Главные вкладки
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель Руководитель
протокол №____от руководителя поУВР Нурлатской школы №1
«____» _______2010г. Нурлатской школы № 1 _________________
Руководитель МО _______________ Исхаков Ф.Ф.
__________________ Головенькина А.Н. Приказ № _____ от
Никитина Н.Н. «____» _______2010г. «___» ________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ, 5 класс
Составила:
Головенькина А.Н.
учитель биологии
I кв. категории
2010 – 2011 учебный год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по природоведению
Классы: 5А, 5Б.
Учитель: Головенькина А.Н.
Количество часов:
всего 68 ч.; в неделю 2ч.
Плановых повторно-обобщающих уроков -
зачетов______, тестов_______ч.
Учебник:
Природоведение. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М. «Дрофа», 2009г.
Основная литература:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение»(Учебник). М.: Дрофа, 2005.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь). М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, М.: Дрофа, 2006.
Цели изучения предмета:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 2 часа ( 5 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел убавлен на 2 часа в связи с легкостью усвоения материала. Остальные разделы соответствуют программе. Резервное время 4 часа можно использовать на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- Работа в малых группах ( 2-5 человек);
- Проектная работа;
- Подготовка сообщений;
- Исследовательская деятельность;
- Информационно-поисковая деятельность;
- Выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения:
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита сообщений и проектов, моделирование процессов и объектов).
Методические аспекты преподавания курса природоведения.
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентацию творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.
Требования к уровню подготовки
учащихся, заканчивающих 5 класс.
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/ понимать:
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
Изучение природы (5 часов)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
- Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
- Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
- Конструирование простейших измерительных приборов.
- Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
Вселенная (12 чассов)
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Земля (18 часов)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Демонстрации:
- Глобус.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
- Опыты, демонстрирующие горение веществ.
- Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Практические работы:
6. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.
7. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
8. Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.).
9. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.
10. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян..
11. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).
Жизнь на Земле (14 часов)
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
12. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 час)
Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.
Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
- Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
- Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
- Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
13. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
14. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].
15. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
16. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].
17. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Резерв учебного времени 2 часа
.
Учебно – тематическое планирование
№ | Раздел и темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Цели урока | Оборудова- ние | Виды контроля | Дата проведения, классы | ||||
5А | 5Б | ||||||||||
1. | ВведениеНауки о природе. Методы изучения природы | 1 | Формирования новых знаний | Познакомить с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения; показать роль и место человека в природе. Сформировать представление о модели Вселенной. | Таблицы с изображением явлений природы, телескопа, батискафа; микроскоп, лупа. | Фронтальный опрос | |||||
I. | Вселенная | 16ч. | |||||||||
2. | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о строении Вселенной, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности. | Фотографии ученых | Фронтальный и индивидуальный опрос Творческие задания | |||||
3. | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея. | Рисунки иллюстрирующие развитие взглядов на строение Вселенной | Устный опрос Работа с немым рис. на с.9 тесты | |||||
4. | Н. Коперник, его модель Вселенной. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Схема солнеч.сист. Рисунки иллюстрирующие модель Вселенной по Копернику и доказ-ва шарообразности Земли; | Комментарии к стр.14; тесты | |||||
