Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению.
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме

Аганина Елена Николаевна
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению, 5 класс, к учебнику Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedenie.5_klass.novyy_.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка по курсу «Природоведение. 5 класс».

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению – 5 класс, авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Москва, Дрофа, 2005г.

 Учебник для общеобразовательных школ этих же авторов: Природоведение. 5 класс. Москва: Дрофа, 2008г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, практических работ.

В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии.

Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

Общая характеристика учебного предмета.

«Природоведение» - интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при  использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Предмет “Природоведение” продолжает естественно - научную составляющую предмета “Окружающий мир” начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и географии в основной школе.

Для изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю отводится 70 учебных часов.

Раздел / Тема урока.

Практическая часть.

Вид контроля.

Дата.

1.

Введение (1 час.)

Введение.

2.

Изучение природы (5 часов).

Науки о природе.

3.

Методы изучения природы. Наблюдения.

4.

Эксперимент, измерение – методы познания природы.

Практическая работа № 1

“ Знакомство с оборудованием для научных наблюдений”.

5.

Оборудование для научных исследований.

Самостоятельная работа.

6.

Великие естествоиспытатели.

7.

Вселенная (16 часов.)

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

8.

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

9.

Николай Коперник и его модель Вселенной.

10.

Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.

11.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.

12.

Планеты - гиганты. Самая маленькая планета- Плутон.

13.

Спутники планет.

14.

Астероиды. Кометы.

15.

Метеоры. Метеориты.

16.

Звезды. Солнце- ближащая к нам звезда.

17.

Многообразие звезд.

18.

Созвездия.

Практическая работа №2

“ Наблюдения за звездным небом”,

19.

Галактики. Световой год.

Практическая работа № 3

“Нахождение созвездий Северного полушария”.

20.

Многообразие галактик.

21.

Обобщающий урок по теме: “Вселенная”

22.

Проверочная работа по теме: “Вселенная”

Контрольная работа.

23.

Земля (19 часов).

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

24.

Возникновение Земли.

25.

Ученые, объяснившие происхождение Земли.

26.

Внутреннее строение Земли.

27.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Практическая работа № 4

“ Ознакомление со свойствами горных пород и минералов”.

28.

Тела, вещества и явления в окружающем мире.

29.

Землетрясения.

Практическая работа № 5

“ Отметить на контурной карте зоны землетрясений”.

30.

Вулканы.

31.

Суша.

32

Атмосфера Земли.

33.

Погода. Климат.

34.

Ураганы. Смерчи.

35.

Обобщающий урок по теме: “Атмосфера Земли”.

36.

Контрольная работа по теме: “Атмосфера Земли”.

37.

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

Практическая работа № 6

“ Подписать на контурной карте океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.”

38.

Воды суши.

39.

Уникальность  планеты Земля.

40.

Уникальность планеты Земля.

Самостоятельная работа.

41.

Обобщающий урок по теме: “Земля”.

42.

Жизнь на Земле (17 часов.)

Развитие жизни на Земле.

43.

Животные прошлого.

Практическая работа № 7

“Рассматривание ископаемых остатков организмов.”

44.

Живые клетки.

45.

Разнообразие клеток.

Практическая работа № 8

“Изучение устройства микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.”

46-47.

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Практическая работа № 9

“ Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.”

48.

Многоклеточные организмы

( грибы, растения).

49.

Беспозвоночные и позвоночные животные.

50.

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.

51.

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

52.

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.

Практическая работа № 10

“ Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербария.”

53.

Жизнь на разных материках.

54.

Жизнь на разных материках.

55.

Природные зоны Земли.

Практическая работа № 11

“ Исследование разнообразных растений с использованием гербария.”

56.

Жизнь в морях и океанах.

Практическая работа № 12

“ Рассмотрение морских организмов в коллекциях на влажных препаратах.”

57.

Обобщающий урок по теме: “Жизнь на Земле”.

58.

Проверочная работа по теме: “Жизнь на Земле”.

Тестирование.

59.

Человек на Земле ( 16 часов).

Происхождение человека. Древние предки человека.

60.

Первые люди.

61.

История географических открытий. Открытие Америки.

62.

Открытие Австралии и Антарктиды.

63.

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

64.

Как человек изменил Землю.

65.

Три «подарка человека самому себе и своей планете.

66.

Жизнь под угрозой.

67

Меры сохранения жизни на Земле.

68.

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

69

Здоровье человека и безопасность жизни.

Биологический диктант.

70.

Обобщающий урок по теме: “Человек на Земле”

Раздел.

Содержание раздела.

Компетенции.

Требования к уровню подготовки

Повышенный уровень.

Система отслеживания.

Дата

1.

Введение (1 час.)

Знакомство с учебником природоведения.

Познакомить с правилами пользования учебником “Природоведение”.

2.

Изучение природы

(5 часов).

Науки о природе.

Методы изучения природы.

Познакомить обучающихся с комплексом наук о природе;

- обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения, приборах, применяемых для познания природы;

-показать роль человека в природе, возможность использования знаний о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека.

Знать:

-что такое “тело”, “вещество”, “явление природы”;

-методы изучения окружающей действительности;

- приборы, используемые для познания природы.

Уметь совершать

логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать.

3.

Вселенная (16 часов).

Представления древних людей о Вселенной. Модели Вселенной. Солнечная система и ее состав. Планеты. Звезды. Созвездия. Галактики.

