Презентация на тему"Одноклеточные"
презентация к уроку по биологии (6 класс)

материал содержит рабочую программу по природоведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_prirodovedeniyu_5_kl.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании кафедры

словесности №

«____» ___________2011г.

Протокол №

Зав.кафедрой            И.А.Суханова

Согласовано

зам. директора по УВР

__________Л.Н.Стрельникова

«______» ____________2011г.


Утверждено

директор МОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2011г.

Приказ №_____ от_________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка

                                                                                                                   

                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                     ПО  ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

                                 В 5 КЛАССЕ

  Программа предназначена для реализации

                                                в 2011-2012 учебном году

Составитель программы

учитель географии

высшей категории

Знаменщикова

Галина

Михайловна

Липецк, 2011

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

     1.1. Цели и задачи.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих

 целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и не живой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе решения познавательных задач
  4. воспитание положительного эмоционально – целостного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов медицинской помощи

 1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

     Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (п.7, статья 32).
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  3. Примерная программа основного общего образования по природоведению.
  4. Локальный акт гимназии «Положение о  структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №69, реализующего образовательные программы общего образования».
  5. Учебный план МОУ гимназии №69 на 2010-2011 учебный год.

     1.3. Сведения о программе.

     Данная рабочая программа по природоведению определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

     1.4. Обоснование выбора программы.

     Причиной выбора  этой программы послужило следующее:

     В полном объеме представлены все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и способностей, обучающихся 5 класса.

     1.5. Информация о внесенных изменениях.

     В авторскую программу существенных изменений внесено не будет.

     1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

     Данный учебный курс по природоведению в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам    

 1.7. Информация о количестве учебных часов.

     В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю (68 часов в год).

 1.8. Формы организации образовательного процесса.

     Основной формой организации образовательного процесса является урок.    

 1.9. Технологии обучения.

     Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.    

1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.

Примерная программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в этом направлении приоритетными  являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности.

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта, при которых меняется лишь одна величина; использование приборов; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Способы работы с естественнонаучной информацией.

Поиск необходимой информации в справочных изданиях; использование дополнительных источников информации

Коммуникативные умения.

Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстраций; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества

Способы самоорганизации учебной деятельности.

Оценка собственного вклада в деятельность группы; самооценка уровня личных учебных достижений.

     1.11. Виды и формы контроля.

     Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть зачет, практическая работа, тест, контрольная работа.

     1.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

 ученик должен: 

знать/понимать

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;
  2. отдельные методы изучения природных тел                
  3. строение живой клетки (главные части);
  4. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  5. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  6. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  7. изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);  важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
  9. уметь
  10. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);
  11. определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  12. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека
  13. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  14. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;·                
  15. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  16. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;  находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  17. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера;
  18. выделять его главную мысль;
  19. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  20. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  21. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  

  1. для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;·                
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;·                  
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

  1. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.

     Для овладения всеми перечисленными выше умениями и навыками предлагается учебник для общеобразовательных учреждений:

 Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение, 5 класс – М.: Дрофа, 2009

    Кириленкова, В.Н.Природоведение. 5 класс: метод.

пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2007.

   Панфилова, Л.Д.Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс»: метод.

пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


уро-

ка

Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Дидактические

единицы

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Виды,

формы

контроля

Введение. Изучение природы 3 ч.

1

Введение. Науки о природе

1

Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология

Знать, какие бывают естественные науки, что является объектом их изучения, какова роль науки в познании природы.

СР в РТ

2

Методы изучения природы.

1

Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для исследований, приборы.

Знать:

Основные методы изучения природы, приборы, оборудование для исследований.

Уметь:

Выполнять не сложные практические работы.

ФО

3

Великие естествоиспытатели

1

Карл Линней, Чарльз Дарвин, В.И Вернадский.

Знать и показывать:

Основных ученых

Уметь: рассказать о работах и открытиях ученых

УО

ФО

Вселенная 15 ч.

