Обобщающий урок "Путешествие по Солнечной системе"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Карплюк Татьяна Иосифовна

Урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы.Проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому слабому учащемуся.

Цель урока: контроль и коррекция знаний по теме Солнечная система, развитие памяти, внимания, логического мышления, умения работать в заданном темпе, развитие навыка самостоятельной работы, привитие интереса к изучаемому предмету через подачу дополнительного материала, использования игровых форм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_solnechnoy_sisteme.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по Солнечной системе

Цели урока: контроль и коррекция знаний по теме солнечная система, развитие памяти, внимания, логического мышления, умения работать в заданном темпе, развитие навыка самостоятельной работы, привитие интереса к изучаемому предмету через подачу дополнительного материала, использования игровых форм.

Тип урока: обобщающее повторение.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы и приемы: репродуктивные – узнавание, повторение; сравнение, обобщение, анализ, синтез; работа в парах, фронтальный опрос, элементы программируемого обучения, взаимоконтроль.

Место урока в контексте темы: промежуточное повторение и контроль.

Внутрипредметные связи: все уроки темы.

Оборудование: раздаточный материал на каждого учащегося, шкала оценок.

Оформление доски: пустая схема “Солнечная система”, рисунок без надписей “Планеты Солнечной системы”.

Ход урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

2 мин.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие по солнечной системе. Но вы еще пока кандидаты в космонавты. И, если вы покажете сегодня хорошие знания, тоя вас зачислю в отряд космонавтов.

Давайте проверим оборудование. Взяли ли мы все необходимое в полет? Что нужно взять?


Ребята настраиваются на работу.




Провиант, фотографии, письма, книги, бортовой журнал (тетрадь).

6 мин.

2. Основная часть урока.

2.1. Ребята, давайте проложим маршрут нашего путешествия. Для этого выберем командира нашего корабля, который подпишет на доске названия планет (на доске рисунок – нарисованы орбиты и прикреплены силуэты планет, см. Приложение 5).



Словарный диктант (учитель диктует названия планет).




Проверим, правильный ли курс проложил командир корабля.

Сколько всего планет?

Куда исчезла 9 планета, Плутон? Ведь в ваших учебниках она есть? Мы уже говорили с Вами об этом на уроках, вспомните, пожалуйста.
















Назовите оставшиеся планеты.


1 учащийся (командир) подписывает на рисунке на доске названия планет учителя. (такое задание они тоже выполняют на каждом уроке, усложняя его по мере изучения материала).


Остальные учащиеся записывают под диктовку названия планет в бортовой журнал( тетрадь), сдают работы учителю.

Ребята проверяют подписи на доске.

Восемь.

На XXVI Ассамблее Международного астрономического союза, завершившейся в Праге, ведущие ученые мира постановили, что отныне Плутон больше не является планетой Солнечной системы. Астрономы со всего мира посчитали, что после 76 лет "членства" в клубе планет Солнечной системы Плутон, чей размер в диаметре составляет всего чуть более 2300 км, должен его покинуть. Плутон вошел в состав так называемых "карликовых планет".


В Солнечной системе осталось восемь полноправных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

6 мин.

2.2. Фронтальный опрос:

Маршрут мы проложили, теперь мы не заблудимся в солнечной системе.

Я предлагаю начать полет с самой дальней планеты. Какая планета дальше всех от Солнца?

Какие планеты мы пролетим? Назовите их по-порядку.

Каким словом можно назвать эти все планеты?

Назовите признаки планет-гигантов.







Давайте совершим посадку на какой-либо планете-гиганте.

А сможем ли мы сесть на эту планету?



Тогда летим дальше.

Вдруг слышим: sos! sos! Sos! Что это, ребята!


Давайте дополним схему поясом астероидов.


Где его нужно нарисовать?


Что вы знаете об астероидах?


Прежде чем продолжить полет, давайте вспомним, какие планеты мы сейчас пролетим?

Дайте характеристику этих планет.




Нептун


Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер.

Планеты-гиганты.

Много спутников

Газообразные поверхности.

Большое расстояние до Солнца.

Большие (гигантские) размеры.


(Варианты ответов)


Нет, так как на планетах гигантах нет твердых поверхностей.


Наша ракета вошла в пояс астероидов.

1 учащийся дополняет схему на доске.

