Урок по теме "Водная среда обитания". Природоведение. 5-й класс.
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Тип урока: урок- путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnaya_sreda_obitaniya.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Водная среда обитания". Природоведение. 5-й класс.

учитель биологии, химии  Белоногова И.А.

МБОУ "Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа "

 Альметьевский  муниципальный район Республика Татарстан

Тип урока: урок- путешествие.

Цели  урока:

  • Образовательные  продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов; об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов; познакомить обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и растениями, простейшими, приспособленностью организмов к жизни в воде.
  • Развивающие – развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти.
  • Воспитывающие содействие формированию мировоззренческого понятия: познаваемости мира и природы; воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе, самостоятельности в действиях, усидчивости и внимания.

Методы: словесный, наглядный, информационный самостоятельная работа с учебником.

Оборудование: маршрутные листы,  учебник, компьютер, проектор, мультимедийная доска.

Эпиграфы к уроку: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.» ( Я. А. Коменский)

«Если будет вода, а в ней ни одной рыбки – я не поверю воде…» (М. М. Пришвин)

«Нет ничего более драгоценного  ископаемого, чем вода, без которой  жить нельзя…»

 ( Академик А.П. Карпинский)

Ход урока

Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие: нам предстоит вспомнить изученное, освоить новую среду обитания и запомнить её жителей.

У каждого из вас есть маршрутный лист сегодняшнего путешествия, который вы сами будете заполнять на каждой станции. Когда путешествие подойдёт к концу, я поставлю вам оценки, на основании набранных баллов. (Максимальное количество баллов на каждой станции – 5).

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя учащегося

Станция

«А, ну-ка вспомни!»

Станция «Новая»

Станция «Привал»

  Станция «Подумай!»

Оценка

- Итак, вперёд! Желаю удачи!

Первая станция на нашем пути называется « А, ну-ка вспомни!»  На этой станции вам предстоит ответить на вопросы  домашнего задания «Среда обитания. Факторы среды».

  1. Как называется наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой? (Экология) 
  2. Что такое среда обитания? (Среда обитания – это все то, что окружает живой организм: неживая и живая природа.)
  3. Какие среды обитания вам известны?  Сколько их? (Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Всего четыре среды обитания.)
  4. Что такое экологический фактор? (Экологический фактор – это фактор,  прямо или косвенно влияющий на организм.)
  5. Какие экологические факторы вы знаете? (Абиотические, биотические, антропогенные.)
  6. К какой группе факторов относятся  лиса, цапля, лягушка, птица, трава?

(К факторам живой природы – биотическим.)

  1. К какой группе факторов относят свет, температуру, влажность воздуха, ветер, радиоактивность, состав воды? (К факторам неживой природы – абиотическим.)
  2. Я прочитаю Вам стихотворение Р. Рождественского, а вы подумайте, о каком факторе идет в нем речь?  

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода, 
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.

(Речь идет об антропогенном факторе.)

  1. А какой фактор называют антропогенным? (Антропогенный фактор – это влияние на природу хозяйственной деятельности человека.) 
  2. Приведите примеры воздействия на природу хозяйственной деятельности человека. (Строительство городов, промышленных предприятий, развитие автомобильного транспорта, осушение болот, переселение растений и животных и др. приводят к загрязнению окружающей среды и к сокращению численности живых организмов.)

Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

Учитель: Вторая станция «Новая». Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока внимательно прослушайте стихотворение. 

В трёх состояньях находиться  я могу:
Когда на улице мороз – я стану льдом холодным,
С весенними лучами – ручейком бегу,
А, если солнце припечёт, то испаряюсь я свободно.

Во мне живут и рыбы, и киты,
Моллюски, иглокожие и раки,
Простейших много, есть ещё моржи.
И царство моё словно в полумраке.

А глубже окунись – увидишь только ночь,
Но и на дне есть жизнь, хоть нет там света,
Светящиеся органы помочь
Смогли передвигаться рыбам этим.

Богата жизнь во мне и я горда!
Вы знаете меня я – … среда.

- О какой среде идёт речь в стихотворении? (О водной.)

- О каких трёх состояниях воды шла речь в стихотворении? (Твёрдое, жидкое, газообразное).

- Итак, тема нашего урока «Водная среда обитания.»  Запишите тему урока в своих рабочих тетрадях.

Вода была  средой обитания первых  живых организмов на Земле. Именно в ней зародилась жизнь. Попробуйте охарактеризовать  условия жизни в водной среде по следующему плану (план на доске).

Учащиеся характеризуют условия жизни в водной среде и записывают их  в рабочих тетрадях.

Условия жизни в водной среде:

  1. Свет (недостаточно)
  2. Кислород (недостаточно)
  3. Температура (постоянная)
  4. Давление (высокое)
  5. Влажность (повышенная)

- А сейчас нам предстоит знакомство с водными жителями. О каких животных идет речь в загадках?

1. Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка в сказку загляни! (Рыба.)

2. Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит.

Этот маленький герой

Все воюет с мошкарой.

Родился герой в воде,

Но скачет быстро по земле. (Лягушка.)

3. Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход. (Бобры.)

4. На мели речной сидит

И усами шевелит.