5. | Учение Джордано Бруно и Галилео Галилея. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем. | Схема и модель Солнечной системы; географическая карта полушарий Земли. | стр.14 тесты, вопр.3-7, раб.тетр. | |||||
6. | Солнечная система и её состав. Планеты земной группы. | 1 | Комбинированный урок | Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы. | Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы | стр..21вопрос для любознательных, стр.20 подбор характеристик работа с немым рисунком. | |||||
7. | Земля и её соседи. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формировать у школьников представлений о планетах земной группы, познакомить уч-ся со спутником Земли-Луной и планетой Меркурий. | Фотографии Луны в разных фазах, схема Солнечной системы. | Устный опрос, стр.21 утвержд., раб.тетр. | |||||
8. | Планеты-гиганты. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с планетами–гигантами, их местом в составе Солнечной системы, отличительными признаками. Дать сравнительную характеристику Юпитера и Сатурна. | Схема и модель Солнечной системы; рисунки, иллюстрирующие состав Солнечной системы. | стр.26 немой рисунок, стр.26 подумайте, раб.тетр. | |||||
9. | Нептун, Уран и маленький Плутон. | Комбинированный урок | Продолжить формировать у школьников представлений о планетах-гигантах, познакомить уч-ся с астероидным небесным телом- Плутоном. | Схема и модель Солнечной системы. | Фронталь. опрос, стр.27 утвержден. | ||||||
10. | Астероиды. Кометы. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у школьников представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы. | Схема Солнечной системы; фотографии комет, астероидов. | Раб.тетр., стр.32 комментарий, вопрс.1-5 | |||||
11. | Метеоры. Метеориты. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца | Схема Солнечной системы; фотографии и рисунки метеоров. | Раб.тетр, стр.33тест, немой рис., стр.32 подумайте. | |||||
12. | Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Практическая работа № 1 | 1 | Комбинированный урок | Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде. Записать наблюдения суточного движения Солнца и звезд. | Рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, расстояние от него до Земли. | стр.38 вопр. 1-5, раб.тетр. | |||||
13. | Многообразие звёзд. | 1 | Комбинированный урок | Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии.. | Атласы и карты звёздного неба | стр.39 утвержд., раб.тетр. | |||||
14. | Созвездия. Практическая работа № 2 | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ. Научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи. | Атласы и карты звёздного неба;изображения фигур созвездий на старинных звёздных картах. | Фронтальный и индивидуаль-ный опрос Итоговый тематический тест Творческие задания. | |||||
15. | 1 | Комбинированный урок | Дать учащимся представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года. | Фотографии Галактик; карты звёздного неба. | стр.45 подумайте №1, стр.44 утверж1-4, раб.тетр. | ||||||
16. | 1 | Повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений | Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения. | Фотографии галактик; схема Солнечной системы. | Раб.тетр., стр.45 подумайте №2,3. | ||||||
17. | Проверочная работа по теме «Вселенная». | 1 | Контроля и проверки знаний и умений | ||||||||
II. | Земля | 18ч. | |||||||||
18. | Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли. | 1 | Формирования новых знаний. | Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли. | Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы. | Устн.опрос стр.54 подумайте №1, рабоч. тетр. | |||||
19. | Возникновение Земли. | 1 | Комбинированный урок | Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему. | Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение Земли, как планеты Солнечной системы. | Фронтальный и индивидуаль-ный опрос стр.55 работа с немым рис. | |||||
20. | Внутреннее строение Земли. | 1 | Комбинированныйурок | Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры. | Физическая карта полушарий, схемы, рисунки, раскрывающие строение Земли. | стр.60 тест, индив.и фронталь. опрос | |||||
21. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа № 3 | 1 | Комбинированный урок | Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов. Уметь распознавать коллекционные горные породы и минералы. | Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых. | стр.61 работа с немым рис., раб.тетр. | |||||
22. | Экскурсия на тему «Полезные ископаемые» в экологический центр г.Нурлат. | 1 | |||||||||
23. | Землетрясения. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием. | Физическая карта полушарий, кинофильм «Землетрясения». | стр.67 подумайте №1, фронталь. опрос, раб.тетр. | |||||
24 | Вулканы | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами. | Физическая карта полушарий, кинофильм «Вулканы», рисунки, иллюстрирующие строение вулканов, формы вулканических извержений. | стр.67 немой рис., раб.тетр., стр.66 тесты | |||||
