Психогигиена для педагогов
методическая разработка по психологии по теме

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.
        В  вечерней школе проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов  стоит особо остро

После нескольких лет работы  в таком напряженном режиме  у педагогов появляется апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство.  Чтобы не доводить себя до состояния изнеможения, необходимо  при первых признаках утомления, усталости сделать перерыв, отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности.

Школьный психолог  призван  обучить приемам  саморегуляции каждого педагога. Для этого  оформляется специальные кабинеты, подбираются  способы и приемы , предупреждающие  переутомление.  Абрамова  Г.С. предлагает   психогигиену, которая   позволит педагогам  предотвратить  синдром хронической усталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika__professionalnogo_sgoraniya_pedagogov.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психогигиена для педагогов

«Нет работы более изнурительной  для сердца, чем  работа педагога»  

                                                                В.А.Сухомлинский

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.
       В  вечерней школе проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов  стоит особо остро, т.к  работать приходится  уже со взрослыми людьми, часто подстраиваться под их свободное время, большинство учащихся очной формы обучения   имеют личностные проблемы: неадекватная самооценка, деструктивная тревожность, а также большинство  это в прошлом неуспевающие школьники, подростки с девиантным поведением. От педагога в таких условиях требуется  большая гибкость,  много времени, чтобы найти эффективные  приемы обучения, найти к каждому индивидуальный подход, терпение, выдержку.  После нескольких лет работы  в таком напряженном режиме  у педагогов появляется апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство.  Чтобы не доводить себя до состояния изнеможения, необходимо  при первых признаках утомления, усталости сделать перерыв, отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. По данным  современных исследований в современной физиологии и психофизиологии труда  (2, 24)  при 8-часовом рабочем дне  необходимо устраивать  часовой перерый через 4 часа, а во время перемен  рекомендуется пассивный отдых от 3 до 10 минут  в другом помещении, желательно с видом на природу. Оптимальное чередование труда и отдыха   дают наибольшую эффективность производственной деятельности, чем при непрерывной работе. Школьный психолог  призван  обучить приемам  саморегуляции каждого педагога. Для этого  оформляется специальные кабинеты, подбираются  способы и приемы , предупреждающие  переутомление.  Абрамова  Г.С. предлагает   психогигиену, которая   позволит педагогам  предотвратить  синдром хронической усталости.

Психогигиена

  1. Удивляйтесь чаще, всегда удивляйтесь красоте природы, осветите свою жизнь и свое рабочее  место  по-новому, смените краски на яркие при меланхолии, сделайте перестановку. Ежедневно чем-нибудь наслаждайтесь, любуйтесь
  2. Заведите привычку жечь дома  свечи – огонь сжигает отрицательную энергию, успокаивает
  3. Имейте хобби, которое успокаивает, отвлекает от грустных мыслей, приносит радость и удовлетворение
  4. Придя домой с работы смойте  с себя впечатления рабочего дня- хотя бы с лица, шеи, рук. Помолчите  - вечерняя психодиета
  5. Выбросите  весь негатив из головы, не выплескивайте свою неудовлетворенность на других. Болезни мысли губительнее и встречаются чаще, чем болезни тела. - Цицерон
  6. Ухаживайте  за собой. Хольте, лелейте себя
  7. Украшайте свой дом, рабочее место. Живите красиво. Устраивайте  себе праздники
  8. Придумывайте и  повторяйте из года в год хорошие и добрые традиции
  9. Следите за своим гардеробом – одежда красит человека
  10. Всегда оставляйте за собой право на личное  жизненное пространство, в которое никому не разрешено вторгаться
  11. Всегда  находите возможность работать на себя – занимайтесь своим здоровьем, развивайте способности, не упускайте возможностей – ежедневно
  12. Хотеть не вредно. Хотеть и бездействовать  вредно, неэффективно  и бессмысленно
  13. При любом выборе, любых жизненных обстоятельствах  выбирайте  позитивное  жизневосприятие и положительный настрой
  14. И  швец, и жнец, и на дуде игрец. Не взваливайте на себя  все и вся, не занимайтесь самопожертвованием, не поступайтесь своими личными интересами
  15. Не старайтесь контролировать все  и вся вокруг
  16. Не просите  у людей того, чего они вам не могут дать
  17. Не сравнивайте себя с другими, кто живет лучше тебя, а сравни с теми, кому хуже

Литература: Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-2-е изд., Москва: Издательский центр «Академия», 1996г.

Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие  под ред. Е.А.Климова. – М.: Академия, 2004г.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья школы. – М.: АРКТИ, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Психогигиена общения и межличностных отношений

В данной работе изучаются психогигиенические методики здорового общения, нормальных межличностных отношений....

Элективный курс «Психогигиена»

Как помочь самому себе разобраться в собственной душе, посмотреть на себя со стороны, глазами друзей, родителей и просто понять и принять себя: единственного и уникального. Какие условия необходимы дл...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Интегрированный урок биологии с психологией "Психогигиена"

Урок биологии по теме "Гигиена" интегрирован с психологией, на котором шестиклассники систематизируют знания о гигиене, а также получают навыки психогигиены, выражающиеся в приемах работы с негативным...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...