4

Вселенная. Как древние люди представляли Вселенную

1

Вселенная, модель Вселенной, Пифагор.

Знать: современное определение Вселенной ; как ее представляли древние индусы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на формы Земли.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, составлять рассказы, сообщения, по учебнику и дополнительной литературе.

         ФО

     СР в РТ

5

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

1

Аристотель, Птолемей

Знать: вклад в науку Аристотеля и Птолемея

Уметь: сравнивать модели Вселенной Аристотеля и Птолемея, излагать материал, формулировать и отвечать на вопросы.

СР в РТ

УО

6

Николай Коперник, его модель Вселенной

1

Николай Коперник

Знать: особенности модели Вселенной Коперника, ее отличия от модели Вселенной Аристотеля и Птолемея.

Уметь: сравнивать модели Вселенной

УО

СР

7

Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в пропаганде идей Коперника

1

Дж. Бруно, Галилей

Знать: заслуги Дж. Бруно, вклад Г. Галилей, современное представление о строении Вселенной

Уметь: работать с учеником; сравнивать, анализировать, делать выводы

ПСЗ

П

8

Солнечная система, ее состав

1

Состав Солнечной системы: планеты, спутники

Знать: строение Солнечной системы, названия, строение, размеры планет.

Уметь: сравнивать планеты

ПСЗ

П

9

Планеты – гиганты. Планета - карлик

1

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Знать: планеты – гиганты и их характеристики

Уметь: сравнивать планеты

ПСЗ

СР

10

Спутники планет

1

Луна кольца Сатурна, спутники планет

Знать: спутники Земли и других планет

Уметь: сравнивать планеты со спутниками

СР

ФО

11

Астероиды            Кометы.

1

Астероиды, кометы, строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост

Знать: что астероиды и кометы – малые небесные тела, входящие в состав Солнечной системы

Уметь: показать, в чем заключается особенность строения астероидов и комет.

ПСЗ

12

Метеоры.  Метеориты

1

Метеориты, метеоры

Знать, что представляют собой метеоры и метеориты, в чем заключается их значение для планеты Земля.

Уметь отличить метеориты от метеоров

СР

в РТ

РсД

13

Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда

1

Звезды, Солнце, Солнечная система

Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца.

Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе.

УО

СР

П

14

Многообразие звезд

1

Звезды: гиганты, сверхгиганты, карлики, созвездия

Знать, что звезды – гигантские пылающие шары; многообразие звезд и их характеристики

Уметь показать на карте звездного неба наиболее яркие звезды, входящие в состав созвездий.

ФО

СР

15

Созвездия П.Р. № 1. Определение по звездной карте созвездий Северного полушария

1

Созвездия Северного полушария

Знать, что представляют собой созвездия.

Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Северного полушария

СР

ФО

16

Галактики. Световой год

1

Галактики, Млечный Путь, световой год

Знать о множестве галактик во Вселенной, методы их изучения; что представляет собой галактика Млечный Путь, ее характеристика

Уметь находить на звездном небе Млечный Путь

УО

17

Обобщающий урок

1

Вселенная, Солнечная система, планета, астероид, метеорит, комета звезда, созвездие

Знать современные представления о строении Вселенной, строении Солнечной системы и планет, входящих в нее.

Уметь использовать дополнительные источники информации .

ФО

СР

18

Контрольная работа       «Вселенная»

1

Знать основные этапы развития взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику; роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строение и состав Солнечной системы; общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов комет, метеоров,  метеоритов; основные типы звезд, созвездия Северного полушария; характеристику галактик.

Уметь отвечать на вопросы, сравнивать, обобщать

Земля 18 ч.

19

Как возникла Земля

1

Гипотезы о возникновении Земли Канта, Бюффона, Лапласа, Шмидта, Джинса

Знать сущность термина «гипотеза», гипотезы всех ученых

Уметь сравнивать гипотезы

СР в РТ

20

Внутреннее строение Земли

Ядро, мантия, земная кора, движение земной коры.

