Урок по теме "Жизнь под угрозой"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Этот урок является заключительным в курсе природоведения. Он позволяет познакомить учащихся с исчезающими видами животных и растений, причинами их исчезновения; влиянием человека на живые организмы и среду их обитания, мерами по охране исчезающих видов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_pod_ugrozoy.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока составлен учителем биологии МОУ СОШ №3 г. Можайска Александровой Г.А.

                                                                                                                                                                             Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)

Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений;  

                          причинами их исчезновения; влиянием человека на живые организмы и среду их

                           обитания;    мерами по охране исчезающих видов растений и животных; правилами поведения в природе.

Оборудование:  страницы книги «Жизнь под угрозой», «написанные» учащимися (плакаты); фрагмент кинофильма «Уголки природы нашей Земли»; глобус на фоне черного экрана со звездами; таблица «Строение биосферы».

Форма проведения урока: написание книги «Жизнь под угрозой» и ее презентация.

Подготовка к написанию книги: заранее определяются группы по количеству страниц,

выбирается тема, подбирается материал; содержание страниц обсуждается в группе и с учителем; учащимися художественно оформляется выбранная страница.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Определение задач урока.
  2. Вступительное слово учителя.

Земля - уникальная планета. В настоящее время только на ней обнаружена жизнь. Существованию жизни на Земле способствует ряд ее особенностей: расстояние от Солнца, скорость вращения вокруг оси, наличие атмосферы, гидросферы и почвы.

  1. Демонстрация кадров учебного фильма «Уголки природы нашей Земли».
  2. Чтение учащимися стихотворения И. Талькова «Черная бездна...»

Черная бездна... Звездная пыль...        Крутится, вертится шар голубой,

Холодом дышит вечность,        Нас на груди качая.

Переплетая сказку и быль        Крутится, вертится не для того,

Миг и бесконечность!        Чтоб все начать сначала.

Кто-то, когда-то задал маршрут,        В кружении стай вездесущих ракет

Не объяснив секрета,        Так нелегко вращаться.

И совершает неведомый путь        Все-таки пять миллиардов лет

Маленькая планета.        Отдано цивилизации!

Мелкой дрожью на полюсах        Дает себя знать усталость.               И застывает вопрос на устах:           «А сколько еще осталось?!»

Вопрос «А сколько еще осталось?» не праздный и требует незамедлительного разрешения. Неужели цивилизация ведет к неизбежным бесценным потерям? В конечном итоге, это может привести к гибели всего человечества и нашей такой беззащитной планеты. Растения и животные всегда были для людей щедрым источником пищи, медикаментов, строительных материалов и одежды. А человек в ответ на это расчищал леса и распахивал поля, превращая естественную среду в лоскутное одеяло. Сегодня на уроке, составляя книгу жизни нашей планеты, мы прикоснемся к решению очень сложных научных проблем, касающихся сохранения биологического разнообразия, т. е. всего живого на Земле. Слово авторам первой страницы «Тревожное положение в биосфере».

  1. Презентация книги «Жизнь под угрозой».

Страница №1 «Тревожное положение в биосфере».

  1. На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека
  2. Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, лак или другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это может нанести вред окружающей среде. Оказывается, может, и еще какой! В этих баллончиках бывают вещества, которые, попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Антарктидой он стал так тонок, что это место назвали озоновой дырой. Если озоновый слой будет разрушен, все живое на Земле погибнет.
  3. В школьных химических кабинетах, где хранятся кислоты, часто вешают табличку «Осторожно!». Действительно, эти вещества при неаккуратном обращении с ними разъедают кожу, одежду, бумагу... А теперь представьте, что с неба на вас льется кислотный дождь. К сожалению, люди во многих районах мира все чаще сталкиваются с этой бедой. Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождем на землю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушаются от кислотных дождей.
  4. В парниках на наших огородах стекло или пленка удерживают тепло. В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и пленки в нем играет углекислый газ, которого все больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 миллиарда тонн топлива, при этом образуется 5,5 миллиардов тонн углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Это явление назвали парниковым эффектом. Если температура на Земле повысится на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется, и вода затопит огромные площади суши вместе с полями и огородами. Повсюду изменится погода, разладится работа сельского хозяйства и вся жизнь людей.

