План урока природоведения по теме "Ветер и почва"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;

                       продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;

                       прививать каждому учащемуся любовь к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_veter.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Тема: Почва. Как состав почвы влияет на её свойства.

Цель урока: дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;

                       продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;

                       прививать каждому учащемуся любовь к родному краю.

Оборудование на столе учителя: коллекция образцов почвы, почва, спиртовка, держатель, спички, сухие растения, мертвые сухие насекомые, тигель, предметные стекла, стаканы с водой, раствор отстоявшейся почвы, пипетка, фильтр, глина, песок.

Оборудование на столах учащихся: кусочки сухой почвы, стакан с чистой водой, спиртовка, спички, предметные стекла, пипетка, держатель, глина, песок,

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

     Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

      Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

      Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже должно быть догадались, как она называется.    (п/о – почва).

  1. Да, действительно, это – почва. И тема сегодняшнего урока посвящена этой чудесной кладовой: «Почва. Как состав почвы влияет на её свойства».
  2. Домашнее задание: …….
  3. Изучение нового материала.

      На прошлых уроках мы изучали тему «Горные породы».

      А можно ли почву отнести к горным породам? (п/о – нет).

      А почему? Чем отличается горная порода от почвы? (п/о – в почве есть перегной. Почва плодородна, а в горных породах нет перегноя, и она не плодородна).

Плодородие – это главное отличие почвы от горных пород. Это основное свойство почвы. Что же такое – почва?

        Почва – это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

         Что же такое перегной, из чего он состоит?

Опыт ставится       Чтобы  обратить внимание детей, что перегной

 учителем                   может гореть, учитель предлагает им вспомнить, что              

                                      вообще может гореть?

                  Учитель по очереди вводит пинцетом в пламя спиртовки кусочки спичек, сухие растения.

Вывод: растения и то, что из них сделано, может гореть.

                   В пламя спиртовки вводятся мертвые насекомые, они тоже горят.

                   Проверяем, горят ли горные породы (камень)?  (п/о – нет).

                   Затем учитель ставит тигель с сухой почвой на спиртовку – почва начинает тлеть, идет дым, появляется запах, в почве что-то горит – это выгорает перегной, т.к. перегной образуется из погибших растений и животных, а они горят.

Опыт сделан           Остаток почвы, посветлевший после выжигания

заранее                      перегноя помещают в стакан с водой и размешивают:                

                                   вода взмучивается, но песок, как более тяжелый,          

                                   быстро осаждается на дно. Сливают мутную воду во

                                   второй стакан, снова доливают воду в первый стакан,

                                   взбалтывают и сливают (так повторяется до тех пор,

                                   пока вода над песком не будет совсем чистой).

А глина постепенно оседает на дно второго стакана.

Учащиеся должны прийти к выводу, что в почве, кроме перегноя, есть еще глина и песок.  

                                   А что еще есть в почве?  Без чего не могут жить живые организмы?   (п/о – вода и воздух).

Опыт на каждой   Учащиеся опускают в стакан с водой кусочки почвы,

парте                       и следят за выделением из них пузырьков воздуха.

                                                      

       

                                 Чтобы доказать, что в сухой почве есть вода, близко над тигелем  с почвой держать предметное стекло и на нем на стороне , обращенной к почве – появляются  капельки воды.

                                 Откуда взялась вода?                                  

Вспомним тему «Вода». Что происходит при нагревании с водой?  (п/о – при нагревании вода превращается в пар, но охлаждаясь, пар вновь превращается в воду, т.е. капельки воды, которые мы видим на стекле).

                                  Но ведь всего того, что мы с вами обнаружили в почве, этого мало для жизни растений.

                                   О чем мы забыли? Оказывается, ребята, растениям как и человеку необходима соль, минеральная соль.

