Рабочая программа и планирование по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Сусанова Тамара Дмитриевна

Для общеобразовательных классов с использованием электронного учебника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе авторской  программы для общеобразовательных  школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

        В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

            Такой подход к отбору содержания соответствует как  возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

        В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

        Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту.  Естественнонаучный материал  «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Практические работы

Тема 1. Изучение природы

3

1

Тема 1. Вселенная

15

2

Тема 2. Земля

18

3

Тема 3. Жизнь на Земле

14

2

Тема 4. Человек на Земле

16

1

ИТОГО

66 + 2ч резерв

9

Важными формами деятельности учащихся являются:

  1. практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  2. развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  1. работа в малых группах (2-5 человек);
  2. проектная работа;
  3. подготовка сообщений/ рефератов;
  4. исследовательская деятельность;
  5. информационно-поисковая деятельность;
  6. выполнение практических и лабораторных работ. 

Личностные результаты обучения

1).Формирование интереса к изучению природы.

2).Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

3). Воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания.

4). Признание высокой ценности жизни, своего здоровья и здоровья других людей.

5). Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

1)  Великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе.

 2)  Представления о строении Вселенной у других народов, суть системы мира по Н.Копернику; роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии учения Н.Коперника; состав Солнечной системы, отличия планет от звёзд; особенности планет земной группы и планет-гигантов.

3)  Современные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы; внутреннее строение Земли; примеры горных пород, минералов и полезных ископаемых; многообразие тел, веществ и явлений природы, их простейшую классификацию; внешние оболочки Земли; состав воздуха; основные океаны и моря Земли.

4)  Основные этапы развития жизни на Земле; что клетка – единица строения живых организмов; основные части клетки; царства живой природы; среды обитания организмов; важнейшие природные зоны Земли; природные сообщества морей и океанов; важнейшие экологические проблемы.

5)  Важнейшие этапы становления человека; основные географические открытия; основных первооткрывателей нашей планеты; изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека (на уровне представлений); факторы здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

1)  Давать определения понятий: «астрономия», « физика», «химия», «география», «биология», «экология», «естественные науки»;

2) Сравнивать системы мира К.Птолемея и Н.Коперника; указывать на модели положения Солнца и планет в Солнечной системе; проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения; находить основные созведия Северного полушария при помощи карты звёздного неба; выдвигать собственные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы; давать характеристику природных условий материков; объяснять причины уникальности планеты Земля; различать и классифицировать основные горные породы, минералы, полезные ископаемые; приводить примеры физических и химических явлений, простых и сложных веществ; находить на физической карте материки и океаны.

3)  В общих чертах описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле; давать общую характеристику царств живой природы и приводить примеры их представителей; приводить примеры организмов из разных природных сообществ; узнавать наиболее распространённые виды растений и животных своей местности; кратко характеризовать основные природные зоны Земли; характеризовать особенности строения живых организмов, связанные с их средой обитания.

4)  Находить черты сходства и различия у современного человека и его далёких предков; показывать на карте пути по которым двигались экспедиции Ф.Магеллана, Х.Колумба; объяснять причины возникновения экологических проблем; оказывать простейшую первую доврачебную помощь; разрабатывать пути решения экологических проблем своей местности.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

1)  Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты.

2)  Систематизировать и обобщать различные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; выделять тезисы из текста; владеть таким видом изложения текста, как описание.

3)  Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение выделенных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объёму текст естественно - научного характера и выделять его главную мысль; самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

4)  Систематизировать и обобщать различные виды информации; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; находить и использовать причинно – следственную связь между строением организма, его образом жизни и местом обитания; строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.

5) Соблюдать правила поведения в опасных ситуациях; оказывать простейшую доврачебную помощь; составлять конспект текста; осуществлять сбор дополнительной информации при подготовке сообщений (в том числе используя мультимедийные пособия и Интернет).

УУД

Наименование тем

Формируемые УУД

Тема 1. Изучение природы

Познавательные: смысловое чтение, выполнение логических операций – сравнения, анализа,  обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:  речевая деятельность – постановка вопросов,  умение выражать свои мысли.

Тема 2. Вселенная

Познавательные:   смысловое чтение, выполнение логических операций – сравнения, анализа,  обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие, умение строить высказывание, поиск информации,  использование знако-символических средств.

Регулятивные:  целеполагание

Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов,  умение выражать свои мысли.

Тема 3. Земля

Познавательные:   смысловое чтение, умение строить высказывание, поиск информации,  использование знако-символических средств, работа с учебными моделями, моделирование.

Регулятивные:  целеполагание,  контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов,  умение выражать свои мысли.

Личностные: нравственно-этическое оценивание – ориентация на выполнение моральных норм

Тема 4. Жизнь на Земле

Познавательные:   смысловое чтение, умение строить высказывание, поиск информации,  использование знако-символических средств, работа с учебными моделями.

Регулятивные:  целеполагание,  контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов,  умение выражать свои мысли.

