Урок природоведения в 5 классе
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

 

Без растений жизнь на Земле немыслима. Близость к растениям, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. На природе чувство Родины видится в каждом листочке, в каждом цветочке, в каждой росинке. Растения  дают нам кислород для дыхания, пищу, согревают нас и дарят нам радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_rastitelnogo_mira.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc31 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc23 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведение 5 класс

Учитель: Ляхова Елена Викторовна

Тема урока: Разнообразие растительного мира. (Слайд 1)

 Цель:        (Слайд 2)

         1. Обобщение  и распространение знаний о разнообразии растений по форме, величине, продолжительности жизни, месту обитания.

2. Раскрыть многообразие растительного мира.

        3. Усвоение знаний о  значении растений в природе и жизни человека.

Оборудование: 

                - учебник «Природа.  Неживая и живая», 5 класс,

                 авторы – В.М. Пакулова, Н.В.Иванова;

                - мультимедийная презентация «Разнообразие растительного мира»;        

                - компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Обобщение знаний.

Вступительное слово учителя: (Слайд 3)

Без растений жизнь на Земле немыслима. Близость к растениям, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. На природе чувство Родины видится в каждом листочке, в каждом цветочке, в каждой росинке. Растения  дают нам кислород для дыхания, пищу, согревают нас и дарят нам радость.

На предыдущих уроках природоведения мы получили много  знаний   о многообразии растений, которые  обитают  в лесах, лугах, полях, в водоемах. Мы узнали  о строении растений, их  развитии  и  размножении. Сегодня мы попробуем обобщить  эти знания и  показать, какое  место они занимают  в природе и в жизни человека, ведь растения окружают нас в течение всей нашей жизни, мы знаем их с детства.

Проверка  знаний: (фронтальный опрос)

Давайте вспомним  общие и  отличительные признаки растений.

Назовите общие признаки растений  (Слайд 4)

 (питание, дыхание, рост, размножение, обмен веществ, смерть)

Чем отличаются растения друг от друга?  (пигментами) (Слайд 5)

Что такое пигменты? (Пигменты – красящие вещества растений, разнообразные по химическому составу.)(Слайд 6)

 Где содержатся пигменты? (в тканях и органах растений)

 Как человек использует пигменты растений? (использовать растения как красящие вещества, например: (Слайд 7)

красная краска – цветы зверобоя, чертополоха, плоды барбариса.

желтая краска – листья березы, кожица лука, цветы резеды.

синяя краска – цветы василька.

фиолетовая краска – ягоды ежевики.

черная краска – плоды грецкого ореха, граната.

Самое главное красящее вещество?  (в клетках листьев содержится хлорофилл, с участием этого пигмента, энергии солнечного света, в зеленых частях растений происходит удивительный процесс фотосинтез) (Слайд 8)

Что  образуется в процессе фотосинтеза? ( из неорганических веществ на свету образуются органические вещества (крахмал) и растения выделяют кислород) (Слайд 9)

II. Изучение нового материала (Знакомство с разнообразием растительного мира)

Велик растительный мир Земли. Растения отличаются друг от друга по размерам, внешнему виду, биологическими особенностями. (Слайд 10)

Вспомним, из чего состоит клетка?  (оболочка, цитоплазма, ядро)

Живые организмы подразделяются на одноклеточные,  многоклеточные и неклеточные. (Слайд 11)

 Какие одноклеточные организмы вы знаете? (амеба, инфузория-туфелька, бактерии, хламидомонада, эвглена зеленая)

 При помощи чего можно увидеть одноклеточные организмы? (микроскопа)

 Что образуют ткани?  (клетки)

 Какие части выделяют у растений? (органы: корень, лист, цветок)

 Многоклеточные организмы состоят из большого количества клеток. (мхи, папоротники, хвойные, цветковые, водоросли)

Неклеточные организмы содержатся в ядрах клеток, способны проникать в другие живые организмы и жить внутри них, выделяя яды. (вирусы)

Многоклеточные организмы делятся на цветковые и нецветковые (Слайд 12)

Водоросли – не имеют органов. (Слайд 13) У мхов появляются стебли и листья. (Слайд 14)

У папоротников наряду со стеблями и листьями появляются корни. (Слайд 15)

Хвойные. Приобретают семена наряду с корнями и листьями. (Слайд 16)

Цветковые. Имеют корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена.

Растительный мир очень разнообразен. Это проявляется в величине растений, форме, продолжительности жизни (одни живут в течение лета, другие - несколько лет, десятков лет и даже сотен лет).

Растения подразделяются  в  зависимости от наличия или отсутствия цветка

на две группы  цветковые и нецветковые.

Цветковые – которые цветут.

Нецветковые - вовсе не цветут. ( плауны, папоротник, мох, хвощи)

На какие группы делятся цветковые растения?

