Рабочая программа по природоведению, 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1

Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»                                       «Согласовано»                        «Утверждаю»

на заседании МО                                    Заместитель                              Руководитель

               протокол №____от                                 руководителя поУВР               Нурлатской школы  №1

                           «____» _______2010г.                            Нурлатской школы № 1            _________________

Руководитель МО                                    _______________                      Исхаков Ф.Ф.

                          __________________                                 Головенькина А.Н.                  Приказ № _____  от

                           Никитина Н.Н.                                        «____» _______2010г.                «___» ________2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ, 5 класс

Составила:

Головенькина А.Н.

учитель биологии

I кв. категории

2010 – 2011 учебный год

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

           по природоведению

                   

           Классы: 5А, 5Б.

           Учитель: Головенькина А.Н.

           Количество часов:

           всего  68  ч.; в неделю  2ч.

           Плановых повторно-обобщающих уроков -

           зачетов______, тестов_______ч.

           

            Учебник:

               Природоведение. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /

          А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М. «Дрофа», 2009г.

           

          Основная литература:  

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение»(Учебник). М.: Дрофа, 2005.
  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь). М.: Дрофа, 2005.

      Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

 

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, М.: Дрофа, 2006.

Цели изучения предмета:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 2 часа ( 5 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел убавлен на 2 часа в связи с легкостью усвоения материала. Остальные разделы соответствуют программе. Резервное время 4 часа можно использовать на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

 Важными формами деятельности учащихся являются:

  1. Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  2. Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  1. Работа в малых группах ( 2-5 человек);
  2. Проектная работа;
  3. Подготовка сообщений;
  4. Исследовательская деятельность;
  5. Информационно-поисковая деятельность;
  6. Выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения:

- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

-  Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:    
            -  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;

-  Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

-  Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet); 

-   Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

              -  Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); 

               - Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

               -  Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита сообщений и проектов, моделирование процессов и объектов).

Методические аспекты преподавания курса природоведения.

В рамках преподавания курса природоведения могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентацию творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.  

Требования к уровню подготовки

учащихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/ понимать:

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  2. строение живой клетки (главные части);
  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  6. изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  7. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
  9. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)

Изучение природы (5 часов)

         Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации: 

  1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  2. [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
  3. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  4. Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

  1. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
  2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
  3. Конструирование простейших измерительных приборов.
  4. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].

Вселенная (12 чассов)

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) 

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. 

Демонстрации:

  1. Карта звездного неба.
  2. Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Земля (18 часов)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.       

Демонстрации:

  1. Глобус.
  2. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
  3. Опыты, демонстрирующие горение веществ.
  4. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

Практические работы:

6.  Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.

7.  Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

8.   Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.).

9. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

10. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян..

11. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).

Жизнь на Земле (14 часов)

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические работы:

12. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);

Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 час)

Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

  1. Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
  2. Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
  3. Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

13. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

14.   Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].

15.  Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

16. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].

17. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Резерв учебного времени 2 часа

. 


                                                   Учебно – тематическое планирование

Раздел и темы урока

Кол-во часов

Тип урока

Цели урока

Оборудова-

ние

Виды контроля

Дата

проведения,

классы

1.

Введение

Науки о природе. Методы изучения природы

1

Формирования новых знаний

Познакомить с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения; показать роль и место человека в природе. Сформировать представление о модели Вселенной.

Таблицы с изображением явлений природы, телескопа, батискафа; микроскоп, лупа.

Фронтальный опрос

I.

Вселенная

16ч.

2.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

Комбинированный урок

Сформировать у учащихся представление о строении Вселенной, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности.

Фотографии ученых

Фронтальный и индивидуальный опрос

Творческие задания

3.

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

1

Комбинированный урок

Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея.

Рисунки  иллюстрирующие развитие взглядов на строение Вселенной

Устный опрос

Работа с немым рис. на с.9

тесты

4.

Н. Коперник, его модель Вселенной.

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Схема солнеч.сист. Рисунки иллюстрирующие модель Вселенной по Копернику и доказ-ва шарообразности Земли;

Комментарии к стр.14;

тесты

5.

Учение Джордано Бруно и Галилео Галилея.

1

Комбинированный урок

Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем.

Схема и модель Солнечной системы; географическая карта полушарий Земли.

стр.14 тесты, вопр.3-7, раб.тетр.

6.

Солнечная система и её состав. Планеты земной группы.

1

Комбинированный урок

Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы.

Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы

стр..21вопрос для любознательных, стр.20 подбор характеристик работа с немым рисунком.

7.

Земля и её соседи.

1

Комбинированный урок

Продолжить формировать у школьников представлений о планетах земной группы, познакомить уч-ся со спутником Земли-Луной и планетой Меркурий.

Фотографии Луны в разных фазах, схема Солнечной системы.

Устный опрос, стр.21 утвержд., раб.тетр.

8.

Планеты-гиганты.

1

Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с планетами–гигантами, их местом в составе Солнечной системы, отличительными признаками. Дать сравнительную характеристику Юпитера и Сатурна.

Схема и модель Солнечной системы; рисунки, иллюстрирующие состав Солнечной системы.

стр.26 немой рисунок, стр.26 подумайте, раб.тетр.

9.

Нептун, Уран и маленький Плутон.

Комбинированный урок

Продолжить формировать у школьников представлений о планетах-гигантах, познакомить уч-ся с астероидным небесным телом- Плутоном.

Схема и модель Солнечной системы.

Фронталь. опрос, стр.27 утвержден.

10.

Астероиды. Кометы.

1

Комбинированный урок

Сформировать у школьников представление об  астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.

Схема Солнечной системы; фотографии комет, астероидов.

Раб.тетр., стр.32 комментарий, вопрс.1-5

11.

Метеоры. Метеориты.

1

Комбинированный урок

Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца

Схема Солнечной системы; фотографии и рисунки метеоров.

Раб.тетр, стр.33тест, немой рис., стр.32 подумайте.

12.

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

Практическая работа № 1

1

Комбинированный урок

Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде.

Записать наблюдения суточного движения Солнца и звезд.

Рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, расстояние от него до Земли.

стр.38 вопр.  1-5, раб.тетр.

13.

Многообразие звёзд.

1

Комбинированный урок

Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии..

Атласы и карты звёздного неба

стр.39 утвержд., раб.тетр.

14.

Созвездия.

Практическая работа № 2

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ.  Научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи.

Атласы и карты звёздного неба;изображения фигур созвездий на старинных звёздных картах.

Фронтальный и индивидуаль-ный опрос

Итоговый тематический тест

Творческие задания.

15.

Галактики. Световой год.

1

Комбинированный урок

Дать учащимся представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года.

Фотографии Галактик; карты звёздного неба.

стр.45 подумайте №1, стр.44 утверж1-4, раб.тетр.

16.

Многообразие Галактик.

1

Повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений

Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения.

Фотографии галактик; схема Солнечной системы.

Раб.тетр., стр.45 подумайте №2,3.

17.

Проверочная работа по теме «Вселенная».

1

Контроля и проверки знаний и умений

II.

Земля

18ч.

18.

Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли.

1

Формирования новых знаний.

Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли.

Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы.

Устн.опрос стр.54 подумайте №1, рабоч. тетр.

19.

Возникновение Земли.

1

Комбинированный урок

Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему.

Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение Земли, как планеты Солнечной системы.

Фронтальный и индивидуаль-ный опрос

стр.55 работа с немым рис.

20.

Внутреннее строение Земли.

1

Комбинированныйурок

Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры.

Физическая карта полушарий, схемы, рисунки, раскрывающие строение Земли.

стр.60 тест, индив.и фронталь. опрос

21.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Практическая работа № 3

1

Комбинированный урок

Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов. Уметь распознавать коллекционные горные породы и минералы.

Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.

стр.61 работа с немым рис., раб.тетр.

22.

Экскурсия на тему «Полезные ископаемые» в экологический центр г.Нурлат.

1

23.

Землетрясения. 

1

Комбинированный урок

Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием.

Физическая карта полушарий, кинофильм «Землетрясения».

стр.67 подумайте №1, фронталь.

опрос, раб.тетр.

24

Вулканы 

1

Комбинированный урок

Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами.

Физическая карта полушарий, кинофильм «Вулканы», рисунки, иллюстрирующие строение вулканов, формы вулканических извержений.

стр.67 немой рис., раб.тетр., стр.66 тесты

25

Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

Физическая карта полушарий.

стр.72 подумайте, раб.тетр., соревнов. любознатель-ных стр.72.

26

Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида.

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

Физическая карта полушарий.

стр.73тесты, работа с немым.рис. фрон.опрос

27

Атмосфера Земли.

1

Комбинированный урок

Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества.

Таблицы и схемы «Состав атмосферы», рисунки учебника.