Личностные: нравственно-этическое оценивание – ориентация на выполнение моральных норм

Тема 5. Человек на Земле

Познавательные:   смысловое чтение, умение строить высказывание, формулировка проблемы, поиск информации

Коммуникативные: речевая деятельность – постановка вопросов,  умение выражать свои мысли.

Личностные: нравственно-этическое оценивание – ориентация на выполнение моральных норм

Результаты обучения

  1. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
  2. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  3.  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  4. Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  5. Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
  6. Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  7. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  8. Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  9. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  10.  Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
  11. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).  

Методические аспекты преподавания курса природоведения 

В рамках преподавания курса природоведения могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). 

Содержание курса

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Демонстрации:

  1. Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, световой микроскоп, бинокль.
  2. Портреты великих естествоиспытателей

Практические работы

1.Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Тема 2. Вселенная (15 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

Демонстрации:

  1. Карта звёздного неба.
  2. Модель Солнечной системы.
  3. Глобус.
  4. Мир в картинках: Космос (фотографии)
  5. Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звёзд.  Солнечная система.

Практические работы

2. Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.

3. Изучение звёздной карты

Тема 3. Земля  (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

  1. Примеры простых и сложных веществ, смесей.
  2. Модели различных атомов и молекул.
  3. Опыты, демонстрирующие горение веществ.
  4. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.д.), тепловых (плавление льда и т.д.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму и т.д.).

Практические работы

4. Описание и сравнение признаков 2-3 химических веществ. Наблюдение признаков химических реакций.

5. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т.д.).

6. Наблюдение за погодой, измерение температуры воздуха, направления скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

  1. Таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Развитие жизни на Земле», «Природные сообщества».
  2. Микропрепараты растительных и животных клеток.
  3. Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.

Практические работы

7. Изучение строения клетки с помощью микроскопа

8. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

 

Тема 5. Человек на Земле  (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

 

Демонстрации

  1. Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практические работы

9. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

                    Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении  материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно – методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по естествознанию для 5 класса:

Плешаков А.А., Сонин Н.И.   Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. 5 класс. Учебник.

Плешаков А.А., Сонин Н.И.   Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. 5 класс. Рабочая тетрадь.

Плешаков А.А., Сонин Н.И.   Твои открытия. 5 класс. Альбом-задачник.

Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. .   Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. 5 класс. Методическое пособие

Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.

Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Биология 5-9 классы. 2011.

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Стандарты второго поколения. 2 издание. 2011.

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ в теме

Даты

прове

дения

Темы уроков

Интегра

ция с ОБЖ

ИКТ

Практи

ческие работы

Задание на дом

Изучение природы – 3 часа

1.

1.

Изучение природы человеком. Естественные науки.

Первая медицинская помощь

эл.учебник

Часть 4.

Стр.10-13

2.

2.

Методы изучения природы.

эл.учебник

Стр.16-17

3.

3.

Оборудование для научных исследований.

эл.учебник

Практ.

раб.№1

Стр.18-19

Вселенная – 15 часов

4.

1.

Представления о Вселенной в древности.

эл. учебник

Часть 1.

Стр.4-7

5.

2.

Развитие знаний о Вселенной от Коперника до наших дней.

эл. учебник

Стр.10-11

6.

3.

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.

эл. учебник

Стр.12-15

7.

4.

Планеты земной группы

Город как среда обитания

эл. учебник

Стр.16-17

8.

5.

Планеты-гиганты.

эл. учебник

Стр.22-25

9.

6.

Планета Земля.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения

эл. учебник

Стр.18-19

10.

7.

Луна.

эл. учебник

Записи

11.

8.

Планета Земля и Луна.

эл. учебник

таблица

12.

9.

Астероиды. Кометы.

Особенности природных условий в городе

эл. учебник

Стр.28,

30

13.

10.

Метеоры. Метеориты.

эл. учебник

Стр.29-30

14.

11.

Мир звёзд.

Взаимоотношения людей, проживающих в горо

де,их без

опасность

эл. учебник

Стр.34

15.

12.

Солнце.

эл. учебник

Стр.35, записи

16.

13.

Созвездия.

Основы безопасности жизнедея

тельности человека

эл. учебник

Практ.

раб.№2

Стр.35-37

17.

14.

Галактики.

Дорожное движение, безопас

ность участни

ков дорожно

го движения

эл. учебник

Практ.

раб.№3

Стр.40-41

18.

15.

Обобщающее повторение по теме «Вселенная».

тестирование

Стр.44-45

ЗЕМЛЯ - 18 часов

19.

1.

Как возникла Земля.

Пешеход. Безопас

ность пешехода

эл. учебник

Часть 2.

Стр.4-7

20.

2.

Внутреннее строение Земли.

Пассажир Безопас

ность пассажи

ра

эл. учебник

Стр.10-11

21.

3.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Кримино

генные ситуации и личная безопас

ность

эл. учебник

Стр.12-14

22.

4.

Многообразие явлений природы: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры.

Обеспечение личной безопасности дома

эл. учебник

Стр.16-19

23.

5.

Вещества: простые и сложные.  Смеси.

эл. учебник

Практ.

раб.№4

Записи

24.

6.

Явления природы: физические и химические.

