открытый урок "Хвойные деревья. Сосна. Ель.
план-конспект урока по природоведению на тему

Черезова Ольга

Цели урока:

1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, готовности к бережному отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hvoynye_derevya._sosna._el.docx72.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Тема урока : Хвойные деревья. Сосна. Ель.

Цели урока:

1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, готовности к бережному отношению к природе.

Тип урока: комбинированный урок.

Средства обучения: карточки, ветки ели и сосны, ноутбук, презентация «Хвойные  деревья - сосна, ель.»,  мешочек с шишками.

Опорные понятия, термины:, корень, ствол, ветки, кора .

Новые понятия: хвойное дерево, хвоя, шишки, цветок, плод с семенами.

Формы контроля: фронтальная, индивидуальная, групповая (устный опрос, проверка на основе практической работы, наблюдение за работой учеников).

Домашнее задание: нарисовать ветки сосны и ели (по образцу).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

I этап.  Организацион-

 ный момент.

 

II этап. Актуализац

ия знаний.

 

III этап. Изучение нового материала.

 

 

   

IV этап.

Физкультми-нутка.

             

V этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Картинка 38 из 52530

VI этап.

Закрепле

ние изученного.

  VII. Итог урока.  

VIII этап.

Рефлексия деятельности

 

   - Сегодня прекрасный зимний день. Мы рады приветствовать наших гостей. Надеюсь, настроение у всех отличное.  Посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу.  

      Отчёт дежурного. (Ольга Егоровна, сегодня 30 января. Время года - зима. День недели- пятница.  На улице …  погода. В классе двенадцать человек, класс к уроку готов. Дежурный по классу:

 

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно

                  Каждый день, всегда, везде,

                  На занятиях, в игре,

                  Громко, четко говорим

                  Никогда мы не спешим!

                  Паузы мы соблюдаем!

                  Звук ударный выделяем.

 

1.Учитель задает загадку:

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
(Зимой)  

  Вопросы:

  Какие времена года вы знаете? Какое время года сейчас? Назовите зимние месяцы?  Весенние, летние, осенние.

   2. Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления

2.1. Игра «Лишнее слово».          Слайд 1     

  Какое слово лишнее? Почему?  

           Дуб, сосна, клён, смородина.

           Берёза, осина, ель, липа.

           Ель, сосна, берёза, кедр.

   - Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.

2.2. Работа над антонимами   Слайд 2

- Подберите противоположные по смыслу слова

Короткие иголки - …
Тонкий ствол - …
Молодое дерево- …
Крупные шишки -  …

2.3. Демонстрация изображения деревьев. Назвать, определить, что есть общего у всех деревьев (корни, ствол, кора, ветки, листья)

3. Подготовка к изучению нового материала.

-Послушайте загадки.

Её всегда в лесу найдём,

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт под Новый год –

Ребята будут рады.

Хлопот весёлых полон рот,

Готовы ей наряды.

              ( Ёлка)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

                    (Сосна)

-Кто мне может сказать, какую тему мы будем изучать на этом уроке? (сосны и ели)

-Посмотрите  на вопросы нашего урока и ответьте мне, кто уже сейчас знает ответы на  некоторые  из вопросов? А на какие вопросы мы пока не знаем ответ?   

Мы должны в течение урока ответить на следующие вопросы:   Слайд 3

  1. Какие хвойные деревья знаете?
  2. Почему они называются хвойные и какие у них листья?
  3. Как отличить между собой хвойные деревья?

Тема нашего урока: Хвойные деревья: ель, сосна.    Слайд 4

Цель: изучить ель и сосну.

Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, учиться разумно использовать лесные богатства.

- Раз наш урок называется развитие устной речи, какие дополнительные задачи мы должны поставить? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения,  узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)

-Что необходимо для успешной работы на уроке?

(Слушать, думать, отвечать.)

 

Рассказ о сосне.  Слайд 5

- Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.

- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.

Листья – хвоинки.  Хвоинки- это и есть листья. Давайте в словаре рассмотрим данное понятие. (учащийся работает со словарём).  Слайд 6,7

Хвоя- узкий, в виде иглы  лист некоторых пород деревьев.

Они  не все   опадают. А почему я сказала не все?

(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами.

Слайд 8

                   

- Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да) Слайд 9

- В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляются маленькие красноватые шишечки.

Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.        Слайд 10,11,12.

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Белки прыгают по ёлкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки —

Белки — ловкие малышки. (Прыжки.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)

Зайцы прячутся в кустах.

 

Притаились и сидят. (Дети садятся в глубокий присел на несколько секунд, потом встают.)

1)Практическая работа в парах.

(У детей гербарии )

- На столе у вас лежат ветки ели и сосны. Рассмотрите их и ответьте, что у них общего? (иголки)

-Это не иголки. Это  хвоинки.  

Вывод: деревья, у которых на ветках хвоя- называются хвойными.

Продолжаем рассматривать ветки сосны и ели. Теперь найдите отличия. Поможет вам в этом план.

План:      

1)Как расположены хвоинки и какого размера?  Слайд 13

2)Каков размер шишек? Слайд 14

Вывод: ветку ели можно отличить от ветки сосны по длине и расположению хвоинок и по размеру шишек .

 

-Теперь посмотрим, усвоили ли вы материал, и какими вы были внимательными на уроке

-Для этого выполним следующие задания

  1. Составление предложений

Описание сосны по плану (разноуровневые карточки).

