Главные вкладки

    Рабочая программа по природоведению, 5 класс
    рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

    Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc279.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1

    Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

    «Рассмотрено»                                       «Согласовано»                        «Утверждаю»

    на заседании МО                                    Заместитель                              Руководитель

                   протокол №____от                                 руководителя поУВР               Нурлатской школы  №1

                               «____» _______2010г.                            Нурлатской школы № 1            _________________

    Руководитель МО                                    _______________                      Исхаков Ф.Ф.

                              __________________                                 Головенькина А.Н.                  Приказ № _____  от

                               Никитина Н.Н.                                        «____» _______2010г.                «___» ________2010г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ, 5 класс

    Составила:

    Головенькина А.Н.

    учитель биологии

    I кв. категории

    2010 – 2011 учебный год

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

               по природоведению

                       

               Классы: 5А, 5Б.

               Учитель: Головенькина А.Н.

               Количество часов:

               всего  68  ч.; в неделю  2ч.

               Плановых повторно-обобщающих уроков -

               зачетов______, тестов_______ч.

               

                Учебник:

                   Природоведение. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /

              А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М. «Дрофа», 2009г.

               

              Основная литература:  

    1. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение»(Учебник). М.: Дрофа, 2005.
    2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь). М.: Дрофа, 2005.

          Дополнительная литература:

    1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
    2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
    3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
    4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
    5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
    6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

     

    Пояснительная записка.

    Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, М.: Дрофа, 2006.

    Цели изучения предмета:

    1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
    2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
    3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
    4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
    5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

    В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 2 часа ( 5 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел убавлен на 2 часа в связи с легкостью усвоения материала. Остальные разделы соответствуют программе. Резервное время 4 часа можно использовать на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

    Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

     Важными формами деятельности учащихся являются:

    1. Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
    2. Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

    В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

    1. Работа в малых группах ( 2-5 человек);
    2. Проектная работа;
    3. Подготовка сообщений;
    4. Исследовательская деятельность;
    5. Информационно-поисковая деятельность;
    6. Выполнение практических и лабораторных работ.

    Результаты обучения:

    - Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

    -  Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:    
                -  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;

    -  Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

    -  Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

    - Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet); 

    -   Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

                  -  Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); 

                   - Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

                   -  Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

    Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита сообщений и проектов, моделирование процессов и объектов).

    Методические аспекты преподавания курса природоведения.

    В рамках преподавания курса природоведения могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентацию творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.  

    Требования к уровню подготовки

    учащихся, заканчивающих 5 класс.

    В результате изучения природоведения ученик должен

    знать/ понимать:

    1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
    2. строение живой клетки (главные части);
    3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
    4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
    5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
    6. изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
    7. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
    8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
    9. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

    уметь:

    1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
    2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
    3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
    4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
    5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
    6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
    7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
    8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
    9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
    10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
    11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
    12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
    13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
    2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
    3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
    4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

    оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)

    Изучение природы (5 часов)

             Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

    Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

    Демонстрации: 

    1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
    2. [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
    3. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
    4. Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

    Практические работы:

    1. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
    2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
    3. Конструирование простейших измерительных приборов.
    4. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].

    Вселенная (12 чассов)

    История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) 

    Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. 

    Демонстрации:

    1. Карта звездного неба.
    2. Модель Солнечной системы.

    Фотографии планет Солнечной системы.

    Земля (18 часов)

    Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

    Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

    Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.       

    Демонстрации:

    1. Глобус.
    2. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
    3. Опыты, демонстрирующие горение веществ.
    4. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

    Практические работы:

    6.  Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.

    7.  Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

    8.   Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.).

    9. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

    10. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян..

    11. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).

    Жизнь на Земле (14 часов)

    Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

    Демонстрации:

    Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

    Практические работы:

    12. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);

    Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 час)

    Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

    Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

    Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

    Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

    Демонстрации:

    1. Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
    2. Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
    3. Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

    Практические работы:

    13. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

    14.   Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].

    15.  Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

    16. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].

    17. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

    Резерв учебного времени 2 часа

    . 


