Главные вкладки

    конспект занятия с педагогами "Профилактика синдрома профессионального вгорания"
    план-конспект по психологии по теме

    Семенова Елена Юрьевна

    Занятие для педагогов проводится в целях оказания помощи  при появлении первых признаков синдрома професионального выгорания педагога. Кратко знакомятся преподаватели с симптомами, факторами и группами риска при выгорании. презентация облегчает восприятие материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc111 КБ
    Файл prezentaciya1.pptx1.36 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Образовательное Учреждение

    Межшкольный Учебный Комбинат

    Занятие для педагогов.

    Тема:

    «Профилактика синдрома профессионального  выгорания».

    Подготовила

    методист МОУ МУК

    Семенова  Елена Юрьевна

    г. Прохладный.

    2011г.

    План-конспект занятия.

    Цели:

    1. Познакомить педагогов с синдромом профессионального выгорания;
    2. Выявить наличие или отсутствие этого синдрома;
    3. Ознакомить с методами профилактики в ситуации профессионального выгорания.

    Задачи:

    1. Ознакомление педагогов с понятием синдрома эмоционального выгорания(СЭВ), факторами, причинами стадиями синдрома эмоционального выгорания;
    2. Обучение телесно-ориентированным навыкам профилактики СЭВ.

    План занятия:

         1.  Открытие.

    1. Понятие «Синдром эмоционального выгорания».
    2. Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания, симптомы.
    1. Причины и управление.
    2. Тест «Эмоциональное выгорание».
    1. Профилактика эмоционального выгорания.
    2. Подведение итогов.

    Ожидаемый результат 

    1. Осознание и принятие педагогами своего эмоционального состояния.
    2. Профилактика эмоционального выгорания(саморегуляция).  
    3. Освоение методов и приемов помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
    4. Педагоги узнают что делать, когда синдром уже развивается;
    5. Педагоги смогут на основе полученных знаний и умений оказывать помощь своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.

    Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в настоящее время. В современном обществе меняется отношение людей к работе. Работающие теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и  быстро меняются запросы        рынка        труда.
    Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает его разрушать.

    Как следствие, растёт психическое, эмоциональное напряжение, связанное со стрессом на рабочем месте.

    Термин синдром эмоционального выгорания появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований  Фрейденберга. 

    Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера») – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные),профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса, представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами.

    Свою лепту вносят и чисто организационные «профвредности»: скученность коллектива и отсутствие своего угла, а также субъективные факторы, например, такие как отсутствие взаимопонимания со своим руководителем и коллегами.

    В результате полного «погружения» в работу совсем не остается времени на себя. И чем меньше человек обращает внимание на свои чувства и переживания, тем больше «кричит» его душа. А чем дольше она «кричит», тем ближе к болезни. Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Хотя, этим синдромом могут «заразиться» и более молодые работники. Все зависит от личности педагога и его творческой активности. Встречаются молодые специалисты, которые в начале своей профессиональной карьеры «горят на работе» не в лучшем смысле. Это проявляется в безынициативности, нежелании «профессионально расти» и набираться педагогического опыта у коллег со стажем. Но есть и другая категория учителей со стажем, которые заражают позитивом, инициативностью и любовью к своей профессии. Поэтому возраст, по большому счету, здесь ни при        чем.
    Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого, частые и неразрешенные конфликты на работе).
    Итак, Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

    Синдром профессионального выгорания развивается постепенно и  проходит три стадии:

    Первая стадия:

    1. - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
    2. - исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях  с членами семьи;
    3. - возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; 

    Вторая стадия:

    1. -возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
    2. -неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов-вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровня.

    Третья стадия:

    1. -притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
    2. -глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

    Три аспекта профессионального выгорания

    1. Первый - снижение самооценки.
    2. Второй - одиночество.
    3. Третий - эмоциональное истощение, соматизация.

