Кружок "Умелые ручки"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Бастрикова Елена Юрьевна

Примерная разработка внеурочной деятельности (кружка) для девочек 5,6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok._umelye_ruchki..doc114 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДено

на МО предметов                        зам. директора по В.        Р                    директор НОУ

естественно-математического        ___________________                Православной гимназии

цикла                                        «___»__________2010г.                иерей Александр

Руководитель МО                                                                Трифонов

____________________                                                        ____________________

протокол № _________                                                         «___»__________2010г.

«___»__________2010г.

        

Программа

кружка «Умелые ручки»

срок реализации: 1 год

Возраст воспитанников: 5 -6 класс

Составитель: Бастрикова Е.Ю.

Учитель технологии

Тюмень 2010


Пояснительная записка.

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-14 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 раз в неделю, по 1 часу. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. У учащихся 5 классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи данной программы: 

  1. Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
  2. Изготовление поделок и сувениров.
  3. Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага,  бисер, пряжа, и т.д.)
  4. Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
  5. Правильное использование цветовой гаммы.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения                           к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий                     по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу,                              по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей                  и возможностей школьника.  При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это скзывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя: проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Тематический план

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводное занятие.

1

1

Виды художественных вышивок.

1

2

Работа с бисером.

5

5

Работа с тканью, мехом. Нend Мейд

3

4

Вязание крючком и на спицах.

2

4

Творческая работа

-

2

12

18

ИТОГО

30

К концу  года обучения учащиеся должны знать: 

  1. название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  2. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и          режущими инструментами;
  3. правила планирования и организации труда;
  4. способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

К концу  года обучения учащиеся должны уметь: 

  1. правильно использовать инструменты в работе;
  2. строго соблюдать правила безопасности труда;
  3. самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  4. самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  5. экономно и рационально расходовать материалы;

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

Материалы: калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА,  бисер, стеклярус; поролон, шерстяная пряжа.

Календарно – тематическое планирование

на 2010 – 2011 учебный год

Дата занятия

Тема занятия

Количество часов

Примечание

1

6.10.10

Вводное занятие. Техника безопасности при работе на занятиях в кружке «Умелые ручки». Общие сведения об инструментах, материалах, тканях. План на год.

1

Т/Б

2

13.10.10

Простые швы. Шов «вперед иголку», «за иголку», «строчной», «стебельчатый», «петельный».

1

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

3

20.10.10

«Тамбурный», (два способа выполнения), «двойной тамбурный», «тамбурная петелька вприкреп», шов «елочка».

1

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

4

27.10.10

«Шов косичка», «козлик соединенный», бархатный», «козлик»,  «козлик с перевивом».

1

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

5

10.11.10

Рококо и узелки. Узелковый шов, двойной узел, узелки непрерывным рядом. Изготовление панно.

1

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

6

17.11.10

Работы из бисера. Веточка из бисера.

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

7

24.11.10

«Дерево счастья»

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

8

1.12.10

«Браслет из цепочки»

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

9

8.12.10

«Цветок из бисера»

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

10

15.12.10.

Футляр для мобильного телефона

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

11

22.12.10

Колье (простое)

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

12

29.12.10

Браслет 1

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

13

5.01.11

Браслет 2

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

14

26.01.11

Браслет 3

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

15

2.02.11

Рассшивание перчаток бисером (по замыслу)

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

16

9.02.11

Вышивка бисером по замыслу

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

17

16.02.11

Изучение цвета. Двусторонняя и цветная художественная  гладь.

1

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

18

23.02.11

Выбор изделия. Цветового решения, перевод рисунка на ткань.

1

Нитки мулине, ткань

19

2.03.11

Работа над проектом.

1

Нитки мулине, ткань

20

9.03.11

Шитье клатча. Заготовка выкройки.

1

Ткань, выкройка, нитки.

21

16.03.11

Выбор изделия. Работа над проектом.

1

Ткань, выкройка, нитки.

22

23.03.11

Обучение простейшим петлям (воздушная петля, петля для подъема, петли с накидами, столбик без накида).

1

Крючок, нитки.

23

6.04.11

Изготовление игрушек. Чехол для мобильного телефона.

1

Крючок, нитки.

24

13.04.11

Знакомство с техникой. Крест. Материал для вышивки. Обучение техники. Двухсторонний крест. Крест двойной или болгарский.

1

Нитки мулине, канва, линейка, карандаш, иголка, ножницы

25

20.04.11

Обшивка краев изделия по контуру (петельным швом).

1

Нитки мулине, канва, линейка, карандаш, иголка, ножницы

26

27.04.11

Работа с кожей. Цветы из кожы.

1

Кусочки кожи, ножницы портновские, желатин

27

4.05.11

Работа по замыслу с бисером.

1

Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины

28

11.05.11

Цветы из джинсовой ткани.

1

Ткань, выкрайка, ножницы

29

18.05.11

Вязание на спицах простого изделия.

1

Пряжа, спицы

30

25.05.11

Итоговое занятие. Выставка.

Список литературы

  1. А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
  2. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
  3. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  4. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
  5. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
  6. С.И. Гудилина “Чудеса своими руками”
  7. А.М. Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  8. М.А. Гусакова “Аппликация”
  9. М.А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  10. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
  11. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  12. Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  13. Т.И. Еременко “Рукоделие”
  14. “Искусство бисероплетения”
  15. “Игрушка”
  16. М.М. Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  17. Т.А. Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
  18. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  19. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  20. Н.М.Конышева “Умелые руки”
  21. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
  22. “Копилка игр сибирячка”
  23. С.В. Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  24. Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
  25. В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
  26. О.С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  27. М.И. Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
  28. А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
  29. “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
  30. Д.Р. Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
  31. Д.Р. Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”
  32. В. Хасенбанк,  Э. Хенши, Б. Бенц “Самоделки.”
  33. Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...