Беседа "Мы друзья пернатых"
методическая разработка по экологии

Барышникова Людмила Сергеевна

Естественно - научная направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа "Мы друзья пернатых"889.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества станицы Гривенской

План-конспект занятия по теме:

 «Мы друзья пернатых»

        Автор - составитель:

педагог дополнительного образования

Л.С. Барышникова

ст. Гривенская, 2021г

         Тема занятия: «Мы друзья пернатых».

         Цель занятия: познакомить учащихся с многообразием пернатых, закреплять знания о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним.

         Задачи:

- научить различать и классифицировать птиц по группам;

- сформировать знания о зимующих и перелётных птицах;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам; 

- воспитать ответственное  отношение к родной природе.

        Дидактические и методические материалы: информационный материал по теме, фото - материал.

        Материалы и инструменты: тетрадь, ручка.

        Оборудование: ноутбук.

        Методы работы:

- игровой метод – проведение занятия в форме игры;

- наглядный метод – иллюстрации;

- словесный метод – беседа;

- практический метод – создание  ситуаций, обсуждение.

         Форма проведения: групповая.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- приветствие учащихся;

- проверка посещаемости;

- сообщение темы и цели занятия.

  1. Основная часть.

  Педагог: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Чтоб сегодняшняя беседа прошла замечательно, мы подарим друг другу улыбки и,взявшись за руки, тепло наших рук. Улыбки передаем друг другу по кругу.

        Тему нашего экологического часа мы узнаем, когда отгадаем загадку:

Снится ночью пауку

Чудо –юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит, плохи дела

А кого паук боится?

Ну конечно это... (птица)

         Сегодня на экологическом часе мы будем говорить о наших пернатых друзьях – птицах. Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Их можно встретить в лесу, в парке, в поле, на речке, в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в нашем Краснодарском краенадо знать. И для того, чтобы вы знали птиц, мы проведём КВН «Наши пернатые друзья».

  1. Практическая часть.

          Сейчас мы разделимся на две группы команды.

          Придумайте названия вашим командам: «Кукушка», «Ласточка». Что вы знаете об этих птицах? Что мы знаем о птицах? На какие группы мы можем разделить птиц?

1.Перелетные и зимующие

2. Летают – не летают (пингвин, страус)

3. Домашние – дикие, водоплавающие (гуси, утки, лебеди, чайка) и не водоплавающие (воробей, ласточка, дятел)

КВН

        1-й Конкурс «Разминка».

За 5 минут каждая команда должна ответить на мои вопросы.

        Вопросы 1 команде:

• У какой птицы самый длинный язык? (У дятла 15 см)

• У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин)

• Чем выкармливает птенцов дрозд – рябинник? (Насекомыми)

• Самая маленькая птица? (Колибри, королек)

• Кого называют «водяной воробей»? (Оляпка)

• Зачем птицы заглатывают камешки? (Перетирают твёрдую пищу)

• Где синица вьет гнездо? (В дупле)

• Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

• Какую птицу называют воровкой? (Сорока)

       Вопросы 2 команде:

• У кого не жизнь, а малина? (Малиновка)

• Самая большая птица в мире? (Африканский страус)

• Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)

• Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)

• Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

• Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточка, стриж)

• Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

• Назовите птицу – символ России. (Орел)

• Название какого ядовитого растения леса связано с названием птиц?

(Вороний глаз)      

       2-й Конкурс «Знаешь ли ты птиц»

         1.Посмотришь на эту небольшую птичку, размером с воробья, подумаешь, что в ней такого особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... а вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав её песню. Разливается она на все лады. (Соловей)

        2.Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой ему все равно он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. Выводит птенцов в

феврале. (Клёст)

         3.Уж ты ни с кем её не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когдалетит –машут её белые и чёрные крылья, а когда сидит –белое брюхо светится. (Сорока).

         4.Посмотрите, какая красавица! Размером со скворца. Скрытая, осторожная птичка. Селится высоко на дереве, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга)

       3-й Конкурс «Отгадай загадку»

      Ребята, а я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Сейчас вы будете загадывать загадки друг другу.

1.Зимой на ветке яблоки

Скорей их собери

Но вдруг вспорхнули

Яблоки–Ведь это...... (Снегирь)

2.Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

3.Кто в беретке ярко красной

В чѐрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.  (Дятел)

4.Угадайте, что за птица

–Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)

5.Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Ворона)

6. На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец,

Он и летчик, и певец. (Скворец)

          Педагог: О ком были загадки? Правильно:  О птицах!!!

          Молодцы, ребята. На какие две группы можем разделить этих птиц?  

(Перелетные и зимующие птицы).

          А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными) такие птицы как (стрижи, журавль, скворец, утка, гусь).

          Каких птиц называют зимующими? (Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Это: воробей, дятел, сорока, ворона, синица, голубь, и прилетает снегирь.)

           А почему птицу снегирь называют снегирём? (потому что он прилетает со снегом).

           Физкультминутка.

