Перспективный план работы педагога-психолога
календарно-тематическое планирование по психологии по теме

Лисова Светлана Владимировна

Примерный вариант  анализа работы и перспективнорго планирования работы педагога-психолога в модели "организатор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ps-12-13.rar34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района

АНАЛИЗ

Работы психологической службы за 2011-2012 учебный год.

1. Общие цели и задачи деятельности в 2011-2012 учебном году:

Модель деятельности – «организатор».

Имеется необходимая нормативно-правовая основа для функционирования психологической службы:

  1. Нормативные правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующие деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.;
  2. Нормативные документы образовательного учреждения.

-контроль за качеством деятельности психологической службы школы осуществляется администрацией школы.

Психологический кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение, включает следующие зоны:

зона организационно-методической деятельности педагога-психолога, имеются в наличии;

  1. рабочее место педагога-психолога (письменный стол, стул, компьютерный комплекс, запирающийся шкаф);
  2. документация (нормативная, специальная, организационно-методическая);
  3. литература и печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности;
  4. коррекционно-развивающие программы;
  5. программы обработки и анализа данных, полученных в результате диагностических обследований и т.д.;
  6. 2) зона взаимодействия с педагогами и родителями (для формального и неформального общения, психологического консультирования) имеет:
  7. комплект мягкой мебели и журнальный стол;
  8. анкетные бланки, бланки опросников, тестовый материал;
  9. литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, по вопросам семейных взаимоотношений;
  10. литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития детей, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др.;
  11. распечатки с играми и упражнениями для занятий в домашних условиях и в образовательном учреждении;

3)зона взаимодействия с детьми включает:

  1. столы, , стулья различной высоты);
  2. ковровое покрытие на полу, подушки и мягкие игрушки;
  3. стимульный материал к диагностическим методикам и тестам, раздаточный материал для коррекционных и развивающих занятий в соответствии с возрастной дифференциацией;
  4. материал для творческой деятельности детей и подростков (бумага, цветные и простые карандаши, фломастеры, краски, пластилин и др.);

Систематически осуществляется пополнение стимульного и раздаточного материала, пополняются банк диагностических методик, библиотека методической литературы, электронных методических пособий.

Целью  работы в 2011 – 2012 году было:

обеспечение условий для полноценного психологического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.

Задачи:

  1. сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
  2. содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;
  3.  осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психологической помощи руководителям, педагогическим работникам и родителям;
  4. определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
  5. оказание необходимой срочной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях образовательного учреждения;
  6. проведение адаптационных мероприятий с обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
  7. определение готовности детей к обучению в школе; переход из начального звена в среднее;
  8. профориентационная работа в старших классах;
  9. разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем;

      Работа психолога включала в себя следующие направления деятельности:

  1. Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно - познавательной деятельности,
  2. Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся,
  3. Профилактика девиантного поведения и правонарушений.
  4. Работа с педагогическим коллективом (профилактика профессионального выгорания);
  5. Работа с родителями.
  6. Психологическое сопровождение опытно – экспериментальной работы школы.

2. Анализ профессиональной деятельности по направлениям.

2.1.Диагностическая деятельность

Сравнительный анализ результатов психодиагностических исследований

Сложившийся опыт работы психолога позволяет выделить следующий алгоритм  диагностической деятельности психологической службы:

  1. адаптированность к условиям школы (ДОУ) на разных этапах обучения

-По данным диагностики, все обучающиеся 1 класса к окончанию первого  полугодия успешно адаптируются к школе;

  1. мотивация (потребность в познании и в учебных достижениях)
  2. Уровень (школьной) тревожности

По итогам диагностики состояния дошкольной и школьной готовности  в течение последних трех лет наблюдается устойчивая положительная динамика.

( используется методика определения школьной готовности Семаго М.)

