Тема урока «Подземные воды»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Предмет: Природоведение, английский язык.
сформировать представления о подземных водах и их видах, об особенностях подземных вод своей местности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_binarnyy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.ОУ:   МОУ гимназия №69 им.С.Есенина

2.ФИО учителя: Суханова Ирина Анатольевна

                               Сердюкова Елена Ивановна

3.Предмет: Природоведение, английский язык.

4.Класс: 5

5.УМК: учебник «Природоведение» 5 класс, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, -      

             «Дрофа» 2009г, учебник для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей, И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева, - Москва «Просвещение» 2010г.

           

Тема «Подземные воды»

Тип: изучение нового материала

Форма: бинарный

Цели:

дидактические – сформировать представления о подземных водах и их видах, об особенностях подземных вод своей местности;

развивающие – способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи при характеристике образования разных видов подземных вод;

воспитательные – прививать интерес к изучению природы родного края; развивать основы экологического мышления

Оборудование: опросные листы на каждого ученика, оборудование для проведения опытов (по 3 одноразовых стаканчика на парту, питьевая вода, минеральная вода «Липецкая» и «Ессентуки», нитрат серебра, пробирки, штатив), компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

          То, что мы находимся в этнографическом музее не новость, мы привыкли к тому, что нас окружают предметы и фотографии г. Липецка. И пусть знания о нашем городе помогут получить знания о воде. Из всего важного, что можно сказать о гидросфере, мы более подробно рассмотрим особенности формирования пресных вод.

   1.  Что мы знаем о воде?

 TEACHER:   Now it is the turn of the English language. Today we are having an integral lesson, as we combine two subjects: English and Nature Study. Today we are going to speak about water.
        Firstly, water problems are up-to-day problems of the world and they are included in many subjects.
        Secondly, a lot of ecological problems are connected with water and people should solve them together and of course people all over the world need a common language. You know, English is considered to be a language of science.
         Let’s speak about water. We have already learnt a lot about it. I would like to suggest you a plan:
        - Water is the foundation of the life;
        - There is much water on our planet and at the same time there is little water on it.
        - In many rivers and lakes water is very dirty nowadays.
        - Mineral water is useful for the health.
На данном этапе урока дети демонстрируют свои знания на английском языке по теме «WATER», полученные ими на предыдущих уроках.
         You have done a great job in English and now it’s the turn of the Russian language and Nature Study.


      2. Из всего важного, что можно сказать о гидросфере, мы более подробно рассмотрим особенности формирования пресных вод. Вода входит в состав водной оболочки-гидросферы.

Из каких частей состоит гидросфера? (Слайд №1). Выполните задание №1 по рабочим конспектам. Указать соотношение различных частей гидросферы:

     

Части гидросферы:

           ?  (МО)                               ?     (воды суши)

           Океаны,                        Реки, озёра,    ледники   подземные воды

            моря


        Воды суши составляют менее 4% всей воды, находящейся на нашей планете.     (Слайд №2). Примерно половина их количества содержится в ледниках и постоянных снегах, остальное — в реках, озёрах, болотах, искусственных водоёмах, подземных водах и подземных льдах вечной мерзлоты (Слайд №3). Все природные воды Земли называются водными ресурсами.

            Поскольку Липецк далек от океанов, на своей территории не имеет ледников, логично предположить, что речь пойдет о водах суши. Я раскрою вам тему урока: воды суши, подземные воды.

      3. Рассмотрим условия формирования подземных вод. (Слайд № 4)

        Подземные воды образуются потому, что одни горные породы пропускают воду, а другие задерживают. Атмосферные осадки, выпадающие на поверхность Земли, просачиваются сквозь трещины, пустоты и поры водопроницаемых пород (торф, песок, гравий и др.), а водоупорные горные породы (глина, мергель, гранит и др.) задерживают воду. (Слайд № 5)

         Можно ли увидеть подземные воды? Но рассматривать этот аспект мы  будем через историю своего города. Предлагаю вам прослушать фрагмент экскурсии по экспозиционному залу «Красота, которую не сберегли». Это истории 2 храмов: Древне-Успенского и Вознесенского.

 ДРЕВНЕ – УСПЕНСКАЯ  ЦЕРКОВЬ.

Расположена на территории бывшего монастыря. (Отсюда и улица Монастырская). Церковь в конце 18 века имела другое название -  храм Живоносного  Источника и святого Николая. Замечателен при этом монастыре  ключ минеральных вод,  которым  пользовался и государь Пётр Великий.