                                                       Учебно – тематическое планирование

    Раздел и темы урока

    Кол-во часов

    Тип урока

    Цели урока

    Оборудова-

    ние

    Виды контроля

    Дата

    проведения,

    классы

    1.

    Введение

    Науки о природе. Методы изучения природы

    1

    Формирования новых знаний

    Познакомить с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения; показать роль и место человека в природе. Сформировать представление о модели Вселенной.

    Таблицы с изображением явлений природы, телескопа, батискафа; микроскоп, лупа.

    Фронтальный опрос

    I.

    Вселенная

    16ч.

    2.

    Как древние люди представляли себе Вселенную.

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать у учащихся представление о строении Вселенной, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности.

    Фотографии ученых

    Фронтальный и индивидуальный опрос

    Творческие задания

    3.

    Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

    1

    Комбинированный урок

    Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея.

    Рисунки  иллюстрирующие развитие взглядов на строение Вселенной

    Устный опрос

    Работа с немым рис. на с.9

    тесты

    4.

    Н. Коперник, его модель Вселенной.

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

    Схема солнеч.сист. Рисунки иллюстрирующие модель Вселенной по Копернику и доказ-ва шарообразности Земли;

    Комментарии к стр.14;

    тесты

    5.

    Учение Джордано Бруно и Галилео Галилея.

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем.

    Схема и модель Солнечной системы; географическая карта полушарий Земли.

    стр.14 тесты, вопр.3-7, раб.тетр.

    6.

    Солнечная система и её состав. Планеты земной группы.

    1

    Комбинированный урок

    Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы.

    Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы

    стр..21вопрос для любознательных, стр.20 подбор характеристик работа с немым рисунком.

    7.

    Земля и её соседи.

    1

    Комбинированный урок

    Продолжить формировать у школьников представлений о планетах земной группы, познакомить уч-ся со спутником Земли-Луной и планетой Меркурий.

    Фотографии Луны в разных фазах, схема Солнечной системы.

    Устный опрос, стр.21 утвержд., раб.тетр.

    8.

    Планеты-гиганты.

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с планетами–гигантами, их местом в составе Солнечной системы, отличительными признаками. Дать сравнительную характеристику Юпитера и Сатурна.

    Схема и модель Солнечной системы; рисунки, иллюстрирующие состав Солнечной системы.

    стр.26 немой рисунок, стр.26 подумайте, раб.тетр.

    9.

    Нептун, Уран и маленький Плутон.

    Комбинированный урок

    Продолжить формировать у школьников представлений о планетах-гигантах, познакомить уч-ся с астероидным небесным телом- Плутоном.

    Схема и модель Солнечной системы.

    Фронталь. опрос, стр.27 утвержден.

    10.

    Астероиды. Кометы.

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать у школьников представление об  астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.

    Схема Солнечной системы; фотографии комет, астероидов.

    Раб.тетр., стр.32 комментарий, вопрс.1-5

    11.

    Метеоры. Метеориты.

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца

    Схема Солнечной системы; фотографии и рисунки метеоров.

    Раб.тетр, стр.33тест, немой рис., стр.32 подумайте.

    12.

    Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

    Практическая работа № 1

    1

    Комбинированный урок

    Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде.

    Записать наблюдения суточного движения Солнца и звезд.

    Рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, расстояние от него до Земли.

    стр.38 вопр.  1-5, раб.тетр.

    13.

    Многообразие звёзд.

    1

    Комбинированный урок

    Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии..

    Атласы и карты звёздного неба

    стр.39 утвержд., раб.тетр.

    14.

    Созвездия.

    Практическая работа № 2

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ.  Научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи.

    Атласы и карты звёздного неба;изображения фигур созвездий на старинных звёздных картах.

    Фронтальный и индивидуаль-ный опрос

    Итоговый тематический тест

    Творческие задания.

    15.

    Галактики. Световой год.

    1

    Комбинированный урок

    Дать учащимся представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года.