Моя планета - человеческий дом.        Вот она летит, маленькая такая!

Ну как ей жить под дымным колпаком,        Вот она грустит, в думы свои вникая,

Где сточная канава - океан,        Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Где вся природа поймана в капкан,        Все еще живет! Все еще людям верит!

Где места нет ни аисту, ни льву,        Вот она плывет сквозь розовую полночь,

Где стонут травы: «Больше не могу...»        Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Страница № 2 «Редкие и исчезающие виды животных».

- Редкие и исчезающие животные. Кто они, много их или мало, стоит ли о них вести речь, когда из названия следует, что вроде бы не представляют они массового интереса, раз так редко встречаются. А другая часть - исчезающие, вроде как тени. Ну и пусть исчезают эти тени. Иногда возникает мысль, что потеря части видов животных не так опасна. Это ошибка! Все виды живых существ полезны. К примеру, волк, питающийся при случае домашними животными ,одновременно в природе выполняет функции санитара. Было бы

     величайшей глупостью дать вымереть какому-либо животному. Ведь воссоздать          потерянное  нельзя - строение обычной мухи остается более сложным, чем любая компьютерная система.

  1. Редкими называются виды растений и животных, которым в настоящее время еще не грозит исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания. Исчезающие животные, по определению Красной книги, - это те виды, которые находятся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер.
  2. Ученые подсчитали, что с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов зверей и птиц. Более половины из них - за последние 50 лет. И в их гибели повинен человек. Сегодня более чем 600 видов птиц и 120 видов млекопитающих, многие виды рыб, земноводных, пресмыкающихся находятся на грани исчезновения из-за разрушения человеком их естественных мест обитания, загрязнения окружающей среды.
  3. Подсчитано, что до появления на Земле человека один вид животного исчезал в среднем за одну тысячу лет, с 1850 по 1950 год - один вид за десять лет (т.е. в 100 раз быстрее!), после 1950 года - за один год. А сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов. Если так поддет и дальше, то уже через несколько лет каждый прожитый людьми час будет отмечен гибелью одного вида организмов.
  4. Красная книга, созданная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, что-то вроде паспорта для исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Внутри эта книга разноцветная: на красных листах разместились редкие исчезающие виды, на желтых - кандидаты в исчезающие, на серых -чье положение вызывает тревогу, на белых - запас которых в природе ограничен, на зеленых - спасенные человеком виды.

Страница № 3 «Редкие и исчезающие виды растений».

  1. В последнее время некоторые виды растений стали исчезать. Многие из них попали в Красную книгу. Красная книга - это книга тревоги, предупреждения. В нее включены все дикорастущие растения, которые находятся под угрозой исчезновения, и редкие растения. Вот некоторые из них: башмачок крупноцветный, прострел раскрытый (сон-трава), медуница лекарственная, первоцвет весенний и многие другие - около 600 видов, нуждающихся в особом внимании. Некоторые из них вы знает, видели в лесу, других местах.
  2. Так, башмачок крупноцветный - многолетнее травянистое растение. Башмачок крупноцветный имеет цветок красивой формы: вздутая мешковидная губа фиолетово-красного цвета, окруженная четырьмя изящными лепестками. Цветет в июне - июле; встречается на лесных лужайках в лиственных, реже сосновых лесах. Уничтожается это растение при сборе цветков.
  3. Занесен в Красную книгу прострел раскрытый (сон-трава). Его так называют потому, что, когда смотришь на поникшие цветки, кажется, что они спят. Цветет он в апреле -начале мая. Цветки имеют фиолетовый махровый венчик. Растет сон-трава в просохших сосновых борах, на склонах гор. Это растение стало большой редкостью. Красота его цветка привлекает человека, он делает букеты, забывая о том, что размножается сон-трава в основном семенами.
  4. Очень редким стал и ландыш майский, потому что способность его к самовосстановлению низка: от прорастания семени до цветения проходит шесть лет. А венерин башмачок - сиреневая нарядная «туфелька» с нежным запахом - зацветает лишь на восемнадцатом году жизни. Беречь прекрасный, но хрупкий мир растений - обязанность каждого человека.