Ствол (высокий, тонкий; мощный; широкий)
Ветви (располагаются высоко, раскидистые)
Иголки (длинные, крупные, тонкие, короткие);
Шишки (округлые, продолговатые)
Значение дерева

Приложение 1.

 Расскажи про сосну.

  1. Сосна – это …. дерево.

 (хвойное или лиственное)

  1. У сосны …. ствол.

(высокий, тонкий, мощный)

  1. Ветви располагаются…..

(высоко, низко)

  1. У сосны…. иголки, растут …

(длинные или короткие,

растут парами или по одной)

  1. На ветвях висят …… шишки.

(округлые или  продолговатые)

  1. Сосна имеет прекрасную древесину, которую используют …

Картинка 38 из 52530

 

 

 

- Продолжите, ель и сосна - …. деревья.
- А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)

 

 2. Экологическая минутка.

- Лес – наш друг. И приходя в лес, мы должны вести себя вежливо. А что это значит? Давайте сформулируем правила поведения в лесу

                                                           Слайд 15-21

   Достаньте шишку из волшебного мешочка, угадай  с какого она дерева?

(Дети достают закрытыми глазами шишку, отгадывают,  какого она дерева.)

- Вернёмся  к нашему плану урока и посмотрим, на все ли мы вопросы ответили.

1)Какие хвойные деревья мы изучали на уроке?

2)Почему они называются хвойные и какие у них листья? (листья называются хвоинки, поэтому и деревья хвойные)

3)Как отличить между собой хвойные деревья? (по расположению хвоинок и по шишкам. У сосны иголки длинные в паре, шишки маленькие, у ели иголки маленькие и по одной, шишки длинные)

-молодцы ребята. Время урока ограничено, поэтому обратитесь в библиотеку и узнайте, какие ещё хвойные деревья существуют? Чем они отличаются от уже известных нам? 

- Ребята, вы сегодня много работали. Давайте подведём итог.

-Особенно активными на уроке были…
- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок?

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки-

Значит, это ёлочки.

А когда же ветку ели

Мы получше разглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

 

 

  Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся выделяют лишнее слово, объясняют, повторяют ряд предложенных слов.

Учатся  подбирать противоположные по смыслу слова.

Учащиеся определяют общие части  деревьев.

Учащиеся загадывают классу загадки.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

Повторяют движения за учителем.

Рассматривают веточки ели и сосны, шишки.

Строят  предложения по схеме,

 

 

Формулируют правила поведения в лесу.

Ученики систематизируют свои знания, отвечая на вопросы учителя

Определяют, что нового узнали на уроке. Определяют уровень собственных достижений

Осмысливают, оценивают свои действия

 

Форма-фронталь-

ная. Метод-словесный.

Форма-фронталь-

ная, индивидуальная.  Метод-словесный.

 

Форма-фронталь-

ная. Метод-словесный, наглядный.

Форма-фронталь-

ная. Метод-словесный, наглядный.

Форма-фронталь-

ная. Метод-словесный, наглядный.

Форма-фронталь-

ная, индивидуальная. Метод-словесный.

Форма-фронталь-

ная. Метод-словесный, наглядный.

Фронталь

ная, индивиду

альная.

Форма-фронталь-

ная.  

Форма-фронталь-

ная, групповая.

Метод-словесный, наглядный, практичес-кий)

Форма-фронталь-

ная. Метод-словесный.

 

Форма-фронталь-

ная. Метод-словесный.

 

Регулятивные:

 входить  в  учебное помещение со звонком  

Личностные:

Понимают значение знаний для человека и принимают его,   осознание себя как ученика, заинтересованного  обучением

Познавательные: логические: анализ, синтез Коммуникативные:

построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками.

 

Познава

тельные – анализ, сравнение, обобщение. Регулятив

ные -

уметь определять и формулиро

вать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные - умение слушать, не перебивать, четко излагать свои мысли, аргументи

ровать.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Личностные:

самоопределение, мотивация  учения

Познава

тельные – анализ, сравнение, обобщение.  

Коммуникативные - умение слушать, не перебивать, четко излагать свои мысли, аргументировать.

Познавательные: логические: анализ, синтез Коммуникативные:

построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процессов результатов деятельности  

Познавательные – рефлексия спосо бов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные – самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные – управление сво- им поведением и поведением однок- лассников, учет чужого мнения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Ель и сосна - хвойные деревья

Цели урока:1) Закрепить   знания   о   голосеменных   растениях,  пополнить   знания   о значении ели и сосны для человека, расск...

Урок по развитию речи в 5 классе на тему: «Хвойные деревья. Ель и сосна»

Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. На уроке используются природный материал, красочная наглядность, задания творческог...

Хвойные деревья. Сосна. Ель.

Тема урока : Хвойные деревья. Сосна. Ель.Цели урока:1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.2. Коррекционно – ра...

План – конспект открытого мероприятия «ДЕРЕВО ДОБРОТЫ »

Раскрыть детям сущность понятий "добро", "доброта", "добрые поступки".Содействовать речевой культуре учащихся , культуре поведения.Формировать у детей доброту и милосерди...

Конспект открытого занятия "Дерево счастья из салфеток"

Топиарий (или «дерево счастья») – это маленькое декоративное деревце, которое выступает в качестве украшения интерьера. Из данного материала вы узнаете, как сделать топиарий своими руками...

Презентация к открытому занятию кружка " Волшебное дерево" по теме: «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Прививать наглядно у воспитанников, занимающихся на кружке " Волшебное дерево", любовь к народному творчеству...