    Фотографии Галактик; карты звёздного неба.

    стр.45 подумайте №1, стр.44 утверж1-4, раб.тетр.

    16.

    Многообразие Галактик.

    1

    Повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений

    Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения.

    Фотографии галактик; схема Солнечной системы.

    Раб.тетр., стр.45 подумайте №2,3.

    17.

    Проверочная работа по теме «Вселенная».

    1

    Контроля и проверки знаний и умений

    II.

    Земля

    18ч.

    18.

    Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли.

    1

    Формирования новых знаний.

    Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли.

    Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы.

    Устн.опрос стр.54 подумайте №1, рабоч. тетр.

    19.

    Возникновение Земли.

    1

    Комбинированный урок

    Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему.

    Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение Земли, как планеты Солнечной системы.

    Фронтальный и индивидуаль-ный опрос

    стр.55 работа с немым рис.

    20.

    Внутреннее строение Земли.

    1

    Комбинированныйурок

    Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры.

    Физическая карта полушарий, схемы, рисунки, раскрывающие строение Земли.

    стр.60 тест, индив.и фронталь. опрос

    21.

    Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

    Практическая работа № 3

    1

    Комбинированный урок

    Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов. Уметь распознавать коллекционные горные породы и минералы.

    Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.

    стр.61 работа с немым рис., раб.тетр.

    22.

    Экскурсия на тему «Полезные ископаемые» в экологический центр г.Нурлат.

    1

    23.

    Землетрясения. 

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием.

    Физическая карта полушарий, кинофильм «Землетрясения».

    стр.67 подумайте №1, фронталь.

    опрос, раб.тетр.

    24

    Вулканы 

    1

    Комбинированный урок

    Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами.

    Физическая карта полушарий, кинофильм «Вулканы», рисунки, иллюстрирующие строение вулканов, формы вулканических извержений.

    стр.67 немой рис., раб.тетр., стр.66 тесты

    25

    Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

    Физическая карта полушарий.

    стр.72 подумайте, раб.тетр., соревнов. любознатель-ных стр.72.

    26

    Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида.

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

    Физическая карта полушарий.

    стр.73тесты, работа с немым.рис. фрон.опрос

    27

    Атмосфера Земли.

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества.

    Таблицы и схемы «Состав атмосферы», рисунки учебника.

    стр.79 работа с немым рис., раб.тетр.

    28

    Погода. Климат. 

    Практическая работа №4

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека. Записать наблюдения погоды, изменение t воздуха,направление скорости ветра.

    Кинофильм «Погода и её изменения»; Физическая карта полушарий.

    стр.78 работа с немым рис., стр.78 утверждения, раб.тетр.

    29

    Ураганы. Смерчи.

    1

    Комбинированный урок

    Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины.

    Физическая карта полушарий, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей.

    стр.78

    вопр.1-7, фронт.опрос.

    30.

    Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи. Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты.

    Физическая карта полушарий, таблица «Круговорот воды в природе».

    стр.84 работа с немым рис., раб.тетр.

    31.

    Воды суши.

    Практическая № 5

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды.

    Описать наблюдение признаков химичес.реакций (зависимость скорости испарения жидкости от её t, площади поверхности и т.п.)

    Таблицы «Круговорот воды в природе», «Подземные воды», Физическая карта полушарий Земли, кинофильм «Ледники и Айсберги».

    стр. 85 подумайте, работа с немым рис., раб.тетр.

    32.

    Уникальность планеты Земля.

    1

    Комбинированный урок

    Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов.

    Компьют. презентация «Земля – третья планета от Солнца».

    Фронт. опрос

    33.

    Знакомая и незнакомая Земля

    1

    Комбинированный урок

    Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений

    Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

    стр.90-91, тесты, работа с неммым рис.

    34.

    Обобщающий урок по теме «Земля»

    1

    Повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений

    Обобщение знаний по теме: «Вселенная».

    Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

    стр.92 термины, раб.тетр.

