Урок природоведения по теме " Звезды на небе"
план-конспект урока природоведения (5 класс) по теме

На данном уроке выполняется лабораторная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok__prirodovedeniya_po_teme_Zvezdy_na_nebe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

У-3                                                                                                                         5 класс

Тема урока: Звезды на небе. Созвездия. Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий».

Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о звездах, созвездиях.

Оборудование: рисунок учебника, карта звездного неба

                                                                     Ход урока:

  1. Организационный момент: вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал.
  2. Проверка домашнего задания:

1.Что такое природа.

2. Какой бывает природа?

3. Назовите способы  изучения природы.

4.Что может человек наблюдать?

5.Какие опыты можно провести?

6.Какими приборами пользуются при проведении опытов?

3. Новый материал:

Послушайте загадку и отгадайте ее.

Искры небо прожигают, а до нас не долетают.  (Звезды)

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)

Догадались какую тему мы сегодня на уроке будем изучать? ( Звезды на небе)

  Звездочки ясные,  Звездочки частые
В небе высоком горят
Словно поют они песни прекрасные –
С нами они говорят!  Небо огромное,
Небо бездонное  Звезд как песчинок не счесть.
Все же, поверьте,  Звезда путеводная
В жизни у каждого есть!

Сообщение учителя: в древние времена люди считали, что звезды, это серебряные гвоздики, вбитые в небесный свод.

Когда безоблачная погода, то ночью на небе можно увидеть очень много звезд. Вы смотрели когда ни будь на небо? ( Ответы детей).

Что вы можете о звездах рассказать? Что вы о них знаете? ( рассказ учащихся)

Оказывается, что все звезды разные. Чем же звезды отличаются друг от друга?

                                                        Звезды

 блеском                      окраской                    величиной  

Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий».

Цель работы: научить работать со звездной картой, определять стороны горизонта, звездные созвездия.

Ход выполнения работы:

  1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.
  2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.
  3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?
  4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.
  5.  Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
  6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.

На черном поле овцы разбрелись,
И ярким огнем они зажглись.
Чтобы огонь не потух,
Его охраняет рогатый пастух. (Звезды и месяц)

В голубой станице девица круглолица.
Ночью ей не спится – в зеркало глядится. (Луна)

Это что за потолок? То он низок, то высок, -
То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый Кружевной и темно-синий.(Небо)

Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят?
(Большая Медведица)

Постелен ковер, Рассыпан горох. —
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать.(Небо в звездах)

Шел я мимо, Видел чудо —
Висит в небе Круглое блюдо.(Луна)

Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.(Небо)

Когда я круглая и полная,
Я всем свечу, я всех люблю.
А на речке и на море дорожку серебрю.(Луна)

То он блин, то он клин, ночью на небе один.(Месяц)

На небе белеет, светит, а не греет.(Луна)

Украшал ночную синь серебристый апельсин,
А прошла неделя только – от него осталась долька.(Месяц)

Бежать-бежать – не добежать, лететь-лететь – не долететь. (Небо)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… - (Луной)

За бесчисленной отарой ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух – скрылись овцы и пастух.(Месяц и звезды)

Днем бледнеет, а ночью яснее. (Месяц)

Над головой – бескрайний шар голубой. (Небо)

Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо)

Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды)

Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены. (Небо и звезды)

По синему морю золотая лодочка плывет (Месяц на небе)

В синем мешочке белых пуговок полно.(Небо и звезды)

Рассыпался горох по сто дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, не бела рыбица.(Небо и звезды)

Родится с рогами, потом их теряет.(Месяц)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка,
Собаки лают, достать не могут.(Месяц)

Ночью ходит, а днем спит. (Месяц)

Без рук, без ног по небу идет. (Месяц)

Маленький, горбатенький – всему миру свет. (Месяц)

Когда все деревни и города спят, он один не спит. (Месяц)

Двенадцать раз в году рождается, а днем от людских глаз скрывается. (Месяц)

Солнце горячее, а он холодный. (Месяц)

В небе вы не замечали? Был он буквой «О» вначале.
Превратился а букву «С», А к утру совсем исчез. (Месяц)


различаются по цвету, яркости, размерам, температуре. И сегодняшняя тема нашего урока «Многообразие звезд» (тема урока через мультимедийное устройство высвечивается на доске). Как мы уже с вами знаем Солнце от Земли находиться на 150 тыс.км (2) расстоянии. А другие звезды находятся от нашей планеты – триллионы километров. Самыми большими звездами являются сверхгиганты (обзор сверхгигантов и Солнце через мультимедийное установку). Они в сотни раз больше Солнца. Например, радиус звезды Бетельгейзе, Антарес (таблица «Звезды») превышает радиус Солнце почти в 400 раз. Такие звезды имеют красный цвет, их по-другому называют Красными гигантами. Эти звезды образуются из обычных звезд, когда те постепенно остывают. Самая сердцевина звезды, сжимается. А внешний слой звезды, наоборот, растет, расширяется (показ таблицу «Строение основных типов звезд»). Звезда становиться не такой горячей, она остывает. Значит, у красных гигантов температура не высокая, около 3тысяч градусов.
Звезды, которые в десятки раз больше Солнца называют гигантами. Они бывают голубым, и температура достигает до 30 тысяч градусов. Это такие звезды как Кригер (табл. «Звезды»).
Само Солнце, подобные ему, а также меньше по размерам звезды называются карликами. Карлики бывают желтого и белого цвета. Это такие звезды как (табл. «Основные типы звезд»). Белые самые горячие звезды. Температура достигает до 11-12тысяч градусов. Выходит чем звезды меньше, тем они горячее. Самая ближайшая к нам звезда, после Солнце, звезда Сириус – это наиболее яркая звезда Северного полушария, где температура около 10тысяч градусов. ( табл. «Звезды»). Встречаются звезды с температурой около 100тысяч.
А теперь давайте послушаем, что интересного подготовила по данной теме Регина (заслушивается дополнительное сообщение)
Итак, по размеру, звезды на какие группы делятся? (сверхгиганты, гиганты, карлики). А теперь ребята открыли рабочие тетради на стр 12. задание №3. Вам с помощью учебника нужно самостоятельно заполнить
схему «Разнообразия звезд». (Во время работы учащихся учитель проверяет выполнения задания и напоминает о правильной осанке за школьной партой).
Ребята запишите домашнее задание в дневники (через мультимедийную установку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока природоведения по теме "Ветер и почва"

дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;                       продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;               ...

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....

Презентация к уроку природоведения по теме:"Окружающая среда"

Презентация помогает в раскрытии темы урока, влияет на эмоциональную сферу учащихся, прививает любовь к природе....

Презентация к уроку природоведения по теме "Организм и его свойства" 5 класс.

Презентация к уроку природоведения по теме "Организм и его свойства" по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой "Природа живая и неживая"....

Презентация по природоведению по теме "Звезды"

В презентации представлены материалы по природоведению по теме "Звезды". В ней содержатся материалы про виды звезд, Солнце,галактики, созвездия....