Влияние
творческая работа учащихся (психология) по теме

Половиков Владимир Валерьянович

Проект, над которым мы работали больше года, называется «Влияние».

С момента рождения люди влияют друг на друга. Например: малыш плачет и тем самым дает понять родителям о том, что хочет, есть, или у него болит животик,… Что делают внимательные родители? Правильно: выполняют желание малыша. Родителям приятно, когда их чадо улыбается и заметив причину, начинают использовать полученные наметки с целью, получить очередную порцию улыбок! И так происходит на протяжении всей жизни. Однако влияние может исходить и вне семейного круга, причем не всегда положительное. Человек подвержен влиянию общества, всевозможных авторитетов, толпы, секты… Влияние само по себе не опасно. Гораздо опаснее подверженность внушению!

Проблема, которую мы попытаемся Вам раскрыть, очень сложна и поэтому расскажем о ней на примерах.

  1. Переходят улицу несколько человек (они все прекрасно знают правила дорожного движения). Один резко решает перебежать проезжую часть. В большинстве случаях находится как минимум еще один человек, который последует плохому примеру. Не всегда подобная ситуация заканчивается хорошо!
  2. Землетрясение. Учитель предлагает всем оставаться на своих местах. Что делать?
  3. Лето. Пляж. Рядом мост. Находится «первый», кто прыгает в воду с моста. Как Вы думаете, что будет дальше? Меньше вероятность того, что найдутся люди делающие замечание!
  4. Весна. Тонкий лед на реке. Сколько смертельных исходов с «рыбаками»? Здесь необходимо отметить, что постоянно проходит предупреждение по телевидению, установлены штрафы…
  5. Молодые люди зимой ходят без головного убора, так как считают это «модным», «удобным», «все так ходят»…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie.doc408.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Влияние

(психология, религиоведение)

                               

Выполнили: ученицы 11 «А» класса-лицея МОУ-СОШ №1

Коняшина Елена и Лыкова Влада

Руководитель проекта: учитель по физической культуре

Половиков Владимир Валерьянович

Красный Кут 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3        

  1. Описание проблемы ………………………………………………4
  2. Цель и задачи ……………………………………………………...5
  3. Гипотеза……………………………………………………………6
  4. Деятельность в рамках проекта ……………………………….....6
  1. Опрос ………………………………………………………………….6
  2. Эксперимент …………………………………………………………11
  3. Семинар за круглым столом ………………………………………..13
  1. Ожидаемые результаты ………………………………………….14
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...15
  3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………15

     

ВВЕДЕНИЕ

Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направление.

Лажечников Иван Иванович

Будучи учащимися, школы, мы в принципе являемся частью массы людей, (учеников, учителей…) которые ежедневно скапливаются в стенах школы. То, что на первый взгляд является обыденным и привычным может оказаться непредсказуемым и очень опасным!

Наш учитель по физической культуре в своей жизни не раз сталкивался с ситуациями, где погибло много людей (землетрясение в Ленинакане (ныне Гюмри) 1988 г., война в Абхазии 1992 г.…). Он считает, что в некоторых случаях жертв могло быть меньше и виной тому не подготовленность «авторитетов», «направляющих» или «управляющих» растерянными массами людей. Например, во время землетрясения учителя в некоторых школах вместо проведения эвакуации стали успокаивать учащихся и предлагали сидеть на местах и когда крановщики поднимали панели – видели, как дети были сдавленны сидящими за партами. По времени в Ленинакане у людей было приблизительно около 35 секунд. Это много или мало?

В нашей школе, да и во многих других проводятся учебные эвакуации.

Каждый раз администрация школы (директор, завучи…) засекают время. Когда тренировка прошла впервые, нам удалось выйти за пределы школы за 2 минуты, а в последний раз за 33 секунды. Думаем, что этот результат является хорошим ответом на вопрос.

Мы в рамках нашего проекта хотим изучить поподробнее возможности внушения и влияния, а также «толпу» с ее принципами, степенью организации, свойствами…

На основе изученного материала провести ряд экспериментов, организовать семинар за круглым столом, рассмотрев ряд вопросов: «Способы полезного влияния и управления массами людей», «Как не стать жертвой толпы», «Энергетические матрицы толпы»…

В виде буклетов донести до учащихся правила поведения в толпе!