Данные на начало учебного года :

Учебный год

Уровень дошкольной готовности,

Ноябрь, в %%

 Уровень школьной готовности,

Май, в %%

(вып ДОУ)

Уровень школьной готовности

Сентябрь, в %%

(все 1-классники)

2008-09 уч. год

готовы

19%

41%

70%

Условно готовы

31%

47%

30%

Условно не готовы, не готовы

50%

12%

0

2009-10 уч. год

готовы

29%

76%

77%

Условно готовы

50%

12%

16%

Условно не готовы, не готовы

21%

12%

7%

2010-11 уч. год

готовы

67

83

72

Условно готовы

31

17

28

Условно не готовы, не готовы

12

0

0

2011-12 уч. год

готовы

76

72

Условно готовы

24

16

Условно не готовы,

0

12

не готовы

0

0

По результатам диагностических исследований,  в течение 2008-11гг.

 к середине 2 четверти все учащиеся 1 класса успешно адаптируются

к обучению в школе:

Уровень адаптации

1-классников

высокий

средний

низкий

2008-09 уч.год

75%

25%

0

2009-10 уч.год

82%

18%

0

2010-11 уч.год

79%

21%

0

2011-12 уч.год

68%

32%

0

-Учащиеся 5 класса  к концу 1 четверти демонстрируют развитие способности к произвольной регуляции своего эмоционального состояния в ситуации неопределенных учебных требований, т. е. достаточно успешно адаптируются к обучению в среднем звене;

-Учащиеся 10 класса демонстрируют высокую групповую сплоченность и   оптимальный уровень учебной мотивации: количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации-54%, средним уровнем-46%.
В том числе:

средний уровень напряженности, адекватный самоконтроль

17%

уровень напряженности ниже среднего, реальная оценка своих возможностей

66%

низкий уровень напряженности

17%

Что соответствует оптимальному уровню адаптации в старшем звене.

-Исследование учебной мотивации учащихся 6-8 классов проводилось в 2011-12учебном году с использованием  методики- анкета «Методика изучения мотивации учения подростков». Были получены следующие результаты:

6 класс

7 класс

8 класс

количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации

92%

77%

13%

количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации

8%

23%

75%

– количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации

0%

0%

12%

количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения

72%

65%

25%

количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения  

28%

35%

25%

количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения

35%

12,5%

количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении

                

42%

37,5%

-Наблюдается резкое падение числа учащихся с высоким уровнем учебной мотивации  в 8 классе . Следует отметить, что у большинства учащихся сформирована внутренняя мотивация учения, однако количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, сравнительно невелико (от 42% в 7 классе до 37% в 8 классе), что, очевидно,  и является ведущим показателем, проявляющемся в учебной деятельности учащихся.

Полученная информация позволила педагогам более предметно обсудить проблемы учебной мотивации учащихся и выбрать наиболее эффективные методы ее повышения.

В 4 классе в течение года проводился курс развивающих занятий, подготавливающих учащихся к переходу в среднее звено, получены следующие результаты:

Уровень развития умственных способностей

На  начало уч. года

На конец уч.года

выше нормы

8 %

21 %

средняя норма

67%

65%

ниже нормы

16%

13%

низкий

9%

0.0%

В  9 и 11  классах  в течение учебного года  проводились  развивающие занятия по снижению тревожности при подготовке к итоговой аттестации.

Сравнительные данные средних значений показателей уровня школьной тревожности позволяют сделать вывод о положительном влиянии развивающих занятий в течение учебного года:

Среднегрупповые значения общего уровня школьной тревожности, %%

4 класс

5 класс

На начало2011-12 учебного г.,

56

61

По окончании цикла развивающих занятий

30

42

2.2.Психологическое просвещение и профилактика

Педагог-психолог организует совместную работу с педагогами на педсоветах, семинарах, участвует в работе школьных  методических объединений педагогов-предметников с целью психологического просвещения педагогов  и повышения их психологической компетентности  и психологической профилактики явлений дезадаптации у учащихся.

Коррекционно-развивающая работа психолога организуется на классных часах, тренинговых занятиях, в виде кружков.

Кроме этого, в течение всего года проводятся индивидуальные встречи с учащимися, учителями и родителями по запросам или по выявленным в ходе работы психолога с классами индивидуальным проблемам.

Работа с родителями осуществляется  в форме интерактивных встреч на родительских собраниях, индивидуальных консультаций, на занятиях родительского всеобуча ( тематика бесед и интерактивных встреч с психологом включена в план родительского всеобуча)

Обновление информации на психологических стендах для родителей и педагогов осуществляется один раз в месяц, по итогам проведения Недели психологии оформлена презентация

2.3.Развивающая и коррекционная работа

На основе психодиагностических исследований проводились коррекционные занятия с группами  учащихся 1, 5 классов

- с учащимися 1 класса проводились занятия по коррекции процессов внимания и произвольности, в результате занятий имеет место положительная динамика процессов:  концентрации, переключаемости, точности, продуктивности внимания.

- с учащимися 5 класса проводились занятия по коррекции общения и снижению агрессивности, имеет место незначительное снижение проявлений агрессии, ребята стали  ближе друг  к другу;

Большое внимание уделяется психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Создана программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся, в соответствии с которой организован процесс информирования учащихся о создаваемой системе профильного обучения. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии. Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование.

В рамках профильной подготовки учащихся 10 кл. диагностическое исследование (методика ДДО, опросник Голланда) показало, что большинство учащихся выбирают профессии типа «Человек – человек».

Для учащихся 8 классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. Было проведено анкетирование по профильной ориентации восьмиклассников. В анкетировании участвовали  16  учащихся 8 – го класса. Из них только 4 учащихся уже выбрали свою будущую профессию, знают содержание этой профессии. Поэтому в помощи профконсультанта нуждается большая часть восьмиклассников.

Тем не менее учащиеся 8 –х классов уже задумываются о выборе своего дальнейшего образования.

Из полученных результатов видно, что учащиеся 8  класса знают о введении профильного обучения, возможности выбирать профиль, готовы выбрать профиль своего будущего обучения, но еще не готовы сделать выбор своей будущей профессиональной деятельности. И в этом плане большинство учащихся нуждаются в профессиональной помощи профконсультанта.

Исходя из полученной информации в результате анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь психолога.

Работа по развитию творческого потенциала личности учащихся, работа с одаренными детьми.

В течение года проводилось исследование творческого воображения и мышления среди учащихся начального и среднего звена. По итогам диагностирования, а также анализа учебной деятельности учащихся были выявлены наиболее способные ребята, для них составляются индивидуальные программы  психологического сопровождения по развитию уровня творческого мышления, осуществление которых планируется продолжить в течение следующего учебного года.

Исследование креативности  позволило выявить следующее:

Уровень креативности выше среднего

1класс

2 класс

3класс

4класс

5класс

6класс

чел

7

5

7

6

3

1

%%

28

33

35

20

25

16

С учетом полученных данных был скорректирован банк данных одаренных и способных учащихся школы. Даны рекомендации педагогам по составлению программ индивидуального сопровождения  способных обучающихся.

2.4. Консультативная деятельность

Велась по запросам педагогов, учеников, родителей. Основные направления консультационной работы:

  1. Поведенческие проблемы – 19% обращений. Из них: от преподавателей – 28%, от родителей – 72% обращений.
  2. Проблемы в межличностных отношениях – 22% обращений.
  3. Проблемы в эмоционально-волевой сфере – 19% обращений.
  4. Проблемы обучения и актуальный уровень развития– 22% обращений.
  5. Профессиональное консультирование  19% (обучающиеся).

2.5.Экспертная работа

Педагог-психолог осуществляет экспертную  деятельность:

Участие в работе консилиумов, педагогических советов, совещаниях по  готовности к школьному обучению, преемственности при переходе из младшего и  среднего звена.

Участие педагога-психолога в психологических  экспертизах

-участвует выпускных экзаменах , ГИА в 9 классах, ЕГЭ в 11 классах.

