Удивительный мир воды
план-конспект урока по природоведению (5 класс)
Сформировать представление о воде, как самом важном для человека веществе.
2. Закрепить знания об основных сведениях об озере Ладога - первом по величине озером в Европе.
3.Закрепить знания о правилах поведения на природе, водной среде.
4. Развивать познавательный интерес к изучению водных водоёмов родного края.
5. Формировать познавательный интерес к исследовательской работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_vody.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Удивительный мир воды», проведенного в объединении «Мир вокруг нас»
Педагог Щеголева Галина Петровна
Объединение «Мир вокруг нас»
Состав учебной группы: 12 человек
количество детей, присутствующих на занятии 7 человек
количество мальчиков — 2 человека
количество девочек — 5 человека.
Тема занятия: «Удивительный мир воды»
Место занятия в дополнительной общеобразовательной программе:
1-й год обучения Тема 2.4.6. Наши реки и озера подо льдом
Цель занятия: развитие познавательного интереса к удивительному миру воды.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Сформировать представление о воде, как самом важном для человека веществе.
2. Закрепить знания об основных сведениях об озере Ладога - первом по величине озером в Европе.
3.Закрепить знания о правилах поведения на природе, водной среде.
4. Развивать познавательный интерес к изучению водных водоёмов родного края.
5. Формировать познавательный интерес к исследовательской работе
Оборудование и материалы:
- глобус,
- выставка книг,
- выставка детских рисунков.
- материал и оборудование для проведения опыта
Форма занятия: беседа с включением практической работы.
Структура занятия:
1.Организационная часть занятия 3 мин.
- Приветствие.
- Постановка цели занятия
2. Основная часть занятия.
2.1.Беседа об удивительном мире воды -10 мин
2.2.Практическая работа – 27 мин
- Опыт «Соль засорена, а так хочется ухи»
- игра «Море в комнате».
- мини-викторина «Юные знатоки» (конкурс загадок)
3.Заключительный этап 5 мин
Подведение итогов занятия, экскурсия по выставке рисунков.
Ход занятия
1. Вводная часть занятия
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир воды. А в этом нам поможет всем знакомый глобус. Мы попробуем себя в роли научных работников – проведём небольшой опыт Но об этом немного позже.. И так начнем наше путешествие!
2. Основная часть занятия
Взгляните на карту мира (на глобус) Больше всего на ней какой краски? (ответы детей)
Правильно - голубой краски. А голубым цветом на картах изображают что? (ответы детей) - воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Вода — одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше. А как вы думаете, какие свойства есть у воды, в каком состоянии она может находиться? (ответы детей)
Правильно, твердый лед, и легкий газ, пар это всё вода. Таково ее свойство: она бывает твердой, жидкой и газообразной.
Есть у воды еще очень важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества: различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы.
А что будет, если воды не будет хватать, или она вообще исчезнет? (ответы детей) – например, в жизни растений, или животных?
Правильно, при недостатке воды жизнедеятельность организмов сильно нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10!
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3-6 литров в сутки.
Вода — добрый друг и помощник человека. А в чём самое главное удобство воды для человека? (ответы детей)
Она удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек. Давайте попробуем определить главные морские порты нашей страны на карте (глобусе).
Мы сказали про растения, которым также необходима вода, а где именно, ребята? (ответы детей).
Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. А ещё, вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. А для человека вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие. И люди используют не только лечебные свойства этих вод, но и тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в любое время года.
Вот какое необыкновенное вещество обыкновенная вода — краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С.Т. Аксаков.
Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхностей морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается в виде дождя или снега.
Но чистой воды на земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.
В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком. Поэтому воду надо беречь!
Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Скажите, ребята, а какое вы знаете самое большое озеро Ленинградской области - Ладожское озеро.
На Ладожском озере около 600 островов. Почти все они находятся в северной части озера. Самые красивые острова Валаамские. Своей красотой они привлекают внимание художников, туристов. Северные берега озера и острова покрыты лесом, большей частью хвойным. На южных берегах озера лесов меньше, есть болота.
В Ладожское озеро впадает несколько крупных рек, среди них: Свирь, Волхов, Вуокса и множество небольших речек. А свои воды Ладожское озеро отдает только одной единственной реке — Неве.
Ладожское озеро начинает замерзать в ноябре месяце. Если морозы стоят небольшие, середина озера остается свободной ото льда всю зиму. А кто знает, как называлась главная дорога во время блокады Ленинграда? Дорога жизни. А кто знает, почему именно так называли дорогу, которая проходила по Ладоге? (ответы детей)
Освобождаться озеро ото льда начинает рано, уже в апреле. Это происходит потому, что множество рек, впадающих в Ладогу, несут в озеро свои теплые воды и растапливают лед у его берегов.
Вода в Ладожском озере такая чистая и прозрачная, что местами на глубине 4-5 метров хорошо видно дно. Весной и осенью на Ладожском озере бывают сильные бури. Они не уступают по силе морским штормам. Часто бури продолжаются по 6-8 суток.
На Ладожском озере развито рыболовство. Кто из вас знает, какая рыба водится в озере? (ответы детей)
Здесь встречается более 50 названий рыб, в том числе: лосось, форель, осетр, сиг, ряпушка, корюшка.
Постоянно живет в водах озера тюлень — ладожская нерпа. Эти забавные животные любят, взобравшись на подводные валуны, следить за катерами с туристами и паломниками, направляющимися к монашеским островам Ладожского озера — Валааму и Коневцу. Ребята, я нам советую: обязательно побывайте с родителями в этих святых местах. Вы получите огромное удовольствие от пребывание на этих чудо островах.
В весенней, осенний, летний сезон вы часто выходите на отдых на природу. И вам приходиться готовить пищу на костре. И вот случается непредвиденное обстоятельство: вам надо посолить уху, а соль засорена. И тут вы вспоминаете свойство воды: растворять ее, освободив от лишних включений (травянистых, песочка) путем фильтрации через чистую ткань или бинт, а затем выпарить воду и, получив чистую соль — посолить уху, пожелав всем приятного аппетита. А сейчас мы проведём этот опыт.
Возьмем стеклянную банку емкостью 500 миллилитров, загружаем в нее засоренную соль, наполняем банку водой, размешиваем содержимое банки, затем пропускаем его через фильтр, изготовленный из бинта. Отфильтрованный раствор помещаем в ложку и нагреваем над пламенем спиртовки. Что происходит с водой? (ответы детей).
Вода на глазах испаряется из ложечки, а в ней остается соль, которой и заправляем «уху».
Из этого опыта мы узнали о воде как растворителе, ее свойстве испаряться под действием температуры.
И, если у вас, ребята, случится такое при отдыхе на природе, то вы обязательно вспомните этот опыт и исправите ситуацию.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Море в комнате» Цель этой игры заключается в том, чтобы вы вспомнили, что у вас есть в доме морского, водного происхождения. За каждый правильный ответ вы получаете очко (жетон). А набравшие участники большее количество очков - победитель!
И так, что есть у вас дома?
Предполагаемые ответы:
- Йод — лекарство со дна моря из морских водорослей филлофоры и ламинарии.
- рыбий жир
- рыбные консервы
- замороженная рыба
- украшения (ожерелье, серьги )
- пемза (губка для мытья) и другие.
А сейчас мы проведём небольшую пресс-конференцию, вам было дано задание найти интересные факты о водных обитателях. (Выступления детей) по темам: «Дельфин», «Морская черепаха», «Медуза».
-А сейчас я хотела бы вас познакомить с морскими жителями, и рассказать вам о небольших, но очень интересных фактах:
- Самой ценной породой рыб в мире считается русский осетр. В 1924 году в реке Тихая Сосна, что на Орловщине, была поймана самка этой породы весом 1227 кг.
- Самой хитрой рыбой считается морской черт. За хитрость и неприглядный вид, и название у рыбы соответствующее. Встречается морской черт в Черном море. Его длина достигает 2 метров. На голове у черта сверху находятся глаза и «удочка». Конец «удочки» похож на червя. Другая рыба, заметив «червя», кидается к добыче, но она оказывается добычей сама. Черт быстро открывает пасть, втягивает жертву и проглатывает ее.
- Новорожденный крокодил в три раза длиннее яйца, из которого только что вылупился.
Это маленькая часть удивительных фактов из жизни природы. Еще много, много интересного вы найдёте, прочитав книги о природе, которые вы можете рассмотреть на выставке, организованной в нашем объединении, а также в школьной, домашней библиотеках, а также в библиотеках города. Находите минуты для чтения, а результат не заставит себя ждать
Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался и разгадывал тайны природы. С глубокой древности люди приучали к этому детей, задавая им загадки. И когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только тогда, как он разгадывал несколько заданных ему загадок. И так, загадки «Удивительный мир воды»:
- Что в руке не удержишь и в решете не пронесешь? (Вода)
- Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь).
- Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал. (Снег).
- Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег).
- Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега).
- В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует — бежим по воде. (Волны).
- Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза).
- Без досок, без топоров через речку мост готов. (Радуга).
- На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град).
- Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки, с шумом окна промывал, на крыльце потанцевал, побродил по крыше вволю и ушел по лужам в поле. (Дождь).
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь).
- Над рекой поперек великан врастяжку лег. Через реку, по спине он ходить позволил мне. (Мост).
- Летом бежит, зимой спит. Весна настала — опять побежала. (Река).
- В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река).
- Что это у Галочки? Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в реке. (Удочка).
- Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
- Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес - прохудился и исчез. (Туча).
- Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча).
- Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег).
- Рыбам зиму жить тепло: крыша — толстое стекло. (Лед).
Молодцы, ребята, все загадки отгадали быстро. А сейчас давайте посетим выставку рисунков «Удивительный мир воды». Какие рисунки вам понравились, что вы узнали из этих рисунков.
3.Заключительная часть занятия:
Вот и подходит к концу наше занятие. Я хочу вас спросить, что вам запомнилось больше всего? Хочется ли вам поделиться услышанным с друзьями, родителями? Пойдете ли вы в библиотеку за очередной интересной книгой?
Содержательные блоки занятия:
- на данном занятии необходимо обратить внимание на значение воды в жизни человека. А также на охрану окружающих нас водоёмов, правилах поведения на природе.
- Данное занятие является завершающим по теме «Удивительный мир воды» 1-го года обучения.
Планируемый результат:
- формирование представления о воде, как самом важном для человека веществе.
- закрепление знаний об основных данных об озере Ладога - первом по величине озером в Европе.
- закрепление знаний о правилах поведения на природе, водной среде.
- Развитие познавательного интерес к изучению водных водоёмов родного края.
- Формирование познавательного интереса к исследовательской работе
Список литературы для педагогов
- .Аракчеев Ю. Путешествие в удивительный мир. – М.: Детская литература,1989 г.
- Балбышев И.Н. Окно в природу. -Ленинград: Лениздат,1997 г.
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: Владос, 2002г.
- .Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М.: Просвещение, 1993 г.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка - М.: Педагогика,1988г.
- Иванова Т.С. Экологическое образование в начальной школе –М.:МГЛ,2003 г.
- Клепинина З.А. Тайны окружающего мира.- М.: Ювента, 2005 г.
- Левитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет?- СПб.: Союз, 2001 г.
- Потапова Л.М. Детям о природе.- Ярославль: Академия развития, 2000 г.
- Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе.- М.: Академия, 2000 г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2001 г.
- Тихонов А.В. Энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмен, 2005 г.
- Томанова З.А., Любарский А.Н. Природа родного края.- СПб.: Специальная литература, 2008 г.
- Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Самара: Федоров. 2001 г.
- Трибис Е. Расскажи мне...о чудесах. - М.:Рипол Классик, 2002 г.
- ФродоА. Вынужденное путешествие.- Екатеринбург.: Ладь-Лтд,1995г.
Список литературы для детей
- Виноградова Ю. Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.: Просвещение,1993 г.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика,1988г.
- Куликов А.Н., Гурлянд С.Г. Скажи мне, почему?- М.:Багира,1995г.
- Плешаков А.А. Атлас-определитель От земли до неба.- М.: Просвещение, 2000 г.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки.- М.: Линка-Пресс, 2002 г.
- Ряжин С.В. Экологический букварь. -СПб.: Пит-Тал., 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Удивительные свойства воды"
«Удивительные свойства воды». Цель: - совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Задачи: - познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, б...
Воспитательный час "Удивительные свойства воды"
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде...
Удивительные свойства воды
презентация к уроку...
Внеклассное мероприятие "Удивительные свойства воды"
ВУдивительные свойства воды.(внеклассное мероприятие)Цель:1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в ж...
Урок-конференция "Это удивительное вещество - вода"
Представлена разработка урока-конференции по теме "Это удивительное вещество - вода" для обучающихся 8 класса....
Удивительные свойства воды
Данное мероприятие проводится в рамках природоохранной акции "День воды". Учащимся предлагается познакомиться с необычными свойствами воды при помощи опытов. Все опыты приведённые в разработке доступн...
Классный час по физике "Удивительные свойства воды"
Рассматриваются свойства воды, которые отличаются от свойств других веществ....