    Симптомы профессионального выгорания сотрудников

    Первая группа:

    Психофизические симптомы: 

    1. -Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
    2. -ощущение эмоционального и физического истощения;
    3. -снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;
    4. общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
    5. -частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
    6. -резкая потеря или резкое увеличение веса;
    7. -полная или частичная бессонница;
    8. -постоянное заторможенное, сонливое состояние  и желание спать в течение всего дня;
    9. одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
    10. заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

    Вторая группа:

    Социально-психологические симптомы: 

    1. -Безразличие, скука, пассивность и депрессия;
    2. -повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
    3. -частые нервные срывы;
    4. -постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
    5. -чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
    6. -чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;
    7. -общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

    Третья группа:

    Поведенческие симптомы: 

    1. -Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
    2. -сотрудник заметно меняет свой рабочий режим;
    3. -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
    4. -руководитель затрудняется в принятии решений;
    5. -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
    6. -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
    7. -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

    Три фактора профессионального выгорания сотрудников

    Личностный фактор

    1. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствую также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

    Ролевой фактор

    1. Развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет психолога от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

    Организационный фактор

    1. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководство, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимость, важности выполняемой работы.

    Группы риска.

    Первая группа

    Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться

    с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это:

    - руководители;

    - медицинские работники;

    - социальные работники;

    - социальные педагоги и т.п.

    Вторая группа

    Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный

    характер, индивидуально-психологические особенности, которых не согласуются

    с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не

    имеют избыток жизненной энергии, характеризуются скромностью и

    застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете

    профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

    Третья группа

    Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с

    работой.

    Четвертая группа

    Это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и

    семьей.

    Пятая группа

    Работки, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой

    нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

    А сейчас ответьте на предложенные вопросы и проанализируйте свое состояние.

    1. Вам не нравится что-то делать?
    2. Вы делаете это неохотно?
    3. Вы делаете это плохо?
    4. Вы получаете плохие результаты?
    5. Вы разочаровываетесь в деле и в себе?
    6. Вы перестаёте заниматься нелюбимым делом?
    1. Оценка условий, влияющих на выгорание

    Опросник можно заполнить самостоятельно или вместе с коллегами, а затем обсудить результаты в группах профессиональной поддержки, с супервизором или психологом.

    Особенности работы

    • Насколько я свободен в выборе и могу управлять своей ситуацией на работе?

    • Делаю ли я работу:

    —которая мне нравится;

    —которая мне подходит;

    —в которой я чувствую себя компетентным.

    • Соответствует ли моя работа моим ценностям и убеждениям?

    Особенности клиентов

     С каким контингентом я работаю?

    • Сколько клиентов я принимаю:

    —каждый день;

    —каждую неделю.

    • Сбалансирована ли моя нагрузка с точки зрения количества работы и разнообразия проблематики, предъявляемой клиентами?

    • Есть ли клиенты, с которыми мне наиболее приятно работать? Почему?

    • Другие факторы, влияющие на меня, связанные с клиентами.

    Особенности ситуации на работе

    • Достаточно ли у меня организационной поддержки?

    • Поддерживают ли меня коллеги (внутри организации и вне ее)?

    • Обеспечен ли я супервизорской поддержкой?

    • Другие факторы, связанные с ситуацией на работе.

    Особенности помогающего (самоописание)

    • Достаточно ли у меня подготовки, соответствующей моей работе?

    • Какие стрессы я переживаю сейчас в жизни и что меня поддерживает?

    • Что в моей жизненной истории привело меня к тому, чем я сейчас занимаюсь?

    • Как я обычно справляюсь со стрессом?

    • Каковы основные особенности моего эмоционального реагирования?

    • Что меня больше всего задевает?

    • Я соответствую своей работе?

    • Мне нравится моя работа?

    • Другие личностные факторы.

    Особенности социально-культурного контекста

    • Как влияют на меня социально-экономические перемены, касающиеся работы (такие, как сокращение финансирования определенных направлений, изменение управленческой структуры и прочее)?