  1. Описание проблемы

Вряд ли найдется человек, который может предсказать все события, которые нас ожидают в любую секунду. И поэтому необходимо соблюдать ряд мер предосторожности. В школах на классных часах и на уроках ОБЖ объясняют правила поведения в критических ситуациях, но это проходит быстро и легко забывается, так как воспринимается зачастую не всерьез!

Почему?

Здесь имеет место тот факт, что каждый в отдельности думает о том, что большинству ребят в классе, данная тема безразлична и не коснется их когда-нибудь. А так как все относятся не серьезно, значит и для меня не имеет значения. В данном случае психологи говорят о принципе заразительности.[1]

Нам кажется, что события, которые происходят, где-то далеко, нас не касаются и вряд ли коснутся. Поэтому беда приходит всегда внезапно и «одно наваливается на другое»!

Предупредить или научить избегать «острые углы» во всем невозможно.

Но мы попытаемся выделить «главное» на наш взгляд.

На дискотеках, в школе, в час пик… мы очень часто находимся в местах скопления людей. Причем как в замкнутом, так и в открытом пространстве.

Проблема заключается в том, что практически все мы являемся частичкой общей массы в масштабах различного уровня (пассажиры, ученики, пешеходы, демонстранты, спортсмены, сектанты, жители страны…). Мы влияем, и на нас влияют. Очень важно принимать любое решение взвешено, не идя на поводу ошибочных или специально спровоцированных воззваний «авторитетов», провокаторов, толпы…

Что бы объяснить нагляднее, приведем несколько примеров:

  1. Переходят улицу несколько человек (они все прекрасно знают правила дорожного движения). Один резко решает перебежать проезжую часть. В большинстве случаях находится как минимум еще один человек, который последует плохому примеру. Не всегда подобная ситуация заканчивается хорошо!
  2. Землетрясение. Учитель предлагает всем оставаться на своих местах. Что делать?
  3. Лето. Пляж. Рядом мост. Находится «первый», кто прыгает в воду с моста. Как Вы думаете, что будет дальше? Меньше вероятность того, что найдутся люди делающие замечание!
  4. Весна. Тонкий лед на реке. Сколько смертельных исходов с «рыбаками»? Здесь необходимо отметить, что постоянно проходит предупреждение по телевидению, установлены штрафы…
  5. Молодые люди зимой ходят без головного убора, так как считают это «модным», «удобным», «все так ходят»…

  1. Цель и задачи

Цель:

Изучив способы влияния, найти возможность применения полученных знаний с пользой в рамках школы, а также изготовить и распространить буклеты с названием: «Как не стать жертвами толпы или опасного влияния».

Задачи:

1.  Сбор и обработка информации;

2.  Проведение опросов и экспериментов;

3.  Анализ полученных результатов;

4.  Построение диаграмм;

5. Подготовка и проведение семинара за круглым столом;

6. Применение принципа авторитета, для оказания помощи учащимся с проектом «Музыка здорового человека», во влиянии на директора школы, с целью изменения физкультурной паузы;

7. Подведение итогов и распространение буклетов;

8. Защита проекта

  1. Гипотеза

Внушаемость[2] – «это степень чувствительности, восприимчивости к внушению. Для каждого человека уровень внушаемости индивидуален. При внушении воздействие оказывается преимущественно на чувства и ожидается некритическое восприятие информации. Поэтому наиболее внушаемы дети. Женщины, как правило, намного эмоциональнее мужчин, и поэтому более внушаемы, чем мужчины».

Из этого следует, что можно предположить следующее: больше всех подвержены влиянию женщины, старики и дети!

Так как директором нашей школы является женщина, поэтому можно предположить, что попытка влияния на нее, применив принцип авторитета, с целью изменения физкультурной паузы, пройдет успешно.

  1. Деятельность в рамках проекта
  1. Опрос

После изучения заданной нами темы, используя различные источники информации (литература, Интернет), перешли к опросу учащихся, учителей, родителей и просто прохожих в городе.

Всего опрошено нами 1000 человек.