           У реки росла рябина
У реки росла рябина, (Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх)
А река текла, рябила.
(Повороты вправо, влево с плавными движениями рук)
Посредине глубина. (Наклоны вперед, руки прямые)
Там гуляла ры-би-на. (Приседы)
Эта рыба — рыбий царь (Прыжки)
Называется — пескарь.
(Ходьба на месте)

           Педагог: А сейчас мы узнаем, почему некоторым птицам дали интересные названия.

           Сойка или горихвостка.

           Эта птица названа так за свой хвосткрасного цвета, который все время подрагивает.

           Зяблик.

           Почему так называется эта птица? Потому, что зябнет. Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает рано весной, когда еще лежит снег. И улетает поздней осенью в холодное «зябкое» время. За то её и назвали зяблик.

            Клёст.

            Название птицы клёст произошло от старого русского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест – накрест, он как будто сдавлен, сжат.

            Тетерев.

            За что обидели птицу, назвав её глухарем. На самом деле это птица называется тетерев. А когда она поет, то она ничего не слышит.

            5-й конкурс «Отгадай кроссворд»

            Педагог: Ученые признали, что птицы летят в дальние страны зимовать. Но куда они улетают?

- Ласточки, стрижи, горихвостки, мухоловки – улетают в тропическую Африку.

- Утки, грачи, скворцы – во Францию.

- Кулики – в северную Америку.

- Полярная крачка – среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачка пролетает более 30 тысяч километров.

          Всё это мы узнали от учёных, исследующих жизнь пернатых.

          А сейчас я Вам загадаю еще загадки про птиц.

1. У неё глаза большие,

Хищный клюв -всегда крючком,

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (сова)

2.Гнездо своё он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни,и полёт

Вошли в стихотворения! (жаворонок)

3. Окраска сероватая

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая

-Известная персона

Это... (ворона)

4.Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая.

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка. (синица)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишку потрошит?

Голоском речистым

Клее! Кле! Кле!

–поет со свистом. (клест)

6. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (скворец)

7.Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончил лов, забрав улов,

Поднялся в ввысь - и был таков. (пеликан)

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (соловей)

9. Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (снегирь)

10. Серенькая птичка,

Птичка –невеличка,

Шеей вертишь ты всегда,

Разве в этом есть нужда. (вертишейка)

11. Кто в беретке ярко –красной

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

          12.Лазит по деревьям вниз головой

пернатый – солист. (соловей) (недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка»)

13.Ночной – хищник. (сова) (Совы глотают целиком мышей.)

14.Легкомысленная-мамаша.  (кукушка)(Кукушка   подкладывает свои яйца в чужие гнезда, т.к.  сама питается большими зелеными гусеницами, которыми нельзя выкормить маленьких птенцов.)

          Педагог: Вот мы и узнали много интересного про птиц.

          Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов. Но птицы дороги нам не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей Родины. Мы должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

          Послушайте стихотворение З. Александровой «Птичьи песни»:

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю всё, о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветках соловей,

Малиновка и дрозд,

«Ты гнезда разорять не смей

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

          Яичек теплых не бери

- Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад

- Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат».

Чтоб накормить своих птенцов

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят

- Они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет

- Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют на ветках соловей,

Малиновка и дрозд,

«Ты гнезда разорять не смей

Не трогай птичьих гнезд!

И мы не будем разорять

- Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять в саду у нас звенят.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

          Педагог: Я бы хотела закончить наш КВН словами М. Пришвина:

«Рыбе –вода, птице –воздух, зверю –лес, степь и горы. А человеку    нужна Родина. И охранять природу, значит охранять свою Родину.

          Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им, птицы приносят радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц.

          Что нового Вы сегодня узнали? Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие, если нет то почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия "Мои пернатые друзья"

Конспект коррекционного занятия «Мои пернатые друзья»   Цель. Уметь различать и узнавать существенные признаки домашних и диких птиц.   Задачи. Закреплять знания о внешнем ...

"В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

КВН загадок "Наши пернатые друзья"

ЦЕЛИ:  Закрепить знания о  птицах , активизировать  мышление  детей, речь  ;     учить    наблюдать  за природой  ; воспитывать...

Предметная неделя искусства по теме «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

План предметной недели по искусству по теме  «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». Отчет о проведении предметной недели учителями музыки, изобразительного искусства, технологии, орга...

Интеллектуально - познавательная игра для начальных классов "В гости к пернатым друзьям"

В игре участвуют три команды: 2, 3 и 4 класса. Для проведения игры от каждого класса  выбираем по 8  человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанн...

Как живут наши пернатые друзья зимой

Материал для закрепления знаний детей о зимующих и перелётных птицах, способах их выживания в суровое время года. Зависимость  питания пернатых от формы клюва. Отличительные особенности следов жи...

Проект урока: "В семье друзей пернатых".

Учебный предмет Окружающий мир  Класс 1УМК (или система начального образования) «Гармония»Автор (авторы) учебника:О. Т. Поглазова,  М. В. Миронова.Тема: "В семье  друзей пернатых "....