Элективный курс «Психогигиена»
элективный курс по психологии (9 класс) на тему

Как помочь самому себе разобраться в собственной душе, посмотреть на себя со стороны, глазами друзей, родителей и просто понять и принять себя: единственного и уникального. Какие условия необходимы для сохранения своей психики. Программа курса способствует формированию личностных, социальных, информационных компетенций. Пробуждает интерес к науке Психология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_psikhogigiena.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                             Берёзовская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                 

«Психогигиена»

                           Элективный курс

                                8- 10 класс

Разработала: Гладкая Т.М.

                                                                                       

п. Берёзово

2010г

Пояснительная записка

   Элективный курс «Психогигиена» рассчитан на учащихся 8-10 классов, в объёме, доступном для понимания и усвоения  в каждом определённом возрасте. Программа курса имеет значение не только для тех, кто в будущем  желает посвятить себя педагогике, но может быть полезна и другим учащимся, особенно детям с заниженной самооценкой, неуверенным в себе,  детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, аутсайдерам. Курс значительно может повысить  самооценку, адекватное восприятия себя, коммуникабельность, толерантность. Усвоение курса  позволит учащимся глубже узнать способы сохранения психического здоровья, как своего, так и окружающих.

     При изучении курса «Человек»  уделяется недостаточно внимания  вопросу гигиены нервной системы. Существующие «вкрапления» не отражают полноты и значимости данной проблемы.

    В связи с сложной экономической обстановкой, неблагополучием в семье, проявлением   жестокости, агрессии сверстников, преступлениями в отношении несовершеннолетних в обществе растёт количество неврозов, психических заболеваний, случаев суицида среди подростков, поэтому назрела необходимость «вооружить» учеников  знанием способов укрепления психического здоровья, формирование у подростков здоровой психики.  Три составные части здоровья взаимосвязаны между собой. Эту логику предусматривает настоящий курс, который является интегративным, т.к. предусматривает знания из области биологии, физиологии, анатомии, психологии.

 Логика курса предполагает :

                             Знание особенностей систем организма:

нервной, гуморальной, мышечной,

своего темперамента

Самопознание  методом наблюдения ,

Анкетирование, опрос родных, друзей, одноклассников

Знакомство с традиционными и нетрадиционными способами,

средствами, методами оздоровления.

Формирование позитивного восприятия,

я-концепция,  уникальность личности.

 Самовоспитание, самоконтроль

Составление собственной программы здоровь

Только человек со здоровой  психикой может достичь успехов в любой профессии, уметь общаться, создать здоровую семью, быть устойчивым к влиянию извне, успешно адаптироваться в жизни.

Цель курса:  создание постоянного позитивного настроя и составление собственной программы оздоровления на основе знаний способов сохранения психического здоровья

Задачи: 

  • расширить знания по курсу биологии, психологии;  познакомить с интересными  фактами  о  функциях  систем организма
  • научить анализировать свои поступки, привычки,  самочувствие, с целью самоконтроля  и коррекции
  • показать, какие факторы разрушают и укрепляют психическое здоровье и здоровье в целом
  • способствовать выработке позитивной  я-концепции,  самоуважению
  • способствовать адаптации личности подростка в любом социуме
  • развивать ответственное отношение к своему здоровью
  • вырабатывать устойчивое отношение к принятию здорового образа жизни

Принципы:

  • научность
  • доступность для понимания
  • учёт возрастных особенностей
  • практическая направленность- поддержание интереса к биологии и психологии
  • интегративный характер
  • актуальность

Итог курса, оценивание информационной  обеспеченности и интеллектуальной подготовленности учащихся

Базовый уровень:

Знание взаимосвязи функционирования систем организма от образа жизни, характера и привычек. Методы изучения и самонаблюдения за состоянием своего здоровья и психического самочувствия. Знание факторов сокращения жизненных ресурсов. Причины ухудшения психического здоровья. Рефлексия.     Способы сохранения здоровья или как помочь самому себе.

Продвинутый уровень:

Сформированное  позитивное  самовосприятие,  адекватная самооценка. Толерантность. Умение прийти кому-либо на помощь в трудную минуту Ответственное отношение к своему здоровью. Знание способов  коррекции своего здоровья. Программа личного оздоровления. Презентации, доклады, рефераты.

Примерные темы рефератов:

Загадки и резервы  человеческой психики

Враги психического здоровья

Как сберечь психическое здоровье в ритме быстроменяющейся жизни

Нетрадиционные способы оздоровления организма

Стресс и как с ним бороться

Гимн сну. Здоровый сон как непременное условие сохранения психики.

По мере изучения курса  предполагается написание творческих работ, сочинений, рефератов, участие в тренингах, совместная выработка рекомендаций, составление презентаций. Поощряется  активное участие в прохождении курса: тестирование класса, наблюдения, эксперименты и выводы, выступление с докладом на заинтересовавшую тему, презентации, активное использование знаний в повседневной жизни и отношениях, выступление перед учащимися своего класса с сообщениями о вредных привычках. Возможно и пассивное слушание.

Направленность  данного  курса на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций

В настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций (расположены по значимости)

 Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.

Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.

Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, а так же анализ, рефлексия, самооценки состояния своего здоровья.

Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.

Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Содержание программы «Психогигиена»

Тема

Практическая  часть

К-во часов

Введение. Задачи курса. Здоровье, его компоненты. Психическое здоровье.

Д/з: что меня радует          , что меня огорчает. Тест психологической гибкости (Татарникова Валеол.стр.50)

1

Нервная система. Свойства нервной ткани. Процессы возбуждения и торможения. Рефлексы мозга. Истощение нервной системы. Причины: стрессы, депрессия, заболевания, физическое изнашивание, страхи, бессонница, неправильное питание. Гигиена нервной системы.

Составление памятки по гигиене нервной системы. Тест: Кто вы – оптимист или пессимист?(Татарникова Валеол.стр.51)

2

Почему так опасны вредные привычки: курение, пивной алкоголизм, наркомания?

Сочинение «Трудные люди  в моей жизни»

2-3

Принципы правильного питания. Питание для мозга.

Памятка по питанию

1

Познай себя. Типы ВНД. Темперамент. Черты характера. Отрицательные качества: зависть, застенчивость, мнительность, вспыльчивость, разочарование, агрессивность, неуверенность, обида. Эмоции. Как выражать свои отрицательные эмоции.

Тест: определение своего темперамента. Трудные люди и общение с ними: памятка. Тест: «Кто вы?»

2

«Словом можно убить, словом можно спасти» Конфликт, как нераскрытая возможность. Сигналы конфликта. Как избежать вспышки. Состязание по крику.

Постулаты общения: памятка.

1

«Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Психология взаимоотношений в семье, в классном коллективе, среди сверстников. Твой возраст и твои проблемы. Трудные моменты взросления.

Тест

1

Срыва можно избежать или пора перестать беспокоиться и начать жить. Шесть основных страхов: страх болезни, старости и  смерти, бедности, потери родных, перед более  сильными. Преодоление страхов

1

Сон- необходимое условие психического здоровья. Что такое сон? Активный отдых и сон. Сновидения. Творчество во сне. Умеете ли вы засыпать? Релаксация.

Условия для полноценного сна. Виды и методика релаксации.

1

Резервы человеческого духа. Сила молитвы. Методы самопомощи в обычной жизни и при выздоровлении.  Аутотренинг

Примеры аутотренинга

1

Мощные инструменты сохранения и укрепления психики: движение, водные процедуры. Благотворное влияние бани.

Правила закаливания.

1

Целитель- природа. Кто такие друиды? Эстетика нашей жизни. Что такое фэн шуй?

1

Принципы дыхания. Дыхательная гимнастика  А.Стрельниковой, Бутейко.

Разучивание комплекса упражнений на дыхание

1

Резервы нашего организма. Учитесь властвовать собой. Трудное сделать приятным. Воспитание воли. Создай мир вокруг себя.

Памятка: Как тренировать волю

1

Что такое есть любовь? Это чувство неземное, что волнует нашу кровь. Лики любви. Любовь к самому себе, любовь к ближнему, любовь к жизни. Безусловная любовь.

Сочинение -рассуждение.

Чтение стихов.

1

Рефлексия. Программа личного оздоровления.

Защита рефератов, презентаций, эссе

1

Литература:

1.Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда.-М.:Просвещение, 1997г

2.Школьник Ю.А. Человек. Полная энциклопедия.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-256с.,ил

3.Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании:Учебное пособие.-М.:ВЛАДОС, 1996.-529с

4.Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7кл.Сост Татарникова Л.Г.Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К», 1996,-288с

5.Гармония души и тела- М:Мой Мир ГмбХ Ко, 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...