Сформировать у обучающихся представление о строении Вселенной, различных взглядов на модель Вселенной;

- показать вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно и Галилея в развитии науки о Вселенной;

-познакомить школьников с современной моделью Вселенной, составом Солнечной системы: планеты и их спутники, астероиды, кометы, с галактиками, звездным небом, многообразием мира звезд, созвездиями;

-научить  обучающихся проводить наблюдения за положением звезд на небе;

-находить Полярную звезду, созвездие Большой и Малой медведицы.

Знать:

- основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную;

-отличие систем мира по Птолемею и Копернику;

-роль Бруно и Галилея в развитии науки о Вселенной;

- строение и состав Солнечной системы: общую характеристику планет, астероидов, комет, метеоров;

- основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария;

-характеристику галактик;

- спутник Земли - - Луну и ее характеристики.

Уметь:

-выполнять несложные наблюдения и другие практические работы;

-фиксировать наблюдения в рабочих тетрадях;

-самостоятельно работать с учебником, извлекать из него нужную информацию;

- совершать логически мыслительные операции.

Практическая работа № 1

“ Наблюдения за звездным небом.”

Практическая работа № 2

“Нахождение созвездий Северного полушария.”

Контрольная работа.

4.

Земля

( 19 часов).

Гипотезы возникновения Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы и полезные ископаемые. Землетрясения. Вулканы. Атмосфера  и гидросфера Земли.

Уникальность планеты  Земля.

Познакомить обучающихся с различными гипотезами о возникновении Земли, особенностями ее строения, с горными породами и минералами, слагающими земную кору, природными явлениями, связанными с движением земной коры;

-раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли;

-показать уникальность Земли, как единственной планеты на которой существует жизнь;

-обосновывать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов Земли.

Знать:

-основные гипотезы возникновения Земли;

-внутреннее строение Земли, ее оболочки;

-причины землетрясений и вулканов;

-состав воздуха, типы облаков;

-содержание понятий “погода”, “климат”;

-влияние климата и погоды на состояние живых организмов, здоровье людей;

-составные части гидросферы, сущность круговорота воды в природе.

Уметь:

-характеризовать основные оболочки Земли;

-показывать на карте основные материки и острова;

-определять различные горные породы;

-выполнять несложные практические работы;

-извлекать нужную информацию из различных источников знаний;

-логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.

Практическая работа № 3

“Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.”

Практическая работа № 4

“Отметить на контурной карте зоны землетрясений.”

Практическая работа № 5

“Подписать на контурной карте океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.”

Контрольная  работа.

5.

Жизнь на Земле           (17 часов ).

Развитие жизни на Земле. Животные прошлого. Царства живой природы.

Беспозвоночные и позвоночные животные. Среды обитания организмов. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.

Дать представление о развитии жизни на Земле;

-показать многообразие живых организмов: одноклеточных и многоклеточных;

-сформулировать понятия о царствах природы, об отличительной особенности живого в клеточном строении, о разнообразии сред обитания и приспособленности организмов к жизни в определенных условиях;

-познакомить с растительным и животным мирами материков нашей планеты;

-раскрыть причины, которые обусловили распространение на Земле природных зон и сообществ.

Знать:

-как развивалась жизнь на Земле;

-строение живой клетки;

-царства живой природы;

-беспозвоночных и позвоночных животных;

-среды обитания организмов;

-природные сообщества морей и океанов;

-строение микроскопа и правила работы с ним.

Уметь:

-характеризовать важнейшие природные зоны Земли;

-перечислять природные сообщества морей и океанов, приводить примеры организмов;

-приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения;

-приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания;

-работать с дополнительной литературой;

-отвечать на вопросы и извлекать информацию из различных источников знаний.

Практическая работа № 6

“Рассматривание ископаемых остатков организмов.”

Практическая работа № 7

“Изучение устройства микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.”

Практическая работа № 8

“ Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.”

Практическая работа № 9

“ Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербария.”

Практическая работа № 10

“Исследования разнообразных растений с использованием гербария.”

Практическая работа № 11

“Рассмотрение морских организмов в коллекциях на влажных препаратах.”

Тестирование.

6.

Человек на Земле.

(16 часов)

Происхождение человека. Первые люди. Методы изучения природы. История географических открытий. Великие путешественники- первооткрывателиКак человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Меры сохранения жизни на Земле. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

Сформировать представления о происхождении человека, его далеких предков, о возникновении различных наук о природе, методах ее изучения;

-раскрыть влияние человека на окружающую среду, пути решения экологических проблем, сохранение жизни на Земле.

Знать:

-как человек появился на Земле;

-естесственные науки, методы их изучения природы;

-изменения в природе, вызванные деятельностью человека;

-увеличительные и измерительные приборы;

-первооткрывателей Австралии и Антарктиды;

-как люди открывали новые земли;

-важнейшие экологические проблемы;

-основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ;

-сущность понятия “опустынивание”, причины и меры его остановки и защиты Земли от этого процесса.

Уметь:

-составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу;

-выполнять несложные наблюдения;

-пользоваться микроскопом, лупой, знать правила работы с лабораторным оборудованием;

-кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков;

-обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов;

-отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Практическая работа № 12

“ Знакомство с оборудованием для научных наблюдений.”

Биологический диктант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.

Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...

Рабочая программа и тематическое планирование ПМ 01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа ..."

Материал содержит рабочую программу ПМ.01, тематическое планирование МДК 01.01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений..."  рабочую программу учебной и произ...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование  по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 9 кл 2 часа( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и теметическое планирование по химии 9 кл 2 часа ( по программе О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС ( по программе О.С.Габриеляна)...