Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе по программе А.А. Плешакова и Н.И.Сонина.
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме

Дашкова Людмила Анатольевна

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по природоведению в 5 классе по программе А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Природоведение. 5 класс. Москва "Дрофа", 2010. к учебнику : А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение. 5 класс. Москва "Дрофа", 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Пояснительная записка.

  Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

  Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс  начальной школы, од-новременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он так-же завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфи-ческая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

  Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, кото-рая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким об-разом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

  В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

                                Требования к уровню подготовки

                                учащихся, заканчивающих 5 класс:

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать:

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  2. строение живой клетки (главные части);
  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  6. изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  7. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
  9. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Раздел, тема.

Кол-во ча-сов

урока.

                   Тема урока.

Дата проведения

По плану

Фактич.

 Тема 1. Изуче-ние природы.

3.

 1.

Изучение природы челове-ком. Естественные науки.

 2.

Методы изучения приро-ды.Оборудование.

П.р. «Знакомство с обору-дованием для научных ис-следований».

 3.

Великие естествоиспыта-тели.

П.р. «Проведение наблюде-ний, опытов и измерений с целью конкретизации зна-ний о методах изучения природы».

Тема 2.

Вселенная.

14.

 4.

Представления о Вселен-ной у древних индийцев, шумеров, греков.

 5.

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

 6.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Система мира по Н.Копер-нику.

 7.

Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

 8.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

 9.

Планеты- гиганты. Плутон.

 10.

Спутники планет.

 11.

Астероиды. Кометы.

 12.

Метеоры .Метеориты.

 13.

Звёзды.

 14.

Солнце как ближайшая к нам звезда.

П.р. «Наблюдение суточно-го движения Солнца и звёзд».

 15.

Многобразие звёзд.

 16.

Созвездия.

П.р. «Работа с подвижной картой звёздного неба».

 17.

Обобщающий урок по теме «Вселенная».

Тема 3.

Земля.

18.

 18.

Представления людей о возникновении Земли. Гипотезы о возникновении Земли.

 19.

Внутреннее строение Земли.

 20.

Горные породы.  Минералы, полезные ископаемые.

 21.

Вещества в окружающем мире.

П.р. «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков хи-мических реакций».

 22.

Физические и химические явления..

П.р. «Исследование 1-2 фи-зических явлений (зависи-мость скорости испарения жидкости от её температу-ры, площади поверхности и т.п.)».

 23.

Землетрясения.

 24.

Извержение вулканов.

 25.

Многообразие явлений природы. Гейзеры..

 26.

Суша планеты.

 27.

Суша планеты.

 28.

Атмосфера Земли.

 29.

Погода.

П.р. «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление ско-рости ветра. Оценка влия-ния погодных условий на самочувствие людей».

 30.

Ветер.

 31.

Гидросфера, её части.

 32.

Солёность воды..

 33.

Воды суши..

 34.

Уникальность планеты Зем-ля. Планета Земля как сре-да обитания живых орга-низмов.

 35.

Обобщающий урок по теме «Земля».

Тема 4.

Жизнь на Земле.

14.

 36.

Развитие жизни на Земле.

 37.

Птицы и звери прошлого.

 38.

Клеточное строение организмов.

 39.

Разнообразие клеток расти-тельного и животного орга-низмов.

 40.

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

 41.

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

 42.

Беспозвоночные и позво-ночные животные.

 43.

Наземно-воздушная среда обитания организмов.

П.р. «Определение (узнава-ние)наиболее распростра-нённых растений и живот-ных с использованием раз-личных источников инфор-мации( фотографий, атла-сов-определителей, чучел, гербариев и др.)».

 44.

Водная и почвенная среда обитания организмов.

П.р. «Исследование влия-ния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособ-лений растений и животных к среде обитания».

 45.

Растения и животные раз-ных материков.

 46.

 Растения и животные раз-ных материков.

 47.

Природные зоны Земли.

П.р. «Знакомство с экологи-ческими проблемами мест-ности и доступными путями их решения».

 48.

Жизнь в морях и океанах.

     

 49.

Обобщающий урок по теме

«Жизнь на Земле».

Тема 5.

Человек на Земле.

16.

 50.

Научные представления о происхождении человека.

 51.

Древние предки человека.

52.

Страницы истории геогра-фических открытий. Откры-тие Америки.

53.

Открытие Австралии и Антарктиды.

54.

Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель.

55.

Изменение в природе, выз-ванные деятельностью че-ловека..

56.

Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

57.

Биологическое разнообра-зие, его обеднение и пути сохранения.

58.

Опустынивание и его причи-ны, борьба с опустынива-нием.

59.

Важнейшие экологические проблемы.

60.

Здоровье человека и безо-пасность жизни.

П.р. «Измерение своего роста и массы тела».

61.

Взаимосвязь здоровья и об-раза жизни. Вредные при-вычки и их профилактика..

62.

Среда обитания человека.

63.

Правила поведения чело-века в опасных ситуациях природного происхождения.

64.

Простейшие способы оказа-ния первой помощи.

П.р. «Овладение простей-шими способами оказания первой доврачебной помо-щи».

Резерв.

65.

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле».

66.

Повторение. Изучение при-роды.

67.

Повторение. Вселенная.

68.

Повторение. Земля.

69.

Повторение. Жизнь на Зем-ле.

70.

Обобщающий урок по курсу природоведения.

Всего часов – 70.