Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Растения сада"
план-конспект урока по природоведению на тему

Урок предназначен для учащихся 3 класса школы с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt.urok_rasteniya_sada_-_kopiya_-_kopiya_-_kopiya.docx913.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

141840, Московская область, Дмитровский район,  г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.

Тел./факс (22) 5-24-48, Эл.почта. Schoolint8@mail.ru

Конспект открытого урока

 по предмету мир природы и человека  в 3-а классе

по теме " Растения сада".

C:\Users\Oksana\Desktop\96afac3f-f9fb-45f7-9ae2-9a577b7de193.jpg

                                                           Подготовила и провела

                                                                                        учитель I квалификационной категории

                                                                                        Алеша Светлана Владимировна

23.10. 2018

Яхрома

Алеша Светлана Владимировна

учитель начальных классов I квалификационной категории

МАОУ "Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Открытый урок  по предмету Мир природы и человека в 3-а классе.

Тема урока "Растения сада".

Дата проведения: 23 октября 2018 г.

Цель  урока:

-сформировать у учащихся представление о культурных растениях сада.

Задачи урока.

Образовательные:

-учащиеся научатся описывать и характеризовать культурные растения сада, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

- учащиеся продолжат учиться определять тему урока с помощью учителя через задания, наглядность, учебную ситуацию;

- учащиеся продолжат учиться понимать и принимать элементарные правила работы в паре: проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, прислушиваться к мнению одноклассника;

- стимулировать учебно-познавательную деятельность;

-обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

Коррекционно-развивающие:

-корригировать произношение учащихся через исправление ошибок в произношении;

- развивать слуховое и слухо – зрительное восприятие речи ;

-корригировать зрительное восприятие, развивать наглядно – образное мышление через работу с иллюстрациями.

 Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать  чувства прекрасного ; бережное отношение к растениям;

-воспитывать у детей стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие технологии, предупреждающие накопление усталости, снижение работоспособности.

Базовые учебные действия.

Личностные УД:

-проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;

-проявление внимания,  желания больше узнать;

-сравнение разных точек зрения;

- умение считаться с мнением другого человека;

-проявление терпения и доброжелательности.

Регулятивные УД:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- следовать инструкции при выполнении задания.

Познавательные УД:

- различать изученные объекты;

-различать изученные растения на основе их существенных признаков;

-высказывать предположения;

-обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УД:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в диалог;

-уметь строить монологическое высказывание;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Формы и методы обучения.

 Проблемный, игровой, наглядный, практический методы.

Фронтальная , индивидуальная работа.

Образовательные ресурсы:

учебник "Мир природы и человека" Н.Б. Матвеева 3 класс часть2, конверты с заданиями (работа в парах), иллюстрации растений, сигнальные карточки, рисунки яблок (зеленого, красного, желтого цвета), мультимедия: физкультминутка; картинка "Растения сада"; "Яблоня"; корзина с овощами и фруктами.


Технологическая карта урока.

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Базовые учебные действия

1

Мотивирование  к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: эмоциональная,

психологическая и

мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Ребята, кто меня видит потопайте ногами.

-Кто меня слышит похлопайте в ладоши..

-Кто готов со мной работать поднимите руку.

Сегодня на уроке будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.

Дети выполняют задание.

Слушать и понимать речь других(КУД).

Осуществлять самоконтроль(РУД).

Понимают значение знаний для человека и принимают их(ЛУД).

2

Повторение пройденного материала.

Цель: проверка знаний учащихся.

Повторение лексического значения слова ОГОРОД и растений, которые растут в огороде.

Учитель задаёт загадки об овощах, демонстрируя ответы детей картинками.

1. Огородная краля

В оранжевом платье

Притаилась в погребке,

Лишь коса на бугорке.

 2. Всем известен тот сеньор,

Он растет в теплице.

Краснощекий, важный, круглолицый.

3. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

4.Закопали в землю в мае,

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

5.Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

6.Что за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки...

7. В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

8. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

9. Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

C:\Users\Oksana\Desktop\8.jpg

Ответы учеников.

ОГОРОД-это небольшой участок земли, на котором выращивают овощи, но могут расти и ягоды.

Ученики отгадывают загадки.

Ответ: морковь.

Ответ: помидор.

Ответ: огурец.

Ответ: картофель.

Ответ: редиска.

Ответ: кабачок.

Ответ: тыква.

Ответ: баклажан.

Ответ: перец.

Активно участвовать в деятельности(РУД).

Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов(ПУД).

Уважительное отношение к иному мнению (ЛУД).

3

Введение в тему урока.

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Разгадывание ребуса. Какие слова спрятались?

ОЩРАСТЕНИЯЪЮ

ПКМСАДАЛДО

Определение темы и целей урока.

Формируют тему урока и ставят цели.

Учащиеся разгадывают ребусы.

ОЩРАСТЕНИЯЪЮ

ПКМСАДАЛДО

Тема урока: Растения сада.

Цели:

-особенности растений сада;

-значение этих растений для человека.

Ответы учащихся.( Растения сада).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Высказывают свои предположения, выражают свои мысли(КУД).

Совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную задачу (РУД).

Ориентируются в своей системе знаний (ПУД).

4

Освоение нового материала:

Цель: актуализация знаний учащихся.

Работа в парах.

Повторение лексического значения слова САД.

-Посмотрите на листке, который лежит у вас на столе, что означает слово сад.

(Учитель зачитывает значение слова САД из толкового словаря).

-Ответы на трудные вопросы  лучше искать одному или с друзьями?

Подготовка учащихся к выполнению практической работы; распределение учащихся по парам, ознакомление с последовательностью выполнения, текущий инструктаж, установка на сотрудничество, повторение правил дружной работы в парах.

Учитель раздаёт каждой паре карточки с заданием. Слова нужно распределить на 2 группы. Синим карандашом подчеркнуть растения огорода, а остальные красным карандашом.

Яблоня, груша, помидор, свёкла, огурец, картофель, вишня, малина, крыжовник, морковь.

-Назовите растения каждой группы одним словом и определите, где они растут.

Дети читают:

- Сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами и цветами.

Дети работают в группе. Повторяют правила "дружной группы":

-перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

-не спорить зря, а доказывать и объяснять;

-каждый должен слушать своих товарищей;

-каждый должен принимать участие в работе.

1 группа: помидор, свёкла, огурец, картофель, морковь.

2 группа: яблоня, груша, вишня, малина, крыжовник.

1 группа-овощи. Растут в огороде.

2 группа- плодовые деревья и кустарники. Растут в саду.

Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе(РУД).

Умение вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; принимать другое мнение и позицию; допускать формирование различных точек зрения(КУД).

5

Физкультминутка.

Направлена на снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости.

Организует физкультминутку.

Музыкальная физкультминутка "Пяточка-носочек".  

Умение контролировать действия (РУД).

6

Первичное  осмысление и закрепление полученных знаний.

Цель: усвоение нового материала

Работа по картинке "Растения сада".

Решение природной

задачи.

-Откройте учебники и прочитайте материал на с. 14.

(Беседа по прочитанному материалу).

-Какие бывают сады?

-Какие фруктовые деревья и ягодные кустарники растут в наших садах?

-Найдите и покажите на рисунке яблоко, грушу, вишню, сливу.

-Какую форму и цвет они  имеют?

-Как человек использует фрукты и ягоды?

Чем отличаются деревья от кустарников?

Организует беседу по картинке.

-Что вы видите на картинке?

-Где растут деревья и кустарники?

-Назовите плоды и ягоды, которые изображены на этой картинке?

C:\Users\Oksana\Desktop\643x0w.jpg

C:\Users\Oksana\Desktop\a48ce7.jpg

C:\Users\Oksana\Desktop\d13fd4.jpg

C:\Users\Oksana\Desktop\c529864091.jpg

C:\Users\Oksana\Desktop\5a103cef2205748a378b456a.jpg

Старшеклассники нашей школы решили высадить на пришкольном участке следующие растения:

яблоню

смородину

вишню

грушу

апельсиновое дерево

Вопрос: все ли растения могут расти на нашем пришкольном участке и почему?

(обсуждение в парах)

Учащиеся коллективно выполняют задание.

Ответы учеников:

-Бывает яблоневый , вишнёвый, грушевый сад.

- В наших садах растет яблоня, груша, вишня, слива-это деревья. Так же растут кустарники: красная и чёрная смородина, малина, ежевика, крыжовник.

Учащиеся показывают на рисунке фрукты.

-Яблоко имеет шаровидную форму, бывает зелёного, желтого, красного и др.цвета.

Груша-продолговатую, форму лампочки, шаровидную форму; бывает зелёного, желтого, красного и др.цвета.

Вишня- шарообразную форму, бордового цвета.

Слива-овальную, округлую форму; бывает желтого, зеленого, красного, фиолетового цвета.

-Фрукты и ягоды можно употреблять в пищу в сыром, замороженном виде, варить компот, варенье, джем, повидло.

-Деревья имеют крепкий ствол покрытый корой. Кустарники имеют несколько тонких стволов, тоже покрытых корой.

Учащиеся отвечают на вопросы и составляют рассказ по картинке "Растения сада".

Ответы учеников. Решение задачи.

Апельсиновое дерево не растет в нашей местности. Этому растению не хватает солнца, тепла, света, влаги и не подходит почва.

C:\Users\Oksana\Desktop\apels_derevo-7.jpg

Проявлять интерес к новому учебному материалу.