25 | Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику. | Физическая карта полушарий. | стр.72 подумайте, раб.тетр., соревнов. любознатель-ных стр.72. | |||||
26 | Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику. | Физическая карта полушарий. | стр.73тесты, работа с немым.рис. фрон.опрос | |||||
27 | Атмосфера Земли. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества. | Таблицы и схемы «Состав атмосферы», рисунки учебника. | стр.79 работа с немым рис., раб.тетр. | |||||
28 | Погода. Климат. Практическая работа №4 | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека. Записать наблюдения погоды, изменение t воздуха,направление скорости ветра. | Кинофильм «Погода и её изменения»; Физическая карта полушарий. | стр.78 работа с немым рис., стр.78 утверждения, раб.тетр. | |||||
29 | Ураганы. Смерчи. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины. | Физическая карта полушарий, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей. | стр.78 вопр.1-7, фронт.опрос. | |||||
30. | Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи. Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты. | Физическая карта полушарий, таблица «Круговорот воды в природе». | стр.84 работа с немым рис., раб.тетр. | |||||
31. | Воды суши. Практическая № 5 | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды. Описать наблюдение признаков химичес.реакций (зависимость скорости испарения жидкости от её t, площади поверхности и т.п.) | Таблицы «Круговорот воды в природе», «Подземные воды», Физическая карта полушарий Земли, кинофильм «Ледники и Айсберги». | стр. 85 подумайте, работа с немым рис., раб.тетр. | |||||
32. | Уникальность планеты Земля. | 1 | Комбинированный урок | Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов. | Компьют. презентация «Земля – третья планета от Солнца». | Фронт. опрос | |||||
33. | Знакомая и незнакомая Земля | 1 | Комбинированный урок | Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений | Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли | стр.90-91, тесты, работа с неммым рис. | |||||
34. | Обобщающий урок по теме «Земля» | 1 | Повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений | Обобщение знаний по теме: «Вселенная». | Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли | стр.92 термины, раб.тетр. | |||||
35. | Проверочная работа по теме «Земля» | 1 | Контроля и проверки знаний и умений | ||||||||
III. | Жизнь на Земле | 18ч. | |||||||||
36. | Развитие жизни на Земле. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с жизнью в древнем океане и лесах каменноугольного периода. | Рисунки учебника с.92-95, таблицы и картины. | стр.100 практ.раб, индив. опрос. | |||||
37. | Животные прошлого | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле
| Рисунки, геохронологическая таблица | стр.101 подумайте, раб.тетр. | |||||
38. | Живые клетки Практическая работа №6 | 1 | Комбинированный урок | Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности. Научить пользоваться микроскопом, изучить его строение. | Табл. «Строение растительной клетки, «Строение животной клетки», микроскоп, лупа; микропреп. «Кожица лука».
| стр.106 практич. работа, фронталь. опрос | |||||
39 | Строение клетки. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с клеточным строением организмов, сформировать знания о оболочке, цитоплазме и ядре как главных частях клетки. Дать понятия «половые клетки». | Таблицы «Строение растительной клетки, «Строение животной клетки». | стр.106, работа с немым рис., стр.107 подумайте, раб.тетр. | |||||
40. | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | 1 | Комбинированный урок | Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.
| Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнат раст., гербарные материалы; муляжи грибов
| Фронталь. опрос, заполнение таблицы | |||||
41. | Многоклеточные организмы (грибы, растения). | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.
| Муляжи грибов; таблица «Шляпочные грибы»; таблицы по систематике растений; гербарии растений. | стр.113 работа с немым рисунком, рабоч.тетр. | |||||
42. | Беспозвоночные и позвоночные животные. | 1 | Комбинированный урок | Дать представление о многообразии животных организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными. | Табл.с изображением животных различных групп, коллекции, влаж.препараты. | стр.112 соревнования для любознатель-ных, раб.тетр. | |||||
43. | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней. | Табл. «Конечности птиц», перо голубя, коллекцион. материал «Медведка», «Речной рак». | Индивид. опрос, заполнение таблицы | |||||
44. | Исследовать приспособленность некоторых растений к наземно-воздушной среде. Практическая работа № 7. | 1 | Урок примене-ния знаний и умений | Сформировать умения выявления приспособленности наиболее распространенных растений с использованием гербариев. | Гербарный материал Карточки-определители. | Индивид. опрос, рабоч.тетр. | |||||
45. | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде. | Таблицы и картины с изображением водных животных.
