Главные вкладки

    Урок-игра - Занимательная биология
    план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

    Панов Егор Игоревич

    Данный урок проводится в виде сровевнования. Класс делится на 3 команды. На уроке применяются игровые и творческие задания связанные с окружающей средой и природой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Urok-igra_po_prirod.5kl.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-игра по природоведению. 5 класс

    «Занимательная биология»

    Цели: 

    1. обобщить знания детей о характерных признаках живой и неживой природы;
    2. воспитывать бережное отношение к природе;
    3. развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

    Технологии: игровая, проблемно-диалогическая

    Ход урока

    Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по разным уголкам природы.

    Путешествие ваше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнование между тремя командами. Чтобы узнать, кто в какой будет команде, проведем считалочку «шишки, желуди, орехи». Итак, команда «Шишки» занимает место за 1 столом, «желуди» - за 2, «орехи» - за 3.

    Наше путешествие пройдет по двум маршрутам: маршрут "Зеленый друг" и маршрут "Царство зверей и птиц". Начинаем с разминки.

    І МАРШРУТ "ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ"

    Рассмотрите рисунки деревьев. Назовите их. На какие группы можно их разделить? (Хвойные и лиственные)

    ВОПРОСЫ КОМАНДАМ.

    Команде "Шишки": Листья каких растений краснеют? (Рябина, осина, клен)

    Команде "Желуди": Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? Растут ли они у нас? (Брусника, клюква) 

    Команде "Орехи": Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (Хвойные деревья имеют листья в виде иголок, они называются хвоинками. В отличие от лиственных деревьев осенью хвойные деревья не сбрасывают хвоинки. Хвоинки тоже являются листьями.)

    Команде "Шишки": В каком лесу темнее: еловом или сосновом? (В еловом лесу темнее, чем в сосновом лесу. У ели много веток, густая хвоя. Ветви почти не пропускают солнечных лучей. В сосновом лесу светлее. Крона сосен редкая и расположена высоко.)

    Команде "Желуди": Где растёт лиственница, и чем её отличие от других хвойных деревьев? (Лиственница растёт в сибирской тайге. Лиственница - это хвойное дерево, но не вечнозелёное в отличие от ели и сосны. Каждую осень лиственница сбрасывает свои листья-хвоинки, а весной распускает новые.)

    Команде "Орехи": В какой природной зоне растут эти растения: морошка, голубика, брусника? (Морошка, голубика, брусника растут в тундре. Все эти растения относятся к ягодам.)

    Как вы поступите, когда встретите красиво цветущее растение?

    Послушайте стихотворение.
    Цветок.
    А.Викторов.

    Цветок на лугу я сорвал на бегу.
    Сорвал, а зачем - объяснить не могу.
    В стакане он день простоял и завял.
    А сколько бы он на лугу простоял.

    Коротка жизнь сорванного растения. Многие растения исчезают с лица земли. И если каждый будет рассуждать так: "Ладно, сорву всего один цветок, ничего не случится", то вскоре некоторых редких и красивых цветов совсем не станет.

    ІІ МАРШРУТ "ЦАРСТВО ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ" 

    Лес - это не только деревья, травы, а также разнообразные, населяющие его, звери и птицы.

    1.  Послушайте и скажите, о каких зверьках идет речь?

    С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние ноги, короткий хвост. Тело покрыто шерстью. Своих детенышей выкармливают молоком. Но условия жизни у этих зверьков разные. Один живет в лесу, другой - в домашних условиях. Питаются травой, молодыми веточками. Но одному из них чаще достается морковь, сено, вареный картофель. (Заяц и кролик).
    2.
    Эстафета "Кто быстрее?"

    За 1 минуту команды должны написать названия: 1-я команда домашних животных, 2-я команда - диких, 3-я команда - птиц.


    3. Музыкальная пауза "Мы запели песенку"

    На экране будут появляться рисунки, которые изображают объекты природы. Вы должны быстро вспомнить песенку на тему рисунка (кузнечик, елочка, солнышко, медведь, береза, облака).

    4. Угадай-ка «Звуки птиц»

    Каждая команда по очереди прослушает 3 звука птиц, задача угадать их название.

    1 команда – сова (филин), воробей, ворона

    2 команда – гусь, дятел, кукушка

    3 команда – чайка, петух, голубь

    5.  Конкурс капитанов

    1-ому капитану: Обозначить части растений.
    2-ому капитану: Назвать свойства снега и льда.
    3-ему капитану: Назвать предметы природы: шкаф, солнце, стекло, обувь, воздух, сыр, береза, заяц, машина, дождь.

    Учитель: Пройдя по тропам Природы на уроках природоведения и сегодня на уроке, вы узнали много интересного. А что можете сделать для охраны родной природы вы, ребята? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Вспомним правила поведения.

    Каждой команде раздаются листы и фломастеры, за 1 минуту написать правила поведения в лесу.

    Эти правила надо не только знать, но и выполнять. В лесу человек – гость. И поэтому вести себя должен в гостях как человек воспитанный.

    6. Блиц-турнир "это все мы проходили"
    Как называется прибор для измерения температуры воздуха?

    1. Какие животные спят зимой?
    2. Назовите два лиственных дерева.
    3. Где следует прикреплять уличный термометр?
    4. Что вниз вершиной растет?
    5. Какие растения названы именами людей?
    6. Назовите два комнатных растения.
    7. Человек, охраняющий лес.
    8. Детеныш козы.
    9. Капельки влаги на траве.
    10. Назовите 2 предмета неживой природы.
    11. Заяц никаких запасов не делает. Почему?
    12. Назовите 2 съедобных гриба.
    13. Как называют птиц, которые возвращаются весной?
    14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

    Рефлексия.

    Синквейн

    1 строка – существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока

    2 строка – 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке

    3 строка – 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?))

    4 строка – фраза, выражающая ваше отношение к уроку в целом, или пожелание участникам

    5 строка – существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?)

    Спасибо за творческую и плодотворную работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".

    Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в  конкурсах. Та команда, котор...

    Кружок по биологии «Занимательная биология»

    Пояснительная запискаОбщебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок...

    Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"

    Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....

    Игра-путешествие «Занимательная биология» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.

    Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность ...

    Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

    Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

    Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»

    Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащих...