Удивительные свойства воды
опыты и эксперименты (6, 7 класс) на тему

Преснякова Ольга Валентиновна

Данное мероприятие проводится в рамках природоохранной акции "День воды". Учащимся предлагается познакомиться с необычными свойствами воды при помощи опытов. Все опыты приведённые в разработке доступны к проведению.  Опыты сопровождаются выводами по поводу того, почему так происходит.  Фотографии с данного мероприятия расположены на странице сайта: фотоотчёты о мероприятиях в рамках природоохранной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnye_svoystva_vody.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Беломестненская СОШ».

Учитель Преснякова Ольга Валентиновна.

Тема мероприятия: «Удивительные свойства воды».

Задачи:

  закрепление  системы представлений учащихся о разнообразии состояний  и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека

  развитие наблюдательности, творческих способностей учащихся

  воспитание любви к природе,  привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях

 

Оборудование: 

  1. компьютер
  2. мультимедийный проектор
  3. экран
  4. презентация «Внутренние воды Белгородской области»
  5. оборудование для опытов.

  Оформление классной доски: на классной доске развешиваются сказки сочинения «Путешествия капельки воды» работы учеников 6 класса; рисунки по данной теме учащихся 1 класса, в произвольном выборе на усмотрение учащихся оформляется разворот доски (в нашем случае это сюжетная картинка Русалка).                                            

Ход праздника:

 

 Ребята, угадайте, о каком веществе идёт речь. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

Интересные факты о воде:

1.     Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

2.     В природе существует около 1330 видов воды.

3.     Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.

4.     Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.

5.     За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.

6.     В озерах сосредоточено более 26 тысяч кмпресных вод.

7.     Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.

         А сейчас мы поговорим о удивительных свойствах воды. Поможет нам в этом ученица 10 класса нашей школы Клюева Юлия (учащаяся демонстрирует опыты, делает необходимые выводы, отвечает на вопросы учащихся)

Опыт первый. "Наживка" для льда.

Оборудование: стакан, кубик льда, соль, нитка.

С  помощью нитки попробуем вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

Для этого опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Вывод: Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Там, где зимой бывает холодно и на дорогах лежит снег и лёд, их посыпают солью. Соль понижает температуру замерзания воды. Когда на дорогу падает снег, он превращается не в снег, а в воду.

Опыт второй. «Научи яйцо плавать» 

Оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.        

        Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.        Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт третий. «Испарение воды».

Оборудование: предметное стекло, держатель, капля раствора соли (берётся из опыта №2), спиртовка, спички.

Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью.  Чтобы это доказать, на предметное стекло капнем  немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим стекло над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На стекле останется белый порошок. После того, как стекло остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой -  кристаллы сахара.

Опыт четвёртый. «Плавающая иголка». 

Оборудование: салфетка, чаша с водой, иголка, булавки, скрепки.

Сделаем плотик из клочка бумажной салфетки, положим на него иголку и пустим на воду.

Когда бумага промокнет, она пойдет ко дну, а иголка останется на поверхности воды как на тонкой "коже". Подтолкнем иголку - она проткнет "кожу" и тоже пойдет ко дну. Что такое "кожа" воды?

Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они связаны между собой, как друзья, которые взялись за руки. Им нравится общество друг друга, но они не склеены навечно. В толще воды молекулы окружены друзьями со всех сторон, а над теми, что на поверхности, друзей нет, поэтому у них крепче боковые связи. Вот этот слой и образует "кожу" воды. Она называется поверхностным натяжением или мениском.

Вывод: иголку на поверхности воды держит поверхностное натяжение.

Опыт пятый. «Заколдованная непроливайка». 

Оборудование: чаша с водой, поддон для чаши, монеты.

Наполним чашу водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.

Что происходит?

Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой.

Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.

Опыт шестой. «Сломанный карандаш»

Оборудование: карандаш, мензурка с водой.

Наполним мензурку примерно на 2/3 водопроводной водой. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном  и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально.

Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.

Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.

Опыт седьмой. «Волшебные таблетки»

Оборудование: пищевые красители в таблетках, мензурка с водой, сообщающиеся сосуды.

