Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Погромская средняя общеобразовательная школа  имени А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

На заседании МО  учителей биологии, химии, географии  

Руководитель МО ______ Е.А.Дворниченко

Протокол №    от

«    »                    2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МОУ «Погромская СОШ»

_________Ерышева Е.Н.

«    »                    2011 г.

«Рассмотрено»

На  педагогическом совете

Протокол № 1

от «      »            2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Погромская

СОШ » __________ Андрющенко С.И.

Приказ №

от  «   »         2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по природоведению

« Природа. Неживая и живая»

для 5 класса

( базовый уровень)

на 2011-2012 учебный год

                                                 

                                                                  Учитель природоведения: Дворниченко Елена

                                                                  Анатольевна

                                                                   МОУ « Погромская СОШ Волоконовского

                                                                    района Белгородской области»

                                                           

2011 г.

2. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса  «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению авторов: В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (2009 год).

Федеральный базисный учебный план для обще образовательных учреждений Российской Федера ции отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной шко лы из расчета 2 учебных часов в неделю.

Курс природоведения в 5 классе продолжает од ноименный курс начальной школы и является про педевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической геогра фии в основной школе.

Цель программы обучения:  

Обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и яв лений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воз действием человека.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на решение задач:

  1. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измере ния, описывать их результаты, формулировать вы воды;
  2. развитие интереса к изучению природы, интел лектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  3. воспитание положительного эмоционально-цен ностного отношения к природе, стремления дейст вовать в окружающей среде в соответствии с эколо гическими нормами поведения, соблюдать здоро вый образ жизни;
  4.  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жиз ни, безопасного поведения в природной среде, ока зание простейших видов первой медицинской по мощи.

Изложенный в программе материал соответст вует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по приро доведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и рас пределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучеб ных, так и специальных умений и навыков, на правленных на работу с различными литературны ми источниками, наблюдения за природными объ ектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологиче ских проектов и т. д.

Изменения в программе:

 Программа предусматривает следующее распределение часов на изучение содержания данного курса: 62ч + 8ч резервное время. Для реализации поставленных целей и задач в данной рабочей программе часы резервного времени использованы для изучения наиболее трудных для пятиклассников тем: «Вселенная» 5ч + 1ч, «Горные породы» 3ч + 1ч,  «Воздух» 6ч +  , «Почва» 4ч + 1ч,  «Вода» 3ч + 2 ч,  «Природа едина» 2ч +

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра» перенесена из темы «Вода» в тему «Природа едина», т.к. изучение темы «Вода» приходится на зимнее время, то  проведение экскурсии и наблюдений в природе вызывает определённые трудности, целесообразнее провести эту экскурсию при закреплении и обобщении материала в конце учебного года. Согласно рабочей программы проводится 11 лабораторных работ, которые не оцениваются и являются  обучающими и 3 итоговых  практических работ, которые оцениваются.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

Программа основного общего образования по природоведению. 5класс. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. – М.:Дрофа, 2009. – 92с.

Учебник: «Природоведение. Природа. Неживая и живая»  для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2009.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль и письменные  проверочные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
  4. Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная
  2. Коллективная: фронтальная, парная, групповая

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; рефлексия и другие.


                           3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения обучающийся должен:

Знать/понимать

  1. о многообразии тел, веществ и явлений приро ды и их простейших классификациях; об отдель ных методах изучения природы;
  2. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определи тель;
  2. приводить примеры физических явлений, яв лений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений живот ных и растений к условиям среды обитания; изме нений в окружающей среде под воздействием чело века;
  3. указывать на модели положения Солнца и Зем ли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полу шария при помощи звездной карты;
  5. описывать собственные наблюдения или опы ты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники ин формации для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в спра вочной литературе;
  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях/(на 2 - 3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изу ченных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведе нии практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

•измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возраст ными нормами;

  1. определения наиболее распространенных в дан ной местности ядовитых растений, грибов и опас ных животных; следования нормам экологическо го и безопасного поведения в природной среде;
  2. составления простейших рекомендаций по со держанию и уходу за комнатными и другими куль турными растениями, домашними животными;
  3. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

                                   

           

4. Календарно-тематическое планирование

Природоведение. 5класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

примечание

1.

Введение

2.

Вселенная

3.

Строение и свойства вещества

11ч

4.