    35.

    Проверочная работа по теме «Земля»

    1

    Контроля и проверки знаний и умений

    III.

    Жизнь на Земле

    18ч.

    36.

    Развитие жизни на Земле. 

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с жизнью в древнем океане и лесах каменноугольного периода. 

    Рисунки учебника с.92-95, таблицы и картины.

    стр.100 практ.раб,  индив. опрос.

    37.

    Животные прошлого 

    1

    Комбинированный урок

    Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле

     

    Рисунки, геохронологическая таблица

    стр.101 подумайте, раб.тетр.

    38.

    Живые клетки 

    Практическая работа №6

    1

     Комбинированный урок

     Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности. Научить пользоваться микроскопом, изучить его строение.

    Табл. «Строение растительной клетки, «Строение животной клетки», микроскоп, лупа; микропреп. «Кожица лука».

     

    стр.106 практич.

    работа, фронталь. опрос

    39

    Строение клетки.

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с клеточным строением организмов, сформировать знания о оболочке, цитоплазме и ядре как главных частях клетки. Дать понятия «половые клетки». 

     Таблицы «Строение растительной клетки, «Строение животной клетки».

    стр.106, работа с немым рис., стр.107 подумайте, раб.тетр.

    40.

    Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

    1

     Комбинированный урок

    Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.

     

    Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнат раст., гербарные материалы; муляжи грибов

     

    Фронталь. опрос, заполнение таблицы

    41.

    Многоклеточные организмы (грибы, растения).

    1

    Комбинированный  урок

    Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.

     

    Муляжи грибов; таблица «Шляпочные грибы»; таблицы по систематике растений; гербарии растений. 

    стр.113 работа с немым рисунком, рабоч.тетр.

    42.

    Беспозвоночные и позвоночные животные.

    1

     Комбинированный урок

    Дать представление о многообразии животных организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными. 

    Табл.с изображением животных различных групп, коллекции, влаж.препараты.

    стр.112 соревнования для любознатель-ных, раб.тетр.

    43.

    Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

    1

     Комбинированный урок

    Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней. 

    Табл. «Конечности птиц», перо голубя, коллекцион. материал «Медведка», «Речной рак».

    Индивид. опрос, заполнение таблицы

    44.

    Исследовать приспособленность некоторых растений к наземно-воздушной среде.

    Практическая работа № 7.

    1

    Урок примене-ния знаний и умений

    Сформировать умения выявления приспособленности наиболее распространенных растений с использованием гербариев.

    Гербарный материал

    Карточки-определители.

    Индивид. опрос, рабоч.тетр.

    45.

    Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

    1

     Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде. 

    Таблицы и картины с изображением водных животных.

     

    стр.119 подумайте, фронталь. опрос

    46.

    Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

    1

     Комбинированный урок

    Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности животных к почвенной среде обитания. 

    Таблицы, картины, фотографии с изображением организмов, живущих в почве 

    стр.118 работа с немым рис., рабоч.тетр.

    47.

    Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия.

    1

     Комбинированный урок

     Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира на материках Евразия, Африка, Австралия.

    Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растит. мир материков», «Животный мир материков».

    стр.124 вопр.1-3, рабоч.тетр.

    48.

     Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида.

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира на материках Евразия, Африка, Австралия. 

    Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растит. мир материков», «Животный мир материков». 

    стр.125, 126 устная работа с рисунками. стр.124 утвержд.

    49.

    Природные зоны Земли.

    1

    Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше.

    Компь.презентация «Растительный и животный мир различных природных зон;географическая карта «Природные зоны России».

     

    стр.131 работа с немым рисунком письменно, стр.131 подумайте, раб.тетр.

    50.

    Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды.

    1

    Комбинированный урок

    Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. 

    Таблицы, фотографии с изображением морских водорослей, животных поверхности и толщи воды. 

    Заполнен. таблицы, фронталь. опрос

    51.

    Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа.

