята Вашего  класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

- Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская

народная сказка).

- Какое право нарушила ведьма в этой сказке? ( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)

- Чьи еще права были нарушены в этой сказке? (Нарушены права братца на защиту и право на семью)

О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? (русская народная сказка «Заюшкина избушка») (Право на неприкосновенность жилища)
 - Кто нарушил это право? (Лисица)
 - Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)

- Название сказки…(«Лягушка-путешественница» Всеволод Михайлович  Гаршин)

- Каким правом воспользовалась лягушка в этой сказке? ( Правом на свободное передвижение)
 - Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)

 - Эта сказка называется («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

 - Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца? (Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу).

 - Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь, Яблонька).

  1. Итог занятия

Педагог: А теперь давайте повторим, что мы с вами узнали на нашем занятии:

- В каком международном документе записаны права детей?

 - Какие основные права вы запомнили?

  - Наше государство провозглашает равенство всех людей перед законом. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но человек должен не только пользоваться правами, но и с достоинством нести обязанности. Конвенция – не волшебная палочка, а посох, на который в трудную минуту можно опереться в пути. Этот посох тяжел. И держать его надо крепко и мужественно и не роптать на тяжесть.

В Библии есть сказание о том, как на посохе вдруг раскрылись почки, появились цветы, а затем плоды миндаля.

 - Кажется, все люди мира вложили в Конвенцию свою доброту, мудрость и любовь к детям, что превращает ее в великую книгу жизни.

Есть в мире много прав,

Простых и очень сложных.

А есть права ребенка -

Без них нам невозможно.

Имеет право карапуз

На чистый, светлый дом,

Чтоб взрослые в его семье

Заботились о нем.

Ну, а когда придет пора

За парту в школе сесть,

Права учиться, познавать –

Такие тоже есть!

Так, может быть, все взрослые

Не станут допускать,

Чтоб о правах своих детей

Мог кто-то забывать!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочная викторина

Подборка вопросов по сказкам....

Сказочная викторина "Ваши права"

Сказочная викторина "Ваши права" для 3-4 классов в рамках недели правовой помощи детям....

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...

Презентация "Права детей". Сказочная викторина.

Презентация на тему "Права детей" составлена в форме сказочной викторины и предназначена для детей младшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида....

НОД «Права сказочных героев»

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка»....

Конспект занятия-игры для детей младшего школьного возраста «Права сказочных героев».

Конспект занятия-игрыдля детей младшего школьного возраста«Права сказочных героев»....

Сказочный калейдоскоп «В мире героев А.С. Пушкина»

Сказочный калейдоскоп «В мире героев А.С.Пушкина»Цель: продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина, прививать интерес к чтению, согласно проекту.Задачи:...