Опыт на каждом    Прокаленную почву залить водой, размешать и

столе                         оставить в покое на сутки. Песок и глина осядут на

(все заранее приго-       дно. На следующий день вновь размешать. Затем

товлено)                           небольшое количество мутной воды пропустим через

                                    фильтр из промокательной бумаги. Отфильтрован-

                                     ную воду соберем в фарфоровую чашечку  

                                    и несколько капель, которые мы поместим на стекло,

                                    выпарим над огнем. Когда вода испарится, на стекле

                                    останется беловатый налёт. Это и есть минеральная

                                    соль.

                                   Но почему же мы  её не видели когда пропускали

                                   через фильтр?  (п/о – потому что минеральные соли

растворимы в воде, а если вода прозрачна и нет осадка, значит, это вещество растворимо в воде).

          А теперь запишем состав почвы (самостоятельно в тетрадях, а один ученик около доски – заполнение схемы):

Состав почвы

перегной   песок  глина  вода   воздух  минеральные соли

  1. Работа с учебником.

     Вроде бы все мы перечислили из состава почвы. Но для того, чтобы опавшие листья, мертвые жучки превратились в перегной необходимо дальнейшее его изменение. Так кто же этим занимается в почве?

     (п/о – микроорганизмы – бактерии).

7. Разнообразие почв.

    Почвы бывают различные: в одних больше перегноя, а в других больше песка и глины.

    Почвы с большим количеством перегноя называются черноземными, другие почвы – песчаными или глинистыми, смотря по тому, чего в них больше, песка или глины.

    Лучшая почва черноземная, т.к. в ней много солей и перегноя, она рыхлая, темная, хорошо прогревается солнцем и в ней достаточно влаги и воздуха; растения на такой почве хорошо растут и дают урожаи.

     Глинистая почва весной сильнее пропитывается водой, которая иногда застаивается на её поверхности, а песчаные почвы засушливы, потому что быстро пропускают воду.

     В нашем крае почвы черноземные, в некоторых местах встречаются солонцы (засоленные почвы), а также много глины и песка, а на северо-востоке каштановые почвы.

  1. Закрепление нового материала.

А. Что называют почвой?

Б. Что такое перегной, из чего он состоит?

В. Назовите, что входит в состав почвы?

  1. Итог урока.

     Сегодня мы с вами узнали, что такое почва, каким свойством  она обладает. Благодаря наличию в почве перегноя на нашей планете такое разнообразие растительности. Слой почвы в 1 см образуется очень долго в среднем на это уходит 100 лет. Почву необходимо охранять. Ведь не зря в русском языке есть такая пословица – «Землица – кормилица».

10. Выставление оценок.

 

План урока

Тема урока: Движение воздуха. Ветер.

Цель урока: сформировать понятие «ветер», причины его образования: на примере «бриза»; дать представление о созидательной и разрушительной работе ветра.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний и умений учащихся:

      А). работа по карточкам

  • Почему атмосферное давление воздуха в горах низкое?
  • Где применяют кислород и углекислый газ?

  • Что такое атмосфера?
  • Что входит в состав воздуха?

  • От чего зависит температура воздуха?
  • Какими свойствами обладает кислород?

       Б).по вопросам:

1.Как влияет высота Солнца над горизонтом на колебания температуры воздуха?

2.Почему альпинисты, отправляясь в горы, берут теплую одежду?

3.Как Торричелли доказал, что воздух оказывает давление7

4.Где больше давление: на берегу моря, в глубокой шахте или на вершине горы? Почему?

  1. Домашнее задание:…….
  2. Тема урока: Движение воздуха. Ветер.

Встретились прохожему трое. Он поздоровался и пошел дальше. Каждый из троих доказывал, будто прохожий приветствовал только его одного. Спорили, спорили и решили узнать правду у самого повстречавшегося человека. Догнали и спросили его:

- Кому ты, добрый человек, поклон отвесил?

А тот в свою очередь вопрос задал:

- А вы кто такие будете?

- Я – Солнце, - сказал один.