стр.79 работа с немым рис., раб.тетр.

28

Погода. Климат. 

Практическая работа №4

1

Комбинированный урок

Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека. Записать наблюдения погоды, изменение t воздуха,направление скорости ветра.

Кинофильм «Погода и её изменения»; Физическая карта полушарий.

стр.78 работа с немым рис., стр.78 утверждения, раб.тетр.

29

Ураганы. Смерчи.

1

Комбинированный урок

Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины.

Физическая карта полушарий, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей.

стр.78

вопр.1-7, фронт.опрос.

30.

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

1

Комбинированный урок

Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи. Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты.

Физическая карта полушарий, таблица «Круговорот воды в природе».

стр.84 работа с немым рис., раб.тетр.

31.

Воды суши.

Практическая № 5

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды.

Описать наблюдение признаков химичес.реакций (зависимость скорости испарения жидкости от её t, площади поверхности и т.п.)

Таблицы «Круговорот воды в природе», «Подземные воды», Физическая карта полушарий Земли, кинофильм «Ледники и Айсберги».

стр. 85 подумайте, работа с немым рис., раб.тетр.

32.

Уникальность планеты Земля.

1

Комбинированный урок

Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов.

Компьют. презентация «Земля – третья планета от Солнца».

Фронт. опрос

33.

Знакомая и незнакомая Земля

1

Комбинированный урок

Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений

Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

стр.90-91, тесты, работа с неммым рис.

34.

Обобщающий урок по теме «Земля»

1

Повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений

Обобщение знаний по теме: «Вселенная».

Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

стр.92 термины, раб.тетр.

35.

Проверочная работа по теме «Земля»

1

Контроля и проверки знаний и умений

III.

Жизнь на Земле

18ч.

36.

Развитие жизни на Земле. 

1

Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с жизнью в древнем океане и лесах каменноугольного периода. 

Рисунки учебника с.92-95, таблицы и картины.

стр.100 практ.раб,  индив. опрос.

37.

Животные прошлого 

1

Комбинированный урок

Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле

 

Рисунки, геохронологическая таблица

стр.101 подумайте, раб.тетр.

38.

Живые клетки 

Практическая работа №6

1

 Комбинированный урок

 Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности. Научить пользоваться микроскопом, изучить его строение.

Табл. «Строение растительной клетки, «Строение животной клетки», микроскоп, лупа; микропреп. «Кожица лука».

 

стр.106 практич.

работа, фронталь. опрос

39

Строение клетки.

1

Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с клеточным строением организмов, сформировать знания о оболочке, цитоплазме и ядре как главных частях клетки. Дать понятия «половые клетки». 

 Таблицы «Строение растительной клетки, «Строение животной клетки».

стр.106, работа с немым рис., стр.107 подумайте, раб.тетр.

40.

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

1

 Комбинированный урок

Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.

 

Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнат раст., гербарные материалы; муляжи грибов

 

Фронталь. опрос, заполнение таблицы

41.

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

1

Комбинированный  урок

Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.

 

Муляжи грибов; таблица «Шляпочные грибы»; таблицы по систематике растений; гербарии растений. 

стр.113 работа с немым рисунком, рабоч.тетр.

42.

Беспозвоночные и позвоночные животные.

1

 Комбинированный урок

Дать представление о многообразии животных организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными. 

Табл.с изображением животных различных групп, коллекции, влаж.препараты.

стр.112 соревнования для любознатель-ных, раб.тетр.

43.

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

1

 Комбинированный урок

Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней. 

Табл. «Конечности птиц», перо голубя, коллекцион. материал «Медведка», «Речной рак».

Индивид. опрос, заполнение таблицы

44.

Исследовать приспособленность некоторых растений к наземно-воздушной среде.

Практическая работа № 7.

1

Урок примене-ния знаний и умений

Сформировать умения выявления приспособленности наиболее распространенных растений с использованием гербариев.

Гербарный материал

Карточки-определители.

Индивид. опрос, рабоч.тетр.

45.

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

1

 Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде. 

Таблицы и картины с изображением водных животных.

 

стр.119 подумайте, фронталь. опрос

46.

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

1

 Комбинированный урок

Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности животных к почвенной среде обитания. 

Таблицы, картины, фотографии с изображением организмов, живущих в почве 

стр.118 работа с немым рис., рабоч.тетр.

47.

Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия.

1

 Комбинированный урок

 Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира на материках Евразия, Африка, Австралия.

Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растит. мир материков», «Животный мир материков».

стр.124 вопр.1-3, рабоч.тетр.

48.

 Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида.

1

Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира на материках Евразия, Африка, Австралия. 

Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растит. мир материков», «Животный мир материков». 

стр.125, 126 устная работа с рисунками. стр.124 утвержд.

49.

Природные зоны Земли.

1

Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше.

Компь.презентация «Растительный и животный мир различных природных зон;географическая карта «Природные зоны России».

 

стр.131 работа с немым рисунком письменно, стр.131 подумайте, раб.тетр.

50.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды.

1

Комбинированный урок

Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. 

Таблицы, фотографии с изображением морских водорослей, животных поверхности и толщи воды. 

Заполнен. таблицы, фронталь. опрос

51.

Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа.

Практическая работа №8

1

Комбинированный урок

Сформировать знания о разнообразии животных в глубоководном сообществе и сообществе кораллового рифа. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитания в совместных условиях. 

Компьют. презентация «Таинственные жители морей».

стр.134 схема, практич. работа

52.

Что мы узнали о живой природе.

1

Урок повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме:»Жизнь на Земле».

 

Физическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Жизнь на Земле». 

стр.136 термины, стр.137 устная работа с немым рис., стр.138 утвержд. письменный опрос.

53.

Зачет по теме: «Жизнь на Земле».

1

Урок контроля и проверки знаний и умений

IV.

Человек на Земле

18ч.

54.

Как человек появился на Земле.

1

Урок формиро-вания новых знаний

Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни. 

Рисунки «Происхождение человека». 

Устный опрос, раб.тетр.

55.

Первые люди.

1

 Комбинированный урок

Дать представление о первых людях на Земле (человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный), их образе жизни. Выяснить усложнение в строении и поведении человека в процессе исторического развития. 

Рисунки, картины с изображением древних людей. 

стр.145 тесты, составл. таблицы.

56.

Науки о природе.

1

 Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы. 

Схема «Естественные науки». 

стр.150 подумайте, стр.151 работа с немым рисунком.

57.

Методы изучения природы. Наблюдение

1

 Комбинированный урок

Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения при изучении природы, их использовании в практической деятельности. 

Приборы и инструменты для изучения природных тел, процессов и явлений; изображение космич.ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др. 

стр.

58.

Эксперимент, измерение – методы познания природы.

Практическая работа № 9.

1

Комбинированный урок

Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении. Провести измерение своего роста и массы тела. 

Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении 

стр.156  вопр.а-г; стр.157 подумайте.

59.

История географических открытий. Открытие Америки.

1

 Комбинированный урок

Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты. 

Схема путешествий и портрет Х.Колумба.

стр.162 подумайте, раб.тетр.

60.

Открытие Австралии и Антарктиды.

1

 Комбинированный урок

Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды. 

Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков. 

стр.163 работа с немым рис., стр.162 утвержд.

61.

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

1

 Комбинированный урок

Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли. 

Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей. 

Составл. таблицы, рабочая тетрадь.

62.

Как человек изменил Землю.

1

 Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. 

Фильм «Влияние человека на природу»; рисунки, иллюстрир.последствия деятельности человека на живую природу. 

стр.168 отв. на вопр.1-5 устно, 6-письменно.

63.

О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.

1

 Комбинированный урок

Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы. 

Рисунки, иллюстрирующие последствия загрязнения окружающей среды. 

стр.168 подумайте, рабоч.тетр.

64.

Жизнь под угрозой.

1

 Комбинированный урок

Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека.

Рисунки с изображением исчезающих видов животных и растений, «Красной книги» РТ. 

стр.173 работа с немым рис., раб.тетр., фронталь. опрос.

65.

Не станет ли Земля пустыней?

1

 Комбинированный урок

Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса. 

Таблицы и картины с изображением пустынь. 

стр.176 утвержд., стр.177 комментарии к фотографии

66.

Обобщение по теме: «Человек на Земле».

1

Урок повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Человек на Земле».

67.

Итоговая тестовая работа

1

Урок контроля и проверки знаний и умений

68.

Меры сохранения жизни на Земле.

1

 Комбинированный урок

Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ. Изучить ядовитые растения и опасные животные Нурлатского района и РТ. 

Фильм «Охрана растений», «Заповедники мира», изображения исчезающих видов животных и растений РФ, «Красная книга» РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, темы практических и лабораторных работ....

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...