| стр.119 подумайте, фронталь. опрос | |||||
46. | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | Комбинированный урок | Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности животных к почвенной среде обитания. | Таблицы, картины, фотографии с изображением организмов, живущих в почве | стр.118 работа с немым рис., рабоч.тетр. | |||||
47. | Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира на материках Евразия, Африка, Австралия. | Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растит. мир материков», «Животный мир материков». | стр.124 вопр.1-3, рабоч.тетр. | |||||
48. | Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира на материках Евразия, Африка, Австралия. | Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растит. мир материков», «Животный мир материков». | стр.125, 126 устная работа с рисунками. стр.124 утвержд. | |||||
49. | Природные зоны Земли. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше. | Компь.презентация «Растительный и животный мир различных природных зон;географическая карта «Природные зоны России».
| стр.131 работа с немым рисунком письменно, стр.131 подумайте, раб.тетр. | |||||
50. | Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды. | 1 | Комбинированный урок | Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. | Таблицы, фотографии с изображением морских водорослей, животных поверхности и толщи воды. | Заполнен. таблицы, фронталь. опрос | |||||
51. | Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа.Практическая работа №8 | 1 | Комбинированный урок | Сформировать знания о разнообразии животных в глубоководном сообществе и сообществе кораллового рифа. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитания в совместных условиях. | Компьют. презентация «Таинственные жители морей». | стр.134 схема, практич. работа | |||||
52. | Что мы узнали о живой природе. | 1 | Урок повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений | Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме:»Жизнь на Земле».
| Физическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Жизнь на Земле». | стр.136 термины, стр.137 устная работа с немым рис., стр.138 утвержд. письменный опрос. | |||||
53. | Зачет по теме: «Жизнь на Земле». | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | ||||||||
IV. | Человек на Земле | 18ч. | |||||||||
54. | Как человек появился на Земле. | 1 | Урок формиро-вания новых знаний | Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни. | Рисунки «Происхождение человека». | Устный опрос, раб.тетр. | |||||
55. | Первые люди. | 1 | Комбинированный урок | Дать представление о первых людях на Земле (человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный), их образе жизни. Выяснить усложнение в строении и поведении человека в процессе исторического развития. | Рисунки, картины с изображением древних людей. | стр.145 тесты, составл. таблицы. | |||||
56. | Науки о природе. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы. | Схема «Естественные науки». | стр.150 подумайте, стр.151 работа с немым рисунком. | |||||
57. | Методы изучения природы. Наблюдение | 1 | Комбинированный урок | Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения при изучении природы, их использовании в практической деятельности. | Приборы и инструменты для изучения природных тел, процессов и явлений; изображение космич.ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др. | стр. | |||||
58. | Эксперимент, измерение – методы познания природы. Практическая работа № 9. | 1 | Комбинированный урок | Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении. Провести измерение своего роста и массы тела. | Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении | стр.156 вопр.а-г; стр.157 подумайте. | |||||
59. | История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты. | Схема путешествий и портрет Х.Колумба. | стр.162 подумайте, раб.тетр. | |||||
60. | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды. | Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков. | стр.163 работа с немым рис., стр.162 утвержд. | |||||
61. | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли. | Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей. | Составл. таблицы, рабочая тетрадь. | |||||
62. | Как человек изменил Землю. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. | Фильм «Влияние человека на природу»; рисунки, иллюстрир.последствия деятельности человека на живую природу. | стр.168 отв. на вопр.1-5 устно, 6-письменно. | |||||
63. | О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы. | Рисунки, иллюстрирующие последствия загрязнения окружающей среды. | стр.168 подумайте, рабоч.тетр. | |||||
64. | Жизнь под угрозой. | 1 | Комбинированный урок | Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека. | Рисунки с изображением исчезающих видов животных и растений, «Красной книги» РТ. | стр.173 работа с немым рис., раб.тетр., фронталь. опрос. | |||||
65. | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса. | Таблицы и картины с изображением пустынь. | стр.176 утвержд., стр.177 комментарии к фотографии | |||||
66. | Обобщение по теме: «Человек на Земле». | 1 | Урок повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний | Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Человек на Земле». | |||||||
67. | Итоговая тестовая работа | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | ||||||||
68. | Меры сохранения жизни на Земле. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ. Изучить ядовитые растения и опасные животные Нурлатского района и РТ. | Фильм «Охрана растений», «Заповедники мира», изображения исчезающих видов животных и растений РФ, «Красная книга» РТ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, темы практических и лабораторных работ....

Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...