    Практическая работа №8

    1

    Комбинированный урок

    Сформировать знания о разнообразии животных в глубоководном сообществе и сообществе кораллового рифа. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитания в совместных условиях. 

    Компьют. презентация «Таинственные жители морей».

    стр.134 схема, практич. работа

    52.

    Что мы узнали о живой природе.

    1

    Урок повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме:»Жизнь на Земле».

     

    Физическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Жизнь на Земле». 

    стр.136 термины, стр.137 устная работа с немым рис., стр.138 утвержд. письменный опрос.

    53.

    Зачет по теме: «Жизнь на Земле».

    1

    Урок контроля и проверки знаний и умений

    IV.

    Человек на Земле

    18ч.

    54.

    Как человек появился на Земле.

    1

    Урок формиро-вания новых знаний

    Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни. 

    Рисунки «Происхождение человека». 

    Устный опрос, раб.тетр.

    55.

    Первые люди.

    1

     Комбинированный урок

    Дать представление о первых людях на Земле (человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный), их образе жизни. Выяснить усложнение в строении и поведении человека в процессе исторического развития. 

    Рисунки, картины с изображением древних людей. 

    стр.145 тесты, составл. таблицы.

    56.

    Науки о природе.

    1

     Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы. 

    Схема «Естественные науки». 

    стр.150 подумайте, стр.151 работа с немым рисунком.

    57.

    Методы изучения природы. Наблюдение

    1

     Комбинированный урок

    Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения при изучении природы, их использовании в практической деятельности. 

    Приборы и инструменты для изучения природных тел, процессов и явлений; изображение космич.ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др. 

    стр.

    58.

    Эксперимент, измерение – методы познания природы.

    Практическая работа № 9.

    1

    Комбинированный урок

    Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении. Провести измерение своего роста и массы тела. 

    Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении 

    стр.156  вопр.а-г; стр.157 подумайте.

    59.

    История географических открытий. Открытие Америки.

    1

     Комбинированный урок

    Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты. 

    Схема путешествий и портрет Х.Колумба.

    стр.162 подумайте, раб.тетр.

    60.

    Открытие Австралии и Антарктиды.

    1

     Комбинированный урок

    Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды. 

    Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков. 

    стр.163 работа с немым рис., стр.162 утвержд.

    61.

    Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

    1

     Комбинированный урок

    Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли. 

    Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей. 

    Составл. таблицы, рабочая тетрадь.

    62.

    Как человек изменил Землю.

    1

     Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. 

    Фильм «Влияние человека на природу»; рисунки, иллюстрир.последствия деятельности человека на живую природу. 

    стр.168 отв. на вопр.1-5 устно, 6-письменно.

    63.

    О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.

    1

     Комбинированный урок

    Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы. 

    Рисунки, иллюстрирующие последствия загрязнения окружающей среды. 

    стр.168 подумайте, рабоч.тетр.

    64.

    Жизнь под угрозой.

    1

     Комбинированный урок

    Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека.

    Рисунки с изображением исчезающих видов животных и растений, «Красной книги» РТ. 

    стр.173 работа с немым рис., раб.тетр., фронталь. опрос.

    65.

    Не станет ли Земля пустыней?

    1

     Комбинированный урок

    Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса. 

    Таблицы и картины с изображением пустынь. 

    стр.176 утвержд., стр.177 комментарии к фотографии

    66.

    Обобщение по теме: «Человек на Земле».

    1

    Урок повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Человек на Земле».

    67.

    Итоговая тестовая работа

    1

    Урок контроля и проверки знаний и умений

    68.

    Меры сохранения жизни на Земле.

    1

     Комбинированный урок

    Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ. Изучить ядовитые растения и опасные животные Нурлатского района и РТ. 

    Фильм «Охрана растений», «Заповедники мира», изображения исчезающих видов животных и растений РФ, «Красная книга» РТ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

    Рабочая программа по природоведению 5 класс

    Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

    рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

     Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

    Рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, темы практических и лабораторных работ....

    Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

    Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

    Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

    Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...