    • Каково отношение в обществе к той работе, которой занимается моя организация и я лично?

    • Как относится общество к той категории населения, с которой я работаю?

    1. УРОВЕНЬ ДИСТРЕССА

    Инструкция. Пожалуйста, прочитайте каждый абзац отдельно и подумайте над вопросами. Отмечайте, какие мысли и чувства появляются у вас.

    1. Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние в конце каждого рабочего дня и рабочей недели?

    2. Как вы покидаете рабочее место, какие мысли, чувства, телесные ощущения вы замечаете у себя?

    3. Как вы чувствуете себя:

    • по дороге на работу;

    • по дороге домой;

    • приходя домой;

    • через час после возвращения домой;

    • когда ложитесь спать?

    4. Вам снится работа? Если да, то каковы темы и образы этих снов?

    5. Отмечаете ли вы, что какие-то дни для вас более трудные, а какие-то как будто легче? Можете ли обнаружить в этом некую закономерность?

    6. Существуют ли определенные клиенты или тип клиентов, отношения с которыми для вас наиболее стрессогенны? Вы осознаете, почему они так сложны для вас? Всегда ли это так?

    7. Существуют ли определенные рабочие обязанности или задачи, выполнение которых вызывает у вас стресс? Осознаете ли вы, почему?

    8. Влияет ли на вас рабочий график?

    9. Как вы используете свободное время?

    10. Что помогает вам расслабиться?

    11. Как долго вы восстанавливаетесь по окончании рабочей недели?

    12. Используете ли вы лекарства, алкоголь, азартные игры, особую еду или хождение по магазинам, чтобы восстановить равновесие? Нуждаетесь ли вы в алкоголе или снотворном, чтобы нормально спать?

    13. Замечаете ли вы, что у вас появились определенные устойчивые особенности — изменения в эмоциональной сфере, излишняя напряженность, замкнутость, подавленность, хроническая усталость или цинизм?

    14. Может быть, ваши близкие говорят вам о переменах, которые произошли с вами, а вы не замечаете этих перемен?

    15. Какие изменения в своем поведении вы отмечаете?

    16. Делаете ли вы что-нибудь такое, чего не делали раньше?

    17. Что вы перестали делать из того, что обычно делали раньше?

    18. Какие изменения в своем теле и своем здоровье вы отмечаете?

    19. Изменились ли ваши отношения со своим телом — физические упражнения, диета, сексуальность, телесные напряжения или осанка?

    20. Какие изменения произошли в ваших отношениях с окружающими: коллегами, друзьями, партнерами, детьми и другими членами семьи, соседями, посторонними?

    21. А как насчет ваших отношения с САМИМ СОБОЙ? Что изменилось? Что вы хотите изменить, но не можете?

    22. Что вам кажется наиболее ценным результатом проделанной сейчас работы?

    Основные подходы к профилактике профессионального выгорания

    Забота о себе и снижение уровня стресса:

    - стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

    - удовольствие (релаксация, игра);

    умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

    Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утрата смысла и безнадежности:

    -стремление находить смысл во всем - как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

    -стремление бороться со своими негативными убеждениями;

    - создание сообщества.

    Саморегуляция.

    Саморегуляция – это управление своими психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

    Эффекты саморегуляции:

    1. - эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
    2. - эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
    3. - эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

    Способы саморегуляции:

    1. - смех, улыбка, юмор;
    2. - размышления о хорошем, приятном;
    3. - различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
    4. - рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
    5. - вдыхание свежего воздуха;
    6. - чтение стихов;
    7. - высказывание похвалы, комплементов кому-либо просто так.

    Для профилактики профессионального выгорания необходимо:

    • определить краткосрочные и долгосрочные цели (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию;
    • достижения краткосрочных целей: успех, который повышает степень самомотивации);
    • использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
    • освоение путей управления стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом и повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация спецтренингов, обучение работников приёмам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования;

    • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от профессионального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что даёт более широкое ощущение и понимание мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы: циклы повышения квалификации, конференции, симпозиумы, конгрессы);
    • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);
    •поддержание хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела).