              Я на пестреющем лугу                       Что рвать цветы я не могу:

              Сегодня поняла впервые,                   Они умрут, они живые.

Страница № 4 «Причины исчезновения видов».

  1. К числу наиболее известных из уничтоженных человеком животных относится морская корова, дикая лошадь тарпан, зебра квагга, странствующий голубь, дронт, бескрылая гагарка.
  2. В настоящее время тысячи видов растений, грибов, животных оказались в списках редких и исчезающих. Среди них известное вам дерево секвойя, одна из древнейших рыб - латимерия, морские черепахи, хищные птицы, киты и многие другие.
  3. Почему же исчезают живые существа? Самый общий ответ: из-за нарастающего воздействия человека на природу. Это воздействие проявляется в основном в двух формах
  4. прямое истребление организмов того или иного вида (например, сбор букетов, охота, рыбная ловля) и уничтожение мест, пригодных для жизни вида (загрязнение природных вод, вырубка лесов, распашка степей).
  5. Надо ли удивляться, что многие организмы исчезают или становятся редкими, если ежегодно люди уничтожают или вылавливают, к примеру, до 2 миллионов черепах, до 7 миллионов крокодилов, десятки миллионов ящериц, сотни миллионов лягушек, не говоря уже о рыбах, птицах, зверях. Цели тут самые разные - получить мясо, шкуру, кожу, красивый панцирь, продать живьем за большие деньги, но результат один - обеднение живой природы Земли.
  6. Масштабы уничтожения мест обитания организмов тоже огромны. Так, в тропических лесах каждый день спиливают примерно 5 миллионов деревьев. При таком воздействии на природу страдают не только отдельные виды организмов - гибнут целые природные сообщества.
  7. Один из примеров этого - судьба коралловых рифов во многих районах мира. Загрязнение морей отходами промышленных предприятий, нефтью и нефтепродуктами, бытовыми отходами губит кораллы, которые могут жить только в чистой воде. А вслед за кораллами погибают и прочие обитатели удивительного сообщества коралловых рифов. К этому добавляется варварское поведение туристов.

Страница № 5 «Меры по охране видов и мест их обитания».

-        Чем больше население Земли, тем больше и его влияние на живую природу. Человек
слишком много берет от природы. А что дает ей взамен?

Мы рубим лес, устраиваем свалки.        Пора бы человечеству понять,

Но кто же под защиту все возьмет?        Богатство у природы отбирая,

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.     Что Землю нужно тоже охранять:
Подумайте, а что нас дальше ждет?
        Она, как мы, такая же - живая!

  1. Одна из важнейших задач человечества сегодня - сохранение биологического разнообразия, т.е. разнообразия видов организмов. Об этом сказано в специальном международном документе - «Конвенции о биологическом разнообразии» 1992г.
  2. Что же люди делают для спасения живой природы? Прежде всего ученые выявляют виды и сообщества организмов, которым угрожает опасность, определяют, сколько осталось в природе тех или иных редких организмов и где именно они еще сохранились, намечают меры их охраны. Ученые добиваются введения запрета на любое уничтожение (сбор, охота, вылов) существ, нуждающихся в охране. Так, запрещено уничтожение всех видов, внесенных в Международную Красную книгу России.
  3. Для разведения отдельных видов создаются специальные питомники. Например, существуют питомники, где разводят журавлей, дроф, хищных птиц, джейранов. Очень важна работа ботанических садов и зоопарков (которые стали убежищем для многих редких растений и животных), а также заповедников и национальных парков, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества.