Между орбитами Марса и Юпитера.

Это малые планеты, видны в телескоп, как звездочки.

Марс, Меркурий, Земля, Венера.

Небольшое расстояние от Солнца.

Небольшие размеры.

Мало или нет спутников.

Твердые поверхности.

5 мин.

2.3. Давайте все вместе попробуем проложить курс на нашей карте. Работа над тестом в виде лабиринта с цифрами. (см. Приложение 1). Таким образом, знания проверяются и корректируются еще раз.

Ребята стараются успевать работать в заданном темпе.

2 мин.

2.4. Сейчас мы сделаем посадку на уникальной планете. На какой планете есть атмосфера из кислорода? На какой планете вы смогли выйти из корабля без скафандра?

Ваши организм устал от долгого сидения в кресле космического корабля. Сделаем небольшую космическую зарядку.




На Земле.

Учащиеся делают зарядку.

5 мин.

2.5. Продолжение фронтального опроса. Теперь вернемся в корабль. Сядем в кресло и закроем глаза. Тишина. Звездная ночь. С неба одна за другой падают звезды.

Ребята, звезды ли это падают?

А что такое метеор?





Вдруг раздался страшный грохот. Что это было?

Поясните, что называется метеоритом?


От ужаса вы широко раскрыли глаза и увидели надвигающейся на землю яркий шар.

Как он называется?

А нужно ли бояться кометы?





Нет, это метеоры.

Метеор - световое явление, которое возникает при сгорании частичек космической пыли в атмосфере земли.


Метеорит.

Упавшее на землю космическое тело.



Комета.

Нет, так как у комет есть свои орбиты.

3 мин.

2.4. Надежный и знающий напарник в космосе – это очень важно.

Вы сейчас будете работать в парах по заданиям. (см. Приложение 2).  



Работа в парах устно вполголоса, проговаривая друг другу ответы.

5 мин.

2.5. Давайте вспомним еще раз все, что входит в состав солнечной системы. И вместе заполним схему на доске (см. Приложение 3. Над этой схемой они работали уже много уроков). Работа по цепочке.

Учащийся может заполнить любую клеточку схемы на доске.

5 мин.

2.6. Теперь вам предстоит сдать экзамен на космонавта.

Выполните контрольную работу для космонавта. (см. Приложение 4).



Индивидуальная работа.

1 мин.

3. Итоги урока.

Я рада, что все вернулись на землю живыми и невредимыми. Все вы приняты в отряд космонавтов. На следующих уроках мы полетим далеким, неизведанным мирам. До свидания, до следующих космических путешествий.

Список литературы:

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И., Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Москва: Классикс Стиль, 2003
  2. Елькина А.М., Старцев П.Е., Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты: Дидактический материал к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И., Природоведение. 5 класс. Москва: Дрофа, 2001
  3. Плешаков А.А., Сонин Н.И., Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику природоведения для 5 класса. Москва: Дрофа, 2002
  4. Плешаков А.А., Сонин Н.И., Природоведение. Рабочая тетрадь к учебнику для 5 класса. Москва: Дрофа, 2011
  5. Плешаков А.А., Сонин Н.И., Природоведение. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва: Дрофа, 2011
  6. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. Под. редакцией Козачек Т.В. Волгоград: Учитель, 2003
  7. Рохлов В.С., Сонин Н.И., Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. Москва: Дрофа, 2002
  8. Семенцова В.Н., Природоведение. 5 класс. Технологические карты уроков. Санкт-Петербург: Паритет, 2001
  9. Сонин Н.И., Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки. Москва: Айрис-пресс, 2003
  10. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В., Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. Москва: Дрофа, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце и планеты Солнечной системы

В помощь учителю: презентация по астрономии "Солнце и планеты Солнечной системы"....

Урок математики в 5 классе: «Путешествие по Солнечной Системе»

Урок в 5 классе по теме "Решение уравнений"...

Урок обобщающего повторения по теме «Солнечная система».

Урок проходит в форме игры "Что? Где? Когда?" после изучения темы "Солнечная система"...

Обобщающий урок на тему: "Солнечная система, её состав"

Урок природоведения в 5 классе.Тема : Повторение темы « Солнечная система, её состав.»Цель: закрепить с учащимися знания по теме « Солнечная система, её состав», проверить усвоение учащимися основного...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...