Эксперименты на уроках 5 класс
опыты и эксперименты по природоведению (5 класс) на тему

Изучая материалы уроков очень важно , чтобы дети знали как получается ветер, как происходит круговорот воды в природе, как извергается вулкан и почему бумажный стакан не горит пока в нем вода. много таких вопросов задают почемучки. В данном материале представлены методики проведения экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimenty_na_urokah_prirodovedeniya_v_5_klasse.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперименты на уроках природоведения в 5 классе.

Автор: Гончарова Светлана Юрьевна учитель географии и биологии первой квалификационной категории МОУ "Князевская средняя общеобразовательная школа"» Тукаевского района РТ.

Уроки природоведения знакомят учащихся с теми науками, которые пятиклассники будут изучать в последующих классах, и многое им еще недоступно понять в связи со своими возрастными особенностями. По этой причине я стараюсь использовать средства наглядности. Некоторую информацию учащиеся воспринимают легко, она им понятна и доступна, а по некоторым вопросам возникает масса «Почему?», «Как?» и т.п. в этом случае, я считаю, необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе. Необходимо также, чтобы эксперимент был прост и не требовал больших затрат. Изучив некоторую литературу, я предлагаю описания этих экспериментов, не претендуя на авторство. Эксперименты могут проводиться учителем на уроке или самостоятельно учащимися дома или на уроке. Они безопасны, не требуют специального оборудования и материалов; позволяют привить  интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле. Информация, полученная на таких уроках надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие вопросы. В конце изучения природоведения  есть тема «Эксперименты» и после применения их на уроке с ребятами будет разговор о том, что они уже проводили  и видели, как это делает учитель.

Приведу примеры некоторых экспериментов.

Извержение вулканов.

 Цель эксперимента: изобразить извержение вулкана.

Материалы: Бутылка из-под газировки, глубокий противень или коробка, земля, питьевая сода,250 мл уксуса, красный краситель или средство для мытья посуды.

Процесс:- поставьте бутылку на противень.

- со всех сторон засыпьте бутылку землей, чтобы получилась горка; не закрывайте бутылочное отверстие и постарайтесь, чтобы земля  не попала в бутылку.

- насыпьте в бутылку соду

- окрасьте уксус в красный цвет и залейте его в бутылку.

Итоги: из бутылки выходит красная пена и стекает по земляному холмику.

Почему? Сода реагирует с уксусом, в результате чего получается углекислый газ. Газ вытесняет из бутылки жидкость. Пена возникает от смешения газа с жидкостью.

Объем  воздуха.

Цель эксперимента: показать, что воздух занимает место.

Материалы: двухлитровая миска (лучше прозрачная), пробка (натуральная), прозрачный стакан.

Процесс:

-налейте полмиски воды;

-бросьте в воду пробку;

-накройте плавающую пробку стаканом;

-погрузите стакан глубоко в воду.

Итоги: участок  поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.

Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается.

Давление воздуха.

Цель: показать, что существует давление воздуха.

Материалы: длинная линейка, стол, газетный лист.

Процесс:

-положите линейку на край стола так, чтобы половина ее свисала со стола;

- четыре раза сложите газетный лист;

- положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки;

- пальцем стукните по свисающему краю линейки.

- посмотрите, как ведет себя линейка  и газета;

- разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки;

- посмотрите, что случиться с линейкой и газетой.

Итоги. Развернутую газету труднее поднять, чем свенутую, она может даже порваться, но поднимется лишь немного.

Почему? Вес свернутого и развернутого листа один и тот же, но развернутому листу мешает подняться давление воздуха. Воздух прижимает газету к столу. Этот воздушный столб давит на все предметы. Чем больше их площадь, тем большее давление они испытывают. Когда мы развернули лист, то его площадь увеличилась в 16 раз, и во столько же раз возросло давление воздушного столба.

Приплюснутый шар.

Когда ребята приходят в пятый класс они узнают, что Земля приплюснута у полюсов, а изображают ее в виде круглого глобуса. Вот здесь и возникает «Почему?».

Цель эксперимента: показать, почему земной шар сплюснут у полюсов.

Материалы: кусок плотной бумаги длиной 40 см, ножницы, клей, линейка, карандаш.

