Проект урока: "В семье друзей пернатых".
тест по природоведению на тему

Захарова Альбина Александровна

Учебный предмет Окружающий мир  Класс 1

УМК (или система начального образования) «Гармония»

Автор (авторы) учебника:О. Т. Поглазова,  М. В. Миронова.

Тема: "В семье  друзей пернатых ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Учебный предмет Окружающий мир  Класс 1

УМК (или система начального образования) «Гармония»

Автор (авторы) учебника:О. Т. Поглазова,  М. В. Миронова.

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ  СОШ №1 г. Богородска

Захарова Альбина Александровна

Квалификационная категория соответствие должности

Стаж работы учителем начальных классов    4 года

                                                                                  Стаж работы педагогом 19лет

2013 год

                                                 

Тема урока: «В семье друзей пернатых»

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи урока:

  1. учить детей находить главное отличие птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;
  2. учить различать птиц по их отличительным признакам;
  3. создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения  работать в паре, умение слушать и вступать в диалог (владение монологической и диалогической речи);
  4. развивать  умение анализировать рисунки, воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  •  обобщить знания учащихся о многообразии птиц;
  • формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;
  • формировать умение видеть причинно - следственные связи на примере значения птиц для жизни человека и природы;

Метапредметные:

Формирование
регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  •  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

  • формировать умение работать с информацией( работа по  схеме);
  • формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Личностные:

  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • развивать мотивы учебной деятельности;

Оборудование:

  • конверты с разными видами перьев птиц (для работы в паре);
  • иллюстративный материал для проведения игры;
  • мультимедиа-проектор, экран;
  •  презентация к уроку;
  • учебник;
  • рабочая тетрадь;

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

  • знание отличительных особенностей млекопитающих, их существенных признаков;

План урока

Время, отводимое на каждый этап

1. Организационный момент.

1 мин.

2. Актуализация знаний.

2 мин.

3.Мотивация к учебной деятельности.

3 мин

4. Постановка темы и цели урока

2 мин.

5. Изучение нового материала.

17мин.

6. Первичное закрепление новых знаний.

8 мин.

7.Релаксация

2 мин.

8.Обобщение усвоенного.

Подведение итогов.

8 мин.

9. Рефлексия.

2 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Слайд - 1

Давайте начнем урок с того, что улыбнемся друг другу. Я-вам, вы –мне, улыбнитесь соседу по парте. А теперь сели все правильно. Я желаю вам успехов на нашем уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные УУД –

Нравственно-этическая ориентация-доброжелательность

Слайд 2-3

Ребята, посмотрите к нам, что-то летит. Да это же летающая тарелка. А на ней к нам прилетели жители другой планеты.

-Вы хотите с ними познакомиться и подружиться?

- А я уже познакомилась. Вот, что они мне рассказали. Нас  зовут Ушанами. Мы увидели  вашу планету из космоса. Она такая красивая, многообразная. И животных на вашей планете так много и все такие разные, но мы о них ничего не знаем. Вы нам о них расскажите?

 - На прошлом уроке изучали млекопитающих.

Слайд 4-5

-Давайте найдем млекопитающих и назовем основное отличие млекопитающих от других животных.

Воспринимают на слух информацию,

отвечают на вопросы

Дети находят млекопитающих и называют основное отличие.

Коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предметные УУД-  знания и учебные навыки,

сформированные на предыдущем уроке

Но Ушаны говорят, что они сегодня хотят узнать о других животных. Они приготовили для нас кроссворд, чтобы мы сами отгадали о каких животных они хотят сегодня узнать.

Слайд 6.

Приложение1.

-Какое главное (ключевое) слово получилось?

Воспринимают на слух загадки, отгадывают их.

-  Птицы.

Личностные УУД -  формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательно- логические УУД- анализ объектов с целью выделения признаков.

-Так о каких животных хотят узнать сегодня Ушаны.

-Какова же тема сегодняшнего урока?

-Тема  не просто «Птицы»  , а «В семье друзей пернатых».

Слайд 7

-Работайте на уроке внимательно, т.к. в конце урока надо будет объяснить смысл темы урока.