Знать о внутренних оболочках Земли

Уметь показывать расположение и строение Земли

УО

П

ПСЗ

21

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1

Горные породы разного происхождения

Знать  отличие горных пород, классификацию полезных ископаемых

Уметь приводить примеры горных пород и минералов

СР
ФО

22

Вещества в окружающем мире

1

Тела, чистые вещества, примеси, простые и сложные вещества

Знать  о многообразии тел и веществ

Уметь характеризовать и сравнивать различные тела

СР в РТ

23

Явления в окружающем мире

1

Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные, химические

Знать о  многообразии явлений

Уметь объяснять и приводить примеры явлений, описывать личные наблюдения

ПСЗ

24

Землетрясения.

1

Землетрясение, эпицентр, очаг, сейсмоактивность

Знать в чем заключаются причины землетрясений

Уметь  показывать на карте мира и России сейсмозоны

СР в РТ

25

Вулканы

1

Строение вулкана

Знать причины извержения вулканов

Уметь детально показывать последовательность процессов вулканизма

26

В царстве беспокойной Земли

1

Действующие и потухшие вулканы

Знать  отличия потухших вулканов от действующих вулканов

Уметь показать их на карте

СР
ПСЗ

27

Суша планеты

1

История географических открытий

Знать общую характеристику материков.

Уметь называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России 

СР

В РТ

РсД

28

Суша планеты

1

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия , Антарктида, острова

Знать правила заполнения контурной карты

Уметь обозначать на контурной карте материки, острова, вершины

СР

В РТ

РсД

29

Атмосфера Земли

1

Атмосфера, состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер

Знать состав воздуха; типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.

Уметь определить  по внешнему виду тип облаков 

СР

в РТ

30

Погода климат

1

Погода, климат

Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на человека и на живых организмов

Уметь рассказать об особенностях климата региона

УО

П

31

Ураганы.

Смерчи

1

Ураган, тайфун, торнадо, смерч

Знать причины и последствия ураганов и смерчей, в чем заключается их влияние на природу и жизнь человека

Уметь показать отличие ураганов и смерчей между собой

ПСЗ

в РТ

32

Гидросфера Земли, ее части.

Мировой океан.

1

Гидросфера: Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере

Знать составные части гидросферы, сущность круговорота воды в природе

Уметь показать на карте моря и океаны, окружающие материки.

СР

33

Воды суши

1

Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники                                                                                                                                                                                            

Знать источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды; как используется пресная вода человеком

Уметь логически мыслить: абстрагироваться, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы

СР

в РТ

РсД

34

Гидросфера Земли

1

Северный Ледовитый океан, Тихий океан

Знать правила работы с контурными картами

Уметь правильно обозначать на контурной карте океаны, моря, крупные реки, бассейны стока рек в океаны

СР

35

Уникальность планеты Земля

1

Озон, озоновый слой, вода, воздушная оболочка Земли

Знать местоположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни

СР

в РТ

Р с Д

36

Контрольная работа «Планета Земля»

1

Ядро, мантия, земная кора, горная порода, минерал, тело, вещество, смесь, физические и химические явления, вулкан, землетрясения, континент, архипелаг, погода, климат, гидросфера

Знать основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы; особенности Земли.

Уметь отвечать на вопросы  письменно и устно

Р с Д

                                                         Жизнь на Земле. 18 ч.

37

Развитие жизни на Земле

1

Эра, период, каменноугольный период, юрский период

Знать историю развития жизни на Земле; древнейшие водные растения и животные; происхождение животных, растений и птиц

Уметь работать с дополнительной литературой

Сообщение на тему: Динозавры

СР в РТ

38

Животные прошлого.  Динозавры

1

Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, плезиозавр, птерозавр, тираннозавр и др.

Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа к наземному образу жизни

Уметь отличать различные виды динозавров

УО

ПСЗ

39

Живые клетки

1

Клетка, растительная и животная клетка, многообразие клеток, половые клетки

Знать историю развития клетки, роль половых клеток в размножении организмов

Уметь показать многообразие клеток организма и объяснить их функции

СР в РТ

УО

40

Строение клетки

1

Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль, хлоропласт, митохондрия

Знать строение и значение главных частей клетки            (оболочки, цитоплазмы, ядра)

И дополнительных частей клетки ( митохондрий, вакуолей, хлоропластов, лизосом)

Уметь показать отличия животных клеток от растительных клеток

ФО

ПСЗ

41

Строение клетки. ПР №5

1

Строение микроскопа

Знать разновидности клеток, их строение и жизнедеятельность; строение микроскопа и правила работы с ним 

Уметь работать с микроскопом

СР

42

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

1

Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные, одноклеточные организмы, простейшие

Знать царства живой природы

Уметь работать с дополнительной литературой

ФО

П

43

Многоклеточные организмы

1

Грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Знать особенности строения и жизнедеятельности многоклеточных

Уметь называть отличительные  особенности организмов

 УО

44

Исследование многообразия растений с использованием гербария

1

Растения области и региона

Знать особенности внешнего строения растений

Уметь работать с гербарием 

        СР

45

Беспозвоночные и позвоночные животные

1

Беспозвоночные и позвоночные животные

Знать разнообразие и распространение животных, их отличительные признаки

Уметь самостоятельно работать с текстом,  рисунками, доп. литературой.

ФО
УО

46

Наземно –воздушная среда обитания

1

Среда обитания

Знать многообразие сред обитания

Уметь объяснять приспособления в жизни к ней

ФО
СР

47

Приспособления к жизни в водной среде

1

Животные и растения водной среды

Знать отличия условий жизни водной и наземной сред

Уметь объяснять приспособления к среде

УО
СР в РТ

48

Почвенная среда

1

Приспособления к среде

Знать многообразие сред обитания

Уметь показать особенности внешнего строения животных почвы 

П
ПСЗ
СР в РТ

49

Жизнь на разных материках

1

Флора и фауна

Знать особенности растений и животных 

Уметь  показать отличительные особенности видового состава флоры и фауны

П

ПСЗ

ФО

50-51

Природные зоны Земли

2

Тайга, тундра, степи, саванны, леса

Знать природные зоны

Уметь показывать на карте основные зоны 

П

ПСЗ

УО

52-53

Жизнь в морях и океанах

2

Сообщества водных организмов

Знать о разнообразии растений и животных морей и океанов

Уметь показать особенности жизни в разных сообществах

П

ПСЗ

ФО

54

Контрольная  работа «Жизнь на Земле»

1

Клетка, организм, царства, сообщества, среды обитания, природные зоны

Знать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение и приспособленность к жизни

Уметь логически  мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать

СР в РТ

55

Происхождение человека

1

Дриопитеки, австралопитеки

Знать предков человека, среду их обитания и образ жизни

Уметь работать с различными источниками знаний

ФО

56

Первые люди

Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец)

Знать о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития

Уметь составлять рассказы и сообщения

П

ПСЗ

57

История географических открытий.  Открытие Америки

Христофор Колумб

Знать историю открытия Америки, маршрут экспедиции Х. Колумба

Уметь показать открытия Америки в мировой истории

УО

58

Открытие Антарктиды и Австралии

Виллем Янсзон, Джеймс Кук, Ф. Ф.Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

Знать первооткрыватели Австралии и Антарктиды, время открытия этих материков

Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников.

ФО

СР в РТ

59

Великие путешественники

Марко Поло, Фернан Магеллан, Васко да Гамма, Афанасий Никитин, Витус Беринг

Знать, как люди открывали новые земли, причины и особенности сухопутных и морских маршрутов путешественников

Уметь называть имена 3-5 великих путешественников, охарактеризовать  их заслуги

СР в РТ

60

Как человек изменил Землю

1

Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха

Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы,  которые нужно решать на данном этапе

Уметь логически мыслить и формировать результаты в виде таблиц, схем, выводов

СР в РТ

61

Кислотные дожди

1

Загрязнение атмосферы

Знать естественные и вызванные человеком источники загрязнений

Уметь объяснить причины возникновения кислотных дождей и их последствия

ФО

СР в РТ

62

Озоновая дыра и парниковый эффект                                                                  

1

Парниковые газы

Знать причины, вызывающие разрушения озонового слоя и парниковый эффект.