Вопросы:

  1. Легко ли Вы поддаетесь влиянию других людей?
  2. Оказавшись рядом с непредсказуемо настроенной толпой, Вы присоединитесь к ним или постараетесь отстраниться от нее?
  3. Как Вы думаете, люди, в каком возрасте больше остальных поддаются влиянию лидеров и масс?
  4. Как Вы думаете, какие люди по половой принадлежности больше поддаются влиянию?
  5. Когда-либо Вы оказывали влияние на других?

Диаграмма 1. Подверженность влиянию других людей

Из первой диаграммы следует, что большинство людей скорее подвержены влиянию, чем нет.

Диаграмма 2. Любопытство и самосохранение

Вторая диаграмма показывает, что чувство самосохранения увеличивается с накопленным жизненным опытом, независимо от пола.

Диаграмма 3.  Подверженность влиянию по возрастным признакам

Судя по полученным результатам, больше всех подвержены влиянию маленькие дети и с небольшим отставанием люди старше 41 года.

Диаграмма 4. Подверженность влиянию по половой принадлежности

Результаты четвертой диаграммы показывают, что женщины подвержены влиянию чуточку больше, чем мужчины.

Диаграмма 5. Способность влиять на других

В целом, судя проведенному опросу, выдвинутая гипотеза должна подтвердиться полностью. Но что покажет эксперимент?

  1. Эксперимент

После проведения опроса и обработки полученных данных, приступили к поиску в Интернете, интересующих и подходящих для нашего проекта экспериментов. Мы нашли много видео роликов, но провести их в рамках школы практически не возможно. Поэтому решили придумать подобные, но на свой лад, при этом, во время каждого эксперимента велись подсчеты с учетом возраста и пола участников.

Вся экспериментальная деятельность основана на трех из  шести принципов манипулирования массами, которая изложена в книге Зигмунда Фрейда  «Основные принципы психоанализа»[3].

а) Во время проведения смотра художественной самодеятельности в актовом зале, мы заранее подговорили двух учащихся (которые должны были первыми начинать хлопать в нужный и не нужный момент), а сами считали и делили по возрасту и полу подхвативших за «провокаторами». Этот эксперимент можно отнести к принципу заразительности. Результаты сводим в диаграмму.

Диаграмма 6. Принцип заразительности

б) Во втором случае мы использовали принцип последовательности. Предлагаем всем желающим чудеснейшим способом поднять настроение, но для этого необходимо сделать 3 «шага». Первый – улыбнуться, второй –  похлопать в ладоши. Предположительно, что первые два шага просты и понятны, поэтому практически все участники эксперимента их выполнят сразу. Третий шаг, предложенный нами, будет глупым и неожиданным, но по вышеуказанному принципу большинство последует ему. Третий – взять себя за уши и подергать легонько 3 раза. На Диаграмме 7. видно, что и принцип последовательности действует. При этом хотим отметить, что настроение у всех действительно поднялось.

Диаграмма 7. Принцип последовательности

Применив принцип авторитета, нам удалось совместно с учащимися, которые работали над проектом «Музыка здорового человека», повлиять на директора школы и с 11 января у нас проводится физкультурная пауза по-новому!

  1. Семинар за круглым столом

Воспользовавшись работой В. М. Бехтерева  «Внушение и его роль в общественной жизни»[4], для себя выделили такое интересное явление, как исцеление посредством внушения, убеждения и самовнушения. Владимир Михайлович подробно описывает примеры «чудеснейших» исцелений людей в различные периоды истории. Именно с данной темы открыл семинар учитель физической культуры Половиков В.В..

За круглым столом было предложено обсуждение возможного использования методов внушения, убеждения и самовнушения в учебном процессе, как учителями, так и учащимися.

Ученицы 11 «А» класса Коняшина Елена и Лыкова Влада выступили с докладами «Способы полезного влияния и управления массами людей», «Энергетические матрицы толпы», а руководитель проекта раскрыл тему: «Как не стать жертвой толпы». После каждого доклада было обсуждение. В завершении участники семинара предложили свои идеи связанные со  способами воздействия на человека или массу людей с пользой в рамках школы.

На фото самые активные участники семинара.

