Современные методы работы с учащимися, проявляющими признаки одаренности
статья на тему

Зайцева Елена Расульевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

        Зайцева Елена Расульевна

МОБУ гимназия №1 г. Мелеуз РБ

Современные методы работы с учащимися,

проявляющими признаки одаренности

Одна из главных проблем совершенствования современной системы образования – раннее выявление и обучение детей проявляющих признаки одаренности. При этом нельзя смешивать понятия «одаренный ребенок» и «способный, продвинутый ребенок». В первом случае речь идет об особых способностях детей в какой-либо определенной области – это так называемые «вундеркинды». Они часто обладают хорошей памятью, логическим и творческим мышлением. Существует  необходимость учитывать их природные задатки и развивать соответствующие способности. Такие дети есть в каждом учебном заведении, что часто создает необходимость учитывать их индивидуальные способности и возможности при дифференцированном подходе.

Во втором случае мы говорим о детях с признаками общей одаренности, оцениваемой по принципу «учатся как все». Для них характерно успешное развитие в системе дополнительного образования. Многие педагоги для успешной работы с одаренным ребенком пытаются найти его сильную сторону, дать ему возможность проявить себя, насладиться своим успехом. «Проявиться» - значит отступить от школьной программы, выйти за ее рамки, самостоятельно выбрать сферу деятельности и двигаться вперед.

В своей педагогической деятельности мы занимаемся  развитием и воспитанием детей, проявляющих признаки одаренности, что приносит свои плоды. Наши учащиеся являются победителями олимпиад разного уровня, творческих конкурсов, научно-практических конференций.

Нашаработу с одаренными детьми состоит из следующих этапов:

1 этап. Выявление детей с признаками одаренности. Прежде всего, такие ребята имеют ряд особенностей, таких как: любознательность, настойчивость в поиске ответа, склонность к размышлениям, умении схватывать главное.

2этап. Развитие интеллектуальных способностей на уроках. Практикуем на занятиях решение логических задач, работу с источниками, задания определяющего типа, создание проектов.

3 этап. Развитие способностей во внеурочной деятельности (это участие в исследовательской деятельности, конкурсах сочинений, эссе, изготовление макетов, проведение тематических классовых часов, работа детей в качестве экспертов).

4 этап. Формирование навыков самообразования. Такую возможность предоставляет сеть Интернет, а именно цифровые образовательные ресурсы, интерактивные демонстрации, виртуальные модели, тренажеры.

Методы и формы работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы и со всеми учащимися в классе и в то же время отличаются  определенным своеобразием.

В нашей практике мы используем следующие формы работы:

- уроки-практикумы (работа с источниками, фотографиями из истории школы, газетными статьями, плакатами);

- уроки с элементами ролевой деятельности (выступление в роли учителя, организация работы в группах, составление заданий классу);

- уроки-конференции (обобщение материала, углубление знаний по наиболее важным проблемам, конкретизация и детальное осмысление основных выводов и ключевых положений);

- уроки освоения новых знаний в форме путешествий, турниров, выполнение познавательных заданий);

- внеклассные мероприятия (проведение групповых игр, КВН, конкурсов рисунков и поделок.

-проведение олимпиад как способа определения глубины интереса ребенка к предмету, выявлению особых способностей к изучению определенной предметной области. Примером могут быть олимпиады Всероссийские дистанционные олимпиады Центра одаренности г.Перми это Молодежные чемпионаты, в этом году мы открыли для себя Акмуллинскую олимпиаду по теме «Участие народов Башкортостана в Первой  мировой  войне»,  Московскую интернет олимпиаду по истории и обществознанию, республиканскую олимпиаду Кубок Гагарина, где наши учащиеся становились победителями и призерами муниципальных и региональных этапов  

Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными детьми, мы  убедились,что для современной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Список использованной литературы и источников.

  1. Алексеева Э.А. инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом//Интернет-журнал Эйдос. – 2007.
  2. Амосова Л.Е. работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
  3. Баранов П.А. Воронцов А.В. подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1.С.40.
  4. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя/ Н.Б. Шумякова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумяковой – М., Просвещение 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми с признаками одаренности.

Эта статья об организации идентификации детей с признаками одаренности. К статье приложена презентация и рекомендации для классных руководителей....

Доклад на тему "Работа с учащимися, проявляющими интерес к химии"

В докладе рассмотрены методы работы с детьми, заитересованными в полдучении дополнительных знаний по химии и с одаренными детьми; представлен опыт работы....

Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Материал представлен как результат работы с одаренными детьми....

Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике

Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике...

Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности

Представлена структурно-функциональная модель организации работы с детьми с признаками одаренности...

Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования

Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования...

План работы с детьми имеющими признаки одаренности

План работы с детьми имеющими признаки одаренности...