- Но в начале давайте поставим перед собой задачи, которые нам нужно будет на уроке решить .

Слайд 8

Будем говорить о птицах

Регулятивные УУД - целеполагание;

- овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Общеучебные УУД – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД – постановка высказываний.

-Каких же животных мы относим к птицам? Давайте вначале посмотрим на них.

Слайд 9

-Что же общего у всех птиц?

Слайд 10

-Значит у всех

птиц есть существенные признаки. Какие?

-Давайте подставим слова в схему и проверим сами себя.

Слайд 11-12.

-Запишем эту информацию в тетрадь.

-А как  вы думаете, а клювы у всех птиц одинаковые?

Слайд 13

-А почему у птиц такие разные клювы?

Посмотрите на схему.

Слайд 14

-Прочитайте эту схему

-Интересно, откуда возникло такое название данных групп птиц?

-Давайте проверим ваши ответы.

Слайд 15-17

-Сделаем вывод.

Слайд 18

Информация о пеликане.

 -Мы определили, что тело птиц покрыто перьями.

(На партах в конвертах -перья птиц )

-Рассмотрите их, потрогайте.

-Чем различаются эти перья?

(Цветом, формой, размером.)

-Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера.

-Покажите его.

- А еще есть бородки. Найдите совместно бородки. Покажите их.

-Что случится, если подует ветерок?

-Почему?

-Подумайте, для чего нужны птицам большие перья.

-Для чего нужны самые маленькие, вот эти пушистые?

-А вот эти среднего размера перышки.

-Покажу вам на мой взгляд самых красивых птиц.

Слайд19-20

Физкультминутка. Ребята слушаем и под музыку выполняем движения.

Слайд 21.

-Отгадайте какие ноги принадлежат каждой птице. (Нужно каждой птице подобрать из имеющих ноги)

Приложение 2.

-Найдите лишнюю птицу.

-Почему?

- Что помогает им плавать? Рассмотрите внимательно ноги.

Слайд 22

-Сделаем вывод.

Слайд 23-25

-Почему у болотных птиц такие длинные ноги?

-Для чего нужны птицы природе и человеку. Обсудим в группе и напишем на листочке.

Работа по учебнику с 36-37

-О чем вы еще не сказали? Какую пользу для природы приносят птицы?

Сели поудобнее, закройте глазки и представьте, что вы находитесь в лесу. Как красиво поют птицы!

Слайд 26

Рассматривают картинки, обнаруживают общие признаки.

Формулируют вывод о существенных признаках.

Работа в тетрадях.

-Клювы у птиц разные.

Отвечают на вопросы, работают со схемой.

От способа питания.

Дети под руководством учителя дают характеристику клюва каждой группы птиц.

Внешний вид клюва зависит от способа питания птицы.

Выполняют работу в парах, обсуждают, обнаруживают сходства, различия; ведут учебный диалог.

Улетят.

Они легкие.

Они называются маховые

Чтобы летать.

Они называются пуховые.

Для тепла.

Называются покровные.

Защищают тело от ветра и влаги.

Имитируют движения по ходу упражнения .

Воробей.

Все остальные водоплавающие.

Перепонки.

Форма ног у птиц также разная.

Удобно ходить по дну и добывать еду.

Дети зачитывают свои ответы.

Работают с учебником.

Дети слушают запись пения птиц.

Коммуникативные УУД- слушать и понимать речь других;

Регулятивные – проявляют познавательную активность, волевую самогеруляцию.

Познавательно- логические УУД- анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные УУД – развивают учебную активность, осознают личностную значимость нового знания

Коммуникативные УУД – выражают свои мысли, учитывают разные мнения, формулируют и аргументируют свое мнение, задают вопросы.

Познавательные УУД (общеучебные)- уметь находить и выделять необходимую информацию(по схеме)

Познавательно- логические УУД-установление причинно-следственных связей

Познавательные – осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные – умеют слушать, позитивное отношение к процессу.

Познавательно- логические УУД-

умение сделать вывод

Регулятивные УУД - строят действия в соответствии с целью.

Познавательные – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение

Коммуникативные УУД – постановка высказываний, сотрудничество при определении общей цели, пути ее достижения.

Личностные УУД - овладение нормами культуры поведения, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе

Личностные УУДУстановка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении

Регулятивные УУД - - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

работать по предложенному плану;

Познавательно- логические УУД-

умение сделать вывод

Коммуникативные УУД – инициативное сотрудничество;

- слушать и понимать речь других;

Личностные УУД - овладение нормами культуры поведения, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе

Познавательные УУД (общеучебные)- умение ориентироваться в учебнике

Личностные УУД-формирование чувства прекрасного

Слайд 27

-Наши  друзья с другой планеты Ушаны , улетая на свою планету сказали, что они сейчас не спутают птиц не с одним другим животным.

-Как вы думаете, по каким признакам он будет отличать птиц от других животных?

-Давайте вернемся к началу урока.

Слайд 28

-Что же нам нужно было узнать и справились ли мы со всеми задачами, которые поставили перед собой в начале урока.

Слайд 29

-Объясните смысл темы урока.

Человек должен нужно жить в мире и согласии с этой большой семьей. Должен заботиться о  птицах.

(Предложить детям совместно с родителями сделать кормушки)

Дети называют отличительные особенности птиц.

Пернатые –тело покрыто перьями.

Птицы- наши друзья.

Семья- все птицы одна большая семья.

Коммуникативные УУД

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД-анализ учебной деятельности

Познавательно- логические УУД-

умение сделать вывод

Личностные УУД-

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

-Я даю вам лесенку.

Приложение3.

На ней человечки. Один из них вы. Вспомните, как вы работали на уроке, как отвечали. Поняли ли вы новый материал.

-Как вы думаете на какой ступеньке находитесь вы . раскрасьте себя.

-Как вы думаете все ли вы узнали о птицах?

-Какую задачу поставим на следующий урок?

Слайд 30.

Отвечают на вопросы, обобщают полученные на уроке сведения, определяют свое эмоциональное состояние.

Выдвигают задачу на следующий урок.

Регулятивные УУД

самооценка

Познавательные УУД- - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

                Самоанализ урока.

Тема урока: «В семье друзей пернатых»

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи урока:

  1. учить детей находить главное отличие птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;
  2. учить различать птиц по их отличительным признакам;
  3. создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения  работать в паре, умение слушать и вступать в диалог (владение монологической и диалогической речи);
  4. развивать  умение анализировать рисунки, воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Предметные:
- обобщить знания учащихся о многообразии птиц;
- формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;
- формировать умение видеть причинно - следственные связи на примере значения птиц для жизни человека и природы;

Метапредметные:

Формирование
регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

-формировать умение работать с информацией( работа по  схеме);

-формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Личностные:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-развивать мотивы учебной деятельности;

Оборудование:

-конверты с разными видами перьев птиц (для работы в паре);

-иллюстративный материал для проведения игры;

- мультимедиа-проектор, экран;

- презентация к уроку;

-учебник;

-рабочая тетрадь;

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

 На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Цели урока определяли сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На уроке были использованы методы по виду источника информации:

- словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, на этапе рефлексии, когда делали выводы);

- наглядные  (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе – как сопровождение);

- практические (отгадывали кроссворд);

по виду учебной деятельности:

- самостоятельная работа (работа в тетради);

- проблемно-поисковый метод (в ходе беседы).

С целью формирования интереса к учению были использованы познавательные игры. Использовался метод самоконтроля (при подведении итогов, рефлексии).

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый отличительные особенности животных.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

В течении всего урока были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.

Учащиеся проявили работоспособность, активность. Психологический климат на уроке был благоприятный.

Урок целей достиг и имел логическое завершение.

Приложение 1

Загадки

1. На болоте обитает

 И лягушек поедает. (Цапля)

2. Хвост с узорами,

 Сапоги со шпорами. (Петух)

3. На шесте дворец,

 Во дворце певец. (Скворец)

4. Зимою краснеют

 На голых ветвях.

 Весенней порою

 От нас улетят. (Снегири)

5. Непоседа, пёстрая,

 Птица длиннохвостая,

 Птица говорливая,

 Самая болтливая. (Сорока)



Предварительный просмотр:

       Проверочная работа.   Раздел «О царствах живой природы»

                            Вариант 1.    Ф.И.___________________________________ 14.02.2015 г.                                                                                                        

  1. Дополни схему.