- Национальные парки похожи на заповедники. Но если в заповедниках туристов не пускают, то в национальных парках всегда много посетителей. Здесь можно наблюдать за животными, любоваться красотой природы, но жечь костры, рвать цветы, собирать грибы и ягоды - нельзя. Таким национальным парком является, например, «Лосиный остров» в Москве. Формы охраны природы весьма разнообразны. Необходимо также защищать чистоту воздуха и вод, потому что без этого невозможно спасение многих представителей живого.

6.  Чтение экологического рассказа «Воскресенье в лесу».

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой оповестили лес - мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом.

Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывать муравьиную кислоту. Он настрогал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка» - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке у нее два желтых пятнышка. «Это не гадюка, -тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно - гадина!» - ответил ей Петрик.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города.

7. Обсуждение ошибок, совершенных школьниками.

а)        В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

б)        Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается
грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы - дерево».

в)        Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить
костры вообще запрещается.

г)        Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через
250 лет), металлические банки разрушаются через 100 лет.

д)        Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного
прекращения горения.

          е) Трогать яйца птиц не следует, птица может не сесть на яйца.

          ж) Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.

         з). Не следует что-либо проталкивать в муравейник - нарушаются взаимоотношения в этом сложном обществе.

         и). Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния.

          к). Нельзя бить змей, даже гадюк.

         л). Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветков недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие охраняемые растения.

Страница № 6 «Десять правил друзей леса

-- Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и  наших внуков.

--        Сохраняйте «зеленое равновесие» - новые посадки должны полностью восполнять
срубленные и погибшие деревья.

-- Приходите в лес с любовью к природе.

--        Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу.
Слушайте таинственную музыку леса.

-- Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам

--        пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.

-- Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.

-- Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его

название.

--Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья,

кустарники, грибницы.

-- Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

--        Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его
красотой.

8. Подведение итогов.

Какова на ваш взгляд самая удачная страница нашей книги? (Присуждение премии имени первой учительницы Ларисы Владимировны).

На доске осталась одна страничка, которой мы пока не обращались - это словарь терминов. Так как наша книга научно-популярная, давайте дадим определения основным экологическим понятиям.

Страница № 7 «Словарь терминов».
-- Биосфера        -- Среда обитания

-- Красная книга        -- Заповедники

-- Озоновый слой        -- Национальные парки

--        Редкие животные        --Парниковый эффект
-- Исчезающие животные
        -- Кислотные дожди.

Раненая птица в руки не давалась.

 Раненая птица птицей оставалась.

 Этот сон давнишний до сих пор мне снится .

 На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.

 Вы их жалейте, люди: не убивайте зря!

Ведь небо без птиц не небо,

А море без рыб - не море.

 И земля без зверей не земля...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ОБЖ "Международный терроризм-угроза национальной безопасности в России"

Разработанный материал знакомит  учащихся с понятием "терроризм" и "международный терроризм"...

Презентация к уроку по теме "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности"

Презентация "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности" поможет провести занятие с учащ...

Методическая разработка урока по истории России «Угроза с Запада» 6 класс (базовый уровень).

Используемые педагогические технологии:- Кейс-технология (приемы: работа с подготовленными учителем заданиями).  Особенностью применения кейс-технологии на данном уроке является то, что предлагае...

Урок ОБЖ 9 класс Угрозы военной безопасности России

Урок "Угрозы военной безопасности России", можно использовать какоткрытое занятие. На уроке используются фрагменты видеофильмов и презентаций....

Методическая разработка урока по теме "Терроризм – угроза человечеству"

В методическом плане в основу занятия по названной теме положена логика решения проблемы. Первый этап - введение в проблему, второй - погружение в нее, поиски решения, третий - выход из проблемы путем...

Методическая разработка по теме: «Угроза терроризма – угроза обществу».

объяснить сущности терроризма, его типы и цели;совершенствование у воспитанников знаний о терроризме;основ безопасности в ЧС;формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего пок...