Воздух

5.

 Вода

6.

Горные породы

7.

Почва

8.

Организмы

экскурсия

9.

Растения

10.

Грибы

11.

Животные

12.

Ваши любимые растения и животные

экскурсия

13.

Природа едина

экскурсия

14.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

15.

Обобщающий урок

летние задания

Итого:

Всего:

70ч


урока

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Количество часов

Теорети-ческий материал

Раздел 1 « Введение» - 2 часа

1.

Неживая и живая природа. Человек и    природа.

    1

Стр.5-6

2.

Методы изучения природы.

    1

Стр.7-10

Вселенная (6ч)

3.

Звезды на небе. Созвездия. Лабораторная работа №1

«Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий» ( обучающая)

         1

§1

4.

Планета Земля. Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий» ( обучающая)

1

§2

5.

Сферы Земли.

1

§3

6.

Луна - естественный спутник Земли.

1

§4

7.

Солнце. Солнечная система.

1

§5

8.

Практическая работа №1

«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».( итоговая)

1

Записи, дополнит. материал

Строение и свойства вещества (11ч)

9.

Тела и вещества

1

§6

10.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа № 3

« Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел» ( обучающая)

1

§7

11.

Вещества и смеси

1

§8

12.

Молекулы. Атомы. Элементы.

1

§9

13.

Движение частиц вещества.

1

§10

14.

Взаимодействие частиц.

1

§11

15.

Разнообразие веществ.

1

§12

16.

Явления природы. Физические явления.

1

§13

17.

Химические явления. Горение.

1

§14

18.

Окисление.

1

§15

19.

Строение и свойства веществ .(обобщающий урок)

1

§7,9,12

Воздух (8ч.)

20.

Воздух — смесь  газов. Состав воздуха.

1

§16

21.

Физические свойства воздуха

1

§17

22.

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

§18

23.

Изменение давления воздуха с высотой. Барометр.

1

§19

24.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков.

1

§19

25.

Ветер. Работа ветра в природе

1

записи

26.

Погода и её   предсказание

1

§20

27.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Практическая работа № 2

« Описание погоды за месяц»

( итоговая)

1

записи

Вода (5ч)

28.

Три состояния воды. Состав воды.

1

§21

29.

Тепловое расширение воды

1

§22

30.

Температура кипения  воды и плавления льда

1

§22

31.

 Вода — растворитель. Растворы в природе

1

§23

32.

Работа воды в природе.  Использование воды человеком. Охрана воды.

1

§23

Горные породы (4 ч.)

33.

Внутреннее строение Земли. Горные породы

1

§24

34.

Разнообразие горных пород. Лабораторная работа №4

 « Описание горных пород, определение их свойств»

 ( обучающая)

1

§24

35.

Разрушение горных пород. Обломочные горные породы

1

§25

36.

Полезные ископаемые. Металлы.

Охрана недр. Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

 ( обучающая)

1

§26

Почва (5ч)

37.

Образование почв и их разнообразие

1

§27

38.

Состав и свойства почвы.

1

§28

39.

Плодородие почвы. Уход за почвой

1

§29

40.

Влияние растений на почву

1

§30

41.

Разрушение почв. Охрана почв.

1

§31

Организмы (6ч)

42.

Организм и его свойства.

1

§32

43.

Условия жизни организмов.

1

§33

44.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды обитания.

1

§33

45.

Клеточное строение организмов. Увеличительные приборы.

1

§34,35

46.

Разнообразие организмов. Царства организмов

1

§35

47.

Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

1

Растения (7ч)

48.

Признаки растений.

1

§36

49.

Разнообразие растительного мира

1

§37

50.

Строение цветковых растений. Лабораторная работа № 6

«Распознавание органов цветковых растений». ( обучающая)

1

§38

51.

Дикорастущие растения, условия их жизни.

1

§39

52.

Лекарственные и ядовитые растения.

1

§39

53.

Охрана растений, растения Красной книги. Лабораторная работа № 7

« Определение названий растений Красной книги». ( обучающая)

1

§40

54.

Многообразие культурных растений

1

§41

Грибы (2ч)

55.

Разнообразие грибов. Значение грибов в природе

1

§42

56.

Шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Лабораторная работа № 8

« Узнавание съедобных и ядовитых грибов». ( обучающая)

1

§43

Животные (4ч)

  57.

Признаки животных.

1

§44

  58.

Условия жизни и многообразие диких животных

1

§45

  59.

Значение диких животных и их охрана. Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности». ( обучающая)

1

§46

  60.

Домашние животные.

1

§47

Ваши любимые растения и животные (2ч)

  61.

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Практическая работа № 3  

«Создание рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными».

( итоговая)

        1

Дополнит.

материал

  62.

Экскурсия «Распознавание различных видов растений своей местности»

1

Природа едина (3ч)

  63.

Связи живого и неживого. Цепи питания.

1

§48

  64.

Охрана природы. Правила поведения в природе

1

записи

  65.

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра»

1

Дополнительный

материал

Человек. Его здоровье и безопасность жизни (4ч)

  66.

Человек и окружающая среда. Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма».

1

§49

  67.

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях.

1

§50

  68.

Травмы человека. Оказание первой помощи при травмах. Лабораторная работа № 11 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

( обучающая)

1

§50

  69.

Вредные привычки и их предупреждение

1

§51

  70.

Обобщающий урок. Летние задания.

1

Записи в тетрадях


5. Содержание программы учебного предмета

Природоведение.  Природа неживая и живая. 5класс.

Всего: 70 часов

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвез дия. Полярная звезда и созвездия Большая и Ма лая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение сол нечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и мете ориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

 Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий», Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».

Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».

2. Строение и свойства вещества ( 11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообраз ных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че ловеком физических и химических явлений при роды в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа  № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

3. Воздух  ( 8 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для жи вых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосфер ное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Из менение температуры воздуха с высотой. Образова ние облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Рабо та ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказа ние погоды. Влияние погоды на организм челове ка.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение на правления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здо ровья при различных погодных условиях.

        Практическая работа № 2  « Описание погоды за месяц»

4. Вода (5 часов)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нераство римые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, ов рагов, ущелий. Значение воды в природе. Исполь зование воды человеком. Охрана воды.

5.  Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Об ломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обло мочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные по лезные ископаемые. Металлы. Использование ме таллов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и мине ралов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

 Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

6. Почва (5 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Струк тура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с раз ной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биоло гические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспо собленность растений и животных к жизни в раз ных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организ мов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Зна комство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери ала.

Наблюдения за растениями, животными, факто рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

 Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цвет ковые и нецветковые. Цветковые растения, их ор ганы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Мно гообразие культурных растений: полевые, овощ ные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных об разцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа № 6» Распознавание органов цветковых растений».

Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги».

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядови тые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шля почных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

10. Животные (4 часа)

Характерные признаки животных, сходство с рас тениями и отличия от них. Животные дикие и до машние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспо собленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми жи вотными. Животные Красной книги. Охрана Ди ких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Мно гообразие домашних животных, уход за ними, со здание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чу чел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, поч венной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

11. Ваши любимые растения и животные (2 часа)

Растения и животные — ваши любимцы. Созда ние благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

12.        Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пи щевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра»

13.        Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природ ных ситуациях (во время грозы, ливней, под гра дом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физиче ской нагрузки.

Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»

Лабораторная работа № 11 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

6. Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос  и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Рабочей программой предусматривается проведение 11 лабораторных работ и трех практических работ. 

Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий».

Цель работы: научить работать со звездной картой, определять стороны горизонта, звездные созвездия.

Ход выполнения работы:

  1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.
  2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.
  3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?
  4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.
  5.  Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
  6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.

Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».

Цель работы: научить определять по глобусу и карте полушарий экватор, полушария, полюса.

Ход работы:

  1. Рассмотреть глобус и карту полушарий.
  2. Найти северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие.
  3. Описать их местоположение на глобусе.

Лабораторная работа  № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Цель работы: научить определять свойства  твердых, жидких и газообразных тел.

Ход работы:

  1. Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?
  2. Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали.
  3. На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды. Наклонить  пластинку. Что вы наблюдаете?
  4. Сожмите ластик в руке  и отпустите его. Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.
  5. Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой.  Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали.

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

Цель работы:  научиться описывать горные породы, определять их свойства.

Ход работы:

1.Рассмотреть коллекцию горных пород.

2.Определить цвет (металлический,  неметаллический),  прозрачность, твердость ( на мягком ноготь оставляет царапину).

3.Заполнить таблицу:

Название горной породы

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

Происхождение

4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от друга, что общего.

 Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

Цель работы:  ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

Ход работы:

1.Рассмотреть образцы местных полезных ископаемых. Определить их названия.

2. Описать их внешний вид, признаки ( цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).

3. Сделать вывод о свойствах каждого изученного полезного ископаемого.

4. Как используются местные полезные ископаемые.

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Цель работы: научиться распознавать органы цветковых растений.

Ход работы:

1.Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он выполняет в жизни растения?

4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните их названия.

6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое растение.

Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги».

Цель работы:  определить названия растений, занесенных в Красную Книгу.

Ход работы:

1.Рассмотреть растения на гербарии.

2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков или атласом- определителем.

3.Выписать названия растений в тетрадь.

Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.

Ход работы:

1.Рассмотреть муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек.  Зарисуйте в тетрадь строение гриба.

1.Среди грибов найти съедобные, ядовитые . Какие из них растут в нашей местности? Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.

2.Выписать в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

Цель работы: научить узнавать животных своей местности по рисункам.

Ход работы:

1.Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.

  1. Выбрать животных, обитающих в нашей местности. Выписать их названия в тетрадь. Какие из  них нуждаются  в охране?
  2. Из животных своей местности опишите 2-3 животных по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается, поведение.
  3. Сделать вывод о том, в каких отношениях находится описываемое животное с факторами неживой и живой природы.

Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»

Цель работы:  Научиться определять показания развития своего организма.

Ход работы:

  1. Измерить  свой рост
  2. Измерить свой вес.
  3.  Измерить свой пульс.
  4. Измерить температуру тела.
  5. Запишите полученные результаты в таблицу:

Показатели развития

Показатели измерений

Рост, см.

Вес, кг.

Пульс, уд/мин.

Температура, С

6. Сравните полученные результаты с показателями нормального развития организма по таблице  на стр. 211.. Сделать вывод о состоянии развития своего организма:  в норме, выше нормы, ниже нормы.

Лабораторная работа № 11 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях».

Цель работы: научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжении связок, кровотечениях.

Ход работы:

1.Выбрать предполагаемое место ушиба. Взять мягкую  тряпочку и намочить ее в холодной воде. Положить мокрую тряпочку на ушибленное место.

2.Снять охлажденную тряпочку, наложить на ушибленное место давящую повязку. Плотно забинтовать.

3.Определить предполагаемое место растяжения связок.  Приложить к поврежденному месту холод., туго перебинтовать сустав.

4.Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении: обработать кожу вокруг ранки настойкой йода. Закрыть ее бинтом или ватой. Прижать пальцем. По какому признаку вы определили капиллярное кровотечение?

Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».

Цель работы: научить ориентироваться  на местности по компасу, Солнцу и часам.

Ход работы:

1.Расположите компас на ровной поверхности.

2.Установите стрелку компаса, чтобы совпадала с направлением на север. Посмотреть на  шкалу компаса, остальные буквы Ю, З, В укажут стороны горизонта.

3.Определить в какой стороне находятся в классе окна, двери, доска.

4. В полдень Солнце находится в самой высокой точке подъема, в это время тень от предметов  самая короткая. Встать к Солнцу спиной, впереди нас окажется тень- это и есть направление на север.

5.Положить часы на ровную поверхность. Повернуть их так, чтобы часовая стрелка показывала  на Солнце. Разделить угол между стрелкой и полуденным часом линией, идущей от центра пополам, эта линия покажет на юг.

Практическая работа № 2  « Описание погоды за месяц».

Цель работы: научить описывать погоду за месяц.

Ход работы:

1. Пользуясь календарем погоды, составьте описание погоды, в котором отметьте: количество ясных и пасмурных дней, количество дней без осадков и с осадками, какие виды осадков преобладали, количество дней с температурой выше 0 градусов и ниже 0 градусов.

Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными».

Цель работы: составить рекомендации по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Ход работы:

1.Составить рекомендации по уходу за комнатными растениями и животными.

7. Учебно-методические средства

  1. Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 222с.

2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 111с.

3.Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123с.

Интернет-ресурсы

 www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

 www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин формационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифро вых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

Оборудования и приборы: глобус, таблица « Внутренне строение Земли», карта полушарий.

В настоящем доку

+менте пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью 18

 ( восемнадцать) листов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...