_____________________                                                          Животные

                                                             ЦАРСТВА

                                                    ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Грибы                                                                                        ______________________

  1. Как называется наука о животных?

1) Биология                                3) Зоология

2) Ботаника                                4) Экология

  1. Подпиши органы растения.

Значение и толкование слова МАТЬ-И-МАЧЕХА

  1. Найди ошибку, подчеркни:

К насекомым относятся: бабочки, пчёлы, пауки, жуки, муравьи.

  1. Выбери правильный ответ:

   Куры, гуси, утки, индейки, голуби – это ….

А) птицы                                в) дикие животные

Б) животные                         г) домашние животные

     6.  Как развивается бабочка. Впиши недостающие слова.

                ____________   личинка    _______________  взрослая бабочка 

  1. Как изменится численность кроликов, если в местности, где они обитают, лето будет засушливым? Выбери нужный ответ:

А) их станет меньше                                 в) их численность не изменится

Б) кролики исчезнут                                 г)  их станет больше.

   

  1. Заполни таблицу.

Как животные дышат.

Насекомые

Рыбы

Млекопитающие

Птицы

Жабры

Трахеи

Лёгкие

  1. Какое из животных чаще всего бегает, какое прыгает, а какое плавает? Вставь слова в предложение.

     Тюлень _____________________ , кузнечик ___________________ ,

а страус ________________ .

 

     10 . Приведи примеры животных,  занесённых в Красную книгу.

1)_________________________          3)____________________________

2)_________________________           4)____________________________

 

11. Чего НЕ следует делать в заповеднике?

1) Бегать, шуметь, лазать по деревьям.

2) Фотографировать животных.

3) Определять животных с помощью атласа-определителя.

4) Вести наблюдения за животными.

12. Приведи два примера положительного влияния человека на животных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Самооценка:

    Я считаю, что с работой справился:

                 Хорошо                                не уверен                           не знаю  

             Проверочная работа.   Раздел «О царствах живой природы»

                            Вариант 2.    Ф.И.___________________________________ 14.02.2015 г.                                                                                                        

  1. Дополни схему.

Растения                                                                                   _______________________

                                                             ЦАРСТВА

                                                    ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

________________                                                                   Бактерии                                                                                  

2. Как называется наука о растениях?

1) Биология                                3) Зоология

2) Ботаника                                4) Экология

  1. Подпиши органы растения.

Значение и толкование слова МАТЬ-И-МАЧЕХА

  1. Найди ошибку, подчеркни:

К насекомым относятся: бабочки, пчёлы, пауки, жуки, муравьи.

  1. Выбери правильный ответ:

   Куры, гуси, утки, индейки, голуби – это ….

А) дикие животные                              в) птицы

Б) животные                                           г) домашние животные

     6.  Как развивается рыбы. Впиши недостающие слова.

                ____________   личинка    _______________  взрослая рыба 

  1. Как изменится численность кроликов, если в местности, где они обитают, лето будет засушливым? Выбери нужный ответ:

А) их станет больше                                в) их численность не изменится

Б) кролики исчезнут                                 г)  их станет меньше.

   

  1. Заполни таблицу.

Как животные дышат.

Рыбы

Птицы

Млекопитающие

Насекомые

Лёгкие

Трахеи

Жабры

  1. Какое из животных чаще всего бегает, какое прыгает, а какое плавает? Вставь слова в предложение.

     Кузнечик _____________________ , морж  ___________________ ,

а мышь  ________________ .

 

     10 . Приведи примеры растений,  занесённых в Красную книгу.

1)_________________________          3)____________________________

2)_________________________           4)____________________________

 

11. Чего НЕ следует делать в заповеднике?

1) Определять животных с помощью атласа-определителя.

 2) Фотографировать животных.

3) Бегать, шуметь, лазать по деревьям.

4) Вести наблюдения за животными.

12. Приведи два примера положительного влияния человека на животных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Самооценка:

    Я считаю, что с работой справился:

                       Хорошо                                              не уверен                                         не знаю