Процесс:

-Отмерьте и вырежьте две бумажные полоски размером 3 на 40 см;

- положите полоски крест накрест и склейте;

- соедините вместе четыре свободных конца и тоже склейте; получится фигура, похожая на шар;

- подождите, пока засохнет клей;

-проделайте отверстие в месте склейки свободных концов;

- сантиметров на пять просуньте в отверстие карандаш;

- держите карандаш между ладоней и , двигая ими взад-вперед, вращайте карандаш с закрепленным на нем шаром.

Итоги: во время вращения шара его верхняя часть сплющивается, а центральная часть раздувается.

Почему? На вращающийся шар действует сила, стремящаяся раздвинуть в стороны бумажные полоски, и из-за этого верхняя и нижняя части сплющиваются. Как и все вращающиеся шары, наша Земля тоже сплюснута у полюсов и раздута по экватору. Если мы измерим окружность Земли по экватору и через полюса (по меридиану), то окажется, что по экватору она на 68 км больше.

Подводный вулкан

Материалы : маленькая стеклянная бутылочка, большая стеклянная банка, вода, пищевой краситель, веревка.

Процесс:

- взять веревку, обвязать сначала один потом другой конец веревки вокруг горлышка, получится длинная веревочная ручка.

- банку на ¾ наполнить водой

- в бутылочку налить горячей воды.

- добавить пищевой краситель, лучше красный.

- опустить бутылочку аккуратно на дно банки с холодной водой.

Итоги : Горячая вода поднимется со дна, как дым из кратера подводного вулкана.

Почему?

Вода кажется неподвижной. Но на самом деле её молекулы постоянно движутся. Молекулы горячей воды движутся быстрее молекул холодной воды. Теплая всегда поднимается на поверхность и плавает над холодными потоками, а молекулы холодной опускаются вниз

Выращивание сталактитов и сталагмитов

Материалы: две стеклянные банки, питьевая сода, вода, шерстяная нитка, скрепки , блюдце.

Процесс:

Наполнить банки горячей водой

-в каждую положить столько соли сколько может раствориться.

-хорошенько перемешать до растворения соды.

- поместить концы нитки в воду. Один конец в первую другой во вторую. А чтобы концы опустились на дно прицепить к ним скрепки.

- между банками поставить блюдце. Нить при этом свободно свисает, а стекающая вода с нитки  капает на него.

 Итог: через две-три недели увидим сталактит на нитке а сталагмит на блюдце.

Почему?

Нить впитывает содовый раствор из банок. Излишки капают с нитки на блюдце. Вода испаряется и  остаются кристаллики соды, и  вырастают наши сталактиты и сталагмиты пока не образуется колонна как в пещере, только маленькая.

Природа- чудесница! Это известно,

Её волшебство наблюдать интересно.

А если не просто, дружок наблюдать, а чудо своими руками создать?

Попробуй-ка опыты эти проделать-

И можешь ученым назвать себя смело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физического эксперимента в 8 классе

Элективный курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов. В курсе даются сведения о методах...

Методическая разработка. "Домашний физический эксперимент" 7- 11 классы

Физика ,наука прежде всего экспериментальная.Для преподавания и изучения  такого предмета как физика необходимо,в первую очередь демонстрационные опыты на уроках, сопровождающие изучаемую тему.Дл...

Технологическая карта занятия-эксперимента в 5 классе по физике (ФГОС) по теме: «Скорость движения тела »

Тип: занятие обобщения и систематизации знаний, полученных при изучении темы : «Механическое движение. Путь, время и скорость движения.»Оборудование : Мячи, секундомер, рулетка  , инструкция по Т...

Технологическая карта занятия-эксперимента в 5 классе по физике (ФГОС) по теме: «Скорость движения тела »

Тип: занятие обобщения и систематизации знаний, полученных при изучении темы : «Механическое движение. Путь, время и скорость движения.»Оборудование : Мячи, секундомер, рулетка  , инструкция по Т...

Несколько нетрадиционных экспериментов по геометрической и волновой оптике Предложения по проведению экспериментов

АННОТАЦИЯ. В данной статье предложены несложные в подготовке и проведении фронтальные и демонстрационные эксперименты, позволяющие быстро и наглядно продемонстрировать некоторые явления, изучаемые в т...

Урок лабораторного эксперимента в 9 классе по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции»

Урок лабораторного эксперимента   в 9-м классе по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции» был проведен с применением технологии «Личностно-ориентированного обуче...