Пожарная безопас

ность

эл. учебник

Практ.

раб.№5

записи

25.

7.

Примеры превращений веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Безопас

ное пове

дение в бытовых ситуациях

эл. учебник

записи

26.

8.

Суша Земли. Материки.

Обеспечение личной безопасности на улице

эл. учебник

Стр.22-23

27.

9.

Суша Земли. Острова. Архипелаги.

эл. учебник

Стр.23, записи

28.

10.

Особенности природы материков.

Чрезвы

чайные ситуации природного характера

эл. учебник

записи

29.

11.

Атмосфера. Состав воздуха.

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера

эл. учебник

тестирование

Стр.28, записи

30.

12.

Облака и осадки.

Обеспече

эл. учебник

Стр.28,

записи

ние личной безопасности на улице.

эл. учебник

31.

13.

Ветер.

эл. учебник

Стр.28-29

32.

14.

Погода и климат.

Погодные условия и безопасность человека

эл. учебник

Практ.

раб.№6

Стр.29-31

33.

15.

Гидросфера. Мировой океан.

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации

эл. учебник

.

Стр.34

КАНИКУЛЫ

34.

16.

Воды суши. Уникальность планеты Земля.

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации

эл. учебник

Стр.35

35.

17.

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера

эл. учебник

Стр.40-41

36.

18.

Особенности расположения Земли в Солнечной системе, обеспечивающие существование жизни.

эл. учебник

Стр.44-45

Жизнь на Земле – 14 часов

37.

1.

Развитие жизни на Земле

эл. учебник

Тести

рова

ние

Ч асть 3.

стр4-7

38.

2.

Строение клетки.

Рациона

льное питание. Гигиена питания

эл. учебник

Практ.

раб.№7

Стр.10-11

39.

3.

Разнообразие клеток растительного и живого организмов, их жизнедеятельность.

эл. учебник

Стр.12-13

40.

4.

Разнообразие живого

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

эл. учебник

Стр.16-17

41.

5.

Царства живой природы.

эл. учебник

записи

42.

6.

Три среды обитания.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)

эл. учебник

Стр.22-23

43.

7.

Приспособленность организмов к среде обитания.

эл. учебник

Практ.

раб.№8

Стр.24-25

44.

8.

Жизнь на разных материках: Евразия, Африка.

эл. учебник

Стр.28,

сообще

ния

КАНИКУЛЫ

45.

9.

Жизнь на разных материках: Северная Америка, Южная Америка.

эл. учебник

Стр.29,

сообще

ния

46.

10.

Жизнь на разных материках: Австралия, Антарктида.

эл. учебник

Стр.29,

сообще

ния

47.

11.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса.

эл. учебник

Стр34

сообще

ния

48.

12.

Природные зоны Земли: травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

эл. учебник

Стр35

сообще

ния

49.

13.

Жизнь в морях и океанах: сообщества поверхности и толщи воды.

эл. учебник

Стр40-41,

сообще

ния

50.

14.

Жизнь в морях и океанах: донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

эл. учебник

Стр.41-42,44

сообще

ния

Человек на Земле – 16 часов

51.

1.

Научные представления о происхождении человека.

эл. учебник

тестирование

Часть 4

Стр.4, записи

52.

2.

Древнейшие предки человека: дриопитеки, австралопитеки.

эл. учебник

Стр. 4,

табли

ца

53.

3.

Древние предки человека: человек умелый, человек прямоходящий.

эл. учебник

Стр.4-5,

табли

ца

54.

4.

Предки человека: человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практ. занятия)

эл. учебник

Стр.5,

табли

ца

55.

5.

Страницы  истории географических открытий, представления древнегреческих учёных.

эл. учебник

Стр.22, схема

56.

6.

Открытие Америки,Австралии, Антарктиды.

эл. учебник

Стр.22-23

57.

7.

Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель.

эл. учебник

тестирование

Стр.24-25

58.

8.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера

эл. учебник

Стр.28-29

59.

9.

Примеры отрицательного воздействия человека (кислотные дожди, озоновая дыра…)

Первая медицинс

кая помощь

эл. учебник

Стр.30-31

60.

10.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

эл. учебник

Стр.34-35

61.

11.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

эл. учебник

Стр.38-39

62.

12.

Важнейшие экологические проблемы.

Первая медицинская помощь при отравлениях (практ. занятия)

эл. учебник

Стр.39, записи

63.

13.

Экологические проблемы на Земле

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации

эл. учебник

записи

64.

14.

Здоровье человека и безопасность жизни

эл. учебник

записи

65.

15.

Вредные привычки и их профилактика.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

эл. учебник

записи

66

16.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации

эл. учебник

Практ.

раб.№9

отчёт

Резервное время – 2 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение 5 класс"

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс"...

рабочая программа по биологии и природоведению 5-11 классы

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программой основного общего образования по биологии (пи...

рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б

Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" для обучающихся 5 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости....

Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК

Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...


 

Комментарии

Панюкова Светлана Валерьевна

Серьезный труд!

Сусанова Тамара Дмитриевна

Приятно читать. Спасибо!