Работа с детьми с признаками одаренности.
статья по психологии на тему

Эта статья об организации идентификации детей с признаками одаренности. К статье приложена презентация и рекомендации для классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skalina.docx23.92 КБ
Microsoft Office document icon blank_odarennost_2003.doc61 КБ
Microsoft Office document icon rekomendacii.doc33.5 КБ
Файл odarennost.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Выявление одаренных детей, как важнейшее направление работы современных образовательных учреждений.

Скалина С.Ю.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Ляховская средняя общеобразовательная школа Меленковского района Владимирской области.

Совершенствование системы  обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками сум мой знаний. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. На передний план выдвигается работа с одаренными детьми.

 Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.

30 ноября 2010 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ

подчеркнул важность раскрытия способностей каждого ребёнка и максимальной подготовки его к выбору профессии: «Возможность развивать

свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости  от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства  семей» [3].

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.[3].

Проблема детской одаренности давно исследуется в психологии.  В качестве способа исследования используются различные методы. Корни  теряются в древности. Уже в древнем Египте, чтобы допустить человека к обучению искусству жреца, его подвергали системе определенных испытаний. [2].

 Чтобы понять, как строить свою работу с одаренными детьми, следует знать, что представляет собой феномен способностей и как с научных позиций объясняется их развитие.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющим у него знаниям, умениям и навыкам. Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются задатки, т.е. анатомно-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. [5].

В психологии различают общие и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например, к тем или иным видам искусства, к языкам, математические. Технические и другие. [5].

Исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей [1]:

  1. Учащиеся с ранним подъемом интеллекта. Для них характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Как правило, такие дети к 3-4 годам обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются какой-либо областью знаний и далеко продвигаются в ней. Возможно, что одно увлечение сменится другим. Но постоянно остается неудержимое стремление к умственным занятиям, умственной нагрузке.
  2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные) или формальные качества ума. Позже они проявляют себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
  3. Дети с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и прочее.

Работа по выявлению одаренных детей в нашей школе основано именно на этих трех категориях и предполагает наличие некоторых базовых, центральных моментов работы.

Одаренные дети очень разные, непохожие друг на друга. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими склонностями, способностями и возможностями. Чтобы обнаружить одаренных детей, не обязательно проводить глубокое психологическое исследование. Достаточно уметь беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей.

За основные методы исследования детской одаренности мы взяли наблюдение и экспертную оценку. Учитель наблюдает за ребенком. Наблюдения подкрепляются данными результатов тестирования (методический комплекс Ясюковой, анкета для оценки уровня школьной мотивации Калининой  и Лукьяновой, опросник креативности Рензули, экспертная оценка психологического статуса, интеллектуальные тесты на разных возрастных этапах, методика определения задатков и склонностей личности Симонова В.П.).

Учитель отслеживает следующие показатели:

  1. Способности к обучению.
  2. Мотивационно-личностные характеристики.
  3. Творческие способности.
  4. Специальные способности.
  5. Потенциальные способности.

Результаты заносит в листы ответов «Экспертная оценка способностей детей» и «Экспертная оценка психологического статуса».

Лист ответов «Экспертная оценка способностей детей».

Ф.И.О.

Класс

Категория одаренности

Уровень креативности

Особые способности по изучаемым предметам

Примечание

Интеллектуальная

Специальная

Потенциальная

математика

Русский язык

Литература

География

и так далее

1

Учителя предметники выделяют детей, которые по их предметам имеют особые способности.

Практически все исследователи одаренности сходятся на том, что для работы с одаренными детьми необходим специально обученный педагог, отвечающий повышенным требованиям.  Педагог,  чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями, должен обладать следующими профессиональными качествами[4]:

  1.  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
  2. Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
  3. Умение координировать свои действия с действиями родителей.
  4. Умение консультировать родителей и учащихся.
  5. Профессиональная зрелость.
  6. Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
  7. Эмоциональная стабильность.
  8.  Способность к самоанализу.
  9. Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
  10. Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

После идентификации, очень важным является то, с каким сопровождением столкнется каждый одаренный ребенок.

Нервная система ребенка неустойчивая, возможности детского мозга ограничены. Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребенка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития. Чрезмерная настойчивость взрослого могут убить у ребенка охоту к познанию нового, деформировать его способности.

Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.

Таким образом, одновременно с реализацией стандарта общего образования в учебных учреждениях должна быть выстроена  система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Список литературы.

  1.  Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «МОДЭК»,1997.
  2. Общая психология:курс лекций для первой ступени обучения педагогического образования\состав.Рогов Е.И.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.
  3.  Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // «Российская газета» – Федеральный выпуск № 5350 (271) от 1 декабря 2010 г. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html.
  4. Перегудова Н.Г. Одаренные дети, их выявление, обучение и развитие//[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article 
  5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.-СПб.:Питер,2001.


Предварительный просмотр:

Бланк оценки характеристик одаренности _____ класса за ______________ уч.г.

Ф.И. уч-ся

Категория одаренности

Предметы

Уровень креативности

Примечание

интеллектуальная

специальная

потенциальная



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ляховская СОШ»

Рекомендации для классных руководителей по организации работы с детьми с признаками одаренности.

Составлены зам. директора по ВР Пигасовой Е.Ю. и

педагогом–психологом Скалиной С.Ю.

       

30 ноября 2010 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул важность раскрытия способностей каждого ребёнка и максимальной подготовки его к выбору  профессии: «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости  от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей».        

      http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. 