  1. Ожидаемые результаты

Благодаря объединенным усилиям нашего проекта и учащимися, работавшими над проектом «Музыка здорового человека» нам удалось кардинально изменить в школе физкультурную паузу. На сегодняшний день все учителя и учащиеся довольны новым вариантом проведения зарядки. Здесь необходимо отметить, что удалось не только повлиять на решение данного вопроса, но самое главное – использовать методы воздействия с пользой! Ребята, посетившие семинар, на тренингах и в обсуждении показали свою заинтересованность, а значит, лучше усвоили материал по теме: «Как не стать жертвой толпы».

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Над проектом мы работали в течение 1 года. За это время провели опрос 1000 человек разного возраста и пола. Изучили принципы влияния и внушения, правила поведения в толпе, как в замкнутом, так и в открытом пространстве. Применили свои знания на практике, повлияв на решение директора школы в отношении изменения физкультурной паузы. Подготовили и организовали семинар за круглым столом со всеми желающими учащимися и учителями в школе, где раскрыли ряд тем: «Внушение и его роль в общественной жизни», «Способы полезного влияния и управления массами людей», «Энергетические матрицы толпы» и «Как не стать жертвой толпы». Всем участникам очень понравились темы обсуждения и тренинги. В завершении было предложено проводить подобные семинары каждый год.

VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Фрейд З. Основные принципы психоанализа.— М.; Киев, 1998.
  2. http://vozdeistvie.ucoz.ru/publ/1-1-0-57
  3. http://psyfactor.org/lib/behterev.htm. В. М. Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни»
  4. Мудрые мысли. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008. – 320 с.

5. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу: Сборник.— Мн.: Попурри, 1998.— с. 324-491.

6. Фрейд З. Психоаналитические этюды // Фрейд З. Психоаналитические этюды.— Мн.: Попурри, 2003.— с. 525-566.

7. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд З. Психология бессознательного.— СПб.: Питер, 2002.— с. 113-180.

8. Фрейд З. Основные принципы психоанализа.— М.; Киев, 1998.

9. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятий бессознательного в психоанализе // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль.— М., 1994.— с. 29-34.

10. Фрейд З. Сопротивление против психоанализа // Фрейд З. Психоаналитические этюды.— Минск, 1997.— с. 525-535.

11. Г. Ле Бон. Психология народов и масс.— Макет, СПБ,1995.

12. http://www.stavsu.ru/page.aspx?path=student&idpage=792

13. Свияш Александр. Открытое подсознание. Как влиять на себя и других. Легкий путь к позитивным изменениям – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 379 с.


[1] Фрейд З. Основные принципы психоанализа.— М.; Киев, 1998. 

[2] http://vozdeistvie.ucoz.ru/publ/1-1-0-57

[3] Фрейд З. Основные принципы психоанализа.— М.; Киев, 1998.

[4] http://psyfactor.org/lib/behterev.htm. В. М. Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изучение влияния ионов Pb2+, Cu2+, Al3+ , Cl- и H+ на стартовые процессы прорастания семян фасоли". Исследовательская работа по химии.

Работа содержит не только интересный материал про кислотные дожди, но и результаты опытов....

Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...

Влияние вредных привычек на развитие плода документ

Работа на областной конкурсна тему "Влияние вредных привычек на развитие плода. Работа выполнена учиницей 10 класса Ворониной Р . Работа заняла на 1 Областном конкурсе школьных работ "Питайся правильн...

Влияние пищевых добавок на организм человека (документ)

Авторы работы учащиеся 9 класса МБОУ Верх- Чикская СОШ Шунькова Анна и Савельева Екатерина. Работа написана на научно-практическую конференцию "Первые шаги в науку" -2009 год. Заняла второе место в пе...

Влияние пищевых добавок на организм человека 1 часть

презентация к документу Влияние пищевых добавок первая часть. Продолжение следует Работа заняла 2 место в номинации "Лучшая презентация"  1-го областного конкурса "Питайся правильно - будешь здор...

Влияние пищевых добавок на организм человека 2 часть

Это вторая часть презентации Влияние пищевых добавок на организм человека. Презентация создана учащимися Шуньковой Анной и Савельевой Екатериной . Заняла второе место в номинации"Лучшая презентация" и...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...


 

Комментарии

Интересный проект.