Удивительный мир воды
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Сформировать представление о воде, как самом важном для человека веществе.

2. Закрепить знания об основных сведениях об озере Ладога - первом по величине озером в Европе.

3.Закрепить знания о правилах поведения на природе, водной среде.

4. Развивать познавательный интерес к изучению водных водоёмов родного края.

5. Формировать познавательный интерес к исследовательской работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_vody.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Удивительный мир воды», проведенного в объединении «Мир вокруг нас»

Педагог Щеголева Галина Петровна

Объединение «Мир вокруг нас»

Состав учебной группы: 12 человек

количество детей, присутствующих на занятии 7 человек

количество мальчиков — 2 человека

количество девочек — 5 человека.

Тема занятия: «Удивительный мир воды»

Место занятия в дополнительной общеобразовательной программе:

1-й год обучения Тема 2.4.6. Наши реки и озера подо льдом

Цель занятия: развитие познавательного интереса к удивительному миру воды.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Сформировать представление о воде, как самом важном для человека веществе.

2. Закрепить знания об основных сведениях об озере Ладога - первом по величине озером в Европе.

3.Закрепить знания о правилах поведения на природе, водной среде.

4. Развивать познавательный интерес к изучению водных водоёмов родного края.

5. Формировать познавательный интерес к исследовательской работе

Оборудование и материалы:

  • глобус,
  • выставка книг,
  • выставка детских рисунков.
  • материал и оборудование для проведения опыта

Форма занятия: беседа с включением практической работы.

Структура занятия:

1.Организационная часть занятия 3 мин.

  • Приветствие.
  • Постановка цели занятия

2. Основная часть занятия.

2.1.Беседа об удивительном мире воды -10 мин

2.2.Практическая работа –   27 мин

  • Опыт «Соль засорена, а так хочется ухи»
  • игра «Море в комнате».
  • мини-викторина «Юные знатоки» (конкурс загадок)

3.Заключительный этап 5 мин

Подведение итогов занятия, экскурсия по выставке рисунков.

Ход занятия

1. Вводная часть занятия

 - Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир воды.  А в этом нам поможет всем знакомый глобус. Мы попробуем себя в роли научных работников – проведём небольшой опыт Но об этом немного позже.. И так начнем наше путешествие!

2. Основная часть занятия

Взгляните на карту мира (на глобус) Больше всего на ней какой краски? (ответы детей)

Правильно - голубой краски. А голубым цветом на картах изображают что? (ответы детей) - воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Вода — одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше. А как вы думаете, какие свойства есть у воды, в каком состоянии она может находиться? (ответы детей)

Правильно, твердый лед, и легкий газ, пар это всё вода. Таково ее свойство: она бывает твердой, жидкой и газообразной.

Есть у воды еще очень важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества: различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы.

А что будет, если воды не будет хватать, или она вообще исчезнет? (ответы детей) – например, в жизни растений, или животных?

Правильно, при недостатке воды жизнедеятельность организмов сильно нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10!

Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3-6 литров в сутки.

Вода — добрый друг и помощник человека.  А в чём самое главное удобство воды для человека? (ответы детей)

Она удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек. Давайте попробуем определить главные морские порты нашей страны на карте (глобусе).

Мы сказали про растения, которым также необходима вода, а где именно, ребята? (ответы детей).

Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. А ещё, вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.  А для человека вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие. И люди используют не только лечебные свойства этих вод, но и тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в любое время года.

Вот какое необыкновенное вещество обыкновенная вода — краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С.Т. Аксаков.

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхностей морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается в виде дождя или снега.

Но чистой воды на земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.

В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком. Поэтому воду надо беречь!

Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Скажите, ребята, а какое вы знаете самое большое озеро Ленинградской области - Ладожское озеро.

На Ладожском озере около 600 островов. Почти все они находятся в северной части озера. Самые красивые острова Валаамские. Своей красотой они привлекают внимание художников, туристов. Северные берега озера и острова покрыты лесом, большей частью хвойным. На южных берегах озера лесов меньше, есть болота.

В Ладожское озеро впадает несколько крупных рек, среди них: Свирь, Волхов, Вуокса и множество небольших речек. А свои воды Ладожское озеро отдает только одной единственной реке — Неве.

Ладожское озеро начинает замерзать в ноябре месяце. Если морозы стоят небольшие, середина озера остается свободной ото льда всю зиму. А кто знает, как называлась главная дорога во время блокады Ленинграда? Дорога жизни. А кто знает, почему именно так называли дорогу, которая проходила по Ладоге? (ответы детей)

Освобождаться озеро ото льда начинает рано, уже в апреле. Это происходит потому, что множество рек, впадающих в Ладогу, несут в озеро свои теплые воды и растапливают лед у его берегов.