           светолюбивые и теневыносливые (Слайд 17)

светолюбивые – растут, где много света (кошачья лапка, брусника, черника)

теневыносливые – растут, где мало солнечных лучей, всегда сумрачно    

(кислица, грушанка,  зимолюбка)

Культурные и дикорастущие(Слайд 18)

культурные – за ними ухаживает человек (Слайд 19)

дикорастущие – растут сами по себе, за ними никто не ухаживает. (Слайд 20)

III. Закрепление

Вы видите, как разнообразен растительный мир.

Подумайте, какое значение имеют растения для жизни нашей планеты?

Какую роль играют растения в жизни человека?

Тест «Разнообразие растительного мира» (Приложение 1)

Игра:  Вычеркни лишнее слово в каждой строчке  (Приложение 2) (Слайд 21)

Клён, рябина, ель, тюльпан

Берёза, дуб, шиповник, тополь

Яблоня, смородина, малина, ежевика

Осина, дуб, липа, ель

Клубника, роза, фиалка, ландыш

Груша, слива, тополь, вишня

Липа, осина, клён, яблоня

Заполните таблицу:   (Приложение 3) (Слайд 22)

Группа растений

Примеры

Цветковые

Нецветковые

Культурные

Дикорастущие

Найди правильный ответ. Обведи его (Приложение 4) 

Во что фея из сказки Ш. Перро «Золушка» превратила тыкву? (в платье, в туфли, в репу, в карету)

Какое растение посадил и вырастил дед? (картофель, свёклу, капусту, репу)

Назови овощ из гардероба снеговика (огурец, морковь, перец, баклажан)

Как иначе в России называют баклажаны? (зелёненькие, синенькие, жёлтенькие, пёстренькие)

Нарисуй знак, говорящий об отношении к природе (Приложение 5) (Слайд 23)

IV. Итог урока. Выставление оценок. 

V. Домашнее задание:  § 37, найти пословицы и поговорки о растениях (Слайд 24)

VI.  Спасибо за урок.  (Слайд 25)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Ф.И. обучающегося ____________________________

Тест «Разнообразие растительного мира»

Тело одноклеточных растений состоит из…

А) органов    В) Многих клеток    С) Одной клетки

Клетки многоклеточных растений образуют…

А) ткани    В) органы    С) царства

 

Зимолюбка относится к…

А) Теневыносливым растениям    В) Светолюбивым растениям             С) Нецветковым растениям

Назовите растение, не имеющее цветок:

А) вишня     В) плаун       С) лотос

Какое растение является дикорастущим ?

А) папоротник      В) огурец       С) клубника

Цветковое дикорастущее растение?

А) роза       В) клевер     С) томат

     

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается во все стороны?

А) одуванчик     В) лютик     С) василек

Какие деревья с белой корой?

А) осина     В) береза       С) липа

 

1

2

3

4

5

6

7

8



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Вычеркни лишнее слово в каждой строчке

Клён, рябина, ель, тюльпан

Берёза, дуб, шиповник, тополь

Яблоня, смородина, малина, ежевика

Осина, дуб, липа, ель

Клубника, роза, фиалка, ландыш

Груша, слива, тополь, вишня

Липа, осина, клён, яблоня



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Ф.И. обучающегося_______________________________

Заполните таблицу:

Группа растений

Примеры

Цветковые

Нецветковые

Культурные

Дикорастущие



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Ф.И. обучающегося_____________________________________

Нарисуй знак, говорящий об отношении к природе



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Ф.И. обучающегося _____________________________

Найди правильный ответ. Обведи его

Во что фея из сказки Ш. Перро «Золушка» превратила тыкву? (в платье, в туфли, в репу, в карету)

Какое растение посадил и вырастил дед? (картофель, свёклу, капусту, репу)

Назови овощ из гардероба снеговика (огурец, морковь, перец, баклажан)

Как иначе в России называют баклажаны? (зелёненькие, синенькие, жёлтенькие, пёстренькие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Какие условия необходимы для реакции горения"

Презентация подготовлена  для урока  природоведения по учебнику Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс....

Урок природоведения 5 класс. Тема "Здоровье - это здорово!"

Данный урок является обобщающим уроком  в теме: «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» из курса природоведения в 5-м классе по программе В.В. Пасечника. Урок ...

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

Презентация" Воздушная оболочка Земли." Урок природоведения 5 класс

В презентации полная характеристика атмосферы, описание облаков , грозы, тесты для проверки знаний...

Урок природоведения 5 класс. Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся  знаний о полезных ископ...

Дистанционный урок природоведения - 5 класс

Уважаемый учащиеся и товарищи родители!  в дистанционном  уроке описаны действия школьника, т. е. как изучать параграф и работать над ним, какие записи необходимо  сделать в тетради. Пр...