Не исключено, что она возникла в годы монголо-татарского нашествия, тогда на Руси появилось множество монастырей. Не случайно возраст  Древне – Успенской церкви археологи связывают с 12-13 веками.

На снимке видна часовня, выстроенная в прошлом веке над источником, где по преданию явилась икона  Божьей Матери. «Живоносный Источник» почитался чудотворным. Снимок послеоктябрьских лет. Вот-вот, и взлетит на воздух часовня. Церковь, как ни странно, уцелела до наших дней.

Современный вид Древне – Успенской  церкви после реставрации 1991 года (со стороны территории водоканала, бывшего Верхнего Петровского пруда). Ныне церковь находится по улице Салтыкова – Щедрина. В  настоящее время в Древне – Успенской церкви ведётся  богослужение.

Свято-Вознесенский храм

Один из самый первых храмов в древнем Липецке, не считая забытых деревянных, Свято- Вознесенский. Строительство начато еще при Петре Великом. Открыт Свято-Вознесенский кафедральный собор в 1728 году. Поставлен был на красной (красивой) площади и улица была названа Церковной (ныне Толстовской). И площадь от храма называлась Вознесенско - Базарная. Работая в архиве, была обнаружена фотография с занимательной судьбой. В углу надпись, когда она была сделана – 1932 год. В одном из документов архива сказано, что направляется фотограф, чтобы снять все местные храмы - снаружи и внутри. Имя его не сохранилось, но то, что он сделал воистину ценно. Второй сохранившийся снимок-это внутренний вид Никольской церкви. Из архивных документов интересен этот, датируемый 2 сентября 1931 года: «Считаясь с пожеланиями большинства населения г. Липецка, выраженного в постановлениях обших собраний и наказах Липецкому Государству,…в связи с быстрым ростом рабочего населения, с развертыванием Липецкстроя, закрыть Вознесенскую и Соборную церковь … для переоборудования под жилища и культурные учреждения для рабочих.»

        Свято-Вознесенский храм посещала вся просвещенная Россия: приезжавшие на липецкий железистый курорт- Анна Петровна Бунина и Василий Алексеевич Жуковский, Александр 1 и отец Лермонтова, Наталья Николаевна Гончарова, Анна Петровна Керн. Знаменит храм тем, что здесь крестили, венчали, хоронили и отпевали Пушкиных, предков великого поэта.

 

 Эти церкви находятся в разных частях города, но характерная ландшафтная особенность одна - территория с небольшим уклоном.

 (Слайд № 6)

            На поверхность Земли подземные воды выходят в оврагах, речных долинах в виде источников — родников или ключей. Они образуются там, где водоносный горизонт горных пород выходит на земную поверхность. С научной точки зрения понятно, почему забил источник воды у подножия холма. Причем, такая природная особенность нашла отражение и в названии улиц города - параллельно улице, где находилась Вознесенская церковь до сего времени находится улица с поэтическим название Малые Ключи. Религиозная составляющая тоже понятна, во всех религиях мира, будь то Библия христиан, или Суры Корана, говорится, что вода – это один из путей поступления божьей благодати на человека. Значение воды для верующих передают слова молитвы: «Окропи меня иссопом и очищусь я, умой меня и паче снега убелюсь я». Даже в светской передаче – это слушается очень проникновенно.

   4. Особенности подземных вод г. Липецка.

          Если двигаться от территории Верхнего парка, внизу которого находится Древне-Успенская церковь по улице Монастырской (ныне это улица Салтыкова-Щедрина), то попадаешь в Нижний парк к источнику с минеральной водой.

        (Слайд № 7).   Внимание на экран! (демонстрация ролика «Липецкий бювет»)

      Проходя сквозь различные горные породы, подземные воды растворяют минералы, насыщаются солями.

           Две природные особенности  в истории города Липецка сыграли его градообразующую роль: это железная руда и минеральная вода. Что поразительно, они оказались между собой еще и  тесно связанны. В начале 18 века открытие месторождения железной руды на территории Липецка привело в глубинку царя Петра Великого. По преданию, обнаружив здесь целебный источник, государь лечился водами сам, и даже составил правила пользования водами. На что его остроумный денщик заметил: «Это господа пьют мерой, а простой народ – верой».

   5.Особенности минерализации подземных вод. 

          Вернемся к опросным листам - задание № 2.Перед вами 3 стаканчика с водой: питьевая вода, минеральная вода 2-х видов, так называемая и известная «Липецкая»,а также природная кавказская вода «Ессентуки». Определите на вкус и подпишите, какая вода находится  в сосудах, если знаем, что минеральная вода - это насыщенная солями подземная вода.

