Нравственное воспитание учащихся.
методическая разработка по психологии (6 класс) на тему

Грунина Ирина Геннадьевна

Данный материал содержит рекомендации по воспитанию детей в классном коллективе в духовно-нравственном направлении. Приводятся примеры из опыта работы, приемы воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

              Нравственное воспитание учащихся.

                               (Из опыта работы)                                                                                   Классный               руководитель           ГРУНИНА И.Г.

                 

                                                    МБОУ «Мумринская СОШ» 2012 год.

“Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

                Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.

              В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

                 Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

              Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности  я обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

  В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание  без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

                 В моей  работе  есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции нашей школы. Всю свою воспитательную программу основываю на Программе воспитательной деятельности Мумринской  СОШ, которая носит название «Личностно-ориентированный подход к воспитанию школьников». Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению. На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  2. Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  3. Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  4. Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  5. Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  7. Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

Основные положения моей воспитательной системы:

  1. Индивидуальный подход в воспитании.
  2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.
  3. Системность в работе. 

         Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, происходящий на  уроках и во внеурочное время. Наряду с традиционными классными часами, я в своей работе использую методы беседы и диспутов, на которых ребята обсуждают реальные события, происходящие в стране, лично с ними, их родными и близкими людьми.

            Притчи как метод нравственно – духовного воспитания.    

            Игра – метод нравственного воспитания ( сердечко честности, нити единства, круг уважения и т.д.).

          Экскурсии, походы, совместные поездки с родителями по музеям и историческим местам, поздравления с национальными праздниками, участие в трудовых благотворительных акциях.

         

         Мои дети растут и взрослеют. Они покинут стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся теплыми и доверительными.

       Классное руководство  для меня – потребность, порой трудоемкая и тяжелая, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики /из опыта работы/

В этой статье рассматриваются: аспекты духовно-нравственного воспитания;   пути их реализации как на уроках физики, так и...

Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания учащихся.

В данной статье раскрываются возможности использования на уроках физической культуры игры баскетбол для развития физических и нравственных качеств учащихся....

Презентация на тему; Нравственное воспитание учащихся. Типы уроков и виды внеурочной деятельности

На уроках "Духовное краеведение Подмосковья" обучающиеся работают над своей душой. Данный предмет помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысл жизни на примере жизнеописания святых и г...

Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г....

Нравственное воспитание учащихся через воспитание уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале

Одним из основных направлений в нравственном воспитании человека я считаю воспитание любви и уважения к Матери.         По моему, человек, любящий и уважающий с...

Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"

1)      Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2)      Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит...

Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"

Патриотизм - это ощущение ценности, необходимости для жизни каждого человека его включения в большую индивидуальность народа или, с другой стороны - инстинкт самосохранения народной индивидуальности. ...