Уважительное отношение к иному мнению (ЛУД).

Умение выражать свои мысли.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. (КУД).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание ,формирование умения извлекать информацию из иллюстраций , текста; выявлять сущность ,особенности объекта(ПУД).

7

Самостоятельная работа.

Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает

Организует деятельность по применению новых знаний.

Задание в тетради: раскрасить плоды растений.

- Плоды каких растений у вас нарисованы в тетради?

-Каким цветом вы будете раскрашивать эти плоды?

C:\Users\Oksana\Desktop\Raskraski-frukty-44.jpg

Подписать названия и раскрасить плоды растений сада.

Уважительное отношение к иному мнению(ЛУД).

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию (КУД).

Следовать предложенному заданию и работать в общем темпе(РУД).

8

Работа в группах.

Цель :закрепление ранее полученных знаний

Организует деятельность по применению полученных знаний. Ученикам предлагается корзина с овощами и фруктами.  Класс делится на две группы: одна группа выбирает овощи, чтобы приготовить борщ; вторая группа выбирает фрукты, чтобы сварить компот.

C:\Users\Oksana\Desktop\depositphotos_37971133-stock-photo-wicker-basket-with-assorted-organic.jpg

Учащиеся выполняют задание.

Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе(РУД).

Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов(ПУД)

Уважительное отношение к мнению одноклассников(ЛУД).

9

Итог урока.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Сейчас мы с вами подведём итог урока.

-Что нового вы сегодня узнали?

-Кому интересно было работать на уроке?

-Какие трудности испытывали?

-Что еще бы вам хотелось узнать о растениях?

 А теперь я хочу посмотреть, кто на уроке был самым внимательным. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный квадрат, а если нет, то красный.

- Верите ли вы, что:

  • Яблоня – это растение сада.
  • Помидор – растение огорода.
  • Кабачок – растение сада.
  •  Растения сада и огорода необходимы человеку.
  • Сад – это участок земли с плодовыми деревьями и кустарниками.
  • Яблоня, вишня, груша – это овощи.
  • Огород -это участок земли, на котором растут дикие растения.
  • Апельсиновое дерево растет в нашей местности.

МолодцыВы сегодня хорошо и дружно поработали .

Подводят итоги работы на уроке. Отвечают на вопросы.

Понимают значение знаний для человека и принимают его(ЛУД).

Прогнозируют результаты уровня усвоения уровня изучаемого материала (РУД).

10

Рефлексия.

Цель: самооценка результатов своей работы.

-Сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке.    

  На яблоню нужно "повесить" яблоко.

 Красное яблоко – соответствует оценке "5"; жёлтое – оценке "4"; зелёное – оценке " 3".

(Яблоня нарисована на плакате)

C:\Users\Oksana\Desktop\post-44611-1190376006.jpg

Ученики оценивают свою работу на уроке и украшают яблоню своими оценками ("яблоками").

 Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности (ЛУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (КУД).

 

11

Домашнее задание.

Учебник с.15.

Задание: сходить со взрослыми в магазин, рассмотреть какие фрукты там продаются, нарисовать в тетради фрукты, которые  купили.

Соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению(РУД).

Литература.

  1. 1. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под ред. чл.- кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. Москва «Русский язык» 1987.
  2. Матвеева Н.Б. Мир природы и человека 3 класс. Часть 2.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва."Просвещение".2018 г.
  3. Загадки про овощи. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-frukty-i-ovoschi-dlja-detei-6-7-let-s-otvetami.html


Алеша Светлана Владимировна

учитель начальных классов I квалификационной категории

МАОУ "Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Самоанализ

открытого урока по предмету Мир природы и человека в 3-а классе.

Тема урока "Растения сада".

     На уроке присутствовали: заместитель директора по УВР Сурнина М.В., заместитель директора по УМР Чиченкова М.А., учитель-логопед Хмелёва Т.А., педагог-психолог Михина Н.В., председатель ШМО учителей начальных классов Вязигина Е.В.

      Разработанный мною урок предназначен для обучающихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). В классе 8 учеников с легкой степенью умственной отсталости. Урок соответствует психологическим и возрастным особенностям детей.

  Учителем были поставлены и решались следующие задачи:

    Тема урока "Растения сада".

    Цель  урока:

-сформировать у учащихся представление о культурных растениях сада.

    Задачи урока.

    Образовательные:

-учащиеся научатся описывать и характеризовать культурные растения сада, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

- учащиеся продолжат учиться определять тему урока с помощью учителя через задания, наглядность, учебную ситуацию;

- учащиеся продолжат учиться понимать и принимать элементарные правила работы в паре: проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, прислушиваться к мнению одноклассника;

- стимулировать учебно-познавательную деятельность.

     Коррекционно-развивающие:

-корригировать произношение учащихся через исправление ошибок в произношении;

- развивать слуховое и слухо – зрительное восприятие речи ;

-корригировать зрительное восприятие, развивать наглядно – образное мышление через работу с иллюстрациями;

-обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

     Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать  чувства прекрасного ; бережное отношение к растениям;

-воспитывать у детей стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие технологии, предупреждающие накопление усталости, снижение работоспособности.

    Базовые учебные действия.

   Личностные УД:

-проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;

-проявление внимания,  желания больше узнать;

-сравнение разных точек зрения;

- умение считаться с мнением другого человека;

-проявление терпения и доброжелательности.

     Регулятивные УД:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- следовать инструкции при выполнении задания.

    Познавательные УД:

- различать изученные объекты;

-различать изученные растения на основе их существенных признаков;

-высказывать предположения;

-обсуждать проблемные вопросы.

    Коммуникативные УД:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в диалог;

-уметь строить монологическое высказывание;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы и методы обучения.

 Проблемный, игровой, наглядный, практический методы.

Фронтальная , индивидуальная работа.

Все поставленные цели достигнуты.  

      Учащиеся активно реагировали на все действия и продуктивно выполняли все задания. Логическое построение материала позволило ученикам ощутить себя соавторами урока. Урок показал, что учащиеся умеют рассуждать, не боятся высказывать свое мнение.

   2. Структура урока и её практическая реализация полностью соответствуют структуре урока по ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) . Урок построен на основе системно-деятельностного подхода к обучению с соблюдением следующих принципов:

-принципа деятельности;

-принципа обратной связи;

-принципа открытости,

-принципа творчества.

    3.Все этапы урока организованы с использованием предметно-практической деятельности обучающихся:

- Повторение ( отгадывание загадок).

- Введение в тему: отгадывая ребус, дети формулируют тему урока; в процессе совместного сотрудничества (учащиеся - учитель) с опорой на знаниевый опыт, полученный на предыдущих занятиях, ставят цели урока.

- На этапе изучения нового материала используются следующие виды практической деятельности обучающихся:

определение лексического значения слова "сад" через поиск в толковом словаре;

работа с карточками с целью разграничения растений сада и огорода;

работа с текстом и иллюстрациями по дифференциации растений сада (деревья и кустарники); называние садовых плодов с определением их формы и цвета, а также значения в жизни человека;

беседа по картинке "Растения сада";

решение природной задачи жизненно практического содержания.

- На этапе закрепления изученного материала дети выполняют творческие задания: раскрасить и подписать растения сада, отобрать фрукты для компота, а овощи для борща.

-На итоговом этапе учитель опирается на логическое мышление детей, их умение сравнивать и обобщать материал, делать выводы на основе полученных знаний ( "Веришь ли ты?")

 - В процессе рефлексии учащиеся оценили успешность своей работы на уроке, украсив яблоню красными ("5"), жёлтыми ("4") и зелеными ("3") яблоками.

       4. Необходимо отметить и другие преимущества урока.

-Использование частично поискового метода с целью формирования умения учиться (ребусы, загадки, толковый словарь, работа с карточками).

-Коррекционную направленность всей практической деятельности учащихся.

-Качественную подготовку учителя к уроку, педагогическую продуманность всех его этапов .

-Наличие постоянной связи учитель-ученик-коллектив.

-Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

     Выводы:

1. Урок ориентирован на новые образовательные стандарты.

2.Прослеживается нацеленность по формированию БУД.

3.Урок соответствует требованиям программы, возрастным особенностям детей и их жизненного опыту.

4.В целях здоровье сбережения соблюдается чередование материала разной степени трудности,

разнообразие видов учебной деятельности.

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики "Красота природы и человека"

Данный урок проводился в рамках программы здоровьесбережения. Урок в форме игры для учащихся 8 класса....

обобщающий урок по теме "Природа и человек" по географии в 8 классе

цель урока: обобщить и проверить уровень знаний учащихся по темам "Рельеф России", "Климат России", "Внутренние воды России", "Почвенные ресурсы России", "Растительный и животный мир России"; совершен...

Конспект урока по миру природы и человека "Дикие животные весной"

Разработка урока для 1 класса для детей с ОВЗ...

Урок по мир природы и человека «Одежда осенью и уход за одеждой»

Данный материал  можно применить на уроках в коррекционной школе....

Конспект урока по мир природы и человека, по теме " Органы чувств " 3 класс для детей ОВЗ

Конспект урока по теме " Органы чувств" 3 класс  для детей ОВЗ...

конспект урока по миру природы и человека на тему "Здравствуй, лето!"

конспект урока по миру природы и человека, 4 класс, специальная коррекционная школа 8 вида...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...