                                                                                             Липецкая вода - 4 гр. на литр,

                                                                                      Ессентуки -18 гр.на литр.

         1гр.             4 гр.           18 гр.

   1  Стеклянная мензурка    2  Стеклянная мензурка    3  Стеклянная мензурка

       

          MATCH:   На современном этапе развития общества необходимо знать и международную классификацию минеральной воды:


Water which contains (has) 2 gr of salt per 1 litter                         Medicinal-table water

Water which contains (has) 2-8 gr of salt per 1 litter                      Curative mineral water                    

Water which contains (has) 8-20 gr of salt per 1 litter                    Table water.

         В зависимости от минерализации, все минеральные воды делятся на три большие группы:
- лечебные; от 8 до 12 г/л,
- лечебно-столовые; 2 до 8 г/л.
- столовые; менее 2 г/л

Определите, к какой группе относится каждая представленная вода?

- лечебные; от 8 до 18 г/л,                      обычная вода    
- лечебно-столовые; 2 до 8 г/л.              «Ессентуки»  
- столовые; менее 2 г/л                           «Липецкая вода»

6.Особенности химического состава. (Слайд № 8)

       В состав минеральной воды входят многие химические элементы. Более подробно остановимся на двух - железо и хлор. Еще царь Петр отметил наличие в воде железо, назвав курорт железистым. Если взять воду из источника в Нижнем парке и дать воде отстояться, то можно увидеть осадок красновато-оранжевого оттенка, это и есть наличие примесей железа. А вот увидеть присутствие хлора можно только опытным путем. Добавим в пробирку с минеральной липецкой водой нитрат серебра - выпавший осадок и будет означать присутствие хлора (проводится опыт).

7.Подведение итогов.   Да или нет.“TRUE” or “FALSE


1.Воды суши содержат более 5% всей пресной воды суши -

2.Water is very important for  life on the Earth.+

3.Some people’s activities do a lot of harm to water.+

4.Липецкий курорт был открыт около 400 лет назад. -

5.There is much good and clean water on our planet.-

6.Липецкая вода относится к категории лечебно-столовой воды. +

7.Петру  принадлежит знаменитая фраза «Господа пьют мерою, а простой народ с верою». -

8.Mineral water helps people with stomachache.+

9.Липецкая минеральная вода содержит около 4 гр. соли на литр. +

10.You can drink Nature Mineral Curative water as much as you want.-

11.Липецкая вода добывается с территории Древне-Успенской церкви. -

12.Подземные воды образуются в результате просачивания только атмосферных осадков. -

13.You can drink Table water as much as you want+.

14.Подземные воды осуществляют питание только рек. +

15.Родники - это выход минеральной воды на поверхность. -

8.Вывод.   Определите, где допущена ошибка в высказывании Антуана де Сент-Экзюпери.

   

Ошибка-вода имеет и вкус, и цвет, и запах.

Правильно - «... Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь... Ты самое большое богатство на свете...».

  1. Заключительная часть.

1 учитель: Сегодня вы получили определенные знания, мы оценили их, и пусть  сама жизнь поставит не менее жизнеутверждающие оценки, чем те которые мы поставили вам.

2 учитель: Мастерство учителя определяется успешностью ученика, и пусть нам скажут, что мы не зря проделали свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

Открытый урок " Подземные воды"

В данном материале речь пойдет  о видах и образовании подземных вод: грунтовых и межпластовых, минеральных и термальных; минеральных водах Краснодарского края ; О загрязнении и необходимости охра...

Тема урока: Гидросфера. Вода на Земле.

Аудиовизуальные средства обучения применяются на этапе изучения нового материала.Тема урока: Гидросфера. Вода на Земле. Цель: Сформировать у учащихся понятие гидросфера, изучить ее свойства и зна...

План-конспект урока « Подземные воды и ледники».

Тема урока. «Подземные воды и ледники»Дата проведения.26.10.2017Тип урока.  Комбинированный.Технология урока. Традиционная технологияЦель урока.  — сформировать понятие &la...

Конспект урока "Подземные воды и ледники"

Конспект составлен по УМК серии "Полярная Звезда" 2020...

Презентация к уроку Подземные воды и ледники

Презентация к уроку по географии 6 класс...

Урок по биологии. Тема урока: «Транспирация воды растениями».

Урок по биологии. Тема урока: «Транспирация воды растениями»....