    Упражнение 1.
    «Стратегии самопомощи».

    1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

    2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

    Первый список может
    выглядеть так:

    Второй список может
    выглядеть так:

    1) играю со своими детьми

    1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье

    2) читаю, лежа на диване

    2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы

    3) работаю в саду

    3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.

    4) встречаюсь с друзьями

    5) смотрю телевизор

    Упражнение 2.

    «Обещание самому себе»

    1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной — для работы со вторичной травмой.

    2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.

    3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.

    Ваш лист может выглядеть примерно так:

    Личная сфера

    1. Взять отпуск

    2. Делать зарядку

    3. Встретиться с близкой подругой

    Профессиональная сфера

    1. Договориться о супервизии

    2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом

    3.Прогуливаться в конце рабочего дня

    Организационная сфера

    1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания

    2. Устроить вечеринку сотрудников

    3. Собраться для обсуждения

    Способы профилактики телесно -  ориентированной терапии.

    Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

    №1

    Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

    — Сядьте удобно, если есть возможность — закройте глаза;

    —дышите глубоко и медленно;

    —пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

    —постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

    —прочувствуйте это напряжение;

    —резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

    —сделайте так несколько раз.

    Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

    №2

    В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

    1. осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
    2. каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь—прочувствовать—расслабить»;
    3. напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

    №3

    Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

    — движения большими пальцами рук в «полузамке»;

    — перебирание бусинок на ваших бусах;

    — перебирание четок;

    — пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять шагов выдох.

    Подведение        итогов        и        рекомендации.

    Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление эмоционального выгорания.

    Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы, которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер.
    Во-вторых,
    заниматься спортом.
    В-третьих,
    использовать свой законный отпуск по назначению.
    В-четвертых, планировать время и
    не брать работу на дом.

    В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.

    И не забывайте, что некоторые эмоции нужно выплескивать: покричать в лесу, побоксировать грушу, поссориться в очереди и так далее. Главное, чтобы не возникало чувства вины или недовольства собой.
    Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
    Помните: Работа- всего лишь часть жизни.

     В заключительной части педагоги  делятся впечатлениями о проделанной работе, каждый из них предоставляется возможность высказать, что было полезно, интересно, а какие вопросы были раскрыты недостаточно.

    Рекомендации для педагогов.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?

    Прежде всего, признать, что они есть.

    Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

    Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

    Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

    Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

    Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором — профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период времени профессионал и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

    Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

    ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВЫГОРАНИЕ УЖЕ ПРОИСХОДИТ И ДОСТИГЛО ГЛУБОКИХ СТАДИЙ

    Помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой — такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом.

    Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

    Почему? Да потому, что основа «психологического лечения» — помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя».

    Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирь бесчувствия» и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

    Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

    И только после этого шаг за шагом изменяются отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит — он вышел из-под действия синдрома эмоционального выгорания и готов успешно жить и работать.

    КАК НЕ ВЫГОРЕТЬ НА РАБОТЕ

    Консультируйтесь с психологом. Перед выбором профессии и места работы консультируйтесь с профпсихологом. Он определит, подходят ли они вам, и предупредит о вероятных сложностях, с которыми вы сможете столкнуться на избранном пути.

    Самовыражайтесь. Нет лучшей профилактики синдрома эмоционального выгорания, чем занятия, где вы выражаете свое «я». Люди, работа которых связана с самовыражением (например, артисты), практически не страдают этим расстройством. Если возможности, скажем, попеть или поиграть в шахматы в коллективе нет, то хотя бы чаще делитесь друг с другом свежими и интересными впечатлениями своего досуга, не держите их в себе.