Ребята, скажите, может ли раствориться в воде вот такая таблетка красящего вещества (мнения разделятся). Давайте проверим. Мы бросим в воду таблетку и будем наблюдать за происходящими изменениями. Таблетка растворяется. Можно ли ускорить этот процесс? Правильно, мы размешаем раствор. А теперь мы перельём его в сообщающиеся сосуды. Что мы видим?

Вывод: вода универсальный растворитель. Для ускорения растворения веществ нужно размешать раствор, т.е. заставить двигаться частицы вещества. Вода занимает весь объём который ей предоставляется.

Опыт восьмой: «Тайное послание»

Оборудование: свечка, спички, лист бумаги на котором молоком нарисован рисунок.

Ребята, у меня в руках чистый лист бумаги (показывает лист на котором заранее был нарисован рисунок молоком). Давайте мы его нагреем и будем наблюдать, что происходит при этом. На листе появится коричневый рисунок. Что это такое?  Молоко это вещество которое состоит из воды и смеси органических веществ. При нагревании вода испаряется, а органические вещества остаются, которые под воздействием температуры горят (появляется коричневый след на листке бумаге).

Вывод: вода универсальный растворитель. Она входит в состав молоко, растворяя органические вещества.

Ребята, какой опыт вам понравился больше всего? Почему?

Учитель: В нашей школе прошла заочная викторина «Поверхностные и подземные воды Белгородской области». Ученица 10 класса Балабаева Татьяна покажет презентацию и подведёт итоги этой викторины (просмотр презентации, награждение победителя).

Учитель: Ребята, учащиеся 6 класса нашей школы написали сказки на тему «Путешествие капельки воды». Эти сказки вы идете на нашей доске. Все они с большим удовольствием были прослушаны учащимися 1 класса. Ребята проголосовали и определили победителя. Им стал Гайнатулин Расул. Его сказка понравилась детям своим содержанием, дружбой героев, иллюстрациями. Давайте послушаем её (автор читает свою сказку). Победитель награждается небольшим призом.

Ребята, сегодня у нас на мероприятии присутствуют ученики 10 класса, теперь они помощники учителя, а когда-то они были тоже учениками 5 класса. И вы не поверите, они тоже писали работу о путешествии капельки воды. Учитель демонстрирует работы учащихся 10 класса (соответственно 5 классников в прошлом, ребята узнают свои работы и получают памятные призы).

Ученики 1 класса не смогли остаться равнодушными к теме нашего мероприятия и они тоже нарисовали иллюстрации к произведениям учащихся 6 класса. Давайте, каждый из вас отдаст свой голос в пользу той работы, которая ему понравилась больше всего (голосование учащихся, определение победителя. Рисунки учеников 1 класса находятся на доске)

 В номинации «Фотографии» у нас принял участие Машкара Сергей ученик 5 класса, Пресняков Григорий ученик 7 класса. Давайте определим какие работы мы отправим на районный конкурс (голосование ребят).

Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты - гидросферу (от греческих слов “гидор” - вода, “сфера” - шар). Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения и переброса воды - пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

         Вода жизненно необходима всем растениям и животным.

Спасибо помощникам за организацию и проведение мероприятия, присутствующим за внимание, до свидания, до новых встреч!

Использованные источники и литература

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. - М., 2005.
  2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительные свойства воды"

«Удивительные свойства воды».  Цель: - совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Задачи: - познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, б...

Воспитательный час "Удивительные свойства воды"

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;  совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде...

Удивительные свойства воды

презентация к уроку...

Внеклассное мероприятие "Удивительные свойства воды"

ВУдивительные свойства воды.(внеклассное мероприятие)Цель:1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.2.     Формировать представления учащихся о применении свойств воды в ж...

Классный час по физике "Удивительные свойства воды"

Рассматриваются свойства воды, которые отличаются от свойств других веществ....

Проектная работа об удивительных свойствах воды

Проектная работа об удивительных свойствах воды....

Чем объясняются удивительные свойства крещенской воды и на какой день приходится пик их проявления.

Чем объясняются удивительные свойства крещенской воды и на какой день приходится пик их проявления. г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....