«Ключевые компетенции учителя и ученика начальных классов». Практические советы психолога
методическая разработка по психологии на тему

Ратникова Елена Владимировна

Предлагаемое методическое пособие включает  только психологический блок: психологическая компетентность учителя начальных классов. Также здесь есть уникальная информация о профилактике профессионального выгорания, а именно: практические советы и упражнения , которые помогут учителям проявить заботу о себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_novoe.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия № 1

Методический семинар

«Ключевые компетенции учителя и ученика

начальных классов»

16 декабря 2009 г.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

ПСИХОЛОГА

г.о. Жуковский

Когнитивный компонент компетентности учителя

Учитель начальных классов в процессе обучения учащихся часто сталкивается с проблемами. Наиболее распространенными являются  трудности адаптации младших школьников, тревожность,  агрессивность, низкая учебная мотивация. Предлагаем  практические советы по устранению распространенных трудностей учащихся  при обучении.

  • Пути и методы формирования положительной мотивации учебной деятельности.

Содержание обучения выступает для учащихся в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него воздействия, а, следовательно, и не вызывает деятельности. Только та информация, которая созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.

У младшего школьника возникают и развиваются: потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений (почему и как они происходят), потребность в рефлексии и самооценке и др. Отсюда следует, что при разработке планов уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся.

Для этого содержание учебного материала должно быть, конечно, вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.

Информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности. Поэтому вряд ли правильно поступают те учителя, которые, обнаружив неуспеваемость учащихся по какому-либо предмету или разделу программы, значительно упрощают содержание учебного материала, буквально "разжевывают" все сложные вопросы и понятия. Такой путь может дать лишь временный успех. Это приводит к тому, что изучение такого облегченного материала становится для учащихся скучным и тягостным делом, которое, естественно, не способствует становлению мотивации учебной деятельности, а, наоборот, убивает всякий интерес к ней.

Важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно должен опираться на прошлые знания учащихся. Но в то же время он должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира, без которой обучение просто невозможно.

  • Рекомендации по работе с гиперактивными учащимися.

        

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

        Наверное, в каждом классе  встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе  учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Такому ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, ему  трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.

 

Рекомендации по работе с агрессивными  детьми

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО УЧЕНИКА

       Почти в  каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает предметы, намеренно употребляет грубые выражения - одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

       Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

      Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше - он не знает. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Правила работы с агрессивными детьми.

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева:  назвать чувство «по имени», заняться физическими упражнениями, нарисовать чувство.

6.Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Рекомендации по работе с тревожными учащимися

                             

ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

       Тревожных учеников отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети  думают, что они  хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

    Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

*Примечание:

Профессиональную помощь вам может оказать школьный психолог, а также специалисты в  психологическом центре «Высота». Вам помогут провести  психодиагностику, дать компетентный анализ результатов, выработать рекомендации по устранению проблем.

Личностный аспект компетентности учителя

Что должен  знать учитель, чтобы сохранить свое психологическое здоровье? Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома профессионального выгорания:

1. Физические симптомы

Усталость, физическое утомление, истощение

Уменьшенный или увеличенный вес

Недостаточный сон, бессонница

Плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям)

Затрудненное дыхание, одышка

Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание

Гипертензия (повышенное давление)

Язвы, нарывы

Сердечные болезни

2. Эмоциональные симптомы

Недостаток эмоций, неэмоциональность

Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни

Безразличие и усталость

Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность

Раздражительность, агрессивность

Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться

Депрессия, чувство вины

Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания

Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив

Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.)

Преобладает чувство одиночества        

3. Поведенческие симптомы

Рабочее время больше 45 часов в неделю

Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть

Безразличие к еде; стол скудный, без изысков.

Малая физическая нагрузка

Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

Несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.)

Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние

Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе

Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе)

Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни

Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу

Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям

Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании)

Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы.

Нет времени или энергии для социальной активности

Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби

Социальные контакты ограничиваются работой

Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе

Ощущение изоляции , непонимания других и другими

Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

Как позаботиться о себе

Существует много разнообразных способов, как можно позаботиться о себе. Это могут быть групповые  и индивидуальные занятия с психотерапевтом, музыкальная релаксация, аутотренинг, арттерапия.

Один  из  приемов, с которым мы хотим Вас познакомить - это упражнение «Забота о себе».

Для работы  понадобится чистый лист бумаги. Разделите его на четыре части.  Получится четыре «окошка». Для начала  подумайте, о чем же вам предстоит заботиться, и обозначьте  каждое из окошек.

•        Во-первых, это – ваше тело, физическая оболочка. Поэтому в одном из «окошек»   запишите: «Тело».

•        Во-вторых, у человека есть разум, который управляет телом. Внесите это слово во  второе «окошко».

•        В-третьих, самое главное, пожалуй, что у человека есть, – это душа. О ней мы  тоже будем заботиться!

И четвертое, про что ни в коем случае нельзя забыть, – это чувства. Они также  нуждаются в самой нежной заботе. Вот что у вас получилось.

   

Тело

Душа

Разум

Чувства

2. Теперь заполните эту таблицу. Нужно придумать максимальное количество вариантов заботы о каждом из этих составляющих вас. Не ограничивайте свою фантазию и желания, важно только, чтобы ваши идеи подходили лично вам. Постоянно задавайте себе вопрос: «Как я могу позаботиться о своем теле?», «В чем нуждается моя душа?», «Как я смогу выразить заботу о своих чувствах?», «Что мне поможет позаботиться о разуме?»

Приведём несколько примеров.

Тело

питаться (желательно вкусно и разнообразно)
высыпаться,отдыхать
плавать, не мерзнуть
заниматься в тренажерном зале
делать массаж, маникюр
ходить в сауну, загорать

Душа

не совершать плохих поступков
встретиться с давним другом
побывать на интересной выставке
простить своих близких
делать то, что подсказывает душа
петь, танцевать
гладить любимую кошку
валяться на пляже или на диване

Разум

читать
научиться чему-то новому
размышлять
общаться
прислушиваться к мнению разных людей
посещать музеи
научиться решать  задачи

Чувства

общаться с друзьями
прислушиваться к своим чувствам
не вступать в отношения с людьми, которые не нравятся
выражать свои чувства, а не накапливать их
слушать свою любимую музыку
сказать N, что я о ней думаю
купить ту прекрасную кофточку
сходить с … погулять в парк

3. После того как заполните табличку, начинайте  следовать тому, что написано. Включите красивую и любимую музыку – для настроения, возьмите обычный конвертик и на нем старательно напишите свое имя. Раскрасьте и разрисуйте конвертик, чтобы получилось очень красиво. Выберите из своей таблички по одному-два самых лучших, на Ваш взгляд, варианта заботы о своем теле, о своей душе, разуме и чувствах. Получится своеобразный меганабор способов порадовать себя. Напишите  эти способы на отдельных маленьких бумажках и положи их внутрь конверта.

В любой момент Вы можете  открыть этот волшебный конвертик... А там! Чудесные способы сделать свою жизнь лучше – проявить любовь и заботу о себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Сбережение здоровья учащихся как ключевая компетенция учителя»

Современное состояние  общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щад...

Формирование ключевых компетенций учителя

Формирование ключевых компетенций учителя: информационно-методической и информационно-коммуникационной...

Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя

   В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...

Формирование ключевых компетенций учителя и обучающихся как условие повышения качества образования

Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных зн...

Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.

В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...