-педагог-психолог участвует в подготовке  решений педагогических советов, готовит и проводит тематические педсоветы ;

-участвует в составлении перспективных программ  развития школы,  долгосрочном и еженедельном планировании деятельности школы ,

2.6. Психолого-педагогическое сопровождение  ФГОС –один из важнейших аспектов деятельности педагога-психолога, осуществлялось по следующим направлениям:

Направления деятельности

педагога-психолога

Родители

Педагоги

Учащиеся

1 класса

Просветитель-

ская и профилактическая работа

Родительские собрания, оформление памяток для родителей,

Оформление стенда для родителей

ПМПК по готовности 1-классников к обучению, адаптации  учащихся,

Семинар с педагогами начальной школы по изучению методов мониторинга личностных и метапредметнах УУД обучающихся

Диагностическая деятельность

Анкетирование

«Готов ли Ваш ребенок к школе?» «Готовы ли Вы к школьному обучению вашего ребенка?», диагностика детско-родительских отношений. Диагностика потенциала семьи в плане помощи ребенку в освоении УУД

Анкетирование базовых знаний об УУД в педагогической деятельности

Диагностика познавательных процессов, коммуникативных умений, готовности к обучению в школе - 1 классы.

Диагностика процесса адаптации к школе.

Диагностика мотивации

Коррекционно-развивающая работа

Психологические мастерские

«Детско-родительские отношения»

Тренинг успешности в новом виде деятельности. Работа с сопротивлением

-В ходе адаптационных занятий для 1-классников используется программа Овчаровой  Р.В. Основы коммуникации

Консультативная деятельность

Индивидуальные  консультации по результатам диагностических исследований по запросам

Индивидуальные  консультации по результатам диагностических исследований

Определение индивидуальных образовательных траекторий с учетом проведенной диагностики

Экспертная работа

Участие в работе консилиумов, педагогических советов, совещаниях по  готовности к школьному обучению, преемственности при переходе из младшего и  среднего звена.

Заседание методического совета школы и администрации по составлению программ психолого-педагогического сопровождения внедрения инноваций в образовательный процесс.

Организационно-методическая работа

-анализ литературы и  разработка развивающих и коррекционных программ с учетом специфики каждой группы учащихся;

-планирование деятельности по профилактике школьной дезадаптации;

-подбор диагностического инструментария.

2.7. Организационно-методическая работа

Работа по самообразованию:

Участие в  семинарах, конференциях,

уровень

результат

Круглый стол «Психология образования: актуальные проблемы, перспективы развития»

Областной, ВИПКРО

участие

Конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС –методология, практика и  технология»

Областной, ВИПКРО

участие

Московский педагогический марафон учебных предметов, «День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования»

Межрегиональный  Москва

Сертификат

участника

Всероссийская конференция с  международным участием  «Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности

Владимир, ВИПКРО

Сертификат

участника

Областной семинар для педагогов-организаторов

«Формы внеурочной деятельности учащихся»

Региональный

МБОУ Зареченская СОШ

Подготовка семинара, участие в работе

Городской семинар «Система организации комплексной поддержки участников образовательного процесса, находящихся в сложной социально-психологической ситуации»

Г. Радужный

участие

Семинар «Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов»

Г.Владимир, ВИПКРО

участие

Семинар для педагогов нач. школы «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС

Г. Владимир, ВИПКРО

участие

 В течение 2011-12 учебного года приняла участие в муниципальном конкурсе педагогов социально-значимых профессий, диплом лауреата.

По итогам анкетирования в конце учебного года  педагоги подчеркнули необходимость и важность психологического сопровождения учебного процесса в целом, отметили реальную помощь психолога в работе с классом, родителями, в решении собственных профессиональных и личностных проблем.

Была поставлена задача изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации учителя с учениками, на групповых занятиях с детьми и подростками формируются соответствующие их возрасту социальные умения, рассматриваются проблемы, характерные для учеников определенного возраста, даются им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами.

Основными целями работы  на 2012-13 учебный год определяю:

1.Реализация в образовательном учреждении комплексного ncuxoлого-педагогического сопровождения  обучающихся в рамках ФГОС.

Цель сопровождения –  обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

2.Осуществление программы личностного роста и профессионального самоопределения учащихся старших классов.

3.Просветительская работа с педагогами, продолжение цикла тренинговых занятий по развитию творческого потенциала личности и профессиональной компетенции педагогов.

5.Просветительская и консультационная работа с родителями в рамках психологического сопровождения программы «Семья».

Педагог-психолог ____________С.В. Лисова.