Конспект занятия-игры для детей младшего школьного возраста «Права сказочных героев».
план-конспект

Соинская Елена Владимировна

Конспект занятия-игры

для детей младшего школьного возраста

«Права сказочных героев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-igra_pravo_mladshie_shkolniki.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

215800 Смоленская область, г. Ярцево, Школьный переулок д.8

Конспект занятия-игры 

для детей младшего школьного возраста

«Права сказочных героев».

АВТОР: Соинская Е.В.

педагог ДО

2020 г.

Цель: способствовать правовому воспитанию младших школьников, донести до сознания детей в доступной форме основные моменты «Конвенции о правах ребенка».

Задачи: 

  • способствовать формированию у детей младшего школьного возраста представлений о Конвенции ООН «О правах ребенка», познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.

Предварительная работа: чтение сказок и инсценировка отрывков данных сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Заюшкина избушка»; подготовка необходимого дидактического материала.

Материалы и оборудование: костюмы сказочных героев; музыкальные отбивки на выход персонажей, карточки с пиктограммами; презентация «Конвенция о правах ребенка», развивающая игра «Я ребенок - я имею право»; ноутбук, проектор, книга «Конвенция о правах ребенка».

Ход занятия

Педагог

Добрый день, ребята! Сегодня наше занятие мы с вами начнем со стихотворения, слушайте и повторяйте за мной:

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

-  Как ваше настроение, хорошее?!

Сегодня, я принесла необычную книгу. Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Как вы думаете, из запуганного ребенка, на которого родители постоянно кричат, может вырасти взрослый, который сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и создавать другие выдающиеся  вещи? Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать и главное-соблюдать!

- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны

- Конвенция прав ребенка права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация   1 слайд

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Для того, чтобы вам стали понятны ваши права, я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права  сказочных героев. И кто обижает сказочных героев, тем самым нарушая их права. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка «В гостях у сказки») Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»

Педагог: Вы узнали эту сказку? Верно, это сказка «Красная Шапочка», которую написал Ш. Перро. Давайте посмотрим, что произошло в ней со сказочными героями…

Под песенку Красной шапочки выходит сама главная героиня сказки:

Красная шапочка: Добрый день, друзья! Моя бабушка заболела, и я иду навестить ее, а от мамочки несу ей гостинцы - вкусные пирожки. А вы любите своих бабушек? (в это время Волк, переодетый бабушкой садится на стул)

Красная шапочка: Бабушка, наконец-то я к тебе пришла! Ой, а почему у тебя такие большие глаза?

Волк: Это, чтобы лучше тебя видеть, внученька!

Красная шапочка: А почему у тебя такие большие уши?

Волк: Это, чтобы лучше тебя слышать, внученька!

Красная шапочка: А почему у тебя такие большие зубы, бабушка?

Волк: Это, чтобы тебя съесть!!! (герои замирают)

Педагог: Ребята, а вы помните, что дальше было в сказке?

  • Права, каких героев сказки были нарушены? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Правильно, никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

3 слайд – Право на жизнь.

(Имя ребенка) выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

4 слайд – иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».

Звучит мелодия сказки, в кабинет вбегает испуганный заяц.

Заяц. Помогите! Ну помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня же и выгнала.(входит Лиса)

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Педагог: Подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Правильно: каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Педагог. (Имя ребенка), выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

4 слайд – Право на неприкосновенность жилища

Педагог. Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе жить будем.(Уходят)

Педагог. Ребята, а у нас еще одни сказочные гости. Но прежде, чем они появятся, я начну рассказывать вам сказку. Жили- были Старик со Старухой. Жили они ладно, дружно. Вот только одно горе - у них детей не было. Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, старик на них смотрит, да и говорит.

-А что, старуха, давай мы себе из снега дочку сделаем.

Старуха согласилась. Вышли они в огород и принялись дочку из снега лепить. Слепили и спать пошли , а на утро вышли на неё полюбоваться и видят…

(Появляются Снегурочка, за ней Старик со Старухой. Снегурочка вальсирует под музыку).

Старик: Глянь, Старуха, что за чудо! Наша Снегурочка ожила!

Старуха: Чудеса! Как красива, как мила!

Снегурочка: Матушка! Батюшка! Как хорошо, что у меня есть семья!

Педагог. Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

5 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

  • О каком праве Снегурочки  говорится  в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право о воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Педагог: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день играть на компьютере? А почему? (Ответы детей)

Педагог. (Имя ребенка), выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка иметь семью.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье и заодно сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.

Педагог. К нам снова спешат сказочные герои.

6 слайд - иллюстрация к сказке «Золотой ключик».

В старой каморке  Карло всю ночь не сомкнул глаз, он смастерил Буратино из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

(Карло имитирует, что дошивает курточку. Вбегает Буратино)

Буратино: Папа Карло, а что ты делаешь?

Карло. Вот, Буратино, я смастерил тебе одежду. (помогает одеться Буратино) А ещё продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным мальчиком.

Буратино: Я буду умненьким и благоразумненьким! Спасибо тебе большое за азбуку! 

Педагог: Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

7 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Педагог. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Сейчас я предлагаю вам закрепить знания о правах ребенка в игре «Я ребенок. Я имею право». Сказочные герои заходят в кабинет, выстраиваясь в ряд, лицом к детям.

8 слайд -11 слайд Игра

Педагог. Перед вами на экране будут по очереди появляться  герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право этого сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А сказочный герой, пришедший к нам в гости, вам поклонится. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то сказочный герой будет опечален и уйдет из кабинета.

Приступаем!

Педагог. Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

12 слайд - Я ребенок. Я имею право ... (Дети перечисляют права детей)

Всем спасибо, занятие закончено. До свидания.

Литература. 

  1. Шорыгина Т.А., Беседы о правах ребёнка, М.: ТЦ «Сфера», 2017.
  2. Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2019.
  3. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. М.: ООО  «Детство-пресс»,2018.
  4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право, М., 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Коррекционно-развивающая программа групповых занятийКонспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Методическая разработка мероприятия, посвященного правовой грамотности детей младшего школьного возраста "Сказочное путешествие по правам и обязанностям ребенка"

Данное мероприятие разработано с целью формирования у детей младшего дошкольного возраста знания о своих правах в игровой форме. Мероприятие предполагает применение интерактивных методов работы. Реком...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

"Зоино имя светлое" сценарий патриотического занятия, посвященного Дню памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской для детей младшего школьного возраста 7-10 лет

Военно-патриотическое воспитание обучающихся, воспитание гордости за свою страну, за свой народ. Занятие посвящено памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской....