Рабочая программа природоведение 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Рыбалкина Мария Александровна

Данная программа по природоведению составлена на основе  Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Конституции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 с. Журавского Новоселицкого муниципального района Ставропольского края

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________Хромых Г.А.

протокол  №    __________

от «___»  __________2013г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

________________ Гогина А.Е.

«___»  __________2013г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ СОШ № 5

____________ Моисеев В.В.

«___»  __________2013г.

Рабочая программа

учителя первой квалификационной категории

Рыбалкиной Марии Александровны

по природоведению

5 класс

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа по природоведению составлена на основе  Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс, требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Конституции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М., «Дрофа» 2008 г.

        

Актуальность предмета

В условиях развития современного общества значительно возрастает роль знаний о природ, её строении, биологических процессах. значении в хозяйственной деятельности человека, сохранении его здоровья. В связи с вышеобозначенным большую роль играет курс «Природоведения. Природа. Неживая и живая» в 5 классе, который продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и является начальным по отношению к биологическому курсу, к курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Цели:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменении природной среды под воздействием человека,
  • овладение начальными естественными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

Задачи:

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни,
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Общая характеристика учебного предмета

         В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Межпредметные связи: химия, физика, история, география, астрономия, изобразительное искусство, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

Обучение природоведению в 5 классе должно быть направленно на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение закономерной системой естественнонаучной подготовки знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознания ценности естественнонаучных знаний как важного компонента научной картины мира;

метапредметных результатов:

  • познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

предметные результаты: в результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:

1.многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; cтроение  живой клетки (главные части);

2.царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

3.среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

4.природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

5.изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

6.важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

7.основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

1.узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

2.приводить примеры физических  явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

3.указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

4.находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

5.описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

6.сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

7.описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

8.использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

9.находить значение указанных терминов в справочной литературе;

10.кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

11.использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

12.пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

13.следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

14.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни;

15.определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

16.измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

17.определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

18.следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

19.составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

20.оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травм.

Контроль уровня достижений учащихся и критерии оценки 

                В рамках преподавания курса природоведения  эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Используются различные формы контроля: устные ответы, тематические сообщения, самостоятельные работы, практические и лабораторные работы, тесты, зачётно-обобщающие уроки.

                 Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

Рабочая программа включает в себя и лабораторные работы по темам:

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). Описание погоды за месяц. Вода как растворитель
Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и  их органическими свойствами. Распознавание органов цветкового растения на  живых и гербарных образцах. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.    Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе  редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Методическое оснащение

  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2002;
  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2002;
  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);
  • Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

1.Вселенная

6

3.

2.Строение и свойства вещества

12

4.

3.Воздух

7

5.

4.Вода

6

6.

5.Горные породы

4

7.

6.Почва

6

8.

7.Организмы

4

9.

8.Растения.

7

10.

9.Грибы.

3

11.

10.Животные

5

12.

11.Человек, его здоровье и безопасность жизни.

4

13.

12.Природа едина

3

14.

Итоговое занятие

1

Всего

70

Содержание курса

Раздел 1. Введение (2 ч)

Человек и природа. Природа живая и неживая.

Раздел 2. Вселенная  (6ч).

Вселенная. Звезды на небе. Земля – наш дом. Оболочки Земли. Луна – естественный спутник Земли. Солнце. Солнечная система.

Раздел 3. Строение и свойства веществ. (12ч)

Тела и вещества. Строение и свойства веществ. Свойства твердых тел, жидкостей и газа. Вещества и смеси. Молекулы. Атомы. Элементы. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц. Разнообразие веществ. Явления природы. Физические явления.

Химические явления. Горение.  Окисление.

Раздел 4. Воздух  (7 ч)

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха Вес воздуха и атмосферное давление. Изменение давления воздуха с высотой. Погода и ее предсказание.  Типичные признаки погоды в Ставропольском крае по временам года.  Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Раздел 5. Вода (6ч)

Три состояния воды. Тепловое расширение воды. Вода – растворитель. Работа воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды

Раздел 6. Горные породы (4ч)

Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разрушение горных пород.

Полезные ископаемые. Металлы. 

Раздел 7. Почва - особое тело Земли (6ч)

Образование почв и их разнообразие. Состав и свойства почвы. Уход за почвой.

Влияние растений на почву. Разрушение почв. Охрана почв.

Раздел 8. Организмы(4 ч)

Организм.  Свойства живых организмов. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Знакомство с увеличительными приборами Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Раздел 9. Растения (7 ч)

Характерные признаки растений. Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений.  Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Охрана растений.  Красная книга. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные и др.  Значение   и роль растений в жизни человека.

Раздел 10. Грибы(3 ч)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. 

Раздел 11. Животные (5ч)

Характерные признаки животных. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни.  Животные Красной книги. Охрана диких животных Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных. Связи живого и неживого. Пищевая связь

Раздел 12. Человек. Его здоровье и безопасность жизни (4 ч)

Человек и окружающая среда. Как сберечь свое здоровье и жизнь. 

Вредные привычки и их предупреждение.

Раздел 13.  Единство природы (3ч)

Связи живого и неживого. Сезонные явления природы. Охрана природы. Экскурсия сезонные явления в природе, взаимосвязь живой и неживой природы.


Календарно-тематическое планирование уроков Природоведения в 5 классе.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Домашнее

задание

Виды деятельности ученика

Введение

4.09

Природа. Живая и неживая природа

Стр.3-5,

Работают с понятиями формулируемыми на уроке. Различают и приводят примеры представителей живой и неживой природы, взаимодействия человека с природой. Выполняют задания в рабочей тетради.

5.09

Человек и природа. Для чего изучают природу. Экскурсия.

Стр. 7

1.Вселенная

11.09

Вселенная. Звезды на небе. Л.р. .№ 1.

Определения на звездной карте созвездий

 стр.13

Работают с понятиями формулируемыми на уроке. Наблюдают  демонстрируемый глобус. Фотографии луны, таблицу «Планеты Солнечной системы». Описывают форму и размеры Земли. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях.

12.09

Земля – наш дом. Л.р. .№ 2.

Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.

§2 стр.20-24

18.09

Оболочки Земли.

§ 3 стр.24

19.09

Луна – естественный спутник Земли.

§ 4 стр.26

25.09

Солнце. Солнечная система.

§ 5 стр. 30-37

26.09

Обобщающий урок по теме «Вселенная».

Пр. р. .№ 1 Ориентирование на местности с помощью компаса.

Пр.р. № 2. Определение сторон горизонта по звездам.

 1-5 повтор.

2. Строение и свойства вещества

2.10

Тела и вещества.

§6 стр.41

Работают с понятиями формулируемыми на уроке. Наблюдают  демонстрируемые вещества в трех состояниях, свойства тел, модели молекул разных тел, опыты по теме. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях.

3.10

Свойства твердых тел, жидкостей и газа.

§7

9.10

Л.р. № 3.Определение физических свойств: твёрдых, жидких и газообразных тел.

Определение объёма и массы твёрдых и жидких тел

стр.44

10.10

Вещества и смеси.

§8 стр.48-49

16.10

Молекулы. Атомы. Элементы.

§9 стр.49-51

17.10

Движение частиц вещества.

§10 стр. 51-53

23.10

Взаимодействие частиц.

§11 стр. 53-55

24.10

Разнообразие веществ.

§12 стр. 55-57

30.10

Явления природы. Физические явления.

§ 13 стр. 57-59

31.10

Химические явления. Горение. Л.р. № 4.

Работа с термометром по определению

 температуры тел.

§14 стр. 60-62

13.11

 Окисление.

§ 15 стр. 62-64

14.11

Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества»

6-15  повтор

3.Воздух

20.11

Воздух – смесь газов.

§ 16 стр. 67-69

Работают с понятиями формулируемыми на уроке, с рисунком учебника «Воздух – смесь газов», беседуют по теме урока. Наблюдают  демонстрируемые опыты по теме. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях

21.11

Свойства воздуха

§ 17 стр. 69-71

27.11

Вес воздуха и атмосферное давление.

§ 18 стр. 71-74

28.11

Изменение давления воздуха с высотой.

19

4.12

Погода и ее предсказание. Пр. р. № 4

Описание погоды за месяц и сезон

§ 20 стр.78-81,

составить описание погоды

5.12

Типичные признаки погоды в Ставропольском крае по временам года.

Продолжить заполнение календаря погоды,

доклады

11.12

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Под-ть сообщение по теме

4. Вода

12.12

Три состояния воды.

§21 стр. 85-89.

знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают демонстрируемые опыты по теме. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях. Работают с рисунками и схемами по теме. Выполняют домашние опыты.

18.12

Тепловое расширение воды.

§22 стр. 89-91

19.12

Вода – растворитель. Работа воды в природе. 

§ 23 стр.

25.12

Л.р. № 5. Вода как растворитель

92-96, доклады

26.12

Использование воды человеком. Охрана воды

Повторение 16-23

27.12

 Воздух и Вода –сферы Земли

5. Горные породы

Внутреннее строение Земли. Горные породы. 