- А я – Мороз, - ответил другой.

Третий назвался Ветром.

- Ветру я поклонился, - сказал, немного подумав, прохожий.

- Ах, так, - возмутилось Солнце, - сожгу твою ниву, с голода помрешь!

- Я превращу тебя в ледяную сосульку! – пригрозил Мороз.

Тогда Ветер и говорит:

- Не бойся, иди с миром. Налетит жара – подую прохладой, воды принесу, не сгорят твои посевы. А в лютую стужу – теплом дохну, отогрею!

     Это старинная украинская сказка. Глубокая народная мудрость заключена в ней: и впрямь, бывает, что ветер сильнее и солнца и мороза.

      Каждый день мы слышим, как говорит движущийся воздух – ветер, но никогда не видим его, ибо это – Великий невидимка. Без него, невидимки, мы не можем жить, растения и животные – тоже. Воздух нужен всему живому, так же как свет и вода.        

      Великий Невидимка находится в вечном движении. Нет такого места на земном шаре – на суше или на море, - которого не посещал бы он в бесконечных своих странствиях. И никто не может помешать ему свободно гулять по свету.

Так что такое ветер? Почему ветры бывают разной силы?

Воздух, нагреваясь от земной поверхности, поднимается вверх, его место занимает холодный.

Перемещение воздуха вдоль земной поверхности называется ветром.

      Как же образуется ветер?

Бриз – ветер, характерный для прибрежных районов.

Б Р И З

Дневной                                                                Ночной

    Т.в.                Х.в.                                    Х.в.                Т.в.  

суша                         море                   суша                       море

область                     область              область                   область

Н.Д.                           В.Д.                    В.Д.                         Н.Д.

В чем причина ветров?

- Разница в атмосферном давлении в соседних точках земного шара.

- Ветры всегда дуют из области более высокого АД в область более Н.Д.

Мы знаем, что ветры бывают разной силы. Как это объяснить?

     Если различие в давлении между соседними участками земной поверхности небольшое, то ветер слабый. Если различие в давлении увеличивается, то и ветер усиливается, возрастает его скорость. Чем больше скорость ветра, тем больше его сила, тем разрушительнее его последствия. Скорость ветра выражается в м/с или км/ч.

Какую же работу производит ветер в природе?

Ветер в природе выполняет двоякую работу:

- созидательную

  • Опыляет растения;
  • Приводит в движение механизмы;
  • Санитар – очищает город от пыли, вредных газов;
  • Приносит тепло или холод;
  • Происходит газообмен;
  • Происходит круговорот воды в природе.

- разрушительную           

  • Бури, ураганы, тайфуны, смерчи, суховеи – сокрушают здания, губят урожаи;
  • Топят в море корабли;
  • Губят сады и посевы;
  • Сдувают почвы;
  • Заносят песками плодородные почвы (земли), превращая их в пустыни.

5.Закрепление нового материала:

1.Что такое ветер? Как он возникает?

2.Почему ветры бывают разной силы?

3.какую работу производит ветер в природе?

6.Подведение итогов урока.

Тема «Воздух»

1.Воздух невидим потому, что он ………..

2.Если пустой стакан опустить в воду вертикально вверх дном, то вода не заходит в стакан. Это доказывает, что воздух, как все тела природы, ……………

3.Резиновый мяч при ударе отскакивает от пола потому, что воздух ………………..

4.Пузырьки воздуха в воде движутся …………. . Значит, воздух ………….. воды.

5.Воздух проводит тепло ………….

6.Воздушные шары наполняют теплым воздухом потому, что ……….

7.Воздух, как жидкие и твердые тела, при нагревании ……………, а при охлаждении …………… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: «Загрязнение почв и природных вод»

Сформировать целостное представление о экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы....

план урока по теме "Образование почв и их разнообразие"

план урока по теме "Образование почв и их разнообразие"8 класс....

Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса

Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...