Уметь объяснить последствия влияния озоновых дыр на живые организмы

УО

63

Жизнь под угрозой

1

Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады

Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы

Уметь рассказать о мерах сохранения биологического разнообразия

ПСЗ

П

64

Опустынивание и его причины

1

Опустынивание, распашка земель

Знать сущность понятия «опустынивание», причины и методы остановки и защиты земель от этого процесса

Уметь показать на физической карте крупнейшие пустыни мира

СР в РТ

65

Здоровье человека и безопасность жизни

1

Основы безопасности жизнедеятельности человека, образ жизни, первая медицинская помощь

Знать, что входит в понятие «здоровый образ жизни», вредные привычки, их разновидности

Уметь организовать свой здоровый образ жизни

ФО

66

Ядовитые животные и растения

1

Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка и др.

Знать меры оказания первой помощи

Уметь узнавать наиболее распространенные ядовитые растения грибы и животных своей местности

П

ПСЗ

ФО

67

Охрана животных и растений

1

Красная книга, зеленая книга

Знать основные меры сохранения разнообразия видов и природных сообществ

Уметь организовать меры по охране редких растений и животных 

ФО

68

Человек на Земле

1

Влияние человека на природу

Знать о взаимосвязях в природе, о правилах поведения в природе

Уметь доказывать взаимосвязи в природе между живыми организмами

УО

При оформлении использованы условные знаки:

ИНМ - изучение нового материала

ПР - практическая работа

КР - контрольная работа

Т - тестовая работа

СР в Р - самостоятельная работа в рабочей тетради

УО - устный опрос

ПСЗ  - вопросы в рубрике «Проверь свои знания»

ФО – фронтальный опрос

П – вопросы в рубрике «Подумайте»

 

 

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ П/П

Название раздела

Кол-во часов

Практические работы, примерные сроки

1.

Введение. Изучение природы

  3 ч.

2.

Вселенная .

 15 ч.

1

3.

Земля.

 18 ч.

3

4.

Жизнь на Земле

18 ч

2

5.

Человек на Земле

14ч.

ИТОГО

68 часов

6

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

     В результате изучения природоведения в  5 классе ученик должен:

знать/понимать

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  2. строение живой клетки (главные части);
  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  6. изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  7. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  1. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  2. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  3. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

  1. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.Рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова, Н.И.Сонина. Природоведение. 5 класс

2.  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2007.

3.    Кириленкова, В.Н.Природоведение. 5 класс: метод.

пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2007.

4. Парфилова, Л.Д.Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс»: метод.

пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Методическая разработка урока по теме "Одноклеточные"

разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Одноклеточные"...

Презентация к уроку Одноклеточные организмы 5 кл

Презентация оспользуется как сопроводительный материал к уроку...

Зачет по теме "Одноклеточные и двуслойные животные", 7 класс

Зачет проводится после прохождения тем "Одноклеточные животные или Простейшие", "Тип Губки", "Тип Кишечнополостные". Включает вопросы тестового характера и вопросы со свободным развернутым ответом....

Обобщение знаний по теме "Одноклеточные и многоклеточные организмы"

Разработка открытого урока , проведенного на районном семинаре, в 5а классе (ФГОС).  Урок-обобщение знаний на основе системно-деятельностного подхода....

СТЕНДОВЫЙ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ по теме «Одноклеточные организмы»

Стендовый урок-исследование по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...

Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме «Одноклеточные организмы»

Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные водоросли.

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Водоросли. Програма под руководством  В.В.Пасечника....