§ 24 стр. 99-103

Знакомятся с основными понятиями темы. Рассматривают демонстри-

Л.р.№6 Определение свойств минералов и горных пород

Стр. 104, таблица

руемые коллекции горных породи минералов. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях. Работают с рисунками и схемами по теме. Выполняют домашние опыты.

Разрушение горных пород.

§25 стр. 104-107

Полезные ископаемые. Металлы. 

Л.р.№7 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами

§26 стр. 108-111

6. Почва – особое тело Земли

Образование почв и их разнообразие.

§27 стр. 115-119

Знакомятся с основными понятиями темы. Анализируют  рисунки, работают с таблицами и схемами. Наблюдают демонстрируемые опыты.

Состав и свойства почвы.

§28 стр. 119-121

Уход за почвой.

§29 стр.121

Влияние растений на почву.

§30 стр. 122-125

Разрушение почв.

Охрана почв.

§31 стр. 125-128

Обобщающий урок по теме «Горные породы. Почва»

7. Организмы

Организм.  Свойства живых организмов.

§32 стр.131

Знакомятся с основными понятиями темы. Приводят примеры. Наблюдают демонстрируемые опыты. Работают  с таблицами и схемами. Анализируют  рисунки. Проводят наблюдения по заданию учителя. Рассматривают гербарные экземпляры, муляжи, приборы.

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

§33 стр. 135-138

Знакомство с увеличительными приборами

§34 стр. 138-140

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

§35 стр. 141-145 Задания 1-6

8. Растения

Характерные признаки растений.

§36 стр. 149-152

Знакомятся с основными понятиями темы. Приводят примеры. Наблюдают демонстрируемые опыты. Работают  с таблицами и схемами. Анализируют  рисунки.

Разнообразие растительного мира.

§37 стр. 153-158

Заполнить табл.

Строение цветковых растений. Л.р. № 8. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах

§38 стр. 158-160

Л.р. № 9.

Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастании семян (опыты в домашних условиях)                                                                                            

Проводят наблюдения по заданию учителя. Рассматривают гербарные экземпляры, муляжи, приборы. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях.

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

§39 стр.161, подготовить  доклад

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Охрана растений.  Красная книга.

Л.р. № 10 Определение названия растений

§40 стр.167

Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные и др. 

§41 стр.170, подготовить доклады

Значение   и роль растений в жизни человека.

9. Грибы

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

§42 стр.177

Знакомятся с основными понятиями темы. Изучают белую и зелёную плесень. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях. Работают с рисунками и схемами по теме.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов Л.р. № 11    

Узнавание съедобных и ядовитых грибов

§43 стр.179

Обобщающий урок по теме «Разнообразие живых организмов. Растения. Грибы»

10.Животные

Характерные признаки животных. Животные дикие и домашние.

§44 стр.187

Знакомятся с содержанием  и понятиями уроков, рассматривают коллекции чучел, муляжи. Проводят наблюдения по заданию учителя. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях. Работают с рисунками и схемами по теме.

Дикие животные и условия их жизни.  Животные Красной книги. Охрана диких животных

§45 стр.189

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных.

§46 -47 стр. 200-202, подготовить  доклады

Связи живого и неживого. Пищевая связь

§48 стр. 202

Подготовиться к пр.р.,

Л.р.№12

Узнавание животных Кемеровской области

11. Человек.

Его здоровье и безопасность жизни.

Человек и окружающая среда. Л.р.№13. Определение показателей своего организма

§49 стр.

209-211

Знакомятся с основными понятиями темы. Наблюдают за работой сердца и дыхательной системой человека Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях. Работают с рисунками и схемами по теме.

Как сберечь свое здоровье и жизнь. 

§50 стр.

Л.р. № 14.

Овладение простейшими способами оказания первой медицинской помощи

212-215

Вредные привычки и их предупреждение.

Лекция

12. Единство природы.

Связи живого и неживого. Пр.р. № 4.

Составить  цепи питания животных и растений

Знакомятся с основными понятиями темы. Выполняют практические работы и задания в рабочих тетрадях. Работают с рисунками и схемами по теме.

Сезонные явления природы. Охрана природы

Экскурсия сезонные явления в природе, взаимосвязь живой и неживой природы.

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Рабочая учебная программа  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и  Примерной  программы  основного общего обр...

рабочая программа Природоведение 5 класс VIII вида

рабочая программа Природоведение 5 класс VIII вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 КЛАСС. Природоведение. Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Москва «Вентана-Граф», 2010г

рабочая приграмма 5 класс , природоведение, Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Москва «Вентана-Граф», 2010г...

Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс

Пояснительная записка и рабочая программа. Природоведение 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...