А гулять пойдет –

Задом-наперед. (Речной рак.)

5. В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу не поплыл

Всех проглотит… (Крокодил.)

6. Ты со мною не знаком

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Кто такой я ? (Осьминог.)

7. Зверь клыкастый

Вместо ног – ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится. (Морж.)

8. Плывет чудо-великан,

На спине везет фонтан.

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит.)

Какие же особенности строения животных обеспечили их обитание в водной среде?  Давайте обратимся к рисункам учебника на стр. 115, 117.  Обратите внимание на строение водных обитателей и назовите особенности их строения, связанные с водной средой обитания.

Учащиеся перечисляют особенности строения живых организмов, связанные с водной средой обитания и делают записи в рабочих тетрадях.

Приспособления животных к жизни в воде:

1. Обтекаемая форма тела.

2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины); ласты (моржи, тюлени); перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры, бобры,  водоплавающие птицы); плавательные ножки, похожие на весла (жук-плавунец).

3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения при движении в воде.)

4. Толстый слой  подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных, обитающих в холодных водоемах.)

5. Специальные органы дыхания – жабры.

Учитель:  В воде, как известно, обитают также и растения.  О каких растениях идет речь в следующих загадках?  

1. Под водой змея таиться,

Над водой – краса-девица,

В блузке белоснежной,

Близ травы прибрежной. (Кувшинка.)

2. Есть змеи стометровые,

Зеленые, бордовые,

А капитану в море

От них большое горе. (Морские водоросли.)

- Почему растительный мир водоемов можно обнаружить на глубинах до 200 м?   (На большие глубины свет не проникает, а растениям для фотосинтеза свет необходим.)

- Какие растения преобладают в водоемах? (Водоросли.)

- Почему растительный мир водоемов беден, его можно обнаружить на глубинах до 200 м?   (На большие глубины свет не проникает, а растениям для фотосинтеза необходим свет.)

- Кроме животных и растений в воде также обитают простейшие (одноклеточные) и бактерии. Они в основном составляют планктон.

Планктон (с греч.  – блуждающий) – пассивно плавающие организмы. Чтобы удержаться в воде они имеют очень уплощенную форму тела или же многочисленные шипы и выросты, действующие как парашют.

- Какие простейшие, обитающие в водоемах вам известны? (Эвглена зеленая, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, радиолярии, фораминиферы и др.)

Учитель: Устали? Давайте сделаем привал! (Физкультминутка.)

Третья станция так и называется - «Привал».  Давайте представим, что мы водные обитатели и подвигаемся, как:

- рыбы

- медузы

- раки

- лягушки

Учащиеся под музыкальное сопровождение выполняют разнообразные движения.

Учитель: Четвёртая станция «Подумай!». Наше путешествие подходит к концу. Ответьте на следующие  вопросы:

  • Перечислите условия жизни в водной среде. (Недостаток света и кислорода; нет резких перепадов температур; высокая плотность; разнообразие животного мира, беден растительный.)
  • Назовите благоприятные и неблагоприятные условия для развития и жизни живых организмов в водной среде. (Благоприятные: изобилие воды, отсутствие резких перепадов температур;  неблагоприятные: недостаток света и кислорода, высокая плотность.)
  • Почему в зимний период на реках делают проруби? (Во избежании замора рыб, т.к. в воде мало кислорода.)
  • Назовите  организмы, которые живут в воде.
  • Как приспособились к жизни в воде рыбы? Моржи? Лягушки? Жук – плавунец?

Итогом урока будет составление синквейна по теме сегодняшнего урока.

Учащиеся предлагают свои синквейны, затем на доске записывают самый удачный синквейн, отражающий тему урока.

Пример синквейна:

Среда

Жидкая, прозрачная

Течет, замерзает, испаряется

Источник жизни

Вода

Учитель: В завершении урока хотелось бы пожелать всем:

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

Подсчёт баллов, выставление оценок.

Рефлексия.

Урок природоведения был:

– легкий – трудный;

– интересный – скучный;

– полезный – ненужный.

Я ученик:

– старательный – ленивый;

– внимательный – невнимательный;

– урок усвоил – не усвоил.

Домашнее задание. 

  1. Изучить материал учебника, с. 115,117 «Водная среда».
  2. Совершить небольшую «прогулку» с водным животным, выбрав себе любое водное животное, зарисовав его. Подумать, как оно приспособилось к жизни в воде?
  3. Составить кроссворд на тему "Водная среда. Кто живет в воде?".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Урок -презентация "Три среды обитания"

Урок -презентация для учащихся 5х классовпо теме "Три среды обитания.  Приспособлнность организмов к разным средам обитания"....

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

Проект урока. "Организм как среда обитания" биология 5 класс ФГОС

"Организм как среда обитания", 5 класс .Урок открытия новых знаниий. представлена разработка урока с приложениями( фото и видео, эталоны, интерактивные материалы и презентация)...

Презентация к уроку по теме "Среды обитания" для 5 класса.

Самое важное на этом уроке, создать эмоции, "погрузить" детей в разные среды. Они могут себя представить в роли разных организмов, обитающих в определенной среде....