    Берите тайм-ауты. Если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на 30-40 минут. Только так вы сможете полностью осмыслить полученную информацию. Подойдет укромный уголок или, если его на работе нет, прогулка на свежем воздухе в одиночку.

    Создавайте группы по интересам. Один из лучших способов противостояния выгоранию – групповое общение с такими же специалистами, как и вы, но с других мест работы. Группа должна быть не менее пяти человек. В их кругу можно легко выговорить свои профессиональные проблемы, посмеяться над ними, и в конце концов может оказаться, что в сравнении с другими у вас все не так уж плохо. Встречаться достаточно раз в неделю.

    Получите дополнительное образование. Если на вашей работе есть возможность пойти на курсы переквалификации, не упускайте ее: когда человек долго, не отвлекаясь, работает на одном месте, то будь он хоть критичным и умным психиатром, уже за 7-8 лет у него самого могут возникнуть проблемы с психикой. Причем чем курсы дольше, тем это лучше для здоровья. Идеально, чтобы дополнительное образование длилось не менее полугода.

    Задвигайте стул в конце дня. Будьте профессионалом только на работе – не уносите рабочие переживания домой, чтобы они не «сжигали» ваше драгоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Все, я уже не… врач… педагог» или кто вы там по профессии. И дальше будьте самим собой.

    Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Между состоянием тела и разумом существует тесная связь: чем больше вы тренируете свое тело, тем крепче становятся и нервы. То, на что на работе ранимо отреагирует физически слабый человек, для крепкого зачастую лишь послужит поводом для шутки.

    В конце концов, смените работу. Если возможности следовать предыдущим советам нет и вы хотите сохранить здоровье, то другого выхода, кроме смены работы, нет.

    Если идете на новую работу, продиагностируйте ее. Поинтересуйтесь, характерна ли для нового места работы высокая текучесть кадров. Если да, то задумайтесь, стоит ли туда идти: сильная текучка – первый признак синдрома эмоционального выгорания целой организации. Такая работа может запросто обернуться для вас потерей времени и здоровья. Кроме того, разузнайте об организации рабочего процесса. Отдавайте предпочтение той работе, где можно планировать его по своему усмотрению, например, «три дня работаю – день отдыхаю». Ну и, конечно, нужно четко представлять свои цели и видеть перспективу их реализации на этой работе.

    Рекомендации, которые помогут более оптимистично смотреть на свою профессиональную деятельность.



    * Не сетуйте на жизнь. Не жалуйтесь на судьбу. Вы её строите сами. Ни в коем случае не сидите, и не переживайте. Делайте хоть что-нибудь.
    * Пришли с работы домой очень уставшими – поваляйтесь на ковре, но не просто так, а перекатываясь на обычной пластиковой бутылке из-под минеральной воды или на мячике. Это великолепный массаж спины и позвоночника.
    * Успевайте жить! К сожалению, часто мы успеваем лишь работать и выполнять многочисленные обязанности и, увы, забываем при этом жить. Непременно планируйте на каждую неделю какое-то дело, которое принесет вам радость.
    * Всегда шутите со своими учениками. Просто шутите с ними. Закончив школу,  ученики могут забыть грамматические правила и сложные формулы, но ваше доброе, человеческое отношение они не забудут.
    * Преподносите себя ученикам, родителям коллегам и школьной администрации. Всем своим видом выражайте стопроцентную уверенность в себе. Плечи расправлены, походка уверенная и спокойная. Никакой суетливости и нервозности. При этом смотрим людям в глаза и улыбаемся.
    * Всегда следите за выражением своего лица. Лучше, если оно будет доброжелательное и спокойное. Тушите в себе и в других конфликтные порывы. Старайтесь в общении с людьми идти на компромисс.
    * Введите разумный баланс в свою жизнь: работа, отдых, семья, любимые дела. Не позволяйте перекосам в ту или иную сторону «перекосить» вашу жизнь. В любом событии, явлении, человеке ищите что-то положительное.
    * Скучно на уроке вам – скучно и нудно вашим ученикам. Боритесь со скукой на уроке всеми возможными способами. Не работайте скучно и тяжело. Не живите неинтересно и беспросветно. Разнообразьте собственную жизнь. Это в ваших силах.
    * Не совершайте на работе ежедневный подвиг, а просто работайте профессионально и спокойно.
    * Каждый свой рабочий день мыслите позитивно. Держите себя не просто в рамках, а непременно в оптимистических рамках. Не разрушайте свою жизнь собственным пессимизмом.
    * Помните, ваши лучшие годы жизни проходят сейчас. Не ждите светлого будущего, а наслаждайтесь имеющимся настоящим. Живите здесь и сейчас.
    * Полюбите себя и свою работу. Примите себя таким, какой вы есть. Примите всем сердцем, всей душой. И сделайте то же самое со своей профессией, со своей работой.

    КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

    1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

    2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

    3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

    4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

    5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

    6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

    7.Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

    8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

    Рецепт приготовления хорошего урока.

    Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований, злопамятности и злости. После того, как вы отобрали эти 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день.

    Добавьте в каждый свой урок:
    * 12 порций мудрости;
    * 11 порций терпения;
    * 10 порций храбрости;
    * 9 порций работоспособности;
    * 8 порций оптимизма;
    * 7 порций требовательности к своему делу;
    * 6 порций вольнодумия и свободомыслия;
    * 5 порций доброты;
    * 4 порции отдыха и заботы о здоровье;
    * 3 порции юмора;
    * 2 порции такта;
    * 1 порцию веры в каждого своего ученика.


    В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты и сладости вашему уроку, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения. А теперь налейте любовь к детям и взбейте всё энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте своё блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом учителя.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Профилактика синдрома профессионального выгорания.

    Слайд 2

    Цели занятия: Познакомить педагогов с синдромом профессионального выгорания. Выявить наличие или отсутствие этого синдрома. Ознакомить с методами профилактики в ситуации профессионального выгорания.

    Слайд 3

    Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

    Слайд 4

    Синдром профессионального выгорания проходит три стадии.

    Слайд 5

    Симптомы профессионального выгорания.

    Слайд 6

    Факторы синдрома выгорания. Личностный фактор Ролевой фактор Организационный фактор

    Слайд 7

    Группы риска.

    Слайд 8

    1. Вам не нравится что-то делать? 2. Вы делаете это неохотно? 3. Вы делаете это плохо? 4. Вы получаете плохие результаты? 5. Вы разочаровываетесь в деле и в себе? 6. Вы перестаёте заниматься нелюбимым делом? Ответьте на вопросы и проанализируйте своё состояние.

    Слайд 9

    Профилактика синдрома профессионального выгорания

    Слайд 10

    Правильный отдых – залог хорошей работоспособности!

    Слайд 12

    Помните: Работа это всего лишь часть жизни!

    Слайд 13

    Моя профилактика выгорания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

    Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

    Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

    Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

    Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

    Краткое освещение проблемы синдрома профессионального выгорания педагогов, Методические рекомендации....

    Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

    Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

    Методическая разработка "Модель работы по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов"

    Вопросы профессионального выгорания педагогов актуальны в современном образовании. Это обусловлено введением нового ФГОС, увеличением количества требований предъявляемых к педагогу, бесконечными отчет...

    Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии

    Тренинговое занятие для педагогов по снятию эмоционального напряжения и обучению навыкам эффективного использования личных эмоциональных ресурсов...

    Профилактика и преодоление синдрома «профессионального выгорания»

    Сложно научить детей делиться с товарищем, заступаться за слабых, просить прощения, исправлять ошибки и не быть разрушителями, если самые близкие ребенку люди- мама и папа- исповедуют теорию « пересту...


     

    Комментарии

    Чернавцева Людмила Геннадьевна

    Конспект занятия очень интересный, наверняка и мои педагоги с удовольствием будут заинтересованы данным материалом. Спасибо большое. Творческих успехов!