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. 

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. 

Одаренность - понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Категории одаренности.

      Учащиеся с ранним подъемом интеллекта.

        Для них характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Как правило, такие дети к 3-4 годам обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются какой-либо областью знаний и далеко продвигаются в ней. Возможно, что одно увлечение сменится другим. Но постоянно остается неудержимое стремление к умственным занятиям, умственной нагрузке.

      Дети со специальными способностями .

        Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные, лидерские и т.д.) или формальные качества ума. Позже они проявляют себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

Дети с потенциальными признаками одаренности.

          Они не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и прочее. У таких детей обычно высокий уровень креативности.

 

 

  Основные методы исследования детской одаренности в нашей         школе - наблюдение и экспертная оценка.

    Учитель наблюдает за ребенком и отслеживает следующие показатели:

     - Способности к обучению.

     - Мотивационно-личностные характеристики.

     - Творческие способности.

     - Специальные способности.

     - Потенциальные способности.

      Наблюдения подкрепляются данными результатов тестирования (методический комплекс Ясюковой, анкета для оценки уровня школьной мотивации Калининой  и Лукьяновой, опросник креативности Рензули, экспертная оценка психологического статуса, интеллектуальные тесты на разных возрастных этапах, методика определения задатков и склонностей личности Симонова В.П.).

         Педагог,  чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями, должен обладать следующими профессиональными качествами:

-  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

- Умение координировать свои действия с действиями родителей.

- Умение консультировать родителей и учащихся.

- Профессиональная зрелость.

- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

- Эмоциональная стабильность.

-  Способность к самоанализу.

- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

- Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

           Формы работы с детьми с признаками одаренности:

  - индивидуальное сопровождение (наблюдение, беседы и т.д.);

  - занятия на факультативах;

  - кружки по интересам;

  - участие в конкурсах;

  - участие в олимпиадах;

  - занятия на элективных курсах;

  - интеллектуальные марафоны, игры, научные конференции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с признаками одаренности: выявляем, развиваем и сохраняем. Педагог-психолог МБОУ Ляховская СОШ Скалина С.Ю. 2012 г.

Слайд 2

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень

Слайд 3

30 ноября 2010 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул важность раскрытия способностей каждого ребёнка и максимальной подготовки его к выбору профессии: «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей». http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html .

Слайд 4

Лейтес Н.С.

Слайд 5

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 6

Учащиеся с ранним подъемом интеллекта

Слайд 7

Для них характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Как правило, такие дети к 3-4 годам обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются какой-либо областью знаний и далеко продвигаются в ней. Возможно, что одно увлечение сменится другим. Но постоянно остается неудержимое стремление к умственным занятиям, умственной нагрузке.

Слайд 8

Дети со специальными способностями

Слайд 9

Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные, лидерские и т.д.) или формальные качества ума. Позже они проявляют себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

Слайд 10

Дети с потенциальными признаками одаренности

Слайд 11

Они не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и прочее. У таких детей обычно высокий уровень креативности.

Слайд 12

Основные методы исследования детской одаренности в нашей школе - наблюдение и экспертная оценка. Учитель наблюдает за ребенком и отслеживает следующие показатели: - Способности к обучению. - Мотивационно-личностные характеристики. - Творческие способности. - Специальные способности. - Потенциальные способности.

Слайд 13

Наблюдения подкрепляются данными результатов тестирования (методический комплекс Ясюковой, анкета для оценки уровня школьной мотивации Калининой и Лукьяновой, опросник креативности Рензули, экспертная оценка психологического статуса, интеллектуальные тесты на разных возрастных этапах, методика определения задатков и склонностей личности Симонова В.П.).

Слайд 14

Лист ответов « Экспертная оценка способностей детей » . № Ф.И.О. Класс Категория одаренности Уровень креативности Особые способности по изучаемым предметам Примечание Интеллектуальная Специальная Потенциальная математика Русский язык Литература География и так далее 1

Слайд 15

Педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями, должен обладать следующими профессиональными качествами: Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности. Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики. Умение координировать свои действия с действиями родителей. Умение консультировать родителей и учащихся. Профессиональная зрелость. Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми. Эмоциональная стабильность. Способность к самоанализу. Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора. Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Слайд 17

Формы работы с детьми с признаками одаренности: - индивидуальное сопровождение(наблюдение, беседы и т.д.); - занятия на факультативах; - кружки по интересам; - участие в конкурсах; - участие в олимпиадах; - занятия на элективных курсах; - интеллектуальные марафоны, игры, научные конференции

Слайд 18

После идентификации, очень важным является то, с каким сопровождением столкнется каждый одаренный ребенок. Нервная система ребенка неустойчивая, возможности детского мозга ограничены. Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребенка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития. Чрезмерная настойчивость взрослого могут убить у ребенка охоту к познанию нового, деформировать его способности. Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.

Слайд 19

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми, проявляющими признаки общей одарённости

В общеобразовательных учреждеениях обучаются самые разные дети. Кто - то проявляет с первых же дней хорошие языковые способности, у кого - то хорошая память и т.д. Развивать нужно любые способности. Д...

Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одаренности

Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одаренности.Выступление на конференции краевого уровня с международным участием...

Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности

Представлена структурно-функциональная модель организации работы с детьми с признаками одаренности...

Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования

Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования...

План работы с детьми имеющими признаки одаренности

План работы с детьми имеющими признаки одаренности...