Урок по природоведению на тему "Почва"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Раскрываеться понятия почва, проводятся опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.rar1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Образование почв и их разнообразие»

Цель:  1. Углубить знания учащихся о почве.

2. Сформировать представление о разнообразии почв, их образовании, о плодородии почв.

3. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.

Ход урока

  1. ОРГ. МОМЕНТ-2мин.

Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. И мы с вами не просто учитель и ученики, а научные сотрудники и сегодня будем наблюдать. Рассуждать, открывать новые знания и делать выводы.

А тему нашего исследования вы узнаете отгадав загадку.

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять! (ЗЕМЛЯ)

- А что такое Земля? (учащиеся отвечают на вопрос).2 слайд.(3 мин)

- Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

- Что же такое почва. Как вы думаете.3 слайд.

ОБОБЩАЮ  4 слайд.

- Вы не забыли, о чем мы говорили в начале урока. Мы научные  сотрудник

- И сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу, и узнаем,  из чего состоит почва. Выводы по работе мы будем записывать в тетрадь.

У вас на партах стоит оборудование. Как нужно себя вести во время работы со стеклом.(10 мин)

ОПЫТ№1 5 слайд

Через лупу рассмотрите почву. 1.Какого цвета почва.  2. Какие частицы можно увидеть в почве.3. Какой можно сделать вывод. 

ВЫВОД:  В почве есть остатки растений и животных – перегной.

ОПЫТ № 2 6 слайд

Бросить в стакан с водой кусочек почвы.
- Что вы видите?
Из почвы через воду идут пузырьки воздуха.
ВЫВОД: в почве есть воздух.

ОПЫТ № 3 7 слайд

Возьмите карандаш и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?

ВЫВОД: в почве есть песок и глина,
- Какой вывод можно сделать из результатов  нашего исследования.

ВЫВОД: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета. В почве есть воздух, остатки растений и животных, песок, глина. 8 слайд


- Как образовалась почва, кто влияет на образования почвы 9 слайд(5мин)

Об этом мы узнаем из сообщения Травиной Анны.

- Какой вывод из сказанного Анной можно сделать (делаем вывод записываем в тетрадь) 10 слайд (3мин)

-РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Слайд 11-(5мин)

- откройте учебники ст парагр29, 27


- Кто-нибудь из вас наблюдал за рытьем ям. Что вы видели
.(10мин)

- Почва состоит из слоев. Эти слои называются – горизонтами. Слайд 12.

Самый верхний горизонт- темный. В нем накапливаются останки, образуется перегной. От него зависит плодородие почвы.

Почвы бывают разные, в одних больше перегноя.  А в других больше песка и глины.

ПОКАЗЫВАЮ  ОБРАЗЦЫ  ПОЧВЫ.

ЧЕРНОЗЕМНЫЕ  ПОЧВЫ МОЩНЫЕ, СЛОЙ ПЕРЕГНОЯ БОЛЕЕ 1 МЕТРА, ОНИ ЧЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ.

ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ МАЛО ПЕРЕГНОЯ, ИМЕЮТ СЕРЫЙ, КАК У ЗОЛЫ ЦВЕТ, СКАПЛИВАЕТЬСЯ ВЛАГА СОЗДАЮТЬСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ГНИЕНИЯ. Под действием микроорганизмов остатки растений превращается в перегной, в котором образуются почвенные кислоты, почвы кислые.

ГЛИНИСТЫЕ-ПРЕОБЛАДАЮТ ГЛИНЫ КОГДА НЕТ ДОЖДЕЙ ГЛИНА ВЫСЫХАЕТ СТАНОВИТЬСЯ КАК КАМЕНЬ, В ДОЖДЬ СТАНОВИТЬСЯ ВЯЗКОЙ

ПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ  ПРЕОБЛАДАЕТ ПЕСОК. ЧАСТИЦЫ СЛАБО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, КОРНЯМ РАСТЕНИЙ ТРУДНО УКРЕПИТЬСЯ. БЫСТРО ПРОПУСКАЮТ ВОДУ ЗАСУШЛИВЫ.

ИЗВЕСТНЯК СОСТОЯТ ИЗ ИЗВЕСТНИКА

ТОРФЯНЫЕ БОЛОТНЫЕ ПОЧВЫ.

Слайды 13-16

 В нашей местности подзолистые почвы. Если останется время можно по карте.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.(8мин)

Итак, давайте подведем итоги нашего научного исследования.

-Что такое почва.

-Какие почвы называют плодородными.

Перед вами 5 вопросов. Вы на них сейчас ответите, ответы запишите в тетрадь.

МОЛОДЦЫ!!

Д-з  

Структура почвы

Показываю на примере вывод записываем со слайда

Разнообразие почв.

Почва состоит из слоев горизонтов, отличающих друг от друга по цвету слайды

(самый верхний горизонт-темный. В нем накапливаеться останки, образуеться перегной. Чем больше..

Почвы бывают различные: в одних больше перегноя, а в других больше песка и глины.

    Почвы с большим количеством перегноя называются черноземными, другие почвы – песчаными или глинистыми, смотря по тому, чего в них больше, песка или глины.

    Лучшая почва черноземная, т.к. в ней много солей и перегноя, она рыхлая, темная, хорошо прогревается солнцем и в ней достаточно влаги и воздуха; растения на такой почве хорошо растут и дают урожаи.

     Глинистая почва весной сильнее пропитывается водой, которая иногда застаивается на её поверхности, а песчаные почвы засушливы, потому что быстро пропускают воду.

Смотреть слайды.

В нашей местности почвы подзолистые.

Наша страна огромна разнообразен и почвенный покров (рассматриваем карту)

Закрепление

Давайте подведём итог. Что такое почва? Какая почва называется плодородной? Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.- Перед вами 5 вопросов.Вы читаете их и на листочках записываете ответ.Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

1)      Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)

2)      Какие вещества входят в состав почвы, выбери и  зачеркни лишнее:Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.

3)      Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)

4)      Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)

5)      Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (пере….)Взаимопроверка теста по экрану, выставление оценок.За каждый правильный ответ выставляется знак + 5 + оценка «5»4 + оценка «4»3 + оценка «3»

Решение экологической проблемы.Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб.

Слайд про высчит

Дз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"

Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у...

Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"

Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....

Разработка урока по природоведению-5класс

Тема урока:"Как питаются разные животные" по учебнику Суховой Т.С.,Строганова В.И. в виде заочной экскурсии предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся,при которой учебный матер...

«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)

Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...

Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс

Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....

Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....

урок по природоведению "Уникальная планета Знмля"

Разработка урока по природоведению по теме "Уникальная планета Земля". Конспект урока. Маршрутные листы для учащихся....