Вода в Ладожском озере такая чистая и прозрачная, что местами на глубине 4-5 метров хорошо видно дно. Весной и осенью на Ладожском озере бывают сильные бури. Они не уступают по силе морским штормам. Часто бури продолжаются по 6-8 суток.

На Ладожском озере развито рыболовство. Кто из вас знает, какая рыба водится в озере? (ответы детей)

Здесь встречается более 50 названий рыб, в том числе: лосось, форель, осетр, сиг, ряпушка, корюшка.

Постоянно живет в водах озера тюлень — ладожская нерпа. Эти забавные животные любят, взобравшись на подводные валуны, следить за катерами с туристами и паломниками, направляющимися к монашеским островам Ладожского озера — Валааму и Коневцу. Ребята, я нам советую: обязательно побывайте с родителями в этих святых местах. Вы получите огромное удовольствие от пребывание на этих чудо островах.

В весенней, осенний, летний сезон вы часто выходите на отдых на природу. И вам приходиться готовить пищу на костре. И вот случается непредвиденное обстоятельство: вам надо посолить уху, а соль засорена.  И тут вы вспоминаете свойство воды: растворять ее, освободив от лишних включений (травянистых, песочка) путем фильтрации через чистую ткань или бинт, а затем выпарить воду и, получив чистую соль — посолить уху, пожелав всем приятного аппетита. А сейчас мы проведём этот опыт.

Возьмем стеклянную банку емкостью 500 миллилитров, загружаем в нее засоренную соль, наполняем банку водой, размешиваем содержимое банки, затем пропускаем его через фильтр, изготовленный из бинта. Отфильтрованный раствор помещаем в ложку и нагреваем над пламенем спиртовки. Что происходит с водой? (ответы детей).

Вода на глазах испаряется из ложечки, а в ней остается соль, которой и заправляем «уху».

Из этого опыта мы узнали о воде как растворителе, ее свойстве испаряться под действием температуры.

И, если у вас, ребята, случится такое при отдыхе на природе, то вы обязательно вспомните этот опыт и исправите ситуацию.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Море в комнате» Цель этой игры заключается в том, чтобы вы вспомнили, что у вас есть в доме морского, водного происхождения. За каждый правильный ответ вы получаете очко (жетон). А набравшие участники большее количество очков - победитель!

И так, что есть у вас дома?

Предполагаемые ответы:

  • Йод — лекарство со дна моря из морских водорослей филлофоры и ламинарии.
  • рыбий жир
  • рыбные консервы
  • замороженная рыба
  • украшения (ожерелье, серьги )
  • пемза (губка для мытья) и другие.

А сейчас мы проведём небольшую  пресс-конференцию, вам было дано задание найти интересные факты о водных обитателях. (Выступления детей) по темам: «Дельфин», «Морская черепаха», «Медуза».

-А сейчас я хотела бы вас познакомить с морскими жителями, и рассказать вам о небольших, но очень интересных фактах:

  • Самой ценной породой рыб в мире считается русский осетр. В 1924 году в реке Тихая Сосна, что на Орловщине, была поймана самка этой породы весом 1227 кг.
  • Самой хитрой рыбой считается морской черт. За хитрость и неприглядный вид, и название у рыбы соответствующее. Встречается морской черт в Черном море. Его длина достигает 2 метров. На голове у черта сверху находятся глаза и «удочка». Конец «удочки» похож на червя. Другая рыба, заметив «червя», кидается к добыче, но она оказывается добычей сама. Черт быстро открывает пасть, втягивает жертву и проглатывает ее.
  • Новорожденный крокодил в три раза длиннее яйца, из которого только что вылупился.

Это маленькая часть удивительных фактов из жизни природы. Еще много, много интересного вы найдёте, прочитав книги о природе, которые вы можете рассмотреть на выставке, организованной в нашем объединении, а также в школьной, домашней библиотеках, а также в библиотеках города. Находите минуты для чтения, а результат не заставит себя ждать

Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался и разгадывал тайны природы. С глубокой древности люди приучали к этому детей, задавая им загадки. И когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только тогда, как он разгадывал несколько заданных ему загадок. И так, загадки «Удивительный мир воды»:

  1. Что в руке не удержишь и в решете не пронесешь? (Вода)
  2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь).
  3. Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал. (Снег).
  4. Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег).
  5. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега).
  6. В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует — бежим по воде. (Волны).
  7. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза).
  8. Без досок, без топоров через речку мост готов. (Радуга).
  9. На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град).
  10. Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки, с шумом окна промывал, на крыльце потанцевал, побродил по крыше вволю и ушел по лужам в поле. (Дождь).
  11. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь).
  12. Над рекой поперек великан врастяжку лег. Через реку, по спине он ходить позволил мне. (Мост).
  13. Летом бежит, зимой спит. Весна настала — опять побежала. (Река).
  14. В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река).
  15. Что это у Галочки? Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в реке. (Удочка).
  16. Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
  17. Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес - прохудился и исчез. (Туча).
  18. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча).
  19. Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег).
  20. Рыбам зиму жить тепло: крыша — толстое стекло. (Лед).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали быстро. А сейчас давайте посетим выставку рисунков «Удивительный мир воды». Какие рисунки вам понравились, что вы узнали из этих рисунков.

3.Заключительная часть занятия:

Вот и подходит к концу наше занятие. Я хочу вас спросить, что вам запомнилось больше всего? Хочется ли вам поделиться услышанным с друзьями, родителями? Пойдете ли вы в библиотеку за очередной интересной книгой?

Содержательные блоки занятия:

  • на данном занятии необходимо обратить внимание на значение воды в жизни человека. А также на охрану окружающих нас водоёмов, правилах поведения на природе.
  • Данное занятие является завершающим по теме «Удивительный мир воды» 1-го года обучения.

Планируемый результат:

  • формирование представления о воде, как самом важном для человека веществе.
  • закрепление знаний об основных данных об озере Ладога - первом по величине озером в Европе.
  • закрепление знаний о правилах поведения на природе, водной среде.
  • Развитие познавательного интерес к изучению водных водоёмов родного края.
  • Формирование познавательного интереса к исследовательской работе

Список литературы для педагогов

  1. .Аракчеев Ю. Путешествие в удивительный мир. – М.: Детская литература,1989 г.
  2. Балбышев И.Н. Окно в природу. -Ленинград: Лениздат,1997 г.
  3. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: Владос, 2002г.
  4. .Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М.: Просвещение, 1993 г.
  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка - М.: Педагогика,1988г.
  6. Иванова Т.С. Экологическое образование в начальной школе –М.:МГЛ,2003 г.
  7. Клепинина З.А. Тайны окружающего мира.- М.: Ювента, 2005 г.
  8. Левитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет?- СПб.: Союз, 2001 г.
  9. Потапова Л.М. Детям о природе.- Ярославль: Академия развития, 2000 г.
  10. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе.- М.: Академия, 2000 г.
  11. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2001 г.
  12. Тихонов А.В. Энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмен, 2005 г.
  13. Томанова З.А., Любарский А.Н. Природа родного края.- СПб.: Специальная литература, 2008 г.
  14. Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Самара: Федоров. 2001 г.
  15. Трибис Е. Расскажи мне...о чудесах. - М.:Рипол Классик, 2002 г.
  16. ФродоА. Вынужденное путешествие.- Екатеринбург.: Ладь-Лтд,1995г.

Список литературы для детей

  1. Виноградова Ю. Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.: Просвещение,1993 г.
  2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика,1988г.
  3. Куликов А.Н., Гурлянд С.Г. Скажи мне, почему?- М.:Багира,1995г.
  4. Плешаков А.А. Атлас-определитель От земли до неба.- М.: Просвещение, 2000 г.
  5. Рыжова Н.А. Не просто сказки.- М.: Линка-Пресс, 2002 г.
  6. Ряжин С.В. Экологический букварь. -СПб.: Пит-Тал., 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительные свойства воды"

«Удивительные свойства воды».  Цель: - совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Задачи: - познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, б...

Воспитательный час "Удивительные свойства воды"

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;  совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде...

Удивительные свойства воды

презентация к уроку...

Внеклассное мероприятие "Удивительные свойства воды"

ВУдивительные свойства воды.(внеклассное мероприятие)Цель:1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.2.     Формировать представления учащихся о применении свойств воды в ж...

Урок-конференция "Это удивительное вещество - вода"

Представлена разработка урока-конференции по теме "Это удивительное вещество - вода" для обучающихся 8 класса....

Удивительные свойства воды

Данное мероприятие проводится в рамках природоохранной акции "День воды". Учащимся предлагается познакомиться с необычными свойствами воды при помощи опытов. Все опыты приведённые в разработке доступн...

Классный час по физике "Удивительные свойства воды"

Рассматриваются свойства воды, которые отличаются от свойств других веществ....